конкурс ИКТ 2018
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
технологическая карта урока по технологии смешанного обучения (перевернутый класс) в 5 классе по изобразительному искусству по теме "Народная праздничная одежда"
Скачать:
Подписи к слайдам:
Русский народный костюм э то своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном, она представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша!
Женский костюм Основными частями женского народного костюма были рубаха , передник или занавеска, сарафан, понёва , нагрудник.
Р убаха Её шили из тонкого льняного или конопляного полотна. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но должна была оберегать, защищать женщину. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее будет её владелица.
Сарафан Поверх рубахи надевали сарафан. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом и узорными пуговицами. Попроще сарафаны украшали по подолу лентами разных цветов.
Епанечка или душегрея Сверху на сарафан надевалась епанечка или душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов .
Понёва и передник Вместо сарафана носили понёву, домотканую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляя по талии поясом. К понёве полагался передник ( запон , занавеска). По праздникам поверх понёвы или запона надевали богатую одежду- навершник .
Головной женский убор Головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи». Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор - это венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером.
Основу всех русских женских головных уборов, составляла твердая налобная часть называвшаяся кичкой или рогатой кичкой . Позднее стали носить платки. Вначале они были дорогие, с тканым рисунком, позднее ситцевые, с набивным растительным орнаментом.
Предварительный просмотр:
Методическая записка
1 | Направление | Использование ИКТ в образовательном учреждении |
2 | Номинация | Номинация 1.3. Урок в основной школе с использованием виртуальных сред, сетевых сервисов, образовательных платформ, ресурсов Интернет, интерактивного, цифрового оборудования; планшетных и мобильных устройств (интегрированный урок, интеграция урочной и внеурочной деятельности; смешанное обучение, перевернутый класс). |
3 | Ф.И.О. автора | Дарашкевичус Елена Михайловна, учитель ИЗО и технологии. |
4 | Наименование образовательного учреждения | Падунская средняя общеобразовательная школа имени Заслуженного учителя школы РСФСР И.Е. Хребтова, филиала Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина г. Заводоуковска Агафонова Леонида Устиновича (Падунская СОШ, филиал МАОУ «СОШ № 4) |
5 | Название работы | Урок изобразительного искусства 5 класс Тема: «Народная праздничная одежда» 1 урок |
6 | Перечень используемых ЭОР с пометкой «авторский», «адаптированный», «из базы ФЦИОР» | Для подготовки к уроку ученикам: http://resh.edu.ru/subject/lesson/960/ или учебник Горяева Н.А. Островской О.В. Изобразительное искусство 5 класс учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Б.М. Неменского – М. : «Просвещение», 2014 |
Вид деятельности | Учитель |
Тип урока | урок изучения и первичного закрепления знаний |
Форма проведения урока | Урок творчества по технологии смешанного обучения (перевернутый класс) |
Целеполагание – образовательный результат: | Цель: Закрепление и систематизация полученных самостоятельно учащимися знаний о русском народном костюме, его элементах; значении символики и колорита в одежде. Задачи: 1. Закрепить знания учащихся об образном строе русского женского и мужского костюмов, его структуре, символике орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды. 2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям. 3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач. |
Проектирование образовательных результатов |
|
Информационно-образовательная среда урока/занятия | Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни: «Сапожки русские», «Во кузнице». Материалы для учащихся: альбомный лист, ластик, простой карандаш. Материалы и оборудование для учителя: два ноутбука, презентации «Праздничная народная одежда» - мужская, «Праздничная народная одежда» - женская (презентации только с текстом, картинки прилагаются), слайды для интерактивной доски «Северорусский женский костюм», «Южнорусский женский костюм», «Мужской костюм», «Места жительства на Руси»; таблицы «Рисование мужского и женского костюма»; манекен и экспонаты (одежда) из музея, раздаточный материал- шаблоны мужских и женских фигур, карточки с загадками, карточка с названием места жительства (рядок, слобода, погост, починок), карточки-маркеры с названиями групп (кокошник, рубаха, картуз, сарафан), карточки «Последовательность выполнения презентации», набор карточек со словами «исподняя (нижняя) рубаха», «рубаха», «юбка-понева», «передник (запон)», «навершник», «платок», «плюшевая жакетка», «лапти». «шнурок- гашник». |
Целесообразность использования ИКТ на конкретном этапе урока (внеклассном мероприятии) | Сегодняшние дети школьного возраста хорошо знакомы с различными информационными технологиями и с широким спектром различных технических средств, что является доказательством их готовности воспринимать информацию при помощи компьютерных технологий. |
Методические приемы, технологии | Словесные методы (подводящий диалог); Наглядные методы; Практические методы; Методы проблемного обучения. Разнообразные виды опроса (фронтальный, индивидуальный, командная работа. Элементы музейной педагогики. |
Технологическая карта урока по изобразительному искусству в 5 классе, 1-й урок из 2-х
Учитель ИЗО и технологии: Дарашкевичус Е.М.
