Архитектура
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Жук Елена Николаевна

урок 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект  урока

изобразительного  искусства  в  7  классе

по  теме:  «Быт – это  не  только  будни,

 но  и  праздники»

по  программе  Б. М. Неменского

                                       

 

 

Тема:  «Быт – это  не только  будни,  но  и  праздники».

Идея:  «Праздник – это  веселье,  радость,  особое  волнение,  чувство  общности  с  людьми».

Цель:  Обобщение  знаний  о  бытовом  жанре.

Задачи:  - Закрепление  знаний  о  тематике  художественных                        

                    произведений  бытового  жанра.

                  - Отработка  навыков  работы  над  коллективным  произведением.

                  - Расширение  знаний  о  быте  русского  народа.

                  - Пробуждение  чувства  единения  со  своим  народом.

 

Оборудование  /для  учащихся/:  карандашный  рисунок  фигуры  человека  в  движении  в  карнавальном  костюме,  краски,  кисти,  ножницы,  баночки,  тряпочки.

Оборудование   /для  учителя/:  репродукции  картин:  Суриков  «Взятие  снежного  города»,  Рябушкин  «Свадебный  поезд  в  Москве»,  Кустодиев  «Масленица»,  1 ½  листа  ватмана  с  изображением  украшенных  зала  и  ёлки,  липучка,  таблички  с  темой  и  эпиграфом,  разноцветные  «сосульки»

(красные,  синие,  зелёные  из  цветной  бумаги).

Музыкальный  ряд:  русская  народная  песня  «Калинка»  в  исполнении  оркестра  народных  инструментов.

Ход  урока.

1.  Эмоциональный  настрой.

 

На  доске  висят  репродукции  картин:  Б.М. Кустодиев  «Масленица»,  В.И. Суриков  «Взятие  снежного  города»,  А.П. Рябушкин  «Свадебный  поезд  в  Москве»;  и  «сосульки»:  красная – 5,  зелёная – 4,  синяя – 3.  Классная  комната  украшена  новогодними  игрушками,  мишурой,  снежинками.

(Дети  входят  в  класс  под  музыку  «Калинка»,  встают  у  своих  мест.

Учитель  жестом  руки  просит  детей  сесть.  Учащиеся  слушают  музыку  ещё  одну  минуту.)

Учитель:  -  Как  называется  эта  мелодия?

-«Калинка»,  русская  народная  песня.

- Какая  она  по  характеру?

- Весёлая,  быстрая,   радостная,  праздничная,  в  ней  чувствуется  удаль  и  т. д.

- Что  хочется  делать  под  эту  музыку?

-Плясать.

- Где  можно  услышать  «Калинку»?

- На  празднике.

-Какое  она  создаёт  настроение?

- Праздничное,  игривое.

- Почему  «Калинка»  звучит  на  нашем  уроке?

- Сегодня  будем  говорить  о  празднике.

- Правильно,  тема  нашего  урока:  «Быт – это  не  только  будни,  но  и  праздники».

(Учитель  вывешивает  на  доску  тему  урока,  написанную  на  бумаге.)

2.  Художественный  анализ.

- Что  такое  праздник?

- Это  веселье,  особое  волнение,  ожидание  чуда,  чувство  общности  с  людьми.

- Через  что  проявляется  праздник?

- Через  поведение  людей,  одежду,  песни,  пляски,  подарки,  вкусную  еду.

- Какие  вы  знаете  праздники?

Дети  перечисляют  праздники.

- На  какие  две  группы  можно  разделить  все  праздники?

- Семейные  и  народные.

- Семейные – это  какие  праздники?

- Где  участвует  небольшая  группа  людей.

- Почему  праздники  называют  народными?

- Это  праздники  всего  народа,  всей  страны.

- Русские  художники  часто  изображали  сцены  праздников.  Вот  репродукция  картины  Василия  Сурикова  «Взятие  снежного  города».  На  картине  изображён  какой  праздник?

- Народный,  т.  к.  проводы  зимы  празднуется  всем  народом.

- Это  репродукция  картины  Андрея  Рябушкина  «Свадебный  поезд  в  Москве».  Какой  праздник  изобразил  художник?

