«Искусство театрального костюма»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 9 класс)

Свиридова Ольга Валерьевна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_teatr.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока ИЗО для 9 класса

Тема: «Искусство театрального костюма»

Цель:

  •   Познакомить учащихся с историей театрального костюма. Роли художника в театре.

Задачи:

  1. Познакомить, углубить и закрепить знания учащихся о театральном искусстве.
  2. Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
  3. Продолжать развивать умения и навыки самостоятельно, логически мыслить, делать выводы, наблюдательность, воображение.

Оборудование и материалы:

1. Презентация по теме урока.

2. План - конспект урока.

3. Видео.

4. Декорации.

5. Грим

6. Кисти

7. влажные салфетки

Тип  урока.

Комбинированный урок.

Ход урока.

1.Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Начнем урок.

2.  Повторение ранее изученного материала.

- Сейчас мы будем работать в парах. Я вам раздам листочки с заданием. Читаем вопрос, отвечаем. Записываем ответ. Над всеми словами есть звездочки. После того, как вы ответите на все вопросы, выписываем буквы под звездочками. Из этих букв вам нужно составить ключевое слово.

(работа в парах)

Задание:

  1. Театральное представление.

 *

   

  1. Первое публичное выступление.

             *

  1. Первые места в зрительном зале.

                 *

 

  1. Речь одного лица или мысли вслух.

 *

5. Предметы, имитирующие подлинные.

                           *

6.Музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография. Сюжеты часто берутся из известных литературных произведений, из мировой драматургии.

         *

Ключевое слово:

       

- Итак, читаем вопросы вслух.

-  Какое ключевое слово получилось?

3.Сообщение темы урока.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Правильно, мы сегодня с вами поговорим о театральном костюме. (Слайд 1)

  1. Изучение нового материала.

(Слайд 2)

- Театральный костюм – это составная часть сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера. Это средство художественного воздействия на зрителя.

- Театральный костюм  всегда отображает ту эпоху, в которую происходит действие спектакля. Для создания театрального костюма художники - декораторы  используют  различные источники информации: фрески, скульптуры, картины, письменные источники.

- К нему относятся все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле.

- Прежде чем костюм «заиграет», он должен пройти множество этапов: от идеи до материального ее выражения.

- Сейчас мы с вами просмотрим небольшой видеофильм о «тайнах» создания театрального костюма.

(Просмотр видеофильма)

- Какую же роль играет художник в театре?

- Кто задействован в создании театрального костюма?

- В истории театра известны три основные типа театрального костюма: (слайд 3)

- персонажный,

- игровой,

-  одежда действующего лица.

- Эти три основные типа костюма существуют на всех стадиях сценического искусства — от ритуально обрядового и фольклорного предтеатра до современной художественной практики.

(слайд 4 )

- Персонажный костюм - это своего рода изобразительно-пластическая композиция на фигуре исполнителя, приводимая им в движение и озвучиваемая произнесением текста или пением, иногда скрывающая его фигуру полностью, аналогично тому, как маска закрывала его лицо.

(слайд 5)

- Игровой костюм - это средство преображения облика актера и один из элементов его игры.

Например, обрядовые и фольклорные действа. Где преображение чаще всего носило пародийный характер, когда мужчины рядились в женщин, женщины в мужчин, юноши в стариков, красавицы в ведьм, или когда изображали разных животных. При этом в ход шло все, что имелось под руками: тулуп, кожух, овчина, — обязательно вывернутые наизнанку, чтобы выглядела посмешнее. Также для ряжения использовались и различные искусственные украшения: цветная бумага, береста, фольга, стекляшки, ленты, зеркала, бубенцы, перья и т.д.

 (слайд 6)

- Костюм - одежда действующего лица есть воплощение на сцене того образа, что носили на себе люди в данный период.

- И сегодня и в прошлые века костюм остается предметом специального творчества художников.

- Помимо элементов одежды образ актера может дополнять грим.

(слайд 7)

- Грим – это искусство изменения внешности.

- История грима уходит корнями в далекие времена, когда наши предки во время обрядов должны были преображаться. В древности актеры так разрисовывали свои лица, что внешне становились похожи на маски. В Древней Греции актеры вместо грима использовали маски, но они не могли передать полноту чувств, поэтому со временем от масок отказались и начали гримироваться.  

- В каждую театральную эпоху использовали свою технику грима и таким образом совершенствовали его. Чтобы умело загримироваться, актер должен изучить свое лицо, знать расположение мышц.

- Существует несколько видов грима:

 - живописный; (слайд 8)

- объемный (слайд 9).

- Особая и очень важная отрасль грима – это изготовление постижерных изделий (бороды, усы, парики и т.д.). Это очень кропотливый процесс. Он заключается в том, что с помощью маленького крючка на тончайший тюль навязываются волосы почти на каждую ячейку. Этот процесс называется «тамбуровкой».

- Если рассматривать маски, то их можно разделить на:

- карнавальные;

- ритуальные;

- комические и трагические.

- Кто знает историю создания маски?

(обобщение ответов детей)

  1. Физминутка (гимнастика для глаз Базарного)

Игра «Отгадай кому принадлежит?»

(проводится игра с детьми) – (слайд 10-11)

  1. Творческое задание.

- Сегодня мы с вами выполним необычное задание. При помощи аквагрима выполним роспись лица актера.

- Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа будет выполнять свое задание.

- Прежде чем приступим к работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе с красками (слайд 12)

- На работу у вас 5-7 минут.

(работа в группах)

- А теперь объединим всех героев и попробуем сыграть известную всем сказку «Теремок».

(инсценировка сказки)

- Понравилась вам наша сказка?

- Какое значение имел образ актера в инсценировке?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ответь на вопросы:

* я познакомился…

* для меня было открытием…

* у меня получилось…

* у меня не получилось…

* мне понравилось…

* я хотел бы узнать…

- Надеюсь, что вам наш сегодняшний урок понравился. Все большие молодцы. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральный костюм

Разработка содержит: план урока, презентацию, кроссворд....

Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...

технологическая карта урока по изобразительному искусству "Театральные куклы. Кукла - марионетка"

Конспект урока по изобразительному искусству для 3 класса "Театральная кукла. Кукла - марионетка". Технология выполнения куклы -марионетки, виды театральных кукл....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»

                                    Учебный планпо дополнительной общеразвивающей  общеобразовател...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области театрального искусства «Театральное творчество»

                                    Учебный планпо дополнительной общеразвивающей  общеобразовател...

О театральном костюме

О театральном костюме...

Костюмы для театральной студии

костюмы для театральной студии...