Урок: ИЗО и МУЗЫКА. "Праздничные народные обряды"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Все люди любят веселиться. Веселье - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков это было определенным итогом, подводимым крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы.
Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
О чем пойдёт речь?Давайте, ребята, попробуем назвать тему нашего урока «Праздничные народные обряды».
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО+МУЗЫКА по теме «Праздничные народные обряды». 5-й класс
Разделы: Музыка и ИЗО «Презентация к уроку»
Тема раздела: Древние корни в народном искусстве
Тема урока: «Праздничные народные обряды».
Общедидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Форма урока: ролевая игра
Цели по содержанию:
- Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков, дать представление о праздничных народных гуляньях как о синтезе устного и художественного фольклора.
- Развивающие: закрепить умения создания художественного образа в декоративной композиции, творческих навыков, развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
- Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства и музыки;
- Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.
Методы обучения: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная практическая.
Задание: составить композицию «Ярмарка» с использованием работ учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, синтезатор, деревянные ложки, бубен.
Материалы: ножницы, рисунки ребят, основа для композиции имитации «Карусель», конверты с набором наглядных характеристик праздника.
Зрительный ряд: Презентация «Праздничные народные гуляния», иллюстрации с изображением русских народных костюмов, ярмарка.
Музыкальный ряд: Народные мелодии – плясовые, протяжные; «Народные гулянья»; «Золотая ярмарка»; р.н.п. «Светит месяц, светит ясный».
Литературный ряд: Обрядовые куклы, народные праздники, пословицы, загадки.
Методические рекомендации по проведению урока с ИКТ-сопровождением
- Организационный момент
- Презентация (начало действия).
- Завязка (разработка и постановка проблемы).
- Кульминация (актуализация, подготовка учащихся к основной работе).
- Развязка (практическая деятельность учащихся).
- Эпилог (афиширование продукта деятельности).
- Рефлексия (повторение и обобщение).
- Последействие (домашнее задание).
.Для проведения практической работы учитель готовит основу для композиции карусели.
Ход урока
(на доске написана тема урока и закрыта листом бумаги)
Оргмомент
Учитель приветствует учащихся.
Вступительное слово учителя.
-Все люди любят веселиться. Веселье - это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. У наших предков это было определенным итогом, подводимым крестьянами после очередного нелегкого трудового периода сбора урожая, изготовления большого запаса утвари: посуды, корзин, тканевых изделий. Иногда итог трудового сезона совмещался с весельем на ярмарке, где люди обменивались товаром и сбывали излишки продукции. Там людей развлекали скоморохи, дрессированные медведи, зимой горки, весёлые молодецкие забавы.
Вопрос учителя:. О чем пойдёт речь?Давайте, ребята, попробуем назвать тему нашего урока
(Открыть доску с названием темы)
Прочитать тему урока. «Праздничные народные обряды»
Учитель: правильно, ребята. Сегодня на уроке мы вспомним русские народные праздники, обряды и их значение в жизни наших предков; побываем на празднике и с помощью ваших рисунков составим композицию «Ярмарка».Каждый праздник имел свои обряды, которые имели символическое значение и передавались как живая традиция от поколения к поколению. Многие традиции и обряды народных праздников живы и сегодня.
СЛАЙД - ПРАДНИК
.Кульминация Настраивает учащихся на выполнение основного задания.
– Ребята, а вы любите праздники?
– Какие русские народные праздники знаете вы?
Ответы детей. ( Новый год и Рождество, Масленица, Пасха)
СЛАЙД - ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ НА РУСИ.
Дополнение учителя.
Возникли праздники неслучайно.
С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Календарные праздники были тесно связаны с жизнью природы. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
В праздниках люди находили передышку от каждодневного напряженного труда и переносились в мир радости и мечты.
(раздать конверты с набором наглядных характеристик праздника)
- Сейчас вы подумаете совместно с соседом по парте, обсудите и назовете особенности этих праздников и соответствующие картинки и загадки наклейте на альбомный лист.
Каждая группа защищает свою работу.
СЛАЙДЫ С ПРАЗДНИКАМИ
Учитель дополняет ответы детей.
Новый год и Рождественские обряды
Гадание в ночь перед рождеством.
Масленичные обряды
Святой праздник Пасха
- На праздник люди хорошо одевались.
СЛАЙД С ОДЕЖДОЙ
– Вспомните названия одежды, головных уборов, в которые наряжались люди по праздникам на Руси? Рубаха, сарафан, епанчинка на лямках– надевали на сарафан, душегрейка, понева –юбка домотканая, передник, навершник- верхняя короткая одежда без рукавов, венец, косник – украшение из бисера вплетался в волоса, кокошник. Повойник - шапочка холщевая, порты, зипун, косоворотка, онучи – узкие длинные куски ткани, поверх одевались лапти.