- Семейный  т.  к.  свадьба – это праздник  двух  семей.

- Но  особое  место  в  ряду  картин  с  изображением  праздников  занимают  работы  русского  художника  Бориса  Михайловича  Кустодиева.  Что  изображено  на  картине?

- Большое  количество  людей,  катание  на  тройках  на  фоне  зимнего  пейзажа  и  т.  д.

- Какой  это  праздник?

- Народный.

-Как  называется  праздник  на  картине  Кустодиева?

- «Проводы  зимы»,  «Масленица».

- По  каким  признакам  вы  определили,  что  на  картине  изображён  праздник?

- Люди  одеты  в  нарядные  одежды,  лица  людей  весёлые,  все  радуются  празднику,  птицы  поднялись  в  небо  от  людского  гомона.  Небо  зелёное  с  розовыми  облаками,  изображение  вечера – подчёркивает  праздник,  движение  саней  на  встречу  друг  другу,  иней  на  деревьях  и  т.  д.

- С  помощью  каких  средств  художник  передаёт  состояние  праздника?

-С  помощью  цвета,  композиции,  ритма.

- К  какому  жанру  можно  отнести  эту  картину?

- К  бытовому,  т. к.  изображены  сцены  из  жизни  людей.

- Приближается  праздник,  который  празднуют  не  только  в  нашей  стране,  но  и  во  многих  странах  мира.  О  каком  празднике  идёт  речь?

О  Новом  годе.

(Ученик  читает  стихотворение.)

В  декабре,  в  декабре

Все  деревья  в  серебре.

Нашу  речку  словно  в  сказке

За  ночь  вымостил  мороз,

Обновил  коньки,  салазки,

Ёлку  из  лесу  принёс.

Ёлка  плакала  сначала

От  домашнего  тепла,

Утром  плакать  перестала,

Задышала,  ожила.

Чуть  дрожат  её  иголки,

На  ветвях  огни  зажглись.

Как  по  лесенке,  по  ёлке

Огоньки  взбегают  ввысь.

Блещут  золотом  хлопушки.

Серебром  звезду  зажёг,

Добежавший  до  макушки,

Самый  смелый  огонёк.

- Что  такое   Новый  год  для  каждого  из  вас?

- Это  ёлка,  это  радость,  это  хоровод,  подарки,  новогодние  костюмы  и  т.  д.

- На  прошлом  уроке  мы  говорили  о  значении  костюма  в  бытовом  жанре.  Почему  костюмы  в  Новогодний  праздник  у  всех  разные?

-Это  зависит  от  состояния  души,  от  внутреннего  содержания,  от  воплощения  мечты  каждого и  т.  д.

 

3.  Художественное  исполнение.

(На  доску  вывешивается  заготовка  для  коллективной  работы  с  изображением  ёлки  и  зала)

- Цель  нашего  урока – создать  атмосферу  праздника  в  коллективной  работе,  раскрыть  тайну  новогоднего  костюма.  Нужно  закончить  работы,  начатые  на  прошлом  уроке.

-Ёлка  есть.  Кого не  хватает  в  этом  зале?

- Участников  праздника.

- Пусть  ваши  герои  станут  участниками  Новогоднего  бала.  Какие  цвета  нужно  взять  для  костюмов,  чтобы  создать  атмосферу  праздника?

-Яркие,  насыщенные,  нежные,  светлые  и  т.  д.

- Каким  тоном  пишем  лицо  и  руки?

- Бледно – оранжевым.

- Начнём  работу  с  лица  и  рук,  потом  раскрашиваем  одежду.  После  этого  по  сухому  бледно – оранжевому  тону  нарисовать  тонкой  кистью  глаза,  нос,  рот,  затем  волосы.  Одежду  можно  украсить  орнаментом  или  нарисовать  украшения.  После  этого  фигурку  вырезать  по  контуру  ножницами.

(Дети  выполняют  творческую  работу.)

- Настя  и  Галя  уже  выполнили  работу,  и  сегодня  они  будут  мастерами  композиции.