Тема урока: «Народная праздничная одежда»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, групповая, элементы музейной педагогики.
Образовательные ресурсы: Музыкальный ряд: русская народная музыка, песни: «Сапожки русские», «Во кузнице».
Материалы для учащихся: альбомный лист, ластик, простой карандаш.
Материалы и оборудование для учителя: два ноутбука, презентации «Праздничная народная одежда» - мужская, «Праздничная народная одежда» - женская (презентации только с текстом, картинки прилагаются), слайды для интерактивной доски «Северорусский женский костюм», «Южнорусский женский костюм», «Мужской костюм», «Места жительства на Руси»;таблицы «Рисование мужского и женского костюма»; манекен и экспонаты (одежда) из музея, раздаточный материал- шаблоны мужских и женских фигур, карточки с загадками, карточка с названием места жительства (рядок, слобода, погост, починок), карточки-маркеры с названиями групп (кокошник, рубаха, картуз, сарафан), карточки «Последовательность выполнения презентации», набор карточек со словами «исподняя (нижняя) рубаха», «рубаха», «юбка-понева», «передник (запон)», «навершник», «платок», «плюшевая жакетка», «лапти». «шнурок- гашник».
План урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3)Закрепление учебного материала
4) Практическая работа.
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
6) Д.омашнее задание
Цель урока: Закрепление и систематизация полученных самостоятельно учащимися знаний о праздничной народной одежде, её элементах; значении символики и колорита в одежде.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся об образном строе русского женского и мужского костюмов, его структуре, символике орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
- Планируемый результат:
- - художественно-творческий: мини-проект - создание альбома «Народная праздничная одежда» (на этом уроке рисунок карандашом), создание презентации «Праздничная народная одежда» - мужская, «Праздничная народная одежда» - женская, музейный экспонат.
Задачи:
1. Закрепить знания учащихся об образном строе русского женского и мужского костюмов, его структуре, символике орнамента и цвета; сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды.
2. Воспитывать национальное самосознание в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
3. Развивать учебно-познавательную и информационно- коммуникативную компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Особенность урока: урок творчества по технологии смешанного обучения (перевернутый класс)
В процессе обучения технологии формирую следующие блоки УУД:
- познавательные – умение строить художественный образ;
- регулятивные -умение учащихся определять цель своей работы, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль и оценивание своих действий;
- коммуникативные – способность ученика к сотрудничеству, умение понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей.
