рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Рабочая программа составлена и разработа согласно требованиям ФГОС для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pererabotano_6_klass.docx | 85.01 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ПУРОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
629850 Россия, ЯНАО, Пуровский р-он, г. Тарко-Сале, ул. Республики 43,
тел. \ факс 8 (34997) 2-15-34 e-mail: tarko-sale_2@mail.ru
«Утверждаю»
И.о.Директора МБОУ «СОШ № 2»
г. Тарко- Сале Пуровского района
____________ . О.А.Чайкова
Приказ № ___от «___» ________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
___изобразительное искуство_____
для учащихся 6-х классов
Учитель - составитель: Виноградов Виктор Фёдорович_
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-х классов составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.1010); Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Примерной программой основного общего образования по учебным предметам изобразительного искусства 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014 г. (Стандарты второго поколения);
Учебник: ФГОС, Л.А.Неменская, Изобразительное искусство «Искусство в жизни человека» 6класс, учебник для общеобразовательных организаций Под ред. Б.М. Неменского.- Москва. Просвещение, 2015г.
«Согласовано» Рассмотрено на заседании методического объединения
Зам. директора по учителей технологии, черчения, искусства (музыка),
образовательному процессу искусства (изобразительное искусство)
__________ /________________/ руководитель МО ___________ /________________/
Протокол № 5 от «26 » мая 2016г.
2016-2017 год .
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате освоения программного материала по учебному предмету изобразительное искусство учащиеся получат возможность научиться:
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета изобразительное искусство
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познанияжизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитиевизуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Учащиеся должны понимать:
- особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
- основные жанры изобразительного искусства;
- известнейшие музеи свое страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
- о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
- о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства.
Учащиеся должны научиться:
- работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объёма;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими техниками
- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Формы контроля за результатами изучения предмета изобразительное искусство
(текущий, рубежный, итоговый)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
1.Активность участия.
2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
4.Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование, срезы знаний.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Контроль за выполнением рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
- степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
- характер деятельности (репродуктивная, творческая);
- качество выполняемых работ и итогового рисунка.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:
Устный ответ:
Отметка «5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его ожении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Практические работы оцениваются по следующим критериям:
- качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
- степень самостоятельности;
-уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.
Нормы оценки практической работы учащихся:
Отметка «5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Отметка «3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.
Отметка «2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.
Критерии оценки творческих работ.
1.Законченность:
Отметка «2» - отсутствие законченности рисунка.
Отметка «3» - линии отрывистые, не точные, не выраженный объем.
Отметка «4» - есть ошибки, в перспективе выражен передний план.
Отметка «5» - в работе чувствуется законченность.
2.Передача формы:
Отметка «2» - форма полностью искажена.
Отметка «3» - форма искажена значительно.
Отметка «4» - форма искажена незначительно.
Отметка «5» - форма передана точно.
3.Передача пропорций:
Отметка «2» - нет понятия о пропорциях.
Отметка «3» - пропорции переданы неверно.
Отметка «4» - пропорции переданы верно, есть небольшие неточности.
Отметка «5» - пропорции переданы верно.
4.Композиционное решение:
Отметка «2» - нет понятия о композиции.
Отметка «3» - композиция носит случайный характер.
Отметка «4» - композиция не продумана.
Отметка «5» - равновесие на всем рисунке.
1.Отношение по величине разнообразных предметов.
2.Цветовое решение как средство передачи настроения и состояния.
3.Анализ техники работы:
рассматривается характер линий, пятна и тона.
4.Оценивается творческий подход к избранной теме.
Критерии оценки овладения учащимися изобразительной деятельностью.
Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представлял собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения.
- Передача формы:
- форма передана точно;
- есть незначительные искажения;
- искажения значительные, форма не удалась.
- Строение предмета:
- части расположены верно;
- есть незначительные искажения;
- части предмета расположены неверно.
- Передача пропорции предмета в изображении:
- пропорции предмета соблюдаются;
- есть незначительные искажения;
- пропорции предмета переданы неверно.
- Композиция:
А) расположение изображения на листе:
- по всему листу;
- на полосе листа;
- не продумана, носит случайный характер.
Б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину:
- соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
- есть незначительные искажения;
- пропорциональность разных предметов передана неверно.
- Передача движения:
- движение передано достаточно четко;
- движение передано неопределенно, неумело;
- изображение статичное.
Эта задача оценивается тогда, когда задача передать движение выделялась на уроке или вытекает из темы урока.
- Цвет:
А) цветовое решение изображения:
- передан реальный цвет предметов;
- есть отступления от реальной окраски;
- цвет предметов передан неверно.
Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:
- многоцветная или ограниченная гамма, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
- преобладание нескольких цветов или оттенков в большой степени случайно;
- безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (9часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)
Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе (практ, лаб\р, проекты ) | ||||
к\р | Лабораторные | Практические | Проектная деятельность | ||||
1 |
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. | 9 | 1 | 8 |
| ||
1.1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Комбинированный. | 1 | 1 | ||||
1.2 | Рисунок – основа изобразительного творчества Комбинированный. | 1 | 1 | ||||
1.3 | Черное и белое – основа языка графики. Комбинированный. | 1 | 1 | ||||
1.4 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Практический. | 1 | 1 | ||||
1.5 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 1 | 1 | ||||
1.6 | Цвет. Основы цветоведения. Комбинированный | 1 | 1 | ||||
1.7 | Цвет в произведениях живописи | 1 | 1 | ||||
1.8 | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | 1 | ||||
1.9 | Основы языка изображения (обобщение темы). | 1 | 1 | 1 | |||
2 | Мир наших вещей. Натюрморт . | 10 |
| 1 | 8 | 1 | |
2.1 | Реальность и фантазия в творчестве художника. Комбинированный. | 1 | 1 | ||||
2.2 | Изображение предметного мира-натюрморт. | 1 | 1 | ||||
2.3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | 1 | ||||
2.4 | Изображение объёма на плоскости, линейная перспектива. | 1 | 1 | ||||
2.5 | Освещение. Свет и тень. | 1 | 1 | ||||
2.6 | Натюрморт в графике. | 1 | 1 | ||||
2.7 | Цвет в натюрморте. | 2 | 2 | ||||
2.8 | Выразительные возможности натюрморта (обобщение знаний). | 1 | 1 | ||||
3 | Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве . | 10 | 1 | 9 | 1 | ||
3.1 | Образ человека- главная тема в искусстве. | 1 | 1 | ||||
3.2 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 | 1 | ||||
3.3 | Изображение головы человека в пространстве. Практика. | 1 | 1 | ||||
3.4 | Портрет в скульптуре. | 1 | 1 | ||||
3.5 | Графический портретный рисунок. | 1 | 1 | ||||
3.6 | Сатирические образы человека. | 1 | 1 | ||||
3.7 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | 1 | ||||
3.8 | Роль цвета в портрете. | 1 | 1 | ||||
3.9 | Великие портретисты прошлого. | 1 | 1 | ||||
3.6 | Портрет в изобразительном искусстве 20 века (обобщение темы) | 1 | 1 | 1 | |||
4 |
Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 6 | 1 | 4 | 1 | ||
4.1 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | 1 | ||||
4.2 | Изобразительные пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 | 1 | ||||
4.3 | Пейзаж –большой мир. | 1 | 1 | ||||
4.4 | Пейзаж настроение. Природа и художник. | 1 | 1 | ||||
4.5 | Пейзаж в русской живописи. | 1 | 1 | ||||
4.6 | Пейзаж в графике .Городской пейзаж. Итоговый контрроль | 1 | 1 | ||||
Всего: | 35 | 35 |
Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№ урока | Тема раздела урока | Кол-во часов | Дата проведения | Формы организа-ции учебной деятельнос-ти | Решаемые задачи (проблемы) | Планируемые результаты | Приме-чание | |||
План | Факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные | ||||||
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка. (9 часов). | ||||||||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. | 1 | Урок изучения нового | Узнают: различные виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности. Научатся: анализировать пространственные и изобразительные виды искусства; использовать красочные фактуры | Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей. | Ознакомление с видами искусства | Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | |||
2 | Рисунок основа изобразительного творчества. | 1 | Комбинированный | Узнают: виды рисунка, графические материалы Научатся пользоваться графическими материалами | ||||||
3 | Чёрное и белое –основа языка графика. | 1 | Комбинированный | Привитие любви к произведениям искусства. | Освоение основ декоративно-прикладного искусства | |||||
4 | Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. | 1 | Урок практикум | Узнают: значение ритма линий, роль ритма. Научатся использовать выразительные средства туши, передавая линейный ритм | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. | Умение отличать и выполнять тональные соотношения. | Развиваем у учащихся сопереживание и взаимовыручку | |||
5 | Пятно- как средство выражения. Ритм пятен. | 1 | Урок изучения нового | Узнают понятия силуэт, тон, ритм в изобразительном искусстве. Научатся: пользоваться графическими материалами; видеть и передавать характер освещения | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы | Умение отличать и выполнять тональные соотношения | ||||
6 | Цвет. Основа цветоведения. | 1 | Урок изучения нового | Узнают: основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Научатся: использовать выразительные средства гуаши; понимать и анализировать художественные произведения художников | Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. | Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона | Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка | |||
7 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | Урок практикум | Узнают понятия: локальный цвет, тон, колорит, гармония цвета. Научатся: активно воспринимать произведения искусства; работать гуашью в технике алла-прима | Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописиэ | Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. | ||||
8 | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 | Урок изучения нового | Узнают: художественные матери-" алы в скульптуре и их выразительные возможности. Научатся: взаимодействовать в процессе совместной деятельности; воспринимать произведения искусства; создавать фигуры животных в объеме; работать пластическими материалами | Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | Связь объема с окружающим пространством и окружением | Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры | |||