В том, как проводится праздник – в обрядах, в поведении людей, в их одеждах, песнях и плясках – ярко проявляется душа народа, его характер.
Ребята, а куда люди собирались, чтобы продать излишки выращенного за лето урожая, изготовленные предметы утвари?
Ответы детей: - На ярмарку.
Правильно, ребята.
- К праздничным ярмаркам готовились, их с нетерпением ждали, всяк по-своему.
Одни – товар продать, другие – купить обновки, третьи – балаганные представления посмотреть.
СЛАЙД С РЕПРОДУКЦИЕЙ
Б. Кустодиев «Ярмарка»(беседа по картине).
– Что делает ярмарку праздничной, шумной, яркой, нарядной, звонкой?
СЛАЙДЫ ПО ЯРМАРКУ
Ярмарка – это веселье, ряженые, интересные развлечения
Развязка – А, теперь и мы отправляемся на ярмарку
Физминутка (дети выполняют стоя движения под музыку вместе с учителем)
Мы едем, едем, на ярмарку друзья.
Мы будем веселиться, ликует пусть душа.
Мы на людей посмотрим, покажем мы себя.
Ох .да чего-же ярмарка наша хороша!
Ну, вот мы и на ярмарке!
Что мы видим? (карусель), а для чего предназначена она?
(Ответы детей)
Но у нас карусель будет необычная.
– Чего у нас еще не хватает здесь?(нет товара, который можно купить)
Задание: Давайте оживим нашу карусель.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
(Предлагаем детям вырезать предметы утвари, изображённые на листах во время предыдущих уроков.)
Инструктаж по технике безопасности.
Развешиваем и рассматриваем предметы. (о каждом предмете небольшая беседа)
Учитель, показывая ложку, читает стихотворение:
докажем (Раздаются деревянные ложки)Дети играют под музыку на ложках «Я на горку шла»»
Учитель: ребята, посмотрите, на нашей карусели осталось ещё место. Какие наши поделки мы можем ещё сюда разместить?
Ответы детей: куклы – обереги.
Учитель: Правильно, ребята. А теперь скажите, почему эти куклы называются так, и зачем их изготавливали? (беседа о куклах – оберегах)
Учитель: Наша ярмарка открыта.
На Руси уж так идёт, -
Что талантливый народ
Сам себе и жнец и швец,
И на дудочке игрец.
Хорошо, когда мир и покой на русской земле, когда праздники и ярмарки не переводятся и все на них веселятся! Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки.
Учитель:О чем мы сегодня говорили на уроке?
– А, что вам больше всего понравилось?
Афиширование продукта деятельности, выставление оценок.
Последействие: Объясняет домашнее задание. Подобрать иллюстрации на тему «Древние образы в современных народных игрушках»
А теперь позвольте, гости дорогие,
Отдать вам наше нижайшее почтение,
Поблагодарить за посещение.
Принимать мы вас готовы,
Будьте счастливы, здоровы!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком (блины)
Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра! (масленица)
Что за праздник ,что за чудо?
Колядующие всюду
Веселится и детвора.
Все в овечьих шкурах
На голове рога. (Рождество)
Почему по всей земле
Радость и веселье? –
Потому что празднуем
Христово (воскресенье).
И, распушив зеленые иголочки,
красуются везде рождественские…(елочки).
Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные ... (яички)
Чтобы с молитвою прошел рождественский вечер,
все люди зажигают дома… ( свечи).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Технология" модуль "Народные обряды и культурные традиции Тверского края"
Данный курс предполагает знакомство и изучение народных обрядов и культурных традиций Тверского края. Знакомясь с этим материалом, учащиеся узнают об обрядах и культуре Тверского края....
Урок музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"
Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В...
Презентация к уроку музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"
Презентация к уроку музыки в 4 классе "Русские народные обряды в годовом православном круге"...
Русский народный обряд "Рождественский сочельник"
Театральная инсценировка обряда...
Сценарий народного обряда "Девичник"
Данный сценарий может быть использован во внеклассной работе и в системе дополнительного образования с целью знакомства учащихся с народными обрядами, разработан для детей среднего и старш...
Урок ИЗО в 5 классе "Народные праздничные обряды".
В материале представлена технологическая карта урока ИЗО в 5 классе "народные праздничные обряды"....
Конспект урока по литературе в 8 классе "«Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей»
Конспект урока по литературе в 8 классе "«Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей»...