- - личностные:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно – творческого мышления и фантазии;
- умение сотрудничать товарищами в процессе совместной деятельности под руководством учителя;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | |||
Мотивационно-целевой этап | I.Организационный момент Цель этапа:
|
Учитель: На Руси в праздники любили водить хороводы (под русскую мелодию пройти круг). - А знаете ли вы, как переводится слово «хоро»? А может кто-то догадается? (круг)
- Ребята, с какой темой вы познакомились дома? (Праздничная народная одежда) - Когда изучали тему, какие ставили задачи? (узнать, изучить, познакомиться с народной праздничной одеждой) - А сегодня на уроке, какие ставите задачи? (проверить, закрепить, применить знания) - Перечислите названия русской народной одежды? - Чем праздничная одежда отличалась от повседневной? -Что можно было узнать о человеке по одежде? (ответы детей). - Объясните, почему на празднике все веселятся, а одна женщина сидит в стороне печальная и никто её не приглашает веселиться. (по одежде определили, что у неё горе) Деление класса на группы по типу «расчет по кругу». - А теперь рассчитаемся по кругу «сарафан», «рубаха», «картуз», «кокошник» (давайте хором повторим эти слова, добавим действие на слово «сарафан» -держим «юбочку», на слово «рубаха» - руки в бок, на слово «картуз» - одну руку ко лбу как козырек, на слово «кокошник» - пятерню к затылку). Дети садятся за столы по группам (на столах карточки с названиями в виде шалашиков). | Личностные УУД | Осуществляемые действия: -эмоциональный положительный настрой на урок | |
Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |||||
Формируемые способы деятельности: -выявление готовности к уроку | |||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -активное слушание учителя | ||||
Формируемые способы деятельности: -формулирования собственных ожиданий | |||||
Коммуникативные УУД | Осуществление действия: -слушание собеседника | ||||
Формируемые способы деятельности: - построение понятных для собеседника высказываний | |||||
Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности | |||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: - умение осознанно строить речевое высказывание устно | ||||
Формируемые способы деятельности: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | |||||
III. Актуализация знаний Цель этапа:
| Изучение нового материала. Учитель: -Возьмите листочки с названиями ваших групп, откройте и прочитайте слова. -Кто из вас знает, что обозначают эти слова? -Найдите на экране значение вашего слова и прочитайте? Слобода - название различных поселений в Русском государстве 11-17вв., население которых временно освобождалось от государственных повинностей. Погост — изначально на Руси означал постоялый двор (от слов погостить, гостить). В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов. Рядо́к — небольшое торгово-промысловое поселение в Древней Руси. Появилось в конце XV века на торговых путях и в местах промыслов: железоделательных, солеварных. Почи́нок (от др.-рус. почати «начать») — тип населённого пункта в Российской Федерации. Термином починок в России до XX века обозначались вновь возникающие сельские поселения. -Назовите ваше поселение так, чтобы из существительного стало прилагательным. Например, существительное «Лес», прилагательное «лесной», «слива – сливовый». Запишите название вашего поселения. Проверяем как записали (с заглавной буквы и в кавычках слобода «Сарафанная», рядок «Картузный», погост «Кокошниковый», починок «Рубаховый»). Учитель: -Возьмите листочки серого цвета. Ученики по группам читают и отгадывают загадки. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца) Стоит Егорка в красной ермолке. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт.(Земляника) Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет крохи собирает.(воробей) Сам алый, сахарный - кафтан зеленый, бархатный. (арбуз) - Какие слова вызывали затруднения? Что они обозначают? | Личностные УУД | Осуществляемые действия: -активизация имевшихся ранее знаний - активное погружение в тему | ||
Формируемые способы деятельности: - умение слушать в соответствии с целевой установкой –принимать и сохранять учебную цель и задачу -дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | |||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | ||||
Практический этап | IV. Изложение полученный знаний Цель этапа:
| Работа в группах: слобода «Сарафанная», рядок «Картузный» - дополняют презентацию (вставить картинки согласно тексту), погост «Кокошниковый» - готовят экспонат для музея (одеть манекен и закрепить названия), починок «Рубаховый» - работают на интерактивной доске со слайдами. Слушаем и проверяем задания погоста «Кокошниковый» и починка «Рубаховый», а на следующем уроке смотрим презентации. | Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -осознание целей и задач обучения Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала - осмысление нового материала и основных вопросов, подлежащих к усвоению | |
Формируемые способы деятельности: - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Формирование умения формулировать свои мысли в устной форме | |||||
Познавательные УУД | Осуществляемые действия: -развитие углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности -развитие умения получать информацию из рисунка, текста и строить сообщения в устной форме -развитие умения строить рассуждения | ||||
Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия -формирование умения учитывать позицию собеседника, осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками | ||||
VI.Физкультминутка | Профилактическая : разминка для очей. | ||||
V. Практическая работа: «Выполнить рисунок русского костюма простым карандашом»
| Применение освоенного в практической деятельности. Объяснение учителя. Демонстрация приемов выполнения рисунка. Самостоятельная работа. Рисование эскиза костюма для создания альбома «Народная праздничная одежда» (звучат песни и мелодия). | Личностные УУД | Осуществляемые действия: -проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности -восприятие, осмысление, запоминание учебного материала | ||
Формируемые способы деятельности: -применение на практике полученных знаний | |||||
Регулятивные УУД | Осуществляемые действия: -взаимоконтроль и внесение корректив учебно-познавательную деятельность -самоконтроль выполнения задания | ||||
Формируемые способы деятельности: -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |||||
Формируемые способы деятельности: -умения структурировать знания | |||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа:
|
Итог урока. - Что нового и интересного узнали? - Где нам пригодятся знания о русском костюме? - Достигли ли мы поставленных задач? А сейчас нам свои работы демонстрирует слобода «Сарафанная», затем рядок «Картузный», погост «Кокошниковый» и починок «Рубаховый». | Коммуникативные УУД | Осуществляемые действия: -выражение учащимися эмоций по поводу урока | ||
Формируемые способы деятельности: -формирование умений полно и точно выражать свои мысли | |||||
Домашнее задание. Принести изосредство (краски, мелки или карандаши), 1 уровень – найти загадку на тему «русский народный костюм», 2 уровень - сочинить и написать одну загадку на тему «русский народный костюм». Например, выполняется из темной ткани, имеет козырек, носят на голове – это….или в стихах. |
Приложение:
Подписи к слайдам:
Русский народный костюм это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа. В народном костюме нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном, она представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать. В себе не станем мы растить невежу, По выставке пройдемся не спеша, Рассмотрим древнерусскую одежду: Не правда ли проста и хороша!
Мужской костюм Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посередине или сбоку (косоворотку). Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой. Обязательной частью одежды были длинные штаны-порты. Порты заправлялись в сапоги, или их обвёртывали онучами и поверх надевали лапти.
Обязательной частью одежды были длинные штаны-порты. Порты заправлялись в сапоги, или их обвёртывали онучами и поверх надевали лапти.
КАФТА́Н - старинная мужская долгополая верхняя одежда. Синонимы: армяк , зипун , однорядка , опашень , охабень , шапан
Головные уборы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по легкой атлетике 8 класс для конкурса УГА -2018
Тип урока - Образовательно-познавательный.Тема урока – Низкий старт. Стартовый разгон.Цель урока - Освоение техники выполнения высокого старта и стартового разгона.Задачи урока &nda...
Презентация: "Организация и проведение СОГБУ ДО «Станция юннатов» экологических конкурсов в 2018 году"
Презентация: "Организация и проведение СОГБУ ДО «Станция юннатов» экологических конкурсов в 2018 году"...
• Конкурс «ДАНГИНА - 2018»
Дангина - 2018.Атрибуты: компьютер, диск бурятских песен, ёохора, нумера для оценки жюри до 5баллов, пиалы для танцев, бурятские костюмы, корона "Дангина - 2018", ленточка "Дангина - 20...
Всероссийский конкурс сочинений 2018 год
В данном материале отражена только та информация,которая необходима для выбора темы и жанра сочинения....
Участие воспитанников в конкурсах 2017-2018 учебный год
Участие воспитанников в конкурсах 2017-2018 учебный год...