9 | Основы языка изображения (обобщение темы). | 1 | Обобщающий урок | Узнают виды изобразительного искусства. Научатся: воспринимать произведения изобразительного искусства; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников | Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках. Отличать работы по видам искусства. | Знать виды пластических и изобразительных искусств | ||||
Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт (10 часов) | ||||||||||
10 | Реальность и фантазия в творчестве художника | 1 | Комбинированный | Узнают: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве, картины художников, изображающие мир вещей. Научатся понимать, воспринимать и выражать свое отношение к произведениям изобразительного искусства | Привитие любви к произведениям искусства | Формирование представлений о ритме и цвете | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества | |||
11 | Изображение предметного мира-натюрморт. | 1 | Урок изучения нового | Узнают: основные этапы развития натюрморта, выдающихся художников в жанре натюрморта. Научатся понимать роль жанра натюрморта в истории развития изобразительного искусства и его значение для изучения прошлого в жизни | Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре | Уметь воспринимать и понимать жанр натюрморта | |||
12 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Урок изучения нового | Узнают: понятие формы, правила изображения и средства выразительности. Научатся: понимать красоту; воспринимать и выражать свое отношение к предметному миру | Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. | |||
13 | Изображение объёма на плоскости. Линейная перспектива. | 1 | Комбинированный. | Узнают: правила объемного изображения геометрических тел, понятие ракурса произведений художников, изображавших натюрморты из геометрических тел. Научатся воспринимать произведения искусства | Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве | Творческое обсуждение выполненных работ. | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры, основы композиции на плоскости. | |||
14 | Освещение. Свет и тень. | 1 | Урок изучения нового | Узнают, как выполнять изображения геометрических тел с передачей объема в графике. Научатся: воспринимать и эстетически переживать красоту; адекватно оценивать свои работы и работы одноклассников | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры | Знать основы изобразительной грамоты: светотень | Знать выдающихся художников- графиков. Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского. | |||
15 | Натюрморт в графике. | 1 | Комбинированный | Узнают: что такое гравюра и ее свойства, особенности работы над гравюрой, имена художников-графиков. Научатся: рисовать фон для работы; применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; оценивать работы товарищей | Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. | Понимать роль языка изо. искусства в выражении художников своих переживаний | Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его | |||
16 17 | Цвет в натюрморте | 2 | Урок практикум | Узнают работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта. Научатся: понимать роль цвета в натюрморте; работать графическими материалами. | Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. | Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы | Знать выразительные возможности цвета | |||
18 19 | Выразительные возможности натюрморта | 2 | Комбинированный | Узнают: особенности изображения натюрморта, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся воспринимать произведения изобразительного искусства | Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творческая индивидуальность художника. | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. | Проект. | ||
Раздел 3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (10 часов). | ||||||||||
20 | Образ человека -главная тема в искусстве. | Изучение нового | Узнают: новые эстетические представления, имена выдающихся художников и их произведения. Научатся: приобретать новые умения в работе; воспринимать произведения искусства | Знать жанры изобразительного искусства | Великие художники –портретисты: Рембрант, И. Репин., Рокотов Ф. В Боровицкий | Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. | ||||
21 | Конструкция головы человека и её основные пропорции. | 1 | Практикум | Узнают: творческие формы работы над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов; произведения выдающихся художников. Научатся использовать художественные материалы и инструменты для выполнения творческой работы | Найти и прочитать материал в исторической литературе. | Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ | Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция | |||
22 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 | Комбинированный | Познакомятся с творчеством А. Модильяни. Научатся: использовать выразительные возможности художе- ственных материалов; ВЫПОЛНЯТЬ зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. | Творческое обсуждение работ | Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция | |||
23 | Портрет в скульптуре | 1 | Комбинированный | Узнают об особенностях и выразительных возможности скульптуры. Научатся: работать графическими мате- риалами, выполняя зарисовки для предполагаемого скульптурного Научатся: передавать индивидуальные особенности литературного героя, используя выразительные возможности пластилина; воспринимать сведения о скульптурном портрете в истории искусства. | Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры. Уметь передать пропорции лица. | Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете | Знать материалы и выразительные возможности. | |||
24 | Графический портретный рисунок | 1 | Практикум | Познакомятся с творчеством Леонардо да Винчи. Научатся передать индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. | Творческое обсуждение работ | Творческое обсуждение работ | |||
