урок по ИЗО, тема: "Линогравюра", 4 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Тельных Ольга Викторовна

Урок - открытие новых знаний, на котором учащиеся узнают опытным путем, что такое печатная графика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx29.24 КБ
Файл slovarik_hudozhnika.docx12.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                         Тельных Ольга Викторовна

                                                                                                                                                   учитель изобразительного искусства

                                                                                                                                          МБОУ «Березовская СОШ№3»

                                                                                                                       Березовского района

                                                                                                                      Красноярского края

Паспорт  конспекта учебного занятия

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 4 класс

Тема учебного занятия: «Графика. Линогравюра».

Оборудование для учащихся: клеёнка на стол, подкладной лист, бумага писчая белая и цветная формат А4, гуашь, графитный карандаш, штамп из линолеума, поролоновые тычки  d – 4 – 5см., тряпочка сухая и влажная.

Оборудование для учителя: презентация к уроку, домашнее задание напечатанное для каждого ученика, словарь по теме «Виды искусства для начальных классов» и «Графика. Виды графики».

Предварительная работа: учащиеся 6, 7-х классов на уроке технологии изготавливают штамп на линолеуме с помощью резца или канцелярского ножа.

Цели учебного занятия:

Создать условия

-для знакомства учащихся с линогравюрой;

- для активного поиска способов изготовления линогравюры в условиях школы;

Организовать деятельность детей по применению новых знаний в жизни.

Задачи:

  1. Подвести обучающихся к «открытию» способа изготовления линогравюры в условиях школы
  2. Составить алгоритм оптимальных действий при изготовлении линогравюры.
  3. Пользуясь, составленным алгоритмом изготовить линогравюру.

Развивающие:

  1. Развивать умение самостоятельно работать с текстом словаря, находить в нем нужную информацию.
  2. Развивать умение контролировать, планировать и оценивать свои действия, проявляя инициативность, самостоятельность.

Воспитательная:

  1. Воспитывать эстетический интерес к художественной деятельности
  2. Побуждать творчески подходить к изобразительной деятельности.
  3. Формировать умение работать в группе: договариваться, приходить к единому мнению и выполнять творческое задание сообща.

УУД:

Личностные:

- проявляет самостоятельность в разных видах учебной деятельности, оценивая себя и свои поступки;

- взаимодействует со сверстниками и учителем через участие в совместной деятельности (договаривается, учитывает интересы других);

- обсуждает возникающие проблемы, правила;

Регулятивные:

- осваивает начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- проявлять инициативу и самостоятельность в творческой деятельности;

- выстраивает внутренний план действия в учебной деятельности;

- овладевает умением понимать причины успеха – неуспеха учебной деятельности и способности контструктивно действовать даже в ситуации неудачи;

Познавательные:

- использует знаково – символические средства представления информации для создания модели изучаемого объекта;

- умеет слушать и понимать;

- овладевает способностью принимать и сохранять  цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- выбирает наиболее эффективные способы решения задач, в зависимости от конкретных условий;

- умеет использовать предметные заместители, а так же понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и свое отношение к ним;

Коммуникативные:

- активно взаимодействует  со сверстниками и учителем, участвует в совместной деятельности и организует её;

- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений;

- договаривается, учитывает интересы других, но проявляет доброжелательное отношение к окружающим, обсуждает в ходе совместной деятельности, возникающие проблемы, правила;

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

- способы выполнения линогравюры;

- что такое линогравюра и способ ее изготовления;

- определять линогравюру среди графических изображений;

Уметь:

- пользоваться алгоритмом изготовления линогравюры в бытовых условиях;

- определять эстетичность выполненной работы;

- поддерживать порядок на рабочем месте при работе с красочными материалами;

- пользоваться красочными материалами и определять меру количества воды и краски;

- пользоваться алгоритмом изготовления линогравюры в бытовых условиях;

Метепредметные:

- определять, формулировать и удерживать учебные задачи;

- находить оптимальный способ действия;

- находить в тексте искомую информацию;

- выполнять задания в групповом коллективе, направляя усилия к общей цели;

- давать субъективный анализ проделанной работе;

- определять линогравюру среди других графических изображений.

Основные понятия: Графика, линогравюра.

Форма урока:  фронтальная, работа в группах.

Технология:  Творческая мастерская.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оформление доски:

Тема:

Цель:

Задачи:

- узнать как

- учиться

- изготовить

Место для презентации и размещения детских работ на магниты

Заявка на оценку:

Схема размещения столов в классе:

        

         

                

         

        

План – конспект учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Время, баллы

Деятельность учащихся

1Организационный этап

Познакомьтесь с заявкой на оценку(1 слайд+размещение на доске)

Оценка «5» - 10 – 8 баллов;

Оценка «4» - 7 – 6 баллов;

Оценка «3» - 5 – 4 балла;

Оценка «2» - 3 и меньше баллов.

Количество баллов вы будете фиксировать сами на листочках.

1 мин

2Постановка темы, цели и задач урока

Чтобы определить тему урока, я думаю, нам нужно вспомнить виды искусства (слайд 2) давайте обратим свой взгляд на два нам больше всего знакомых вида. Прочтите их.

1мин.

1б.

Графика, живопись.

Актуализация знаний

Найдите в словарике определение слов «живопись» и «графика» и сравните эти два понятия.

1 мин.

1б.

1 мин.

1б.

Живопись – это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения разноцветных красок мазками на жёсткую или гибкую поверхность; средствами художественной выразительности является: цвет, фактура красочной поверхности, пятно, цветовой колорит.

Графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. В графике, обычно, используют один – два цвета; средствами художественной выразительности является: линия, штрих, пятно, точка.

Отличия – в технике исполнения, в применяемых материалах; живопись более живая, чем графика – она контрастна, силуэтная и монохромная.

Посмотрите на слайд (слайд 2а) определите, где графика, а где живопись.

1 мин.

1б.

Дети показывают.

Посмотрите на слайды (слайд 3,4,5,6) на них вы видите ряд рисунков. Когда вы определите к какому виду искусства они относятся, вы обозначите тему урока.

(учитель просит ответившего ученика прикрепить к доске нужное слово)

1 мин.

1б.

Графика.

Верно, «графика». Но это только часть темы.

Посмотрите на слайд (слайд 7), на нем все вместе четыре рисунка. Можете сказать, чем нарисован каждый из этих рисунков?

Правильно, и это все разновидности графики.

1 мин.

1б.

1-Карандашом, 2-фломастеров,3- тушью, 4 – напечатана.

Так вот, нас сегодня будет интересовать четвертая техника выполнения графики. Итак, задание: определите, как называется этот вид графики, и вы узнаете вторую часть темы урока, а подсказка для вас находится в словариках и на столе.

1 мин.

1б.

Линогравюра.

Линогравюра – это графика, в которой печатной формой является поверхность линолеума.

Теперь, зная тему урока мы можем поставить цель. Чем мы будем заниматься?

1 мин

1б.

Изготовить линогравюру.

Что нужно сделать для достижения нами, поставленной цели?

1б.

1 мин.

Узнать, как изготавливается линогравюра. Учиться делать линогравюру. Сделать линогравюру.

3Мотивационный этап

Сейчас я вам покажу видео, которое снято в мастерской художника. Мы увидим очень быстро процесс создания линогравюры от начала до конца и познакомимся с новыми словами. Я попрошу помощника помочь мне – закрепить на доску слова по ходу движения фильма.

1 мин.

1б.

(ученик выходит к доске и прикрепляет слова по сигналу учителя)

Индукция

(слайд 8)Мы видим, как художник вырезает на линолеуме штихелем борозды для того, чтобы краска не легла в это место.

Готовая резьба по линолеуму называется эстамп или штамп.

Теперь художник берет мастихином накладывает типографскую краску, раскатывает ее валиком и наносит на готовый эстамп.

Затем помещает под пресс, чтобы не сдвинулись материалы.

Прокатывает под очень тяжелым валиком типографского станка.

В результате получается оттиск.

Рисунки, выполненные от одного эстампа являются тиражом.

     В процессе просмотра ролика вы услышали много незнакомых слов, они уже записаны на листе с заголовком «Домашнее задание». Домашним заданием для вас будет найти определение к этим словам и вписать их в лист.

2 мин

1б.

Учащиеся смотрят видео и могут подсказывать, какие слова надо выбрать. Ученик у доски закрепляет слова.

Штихель

Эстамп

Мастихин

Типографская краска

Пресс

Типографский станок

Оттиск

Тираж

4Применение знаний

У нас нет станка, нет пресса и других приспособлений для изготовления линогравюры. Но если проявить фантазию и приложить к этому большое желание напечатать рисунок, то может что то подобное у нас получиться.

Так, например, мы с ребятами нашей школы на уроках изготовили эстамп, а как это было посмотрите. (слайд 9,10)

2 мин.

Дети смотрят видео.

Деконструкция

А теперь, ваша очередь проявить смекалку. Задание для группы: определите последовательность изготовления печатного рисунка, применяя те материалы, которые имеются у вас на столе. Командой найдите способ изготовления и через минуту представитель от каждой команды расскажет и покажет свой вариант изготовления, а мы выберем самый оптимальный способ.

5 мин. группе, открывшей способ-1б, выступающему – 2б.

Учащиеся обсуждают  в команде возможные варианты изготовления линогравюры. Представитель от команды презентует свой способ. Класс обсуждает и решает, какой способ будем использовать.

Реконструкция – поиск решений

Сейчас каждый из вас, используя выбранный способ, сделает линогравюру из эстампа, который лежит перед вами. Готовую линогравюру нужно разместить на доске магнитом и быть готовым поделиться своими впечатлениями от работы.

На это выделяется 5 мин.

5 мин.

1б-работа получилась, 0б.-не получилась.

Учащиеся изготавливают индивидуально линогравюру и размещают на доске.

Афиширование

Прошу вас поделиться своими впечатлениями от проделанной работы: получилась или не получилась линогравюра? Понравилось изготовление или нет? Почему?

1 мин

Учащиеся высказываются по очереди.

Социализация

Давайте попробуем усложнить задание. Нужно будет подойти к данному изображению творчески: найдите применение в повседневной жизни такому способу нанесения рисунка. Изготовьте макет какой – либо вещи с печатным рисунком и представьте его классу. Каждая группа создает 1 макет. Для этого вы можете использовать дополнительные материалы.

8 мин. Участие в создании макета – 1б. неучастие – 0 б. защита – 2б.

Учащиеся в группах находят творческое решение, изготавливают, представляют, защищают.

Разрыв

Расскажите немного о своих находках: что вы предлагаете сделать, используя данную технику?

1 мин.

Представление выполненного макета (печать на футболке, кружке, брюках, сумке…)

5Рефлексия

Пришло время подвести итоги: в течении урока каждый должен был проставить баллы за активность на уроке. Подсчитайте баллы. Поднимите руки, у кого оценка 5…, 4…, 3…, 2.

1мин.

Учащиеся подсчитывают баллы, озвучивают оценки.

Хотелось бы еще услышать ваше мнение о уроке: сложно было или нет? Почему? Что понравилось? Появилось ли желание изготовить такую печать дома?

1 мин.

Дети делятся впечатлениями о уроке.

Урок закончен, до свидания!

Ученики наводят порядок на столе.

Считай свои баллы и получай оценку

Считай свои баллы и получай оценку

Считай свои баллы и получай оценку

Считай свои баллы и получай оценку

Домашнее задание

Найдите определение к каждому слову и впишите его.

Штихель –_____________________________________________

______________________________________________________

Эстамп-_______________________________________________

______________________________________________________

Мастихин-_____________________________________________

______________________________________________________

Типографская краска-___________________________________

______________________________________________________

Пресс-_________________________________________________

_______________________________________________________

Типографский станок-____________________________________

_______________________________________________________

Оттиск-________________________________________________

_______________________________________________________

Тираж-_________________________________________________

________________________________________________________

Домашнее задание

Найдите определение к каждому слову и впишите его.

Штихель –_____________________________________________

______________________________________________________

Эстамп-_______________________________________________

______________________________________________________

Мастихин-_____________________________________________

______________________________________________________

Типографская краска-___________________________________

______________________________________________________

Пресс-_________________________________________________

_______________________________________________________

Типографский станок-____________________________________

_______________________________________________________

Оттиск-________________________________________________

_______________________________________________________

Тираж-_________________________________________________

________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Виды искусства:

Архитектура (или зодчество) – это искусство и наука проектировать и строить здания.

Скульптура (или ваяние) – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную форму и выполняются из твёрдых или пластичных материалов.

Живопись – это вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения разноцветных красок мазками на жёсткую или гибкую поверхность; средствами художественной выразительности является: цвет, фактура красочной поверхности, пятно, цветовой колорит.

Графика – это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. В графике, обычно, используют один – два цвета; средствами художественной выразительности является: линия, штрих, пятно, точка.

Декоративно прикладное искусство - это вид изобразительного искусства, связанный с украшением предметов, имеющих  практическое употребление в повседневной жизни.

Музыка – это вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие исходящих звуков посредством музыкальных инструментов.

Литература – это вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка.

Виды живописи:

Станковая

Монументальная

Декоративная

Театрально – декоративная

Миниатюрная

Виды графики:

Уникальная графика – это произведения, созданные в единственном материале.

Печатная или тиражная графика – это произведения, созданные с использованием авторских печатных форм, с которых печатают тираж (т.е. большое количество одинаковых изображений).

Виды печатной графики:

Офорт

Сухая игла        - в этих видах печатной графики печатной формой является

Акватинта             поверхность металла.

Мягкий лак

Меццо-тинто

Литография – это когда печатной формой является поверхность камня.

Альграфия – это когда печатной формой является алюминиевая пластина.

Хромолитография

Резцовая гравюра

Ксилография – это когда печатной формой является поверхность дерева.

Линогравюра – это когда печатной формой является поверхность линолеума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....