Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7 класс) на тему

Строганова Светлана Николаевна

Программа внеурочной деятельности по изо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_hudozhnik_programma_2018.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

Программа  «Юный художник» имеет художественно-эстетическую направленность, в ней учтены возрастные особенности  детей дошкольного возраста: каждый ребенок осваивает ее на своем уровне. Программа рассчитана на 1 год обучения и занятия проходят 1 раза в неделю по 2 часа, она укладывается в минимальное количество занятий, через которые можно раскрыть ее содержание и особенности методики с учетом различных возрастных групп детей.

Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы – приобщение через изобразительное творчеству к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей. Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
  • развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи, ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

Познавательные УУД:

  • развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
  • осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Срок реализации образовательной программы – 3 года. Первый год обучения является вводными и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством. Второй год закрепляет знания, полученные обучающимися, дает базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем. Третий год является заключительным, где полученные знания воплощаются на практике.

Формы занятий.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребёнку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения.

Результаты коллективного художественного труда детей находят применение в оформлении стендов, школьных праздников, тематических вечеров и. д. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда, эмблемы, открытки. Предполагаются как коллективные, так и индивидуальные выставки ребят, тематические выставки, участие в районных и областных конкурсах.

Методы.

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • предоставление ребёнку свободы в выборе деятельности, выборе тем, выборе способов работы;
  • система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приёмами творческой работы всеми детьми;
  • в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
  • создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий;
  • создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
  • значимость объектов творчества обучающихся для них самих и для общества.

Ребятам предоставляется возможность выбора художественной деятельности, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. Нужно не только развивать фантазию у ребёнка или учить копировать, но и формировать умение грамотно выполнять работу. Поэтому правила рисования совмещаются с элементами фантазии. Теоретические знания по программе даются в начале занятий, затем закрепляются в практической работе. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным также относятся итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия, года. На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. На занятиях применяется методика «мастер-класс». Педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии её выполнения, находит ученические ошибки и подсказывает пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, 2 занятия по 45 минут с перерывом.

Основная цель программы – приобщение через изобразительное творчеству к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество. Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей. Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

3. Содержание программы.

Вводное занятие (1 час)

Вводное занятие

Живопись (11 часов)

Что такое живопись? Знакомство с живописными материалами

Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки

Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные растяжки

Упражнение в заливках. Цветок в простой вазе

Упражнение в заливках. Цветок в простой вазе

Изображение плоских предметов (осенние листья)

Изображение плоских предметов (осенние листья)

Простой предметный натюрморт

Простой предметный натюрморт

Натюрморт из цветов и фруктов.

Натюрморт из цветов и фруктов.

Графика (10 часов)

Что такое рисунок?

Пятно как средство выразительности.

Натюрморт из предметов быта

Натюрморт из предметов быта

Натюрморт из предметов быта

Натюрморт из предметов быта

Зарисовки растений

Зарисовки растений

Портрет человека

Портрет человека

Скульптура (8 часа)

Что такое скульптура?

Знакомство с материалами

Виды скульптуры

Лепка простых предметов

Работа над эскизом барельефа

Работа над барельефом

Работа над эскизом горельефа

Работа над горельефом

Аппликация (10 часа)

Что такое аппликация?

Виды аппликации

Фруктовый натюрморт

Фруктовый натюрморт

Объемная открытка

Объемная открытка

Работа над эскизом к панно

Работа над эскизом к панно

Работа над панно

Работа над панно

Бумажная пластика (8 часа)

Превращение плоского в объемное

Превращение плоского в объемное

Превращение плоского в объемное

Сказочные птицы

Сказочные птицы

Объемное панно

Объемное панно

Объемное панно

Работа с природным материалом (4 часа)

«Лесная полянка»

«Лесная полянка»

Корзина с цветами

Корзина с цветами

Пленэр (12 ч)

Пленэр

Композиция (8 ч)

Подготовка тематических набросков

Подготовка тематических набросков

Работа над эскизами

Работа над эскизами

Работа над эскизами

Работа над композицией

Работа над композицией

Работа над композицией

Организация и обсуждение выставки детских работ (2 час)

Организация выставки

Выставка детских работ (1 час)

Выставка детских работ

4. Планируемые результаты.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
  • название материалов и инструментов и их назначение;
  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);
  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

5. Календарно-тематическое планирование.

74 часов, 2 час в неделю

п/п

Название раздела

Наименование темы урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

По плану

По факту

1

Вводное занятие

(1 час)

Вводное занятие

1

03.09

2

Живопись

(11 часов)

Что такое живопись? Знакомство с живописными

материалами

1

03.09

3

Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные

растяжки

1

10.09

4

Основные и составные цвета, вертикальные и горизонтальные

растяжки

1

10.09

5

Упражнение в заливках. Цветок в простой вазе

1

17.09

6

Упражнение в заливках. Цветок в простой вазе

1

17.09

7

Изображение плоских предметов (осенние листья)

1

24.09

8

Изображение плоских предметов (осенние листья)

1

24.09

9

Простой предметный натюрморт

1

01.10

10

Простой предметный натюрморт

1

01.10

11

Натюрморт из цветов и

фруктов.

1

08.10

12

Натюрморт из цветов и

фруктов.

