урок по ИЗО, тема: "Линогравюра", 4 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Урок - открытие новых знаний, на котором учащиеся узнают опытным путем, что такое печатная графика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 29.24 КБ |
slovarik_hudozhnika.docx | 12.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тельных Ольга Викторовна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Березовская СОШ№3»
Березовского района
Красноярского края
Паспорт конспекта учебного занятия
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 4 класс
Тема учебного занятия: «Графика. Линогравюра».
Оборудование для учащихся: клеёнка на стол, подкладной лист, бумага писчая белая и цветная формат А4, гуашь, графитный карандаш, штамп из линолеума, поролоновые тычки d – 4 – 5см., тряпочка сухая и влажная.
Оборудование для учителя: презентация к уроку, домашнее задание напечатанное для каждого ученика, словарь по теме «Виды искусства для начальных классов» и «Графика. Виды графики».
Предварительная работа: учащиеся 6, 7-х классов на уроке технологии изготавливают штамп на линолеуме с помощью резца или канцелярского ножа.
Цели учебного занятия:
Создать условия
-для знакомства учащихся с линогравюрой;
- для активного поиска способов изготовления линогравюры в условиях школы;
Организовать деятельность детей по применению новых знаний в жизни.
Задачи:
- Подвести обучающихся к «открытию» способа изготовления линогравюры в условиях школы
- Составить алгоритм оптимальных действий при изготовлении линогравюры.
- Пользуясь, составленным алгоритмом изготовить линогравюру.
Развивающие:
- Развивать умение самостоятельно работать с текстом словаря, находить в нем нужную информацию.
- Развивать умение контролировать, планировать и оценивать свои действия, проявляя инициативность, самостоятельность.
Воспитательная:
- Воспитывать эстетический интерес к художественной деятельности
- Побуждать творчески подходить к изобразительной деятельности.
- Формировать умение работать в группе: договариваться, приходить к единому мнению и выполнять творческое задание сообща.
УУД:
Личностные:
- проявляет самостоятельность в разных видах учебной деятельности, оценивая себя и свои поступки;
- взаимодействует со сверстниками и учителем через участие в совместной деятельности (договаривается, учитывает интересы других);
- обсуждает возникающие проблемы, правила;
Регулятивные:
- осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- проявлять инициативу и самостоятельность в творческой деятельности;
- выстраивает внутренний план действия в учебной деятельности;
- овладевает умением понимать причины успеха – неуспеха учебной деятельности и способности контструктивно действовать даже в ситуации неудачи;
Познавательные:
- использует знаково – символические средства представления информации для создания модели изучаемого объекта;
- умеет слушать и понимать;
- овладевает способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- выбирает наиболее эффективные способы решения задач, в зависимости от конкретных условий;
- умеет использовать предметные заместители, а так же понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к ним;
Коммуникативные:
- активно взаимодействует со сверстниками и учителем, участвует в совместной деятельности и организует её;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений;
- договаривается, учитывает интересы других, но проявляет доброжелательное отношение к окружающим, обсуждает в ходе совместной деятельности, возникающие проблемы, правила;
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
- способы выполнения линогравюры;
- что такое линогравюра и способ ее изготовления;
- определять линогравюру среди графических изображений;
Уметь:
- пользоваться алгоритмом изготовления линогравюры в бытовых условиях;
- определять эстетичность выполненной работы;
- поддерживать порядок на рабочем месте при работе с красочными материалами;
- пользоваться красочными материалами и определять меру количества воды и краски;
- пользоваться алгоритмом изготовления линогравюры в бытовых условиях;
Метепредметные:
- определять, формулировать и удерживать учебные задачи;
- находить оптимальный способ действия;
- находить в тексте искомую информацию;
- выполнять задания в групповом коллективе, направляя усилия к общей цели;
- давать субъективный анализ проделанной работе;
- определять линогравюру среди других графических изображений.
Основные понятия: Графика, линогравюра.
Форма урока: фронтальная, работа в группах.