( По  ходу  урока  дети  сдают  вырезанные  фигурки  людей  в  новогодних  костюмах,  девочки  располагают  их  на  заготовленном  листе  вокруг  ёлки.

4.  Итог  урока.

 

- Посмотрите,  как  девочки  расположили  участников  Новогоднего  бала.  Все  ли  герои  заняли  свои  места?

(Обсуждение  композиции.)

- Какое  настроение  получилось  в  нашей  коллективной  работе?

- Радостное,  весёлое,  с  юмором  и  т.  д.

- Мы  сумели  передать  дух  Нового  года,  потому  что  работали  все  вместе,  слаженно.  Все  молодцы!

- В  нашей  жизни  у  каждого  человека  должны  быть  праздники.  Праздник – это  неотъемлемая  часть  быта.

( Вывешивается  на  доску  плакат  с  идеей  урока.  Учащиеся  читают.)

- Какие  слова  главные  в  этой  фразе?

-Единение  народа.

- Почему?

- Праздники  не  празднуются  в  одиночку,  а  только  все  вместе.

- Урок  наш  закончен.  Оцените  свою  работу  на  уроке:  и  участие  в  обсуждении,  и  практическую  работу.  Для  этого  выберите  «сосульку»  определённого  цвета  и  напишите  на  ней  свою  фамилию.  Красная – 5,  зелёная – 4,  синяя – 3.  «Сосульки»  положить  в  коробочку  на  столе.

( Дети  оценивают  свои  работы,  убирают  рабочие  места  и  выходят  из  класса.)

Урок изобразительного искусства во 2  классе

 

Тема урока: изображение природы в различных состояниях. Изображение контрастных состояний природы.  

Цель урока:  изображать природу в разных состояниях на примере моря спокойного и бурного.

Предметные УУД: учить строить пейзажное пространство, изображать море в контрастном состоянии природы цветом, характером нанесения цветовой гаммы для выполнения поставленной задачи.

Познавательные УУД: формировать чувства неразрывной связи человека с природой.

Регулятивные УУД: определять последовательность выполнения этапов работы с учётом конечного результата, составление плана работы и его выполнение.

Коммуникативные УУД:  инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели урока, уметь достаточно плотно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями урока, уметь правильно пользоваться монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:  установить связь между целью урока и её мотивом, оценивать усваиваемое содержание урока, высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.

Методические приёмы: методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла».

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, фрагменты сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», фрагмент симфонической поэмы «Море» М. Чюрлёниса,  репродукции картин художника - мариниста И.К. Айвазовского, картинки из сказки «Сказка о Царе Салтане», карточки для составления таблицы.

Каждому: 2 альбомных листа с набросками спокойного и бурного моря, салфетки, акварель, кисти, непроливайки, клеёнка, палитра.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, скажите, от чего зависит настроение человека?

- А как настроение человека изменяется? Приведите примеры.

- А как вы думаете, есть ли настроение у животных?

- Как изменяется настроение у животных? Расскажите, опираясь на свои наблюдения.

- А каким образом мы можем понять, как выражают состояние человека или животных на картинах?

- Правильно, по позе, мимике, жестам, используемой цветовой гамме.

3. Изучение нового материала. Работа с сенсорным крестом.

- Ребята, если настроение есть у людей и у животных, может ли оно быть у природы? (Сравнение времен года, дождь- солнце, и т.д.).

- Посмотрите на сенсорный крест и посмотрите на репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского, выдающегося художника – мариниста.

- Ребята, а вы знаете, кого называют маринистами?

- Маринист - это художник, изображающий морские виды, жизнь моря.

- Итак, вы внимательно рассмотрели репродукции картин, скажите, пожалуйста, какие настроения передал художник на этих картинах?

- Как это можно понять?

- Если море спокойное,  то какое настроение будет у человека? (Радостное, веселое).

- А если море бурное, тревожное, то какое настроение будет у человека? (Грустное, печальное).

4. Просмотр фрагмента сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

- Вы просмотрели фрагмент сказки, а теперь ответьте мне на вопросы.

- Как изображено море? Какое оно?  (Спокойное, во второй части бурное).