1

08.10

13

Графика

(10 часов)

Что такое рисунок?

1

15.10

14

Пятно как средство выразительности.

1

15.10

15

Натюрморт из предметов быта

1

22.10

16

Натюрморт из предметов быта

1

22.10

17

Натюрморт из предметов быта

1

29.10

18

Натюрморт из предметов быта

1

29.10

19

Зарисовки растений

1

05.11

20

Зарисовки растений

1

05.11

21

Портрет человека

1

12.11

22

Портрет человека

1

12.11

23

Скульптура

(8 часа)

Что такое скульптура?

1

19.11

24

Знакомство с материалами

1

19.11

25

Виды скульптуры

1

26.11

26

Лепка простых предметов

1

26.11

27

Работа над эскизом барельефа

1

03.12

28

Работа над барельефом

1

03.12

29

Работа над эскизом горельефа

1

10.12

30

Работа над горельефом

1

10.12

31

Аппликация

(10 часа)

Что такое аппликация?

1

17.12

32

Виды аппликации

1

17.12

33

Фруктовый натюрморт

1

24.12

34

Фруктовый натюрморт

1

24.12

35

Объемная открытка

1

14.01

36

Объемная открытка

1

14.01

37

Работа над эскизом к панно

1

21.01

38

Работа над эскизом к панно

1

21.01

39

Работа над панно

1

28.01

40

Работа над панно

1

28.01

41

Бумажная пластика

(8 часа)

Превращение плоского в объемное

1

04.02

42

Превращение плоского в объемное

1

04.02

43

Превращение плоского в объемное

1

11.02

44

Сказочные птицы

1

11.02

45

Сказочные птицы

1

18.02

46

Объемное панно

1

18.02

47

Объемное панно

1

25.02

48

Объемное панно

1

25.02

49

Работа с природным

 материалом

(4 часа)

«Лесная полянка»

1

04.03

50

«Лесная полянка»

1

04.03

51

Корзина с цветами

1

11.03

52

Корзина с цветами

1

11.03

53

Пленэр (12 ч)

Пленэр

1

18.03

54

Пленэр

1

18.03

55

Пленэр

1

25.03

56

Пленэр

1

25.03

57

Пленэр

1

01.04

58

Пленэр

1

01.04

59

Пленэр

1

08.04

60

Пленэр

1

08.04

61

Пленэр

1

15.04

62

Пленэр

1

15.04

63

Пленэр

1

22.04

64

Пленэр

1

22.04

65

Композиция

(8 ч)

Подготовка тематических набросков

1

29.04

66

Подготовка тематических набросков

1

29.04

67

Работа над эскизами

1

06.05

68

Работа над эскизами

1

06.05

69

Работа над эскизами

1

13.05

70

Работа над композицией

1

13.05

71

Работа над композицией

1

20.05

72

Работа над композицией

1

20.05

73

Организация и обсуждение

выставки детских работ

(1 час)

Организация выставки

1

27.05

74

Выставка детских работ

(1 час)

Выставка детских работ

1

27.05

6. Список литературы.

1. Занятия со школьниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

2. Колль М.-Э. Школьное творчество, пер. с англ. – Мн: , 2005. – 256с.

3. Елкина: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.– 256с.

4. Фатеева без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

8. Коллективное творчество школьников: конспекты занятий./Под ред. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

9. Соломенникова творчества. Развитие художественного творчества детей. – Москва, 2001.

10. Доронова деятельность и эстетическое развитие школьников: методическое пособие. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

11. Дубровская к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

12. Нетрадиционные техники рисования, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

13. Алексеевская озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: , 2005. – 144с.

15. Утробин Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

16. «Диагностика психологических особенностей школьника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.

МКОУ «Хомутовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»

Принято на педагогическом совете

Протокол № ____________

от  «___» ______________ 2018 г.

Руководитель МО

_________________

Долженко В.Н.

Утверждаю

Приказ № ______________

от  «___» _____________ 2018 г.

Директор школы ______________

Чайковский А. В.

дополнительная общеразвивающая программа

«Юный художник»

Для обучающихся 10 – 15 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель программы:

учитель ИЗО

Строганова Светлана Николаевна

Хомутовка

2018-2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение различных акварельных техник во внеурочной деятельности по изобразительному искусству для развития творческих способностей обучаемых. Мастер-класс

Цель данного мастер - класса: Познакомить  вас  с возможностями использования некоторых техник работы акварельными красками, позволяющих повысить  творческую активность обучаемых в...

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для 1-5 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Кружок «Мир искусства» для  1-5 классов....

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для 5-6 классов.

Методическая разработка рабочей программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству: Творческая лаборатория «Взгляд» для  5-6 классов. 34 часа....

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству

Рабочая программа внеурочной деятельности  по изобразительному искусству "Вдохновение" для учеников 5-8 классов....

Модуль программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Творческая мастерская «Музыка росписи» для обучающихся 5 классов

Модуль «Творческая мастерская «Музыка росписи » программы внеурочной деятельности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего...

Рабочие программы 2021 года для внеурочной деятельности по изобразительному искусству 1-9 класс, Активное Долголетие

Программы по изобразительному искусству для 1-9 классов и Активному долголетию, для внеурочной деятельности, с аннотациями....