Особенности современного урока изобразительное искусство
статья по изобразительному искусству (изо)

Аметова Севиля Медатовна

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные личности, способные занять достойное место в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности современного урока изобразительное искусство согласно требований ФГОС

Подготовила учитель изобразительного искусства: Аметова Севиля Медатовна

МБОУ «Почтовская СОШ»

Хотелось бы начать со строк немецкого педагога Адольфа Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину , хороший учит её находить»(Слайд 2)

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, эрудированные, конкурентоспособные личности, способные занять достойное место в обществе.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

- резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают;

- ограниченность общения со сверстниками.

И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос: как обучать в новых условиях, каким же должен быть современный урок?

Особенностью современного урока в рамках введения ФГОС становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения.  А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. (Слайд 3)

Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является:

- применение  активных  форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.;

- создание условий для развития рефлексии – способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др.

Школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Требования, предъявляемые к современному уроку (Слайд 4):

- хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- в центре внимания урока - дети;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- планирование обратной связи.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

- свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

На собственном педагогическом опыте я убедилась, что использование на уроках ИЗО интерактивных методик, способствует формированию универсальных учебных действий (УУД) и художественно-творческой активности учащихся.

При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

Формирование регулятивных универсальных учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальный рисунок (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников.

Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесса. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др.

Основная трудность для учащихся – самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Принципы активизации познавательной деятельности учащихся

При выборе тех или иных методов обучения в современном образовании необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности.

Принцип проблемности

Прежде всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

Принцип взаимообучения

Не менее важным, при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями; анализировать и обобщать изучаемые темы, факты, информацию; творчески подходить к использованию этих знаний; делать выводы из своих и чужих ошибок.

Принцип мотивации

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Так как, уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет. 

Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося. 

Компьютерные технологии открывают новые возможности в работе учителя, позволяют решать различные образовательные задачи:

- предоставляют возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией (профессиональные сообщества, базы данных по предметам);

- дают возможности для профессионального роста и переподготовки (дистанционные курсы обучения);

- расширяют виды учебной деятельности для учащихся (поиск информации по предмету в интернете и обработка информации);

- позволяют использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся (CD диски по предмету, обучающие программы, учебные игры, тесты и пр.).

Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового. 

(Слайд5) Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения , о формировании у школьников умения учиться. Основополагающий тезис, который давно присутствует в психологии обучения: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом , а субъектом учебной деятельности»

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков. Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода: необходимо развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Хотелось бы закончить свое сообщение  словами великого педагога:«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
К.Д.Ушинский

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности современного урока изобразительное искусство согласно требований ФГОС

Слайд 2

«Плохой учитель преподносит истину , хороший учит её находить» Адольф Дистерверг

Слайд 5

Главное направление новых стандартов - усиление заботы о развивающей стороне обучения , о формировании у школьников умения учиться. Основополагающий тезис, который давно присутствует в психологии обучения: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом , а субъектом учебной деятельности»

Слайд 6

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д.Ушинский

Слайд 7

Спасибо за внимание! Успехов в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Статья "Современные уроки изобразительного искусства в условиях введения ФГОС"

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пр...

Основные особенности современного урока изобразительного искусства в основной школе

Краткое описание отличий современного урока от урока с применением традиционного подхода....

Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема "Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта"

           Урок изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Особенности декоративно-прикладного искусства  Д...

Современный урок изобразительного искусства в условиях введения ФГОС

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

Современный урок изобразительного искусства: требования, проблемы, инновационный подход

Выступление на семинаре с элементами представления собственного опыта работы...