Аппликация - инструмент всестороннего развития ребёнка.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Аппликация является одной из разновидностей декоративно-прикладного искусства. Методом аппликации создаются открытки, картины, панно, модные платья и аксессуары из совершенно разных по фактуре и формам материалов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
applikatsiya.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Аппликация - инструмент всестороннего развития ребёнка.
Студенцова И.А. - преподаватель МБОУ ДО ДХШ №1 г. Тамбова
В младшем школьном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. О том, что рисование, лепка и занятия с другими материалами очень важны для развития у детей их чувств, мышления, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.) Каждый ребёнок- исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности и важно не дать угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию.
В программе отделения общего художественного образования ДХШ №1 предусмотрено знакомство и изучение различных видов аппликации (предметной, сюжетной, декоративной),знакомство с техникой коллажа.
Рисование, лепка и аппликация являются едва ли не самым интересными видами деятельности детей. Художественное творчество позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем художественные занятия имеют неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
Аппликации как один из распространенных видов художественного творчества наиболее близка, понятна и естественна для младшего школьного возраста.
В процессе непосредственной образовательной деятельности аппликацией, дети знакомятся с простыми и сложными формами раз личных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Ученики знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
Аппликация является одной из разновидностей декоративно-прикладного искусства. Методом аппликации создаются открытки, картины, панно, модные платья и аксессуары из совершенно разных по фактуре и формам материалов. Объединяющим фактором в создании работ является сходная техника выполнения. Аппликация- это способ получения художественного изображения, путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон. В качестве фона может выступать не только бумага, но и картон, ткань, пластик и т.д. В основе же аппликации лежит вырезание разных деталей и прикрепление их в нужном порядке.
В процессе непосредственной образовательной деятельности у школьников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу, ткани разных цветов и оттенков, у них развивается умение подбирать красивые сочетания. С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся при распределении элементов декоративного узора, основами составления орнамента.
Различные виды аппликаций можно разделить по тематике :
• Предметную аппликацию считают несложным видом . Из бумаги, ткани, или какого-либо материала вырезаются фигурки, и приклеиваются на основание. Изображение может быть чего угодно, листа, зверя, птицы, дома и т.д.
• Сюжетная – это когда картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие.
• Декоративная используется для оформления альбомов, рамок, предметов домашнего обихода. Чаще всего состоит из узоров или орнаментов.
Помимо этого аппликацию подразделяются по:
- цвету (цветная, черно-белая, одноцветная)
- объему (плоская, выпуклая)
- материалу (бумага, ткань, природные материалы, камни, и т.д.).
А так же выделяют плоскую, объёмную и пластическую аппликацию
Непосредственная образовательная деятельность аппликацией приучают учеников к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах - сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений, способствует лучшему изучению цветов и форм предметов, развивает моторику рук и усиливает тактильные ощущения, помогает развитию конструкторского мышления. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Недостаточная степень развития технических умений тормозят работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, нашивания аппликации на основу, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе.
Само творчество имеет большие потенциальные возможности для формирования умственных, креативных способностей ребёнка, для становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса. Что помогает формированию и развитию памяти, зрительного восприятия, способствует расширению кругозора, учит рассматривать предметы и явления.
Опыт изображения, творческой переработки полученных впечатлений служит развитию воображения, без которых, как известно, не возможна ни одна продуктивная деятельность. А так же стимулирует личностное развитие ребёнка- воспитывает настойчивость, любовь к труду, терпение и упорство, аккуратность. Помогает сосредоточенно и целеустремленно доводить дело до конца.
Аппликация- как инструмент творчества, видится широким полем деятельности педагога по всестороннему развитию ребёнка и формированию его эстетической, художественной картины мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Совместная деятельность классного руководителя с семьями обучающихся по формированию и развитию всесторонней личности ребёнка"
Современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя н...
Развитие и становление гармоничной всесторонне развитой личности школьника путем внедрения целевого географического образования
Статья знакомит нас с тем, что внедрение целевого географического образования позволяет развивать гармоничную, развитую личность. И именно изучение географии в школе позволяет сформировать компл...
Выступление на Городском семинаре «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования как фактор всестороннего развития личности ребёнка»
Материалы Городского семинара...
Доклад на тему: "Музыка – как средство всестороннего развития ребёнка».
Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по - своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому - либо музыкальному жанру, люби...
Сетевое взаимодействие образовательных организаций, как фактор всестороннего развития личности ребёнка
Именно сейчас сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в образовательной сфере.Цель сетевого взаимодействия образователь...
Общая физическая подготовка как основа совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие ребёнка.
Дано определение ОФП, задачи, виды двигательных навыков, формируемых на занятиях по ОФП...
Семинар - практикум для педагогов "Нейроподход, эффективный инструмент для всестороннего развития дошкольников"
Мастер - класс помогает расширить представления педагогов о нейропсихологических. технологиях, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников. Научиться применять их на практике....
- Мне нравится (1)