Технология: Творческая мастерская.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оформление доски:
Тема: Цель: Задачи: - узнать как - учиться - изготовить | Место для презентации и размещения детских работ на магниты | Заявка на оценку: |
Схема размещения столов в классе:
План – конспект учебного занятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Время, баллы | Деятельность учащихся |
1Организационный этап | Познакомьтесь с заявкой на оценку(1 слайд+размещение на доске) Оценка «5» - 10 – 8 баллов; Оценка «4» - 7 – 6 баллов; Оценка «3» - 5 – 4 балла; Оценка «2» - 3 и меньше баллов. Количество баллов вы будете фиксировать сами на листочках. | 1 мин | |
2Постановка темы, цели и задач урока | Чтобы определить тему урока, я думаю, нам нужно вспомнить виды искусства (слайд 2) давайте обратим свой взгляд на два нам больше всего знакомых вида. Прочтите их. | 1мин. 1б. | Графика, живопись. |
Актуализация знаний | Найдите в словарике определение слов «живопись» и «графика» и сравните эти два понятия. | 1 мин. 1б. 1 мин. 1б. | Живопись – это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения разноцветных красок мазками на жёсткую или гибкую поверхность; средствами художественной выразительности является: цвет, фактура красочной поверхности, пятно, цветовой колорит. Графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. В графике, обычно, используют один – два цвета; средствами художественной выразительности является: линия, штрих, пятно, точка. Отличия – в технике исполнения, в применяемых материалах; живопись более живая, чем графика – она контрастна, силуэтная и монохромная. |
Посмотрите на слайд (слайд 2а) определите, где графика, а где живопись. | 1 мин. 1б. | Дети показывают. | |
Посмотрите на слайды (слайд 3,4,5,6) на них вы видите ряд рисунков. Когда вы определите к какому виду искусства они относятся, вы обозначите тему урока. (учитель просит ответившего ученика прикрепить к доске нужное слово) | 1 мин. 1б. | Графика. | |
Верно, «графика». Но это только часть темы. Посмотрите на слайд (слайд 7), на нем все вместе четыре рисунка. Можете сказать, чем нарисован каждый из этих рисунков? Правильно, и это все разновидности графики. | 1 мин. 1б. | 1-Карандашом, 2-фломастеров,3- тушью, 4 – напечатана. | |
Так вот, нас сегодня будет интересовать четвертая техника выполнения графики. Итак, задание: определите, как называется этот вид графики, и вы узнаете вторую часть темы урока, а подсказка для вас находится в словариках и на столе. | 1 мин. 1б. | Линогравюра. Линогравюра – это графика, в которой печатной формой является поверхность линолеума. | |
Теперь, зная тему урока мы можем поставить цель. Чем мы будем заниматься? | 1 мин 1б. | Изготовить линогравюру. | |
Что нужно сделать для достижения нами, поставленной цели? | 1б. 1 мин. | Узнать, как изготавливается линогравюра. Учиться делать линогравюру. Сделать линогравюру. | |
3Мотивационный этап | Сейчас я вам покажу видео, которое снято в мастерской художника. Мы увидим очень быстро процесс создания линогравюры от начала до конца и познакомимся с новыми словами. Я попрошу помощника помочь мне – закрепить на доску слова по ходу движения фильма. | 1 мин. 1б. | (ученик выходит к доске и прикрепляет слова по сигналу учителя) |
Индукция | (слайд 8)Мы видим, как художник вырезает на линолеуме штихелем борозды для того, чтобы краска не легла в это место. Готовая резьба по линолеуму называется эстамп или штамп. Теперь художник берет мастихином накладывает типографскую краску, раскатывает ее валиком и наносит на готовый эстамп. Затем помещает под пресс, чтобы не сдвинулись материалы. Прокатывает под очень тяжелым валиком типографского станка. В результате получается оттиск. Рисунки, выполненные от одного эстампа являются тиражом. В процессе просмотра ролика вы услышали много незнакомых слов, они уже записаны на листе с заголовком «Домашнее задание». Домашним заданием для вас будет найти определение к этим словам и вписать их в лист. | 2 мин 1б. | Учащиеся смотрят видео и могут подсказывать, какие слова надо выбрать. Ученик у доски закрепляет слова. Штихель Эстамп Мастихин Типографская краска Пресс Типографский станок Оттиск Тираж |
4Применение знаний | У нас нет станка, нет пресса и других приспособлений для изготовления линогравюры. Но если проявить фантазию и приложить к этому большое желание напечатать рисунок, то может что то подобное у нас получиться. Так, например, мы с ребятами нашей школы на уроках изготовили эстамп, а как это было посмотрите. (слайд 9,10) | 2 мин. | Дети смотрят видео. |
Деконструкция | А теперь, ваша очередь проявить смекалку. Задание для группы: определите последовательность изготовления печатного рисунка, применяя те материалы, которые имеются у вас на столе. Командой найдите способ изготовления и через минуту представитель от каждой команды расскажет и покажет свой вариант изготовления, а мы выберем самый оптимальный способ. | 5 мин. группе, открывшей способ-1б, выступающему – 2б. | Учащиеся обсуждают в команде возможные варианты изготовления линогравюры. Представитель от команды презентует свой способ. Класс обсуждает и решает, какой способ будем использовать. |
Реконструкция – поиск решений | Сейчас каждый из вас, используя выбранный способ, сделает линогравюру из эстампа, который лежит перед вами. Готовую линогравюру нужно разместить на доске магнитом и быть готовым поделиться своими впечатлениями от работы. На это выделяется 5 мин. | 5 мин. 1б-работа получилась, 0б.-не получилась. | Учащиеся изготавливают индивидуально линогравюру и размещают на доске. |