-Какие цвета использовались при изображении моря?  (Синий, голубой цвет).

- А как изображено небо?

- Сегодня наша с вами задача изобразить природу в различных её состояниях.

- Итак,  скажите, что мы будем изображать?  (Море).

- Как вы думаете, какое море мы будем рисовать?  (Спокойное и бурное).

- Как вы думаете, меняется ли состояние моря в нашей сказке?

- От чего зависит это изменение (по сказке)?

- Так есть ли у моря настроение?   (Состояние моря меняется, настроение у моря есть,  море слегка разыгралось, помутилось синее море, неспокойно синее море, почернело синее море, на море черная буря)

- А как изображено бурное море?

- Какие цвета использовались?  ( Коричневый, синий, фиолетовый)

- Как изображено небо? (Серое, мрачное)

Спокойное

Бурное

Цвет моря

Светлый, нежный, голубой, светло-зелёный.

 Коричневый, синий, фиолетовый, темно-зелёный, желтоватый.

Цвет неба

Светлый, мягкий, нежный.

Мрачный, серый.

ФИЗМИНУТКА

5. Изображение моря. (Звучит фоновая  музыка).

- Посмотрите на ваши рабочие места, у вас лежат 2 альбомных листа.

- Как вы думаете, на какой заготовке мы будем изображать спокойное море?

- Возьмите в руку кисточку, и нарисуем небо. Верхнюю часть изобразим светло-синим цветом. Солнце и горы не закрашиваем. Чтобы небо получилось равномерно закрашенным необходимо брать чуть больше воды.

- Следующим этапом нарисуем облака,  каким цветом мы их изобразим? (Используем белую краску).

- При прорисовывании облаков берем больше краски, меньше воды.

- Облака имеют незначительный сероватый оттенок. Как его получить? (Смешиванием красок). Обратить внимание на цветовую палитру смешивания цветов).

- Далее возьмём не слишком темный коричневый цвет и прорисуем горы.

-  Затем нам необходимо прорисовать линию горизонта, которая разделяет море и небо.

- Для этого возьмём зеленоватый цвет, так как в этом месте на нашей картине море соприкасается с небом.

- Цвет неба делаем понежнее, добавляя белого цвета.

- Солнышко прорисуем, используя несколько смешанных оттенков (Желтый, красный).

- Цвет моря рисуем, синим, светло – зелёным, смешивая с белой краской.

- Море рисуем к себе бледнее, к линии горизонта потемнее.

- А теперь, приступаем к рисованию бурного моря. (Зрительные точки).

- Для этого возьмем второй лист.

- Скажите, не приступив к рисованию, можно ли уже сказать, что настроения моря изменилось?

- Посмотрите на зрительные точки. Это иллюстрации из сказки А.С. Пушкина « Сказка о Царе Салтане».

- Посмотрите, какое море изображено? (Бурное).

- Какие цвета используются?

- Что появилось?  (Волны, пена).

- Мы рисуем море бурное. Скажите, а цвет неба изменится?

- Рисуем небо серым, с желтоватым оттенком.

- Прорисовываем линию горизонта, обратите внимание, она отличается от предыдущей? (Да. Волнистая, неровная).

- Море у нас будет бурное, темно-синее, с фиолетовым, зеленым оттенком.

- Гребни изобразим более насыщенным фиолетовым оттенком. На гребнях есть пена, давайте её изобразим светло-серым цветом.

6. Подведение итогов: выставка и обсуждение рисунков детей.

7. Рефлексия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура. Виды архитектуры.

Презентация для уроков изобразительного искусства....

«Архитектура. Стили архитектуры»

Проект по ИЗО включает в себя 2 теоретических занятия и 4 недели, в форме дальтон – урока,  один раз в неделю, каждую среду. В ходе работы учащиеся ведут дневник проекта, что позволяет контролиро...

Материал для уроков в 9 классе по теме: "Архитектура современного города. Органическая архитектура"

Материал подготовлен для учителя. Ознакомление учащихся с органической архитектурой современного города, с проектами архитекторов по созданию экологически чистых построек, городов и их связь с окружаю...

План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс

План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс...