Народные промыслы и их истоки и современное развитие.Городецкая роспись
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Олейникова Юлия Владимировна

Схема конспекта урока по программе Б.М. Неменского в 5 классе № 12 "Городецкая роспись".Раздел "Связь времен в народном искусстве" - 2 четверть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ИЗО 5 класс "Городецкая роспись".62.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Схема конспекта урока          

       

Предмет – изобразительное искусство.

 Класс -  5, II четверть.

Тема урока «Народные промыслы их истоки и современное развитие.

                      Городецкая роспись».

         Этапы работы

                            Содержание этапа

1

2

3

4

5

6

     

Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе.

Организовать рабочее пространство для успешной работы на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе.

Способствовать подготовке учащихся для успешной работы на уроке.

Задача: проверить принадлежности, для эффективной работы на уроке.

Создать положительный эмоциональный настрой.

Методы: словесный, объяснительный.

Актуализация знаний.

Цель, которую учитель ставит перед учениками на данном этапе.

Показать умения  сравнивать, анализировать, делать выводы.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе.

Способствовать формированию умений работать с различными источниками информации.

Задача: создать проблемную ситуацию, активизирующую мыслительную деятельность.

Методы организации работы:

Словесный, иллюстративный, проблемный.

Методы стимулирования: похвала.

Метод критериев оценивания ответов: «5»-

аргументированное, правильно выполненное задание;

«4»-выполнено без объяснения.

Возможные действия учителя в случае, если не удается достичь поставленной цели.

С какими промыслами знакомились на предыдущих уроках?

Обращение к практическим работам.

Цель, которую ставит учитель перед учениками на данном этапе.

Показать знания дополнительного материала.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе.

Выявить знания дополнительного материала.

Задача: создать проблемную ситуацию, активизирующую познавательную, мыслительную деятельность.

Изучение нового материала.

Цель, которую ставит учитель перед учащимися на данном этапе.

Сформулировать цели урока: с чем познакомится, чему научится.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе.

Создать проблему для формирования целей урока, побуждающую к диалогу.

 

Цель, которую  учитель ставит  перед учащимися на данном этапе.

Изучить традиционные элементы Городецкой росписи.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе.

Познакомить с традиционными элементами Городецкой росписи.

Задача: способствовать созданию условий для формирования   познавательного интереса к народному творчеству, художественного вкуса учащихся. Пробудить интерес к новым знаниям.

Методы: иллюстративный, демонстрационно - объяснительный, проблемный.

Практическая работа.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе.

Овладеть традиционными художественными элементами росписи, продолжить отработку навыков  кистевой работ.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе.

Сформировать умения изображения традиционных художественных элементов росписи. Помочь ощутить радость творческого труда. Способствовать формированию навыка кистевой работы.

Методы организации работы: наглядный, иллюстративный, словесный.

Метод оценивания: оценка.

Итог урока.

Цель, которую ставит учитель на данном этапе.

Ощутить радость творческого труда.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе.

Способствовать формированию радостной, творческой атмосферы.

Задача: создать условия для формирования творческой удовлетворенности.

Рефлексия: вербальная.

Задание на дом.

Цель, которую учитель ставит перед учащимися на данном этапе.

Подготовить необходимый материал для успешной работы на уроке.

Цель, которую хочет достичь учитель на данном этапе.

Организовать успешную деятельность к следующему уроку.

Добрый день!

Я рада снова видеть вас и надеюсь на взаимность.

Улыбнись соседу слева!

Улыбнись соседу справа!         C1

Для успешной работы на уроке нам понадобится: гуашь, палитра, кисти, вода, альбомные листы, карандаш.

Хотела бы обратить ваше внимание! (запись на доске)

Сегодня на уроке, я сделал(а) маленькое открытие…

Задача - в конце урока закончить это предложение.

Что вы открыли для себя?

Отправляемся за открытиями!

Перед вами набор иллюстраций. (на доске)

Как бы вы их сгруппировали? По какому принципу?

Аргументируйте ответ.

(1.известное - неизвестное; 2.по цветовой гамме; 3.узорам)

Прошу выйти сгруппировать таблицы.

О каком промысле эти строки?

    Удивляя прорастая

    Как-то празднично жива,

    Молодая не простая

    Чёрно-красная трава.

                  (хохлома)

 

    Жёлтый вечер, чёрный конь

    И купавки как огонь.

    Голубизну небесную, что

    Сердцу так мила,

    Кисть мастера на чашку

    Легко перенесла.

                (гжель)

Давайте рассмотрим не известный нам промысел.(на столах раздаточный материал)

Какие узоры используют мастера?

(цветы, птица, конь.)

-на доске крепим таблички с названиями узоров.

Какие цвета использованы в росписи?

(синий, голубой, малиновый, розовый, зелёный, белый, чёрный.)

-на доске крепим цветные квадраты.

    Славится по всей России,

    Своей росписью творец!

Какие элементы использовали мастера этого промысла?

(кружочки, скобки, точки, капли, сеточка, спиральки.)

-на доске крепим элементы.

