Методическая разработка урока по Изо 6 класса "Натюрморт в технике коллажа".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
В конспекте урока указаны цели и задачи; какие наглядные пособия использованы для урока. Знакомство учащихся с техникой коллажа. Поэтапная разработка практической работы. Выставка детских работ: натюрморты в технике коллажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка конспекта урока 6 класса "Натюрморт в технике коллажа". | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
Государственная общеобразовательная школа №591 Невского района
Санкт-Петербурга
Методическая разработка урока
по программе Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
На тему: «Натюрморт в технике коллажа»
6 класс, 3 четверть.
Разработчик:
Остова Тамара Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
3 четверть: «Изображение человека и предметного мира».
Тема урока: «Натюрморт в технике коллажа».
Цель: расширить знания учащихся о натюрморте как самостоятельном жанре искусства.
Задачи:- познакомить учащихся с техникой коллажа, его историей развития;
- закрепление композиционных навыков;
- закрепление навыков изображения объемных форм в технике аппликации и усложнение их декоративными деталями;
- цветом передавать пространственные планы;
- развитие фантазии и художественного вкуса.
Зрительный ряд:
Репродукции с картин (Фламандские натюрморты, голландские натюрморты, П.Сезанн, А.Матисс; репродукции натюрмортов русских художников, коллажи художников)
Задание: на первом уроке происходит обсуждение и отбор с педагогом эскизов, их исправление, перевод в материал; на втором-
продолжается работа в материале (техника коллажа).
Материалы: бумага формат А3 или А4 (по выбору), клей ПВА, цветная бумага, журналы, открытки, репродукции натюрмортов, различные материалы, связанные с замыслом работы.
Ход урока
Организационный момент – 2 мин.
Актуализация опорных знаний- 3 мин.
III. Формирование новых знаний- 15 мин.
IV. Практическая работа- 20 мин.
V. Подведение итогов урока -5мин.
I. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Учитель: На какие группы делятся цвета?
Предполагаемые ответы детей: на теплые и холодные; на глухие и звонкие; на светлые и темные; на глухие и звонкие.
- Назовите, пожалуйста, дополнительные цвета и почему они так называются?
Предполагаемые ответы детей: красный и зеленый; желтый и фиолетовый… эти цвета, находясь рядом, дополняют друг друга по яркости.
- Какие вы знаете контрастные цвета?
Предполагаемые ответы детей: оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, зеленый и красный…
- Что такое композиция?
Предполагаемые ответы детей: композиция-это расположение предметов на листе, объединенных одной темой…
- Что такое натюрморт?
Предполагаемые ответы детей: натюрморт- это изображение неодушевленных предметов; это в переводе с французского «неживая натура»…
- Что такое аппликация?
Предполагаемые ответы детей: это способ наклеивания на какую-либо основу кусков разноцветной бумаги, картона, ткани и других материалов…
III. Нетрадиционные для создания художественных произведений материалы (скрепки, пуговицы, цепочки, булавки, ленточки, веревки, монеты, значки и т.п.), а также всевозможные природные материалы (ракушки, перышки, веточки, цветочки, водоросли, камешки, песок и т.п.) могут вдохновить художника для творческой деятельности.
Удивительные композиции можно создавать не только с помощью карандашей, кистей и красок, но и таким необычным способом: соединением нетрадиционных материалов.
Все богатство форм и красок окружающего мира, живой и неживой природы может испытывать художник для создания своей композиции. Такая техника называется коллаж.
Коллаж – (от франц. приклеивание, наклейка) –техника и вид изобразительного искусства, заключающиеся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.).
В отличие от аппликации, коллаж
допускает возможность примене-
ния объемных элементов в компо-
зиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, мо-
нет, пластинок, обуви, перчаток, вееров, шляп и др.). Причем
художник может комбинировать
разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и
коллаж, вводить коллаж в
красочный слой живописного
полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие
средства для воплощения замысла художника.
Коллаж получил особое распространение в 20 веке, но не является новейшим изобретением. Аналогичные приемы можно встретить в иконе, где сочетаются разнообразные материалы – живопись, золото нимбов и фона, богатый драгоценный убор, состоящий из тканых риз, басменных окладов ( показ репродукций икон, например, «Святой Георгий в житии»).
Или, например, в «Портрете молодого человека с медалью» С.Боттичелли вмонтировал гипсовый слепок настоящей медали.
Широкое применение коллажа началось во время стиля «модерн». И обращение к нему произошло не столько сознательно, сколько интуитивно в процессе поиска усиления декоративности звучания произведений.
Показательно в этом отношении творчество австрийского художника Густава Климта. Его картины напоминают собой пестрый ковер, в который вводятся различные материалы: фольга, ткани, серебряные нити, даже камешки. Многочисленные фрагменты, подобно мозаике, вспыхивают и мерцают ( показ репродукций с картин Г.Климта).
Поворотным этапом в области применения коллажа является обращение к этой технике художников-кубистов (показ репродукций с картин художников Пабло Пикассо и Жорд Брак).
В качестве образных средств в своих коллажах, как правило, используют печатный материал- газеты, обои, этикетки, иногда соломенную плетенку, куски объявлений, цифры.
Кубизм раскрыл возможности коллажа как техники. Не оставалось это нововведение в стороне и от русских художников. Его применяют А.Лентулов, К.Малевич, О.Розанова, Л.Попова и другие мастера.
Каждый находит свою индивидуальную манеру, излюбленные приемы. У В.Татлина коллаж выходит за плоскость картины и становится полускульптурой – контррельефом.
На протяжении последующего времени появляются многочисленные разновидности коллажа.
IV. Переходим к практической работе и определим этапы работы над коллажом:
В эскизе, сделанном на прошлом уроке, должна прорисовываться общая композиционная схема, расположение и взаимосвязь предметов без детальной прорисовки. Возможно тоновое и цветовое решение эскиза.
Далее выполняется рисунок композиции;
Затем её воплощение в технике коллажа.
Выбор размера изображения на листе и количество необходимых планов построения композиции зависит от замысла художника.
В таблице показаны примеры композиционного расположения предметов в натюрморте.
Формат листа у рисунков одинаковый, а вот расположение предметов разное. Это происходит потому, что композиция каждого натюрморта имеет свою структуру. Ощущение устойчивости, равновесия, покоя возникает от композиций, которые построены на основе разных фигур, но с использованием симметрии. Ассиметричное и диагональное размещение предметов передают движение, беспокойство, неуравновешенность частей композиции.
В композиции натюрморта постарайтесь научиться видеть общую форму группы предметов (контур), ансамбль форм, а не значимость каждой формы в отдельности. Это поможет правильно разместить композицию натюрморта на листе, точнее передать абрис всей композиции. Добиться ее цельноcти.
Для практической работы можно использовать репродукции с картин художников, например:
V.Подведение итогов работы. (Выставка работ учащихся)
Список используемой литературы.
В.Г. Власов «Иллюстрированный художественный словарь» М.,1991.
М.Г. Неклюдова «Традиции и новаторство в русском искусстве конца 19-20 веков» М., 1991
Н.М. Сокольникова «Основы композиции» 5-8кл., 1996.
Н.М. Сокольникова «Основы живописи» 5-8кл., 1996
журнал «Юный художник» статья «Коллаж» 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Методическая разработка урока нетрадиционной техники в 6 классе по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» По теме: «Пейзаж – настроение. Природа и человек».
Цели:Расширить знания учащихся о пейзаже, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности; познакомить с многообразием форм и красок окружающ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по изобразительному искусству в 6 классе "Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »
"Жанр пейзажа в технике пуантилизма" по программе Б.М. Неменского »...
Методическая разработка урока "Культура эпохи высокого Средневековья (архитектура, скульптура и живопись) " (урок с использованием мультимедийной техники)
Описание урока с иллюстрациями...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I" (урок с использованием мультимедийной техники)
Методическая разработка урока "Государственные преобразования Петра I"...
Методическая разработка урока «Художественное оформление ткани в технике Эбру»
Методическая разработка укора по разделу «Художественные ремесла», 5 класс. Через приобщение обучающихся к художественным видам ремесел, научить традиционной технике росписи материалов – ЭБ...