Анализ народной игрушки "Матрешка"
материал по изобразительному искусству (изо) на тему
Дети смогут активно использовать данный анализ в своих работах. План показывает взаимосвязь всех пунктов между собой, что позволяет более подробно изучить и понять то или иное произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matreshka.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание матрешки
Цель: Овладеть знаниями основ декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий, формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий.
Матрешка – как одно из произведений декоратвно-прикладного искусства
Стратегия | Критерии |
Жизненная | Развивающей и обучающей ценности матрешки может позавидовать любое современное пособие. Эта замечательная игрушка – отличный дар маленьким детям. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Это способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Умение разобрать и верно собрать матрешку развивает логическое мышление, в игровой форме обучает счету. Но эта игрушка имеет еще и множество символических смыслов. Русская матрешка – чудный сувенир Прославила Россию и покорила мир. Красотой твоей любуемся, Мы взор не отводя. Матрешка-чудо-куколка Все любим мы тебя! |
Изобразительная | Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами. Так, самая маленькая матрешка – это физическое тело человека, оно полностью созревает к 1-му году жизни, чтоб укрепить его и помочь ребенку утвердиться в мире Яви. Тогда проводится возрастное посвящение Пострижины. Эта матрешка – красная, поскольку физическое тело связано с чарой красного цвета – Исток. Следующая матрешка – Клубье (ментальное) тело – зеленого цвета, формируется к 12-14 годам, отмечается посвящениями Ярение и Лельник. Синяя матрешка (чара Око) – Колобье тело (тело интуиции и духовного ума), человек проходит посвящение в Отца или Мать. |
Авторская | Знатоки полагают, что русский мастер, точивший матрешку, помнил и хорошо знал русские сказки и заключил в матрешку идею поиска истины и возможности найти ее, только «докопавшись до сути» - последней фигурки. |
Культурная | Матрешка – символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства, плодородия. Матрешка с многочисленным матрешкиным семейством передает образ Рода, нескольких поколений предков и потомков. Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского, что означает «мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой. |
Импрессивная | Матрешка – символ единства и многопроявности мира. Она как бы одна, но вместе с тем состоит из множества своих проявлений, которые являются ее маленькими отражениями. Поэтому матрешка также несет идею отражения малого в великом, макрокосмоса – в микрокосме. |
Ассоциативное | Матрешку ассоциируют с символом рода – матерью. Хозяйкой очага и берегиней семьи. |
Эмоциональное | Мы матрешки, мы матрешки. Утром рано мы встаем. Вшестером поем частушки И танцуем вшестером. Никогда мы не скучаем. Шесть у нас платочков есть. Чашек шесть у нас для чая И салфеток тоже шесть. И кроваток нам не нужно. Потому что в час ночной Спим мы вместе. Спим мы дружно. Спим мы все одна в другой. Загадка Алый, шелковый платочек, |
Стилистическая | СТИЛИ РОСПИСИ Загорский стиль Несмотря на то, что мастерицы вроде бы писали с одного образца, у каждой были свои наиболее излюбленные мотивы, формы цветов, колорит. Отличались композиции по ритмической напряженности и по цветовым нюансам. Даже работы одной и той же мастерицы, но разных лет, отличаются по рисунку лиц и орнаменту, словно в каждое время своя мода на матрёшку диктовала особу стилистику росписи. Семёновская матрёшка Семёновские матрешки были однотипными и отличались несколько суровым выражением лиц, в них также наблюдалась некоторая неустойчивость стилистики росписи. В 1940-е гг. для многих матрёшек было характерно симметричное построение общей композиции изделий. Симметрия черт лица дополнялась в больших куколках симметричным расположением цветка на фартуке, что сообщало образу матрёшки некую торжественность и даже монументальность. В меньших размером куколках-вкладышах композиция строилась более свободно, ветка с листьями и цветами на фартуке часто шла диагонально или по горизонтали и симметрия в узоре нарушалась, что придавало образу куколки большую живость и непосредственность. Букеты из крупных алых цветов иногда дополнялись колосками ржи и полевыми цветами, васильками, колокольчиками. Полховская матрёшка Роспись полховских матрёшек строится на сочетании малиново-красного, зелёного и чёрного цветов по предварительно нанесённому тушью контуру. Своей формой полховская матрёшка заметно отличается от своих сергиевских и семёновских матрёшек. Кроме того, удивляет её необыкновенное многообразие от многоместных, подчёркнуто вытянутых по вертикали матрёшек с маленькой, жёстко очерченной головкой до примитивных одноместных матрёшек – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Вятская матрёшка Вятская матрёшка – наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Для росписи матрёшек применяли масляные краски. Сама матрёшка в те годы представляла из себя девицу с румянцем на щеках в цветном В настоящее время вятская матрёшка лишь частично перекликается с традиционной, являясь преимущественно авторским продуктом, она, безусловно, являет собой определённый этап исторического развития вятской матрёшки, а потому содержит в себе большой потенциал, который в перспективе может получить закрепление традицией. Разнообразие видов и стилей Помимо вышеперечисленных разновидностей матрёшек, существуют ещё много различных по форме и по стилю росписи. Все они возникли в старинных центрах народного творчества и естественным образом впитали в себя их характерный художественный стиль, отражающий культуру данного региона и особенности существующего в нём промысла. Так появились и матрёшки, расписанные традиционными узорами под хохлому, гжель, жостово и др. |
Резюмирующая | Стихотворение С. Жулькова «Русская матрёшка» Кто матрешку создал, я не знаю, |
Метафорическая | «иголка – в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Использование произведений устного народного творчества при коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Данный материал содержит примеры использования произведений устного народного творчества (загадки, сказки, пословицы и поговорки) по разделам программы "Коррекция дисграфии на почве нарушения языковог...
Образ Елены Прекрасной в русских народных сказках и в сказке Л. С. Петрушевской «Новые приключения Елены Прекрасной»: сравнительно-сопоставительный анализ
Поучительный материал при изучение творчества современной писательницы....
урок литературы в 5 классе сравнительный анализ авторской и народной сказки
Анализ сказки Г.Х.Андерсена " Стойкий оловянный солдатик"...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)
Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....
Открытый урок на тему "Выявление драматургической линии народных сцен в опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» посредством сравнительного анализа хоровых сцен"
Открытый урок с учащимися 6 класса, раздел "Русская музыка XIX века"...
Урока внеклассного чтения в 7 классе « Сравнительный анализ литературной сказки П. Бажова и русских народных сказок»
В материале представлен урок по внеклассному чтению, где показаны сходства и отличия литературной и народных сказок....