25 | Сатирические образы человека | 1 | Комбинированный | Узнают: приемы художественного преувеличения, творчество известных карикатуристов нашей страны. Научатся: приемам художественного преувеличения; отбирать детали, обострять образы при создании дружеского шаржа. | Уметь работать графическими материалами | Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж | Понимание правды жизни и язык искусства. | |||
26 | Образные возможности освещения в портрете. | 1 | Урок изучения нового | Узнают приемы изображения при направлении света сбоку, снизу, при рассеянном свете. Научатся: видеть контрастность освещения; использовать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете | Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Понимать роль света в разных видах искусства. Театр и кино. | Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. | |||
27 | Роль цвета в портрете. | 1 | Комбинированный | Узнают о значении цвета и тона в портретном жанре. Научатся: анализировать картину В. Серова «Девочка с персиками»; использовать цвет для передачи настроения и характера. Узнают о творчестве Рембрандта, Ван Гога, Фриды Кал о, 3. Серебряковой и других. Научатся: использовать цвет и тон для передачи настроения и характера человека в портрете; передавать портретное сходство | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. | |||
28 | Великие портретисты прошлого. | 1 | Изучение нового | Узнают имена выдающихся художников и их произведения в портретном жанре. | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником. | Выражение творческой индивидуальности | |||
29 | Портрет в изобразительном искусстве 20 века. | 1 | Обобщение знаний | Научатся выполнять художественный анализ своих работ и работ одноклассников | Выражение творческой индивидуальности | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | Выражение себя «я» | Проект. | ||
Раздел 4. Человек и пространство в изобразительном искусстве (9 часов) | ||||||||||
30 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | Изучение нового | Узнают: произведения и жанры изобразительного искусства, приемы работы в технике коллажа. Научатся: аргументированно анализировать картины художников; согласованно работать в группе | Работа в художественно-конструктивной деятельности | Развитие интереса к предмету изобразительного искусства. Фронтальный опрос | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль.Специфика языка художественных материалов. | |||
31 | Изобразительные пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 | практикум | Узнают: понятия точка зрения и линия горизонта, способы изображения пространства в различные эпохи. Научатся: пользоваться начальными правилами линейной перспективы; работать в группе; работать в технике коллажа; анализировать, выделять главное и обобщать; определять понятие точка зрения; сравнивать объекты по заданным критериям. Узнают правила воздушной перспективы. Научатся изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы | Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы | Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения | Знать правила воздушной и линейной перспективы. | |||
32 | Пейзаж- большой мир. | 1 | комбинированный | Узнают об импрессионизме. Научатся: рас-сматривать произведения известных художников и выражать свое отношение к ним; применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, правила перспективы; анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные .средства для передачи настроения в пейзаже | Творческое обсуждение работ Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана. | Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата. | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | |||
33 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | 1 | комбинированный | Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, и перспективой | Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности | Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. | ||||
34 | Пейзаж в русской живописи. | 1 | научиться анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов— линии, штриха, пятна, точки1. определять понятие городской пейзаж; самостоятельно делать выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника; знать правила линейной и воздушной перспективы; уметь организовывать перспективу в картинной плоскости, анализировать, выделять главное, обобщать графические средства и правила перспективы. уметь самостоятельно классифицировать материал по жанрам, находить необходимую информацию для решения учебных задач, самостоятельно выбирать и использовать «просмотровой» вид чтения; составлять логически обоснованный, информативный рассказ о месте и роли жанров портрет, пейзаж и натюрморт в истории искусств; представлять информацию и подкреплять ее рисунками, репродукциями, портретами художников. | Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. | Эстетическая оценка результатов.. | Уметь осознанно говорить о видах искусства. | ||||
35 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж | 1 | Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. | Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров. | Знать виды и жанры художественной деятельности | Проект |
Лист проектной деятельности.
По изобразительному искусству 6 класс
Учитель Виноградов В.Ф.
2016-2017уч.г.
Дата | Тема урока | Мини -проект | Кратковременный | Долговременный | Примечание |
2 четверть Урок 18-19 | Выразительные возможности натюрморта | Мини-проект | + | - | |
3 четверть Урок 29 | Портрет в изобразительном искусстве | Мини-проект | + | - | |
4 четверть Урок 34-35 | Пейзаж в русской живописи. | Мини-проект | + | - | |
Лист корректировки рабочей программы.
№ п/п | Дата | Тема урока | Причина изменения в программе | Способ корректировки |
Прохождение программного материала.
№п.п | Всего по программе | Проведено по плану | Отставание | Проведено практических работ по плану | Отставание | Итого |
1 четверть | 9 | |||||
2четверть | 10 | |||||
3 четверть | 10 | |||||
4 четверть | 6 | |||||
Итого | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...