Афиширование | Прошу вас поделиться своими впечатлениями от проделанной работы: получилась или не получилась линогравюра? Понравилось изготовление или нет? Почему? | 1 мин | Учащиеся высказываются по очереди. |
Социализация | Давайте попробуем усложнить задание. Нужно будет подойти к данному изображению творчески: найдите применение в повседневной жизни такому способу нанесения рисунка. Изготовьте макет какой – либо вещи с печатным рисунком и представьте его классу. Каждая группа создает 1 макет. Для этого вы можете использовать дополнительные материалы. | 8 мин. Участие в создании макета – 1б. неучастие – 0 б. защита – 2б. | Учащиеся в группах находят творческое решение, изготавливают, представляют, защищают. |
Разрыв | Расскажите немного о своих находках: что вы предлагаете сделать, используя данную технику? | 1 мин. | Представление выполненного макета (печать на футболке, кружке, брюках, сумке…) |
5Рефлексия | Пришло время подвести итоги: в течении урока каждый должен был проставить баллы за активность на уроке. Подсчитайте баллы. Поднимите руки, у кого оценка 5…, 4…, 3…, 2. | 1мин. | Учащиеся подсчитывают баллы, озвучивают оценки. |
Хотелось бы еще услышать ваше мнение о уроке: сложно было или нет? Почему? Что понравилось? Появилось ли желание изготовить такую печать дома? | 1 мин. | Дети делятся впечатлениями о уроке. | |
Урок закончен, до свидания! | Ученики наводят порядок на столе. |
Считай свои баллы и получай оценку | Считай свои баллы и получай оценку | Считай свои баллы и получай оценку | Считай свои баллы и получай оценку |
Домашнее задание Найдите определение к каждому слову и впишите его. Штихель –_____________________________________________ ______________________________________________________ Эстамп-_______________________________________________ ______________________________________________________ Мастихин-_____________________________________________ ______________________________________________________ Типографская краска-___________________________________ ______________________________________________________ Пресс-_________________________________________________ _______________________________________________________ Типографский станок-____________________________________ _______________________________________________________ Оттиск-________________________________________________ _______________________________________________________ Тираж-_________________________________________________ ________________________________________________________ | Домашнее задание Найдите определение к каждому слову и впишите его. Штихель –_____________________________________________ ______________________________________________________ Эстамп-_______________________________________________ ______________________________________________________ Мастихин-_____________________________________________ ______________________________________________________ Типографская краска-___________________________________ ______________________________________________________ Пресс-_________________________________________________ _______________________________________________________ Типографский станок-____________________________________ _______________________________________________________ Оттиск-________________________________________________ _______________________________________________________ Тираж-_________________________________________________ ________________________________________________________ |
Предварительный просмотр:
Виды искусства: Архитектура (или зодчество) – это искусство и наука проектировать и строить здания. Скульптура (или ваяние) – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твёрдых или пластичных материалов. Живопись – это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения разноцветных красок мазками на жёсткую или гибкую поверхность; средствами художественной выразительности является: цвет, фактура красочной поверхности, пятно, цветовой колорит. Графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. В графике, обычно, используют один – два цвета; средствами художественной выразительности является: линия, штрих, пятно, точка. Декоративно прикладное искусство - это вид изобразительного искусства, связанный с украшением предметов, имеющих практическое употребление в повседневной жизни. Музыка – это вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие исходящих звуков посредством музыкальных инструментов. Литература – это вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. | Виды живописи: Станковая Монументальная Декоративная Театрально – декоративная Миниатюрная Виды графики: Уникальная графика – это произведения, созданные в единственном материале. Печатная или тиражная графика – это произведения, созданные с использованием авторских печатных форм, с которых печатают тираж (т.е. большое количество одинаковых изображений). Виды печатной графики: Офорт Сухая игла - в этих видах печатной графики печатной формой является Акватинта поверхность металла. Мягкий лак Меццо-тинто Литография – это когда печатной формой является поверхность камня. Альграфия – это когда печатной формой является алюминиевая пластина. Хромолитография Резцовая гравюра Ксилография – это когда печатной формой является поверхность дерева. Линогравюра – это когда печатной формой является поверхность линолеума. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.
Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....
Урок литературы в 6-м классе по теме "И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Бежин луг». (второй урок из цикла уроков по изучению творчества И.С.Тургенева в 6 класс).
Данная разработка содержит материал к уроку литературы в 6-м классе по изучению творчества Ивана Сергеевича Тургенева....