Этот промысловый центр был основан как сторожевая крепость, а вот известен как ремесленный центр, по соседству с не менее знаменитой Макарьевской ярмаркой.      С2

    Есть на Волге город древний,

    Под названьем-?

                             Городец.      С3

Где находится такой город?

(на берегу Волги, в 60 километрах от Н.Новгорода.)

                                                   С4

Какую роспись будем изучать сегодня на уроке?

-Городецкую роспись.

                                                 С5

С чем еще должны познакомиться, чему научиться на уроке? (цель урока дети формулируют совместно с учителем)                               С6

Познакомится с изделиями Городецкого народного промысла.

Изучить правила и приемы росписи.

Освоить традиционные элементы росписи.

Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.

Особой красотой отличались изделия Городца.

                                                 С7,8,9.

    Городецкая роспись - как ее нам не знать.

    Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

    Здесь такие букеты, что нельзя описать.

    Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

                                                  С10

Мастера расписывали лубочные короба, игрушки,  посуду, мебель и даже части дома- ставни, двери, ворота.

                                                   С11,12,13.

В 19 веке на донцах появились бутоны цветов: розаны, купавки, благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову.

Розаны стилизованное изображение цветка шиповника, а вот с купавкой связана интересная легенда.

(Сообщение учащегося. Индивидуальное задание.)

Предлагаю рассмотреть последовательность выполнения цветов Городецкой росписи. С14

Сначала мастер наносит цветовое пятно крупной кистью-подмалевок, затем темным цветом прорисовывает середину, маленький круг и лепестки дужки .Более мелкой кистью, кончиком еле касаясь поверхности. К середине нажим усиливают, и заканчивается рисование элемента опять без нажима. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. Это второй этап и называется он тенёвка. Третий этап. Белой краской мастер в виде точек, прямых, волнистых линий создает оживку. Получился розан.

Цветок купавки изображают в той же последовательности.                     С15

Сначала кружок.

Как называют этот этап? (подмалевок)

Маленький кружок смещают к краю, а самый крупный лепесток располагают напротив серединки цветка.

Как называют этот этап? (теневка)

И третий этап,  какой?  Каким цветом? (оживка, белым)

Листья для цветов выполняют так же в три этапа.

                                                            С16

Несмотря на цветовое разнообразие,   С17

Мастера придерживаются определенных правил в их использовании.

Кто может сформулировать это правило?

                                                        С18

-Если фон цветка розовый, красный, то середину выполняют темно-красным, бордовым, а если фон голубой, то лепестки прорисовывают темно-синим или фиолетовым.

             Физминутка.

    Руки подняли и закачали

    - это деревья в лесу.

    Вниз опустили , кисти встряхнули

    -это деревья бросают росу.

    В стороны руки дружно подняли

    -это к нам птицы летят.

    Как они сели

    -руки сложили назад.

А сейчас мы с вами будем учиться изображать основные элементы Городецкой росписи так, как это делали народные мастера. Чтобы приблизится к ее секретам,  стать мастером, нужно научиться выполнять каждый элемент по отдельности, будь то розан, купавка или листик.

А как называется ученик мастера?

-подмастерье.

Так вот, вы пока ученики-подмастерья.

Первый элемент розан.

Какой цвет будем использовать для его изображения?

- розовый, оттенки красного.

                                  С19,20

Даем работе подсохнуть, в это время выполняем цветок купавки. На подсохшей работе выполняем оживку и дорисовываем листики.

(прошу подписать работу в подарок своему однокласснику).

По мере выполнения, работы выставляются на доску.

Работы на листах 12 на 12, т.о. образуется гирлянда из цветов.

Обращаю внимание!

Цветочная композиция строится от большого цветка к меньшему.

А ну-ка, подмастерья, внимательно посмотрите на работы, все ли изображения похожи на городецкие?

Есть ли ошибки в изображении, цвете?

Сегодня мы побывали в гостях еще в одном промысловом государстве. Познакомились с новой росписью.

Какие открытия вы сделали для себя?

Все подмастерья молодцы,  потрудились на «отлично».

На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими элементами Городецкой росписи.

К следующему уроку  необходимо иметь: лист желтой бумаги, гуашь, кисти.

Вы очень способные подмастерья, Я хотела бы вам подарить эту красивую гирлянду!

До следующей встречи в городецкой мастерской!

Можете взять часть подарка, который предназначен вам лично.

   

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных художественных промыслов России (Мезеньская роспись) по программе Б.М. Неменского

Презентация по изобразительному искусству в 5 классе: "Истоки и современное развитие традиционных народных промыслов России (Мезеньская роспись) знакомит детей с историей возникновения Мезеньской росп...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Городецкая роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Городецкая роспись».Цель: Формирование навыков росписи в традициях народног...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Мезенская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Мезенская роспись».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России ...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Узоры Северной Двины – Пермогорская роспись».Цель: Познакомить учащих...

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. ИСКУССТВО ГОРОДЦА. РОСПИСЬ РАЗДЕЛОЧНЫХ ДОСОК.

Создание композиции Городецкой росписи.Варианты росписи городецких разделочных досок.Применение Городецкой росписи в быту.Поэтапное выполнение росписи разделочной доски....