Урок-беседа "Великая Отечественная война в произведениях художников"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Цель : показать учащимся известные и малоизвестные картины художников о войне и через них раскрыть величие подвига русского народа в Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма и гордости за Родину.
Ход урока.
1. Мотивация.
Фрагмент видеофильма о начале Великой Отечественной войны , о Сталинградской битве.
Сообщение темы и целей урока.
2. Беседа учителя.
«Война сложна , темна и густа как непроходимый лес…»
И. Эренбург.
Мы живем в год 70 –летия Сталинградской битвы , именно столько лет назад наступил переломный момент в Великой Отечественной войне. Русский солдат стал освобождать нашу Родину от фашистов и одержал победу в самой страшной войне , которую знало человечество. (1941- 1945 г.)
Это были тяжелые испытания для всех людей , но наша страна собрала все силы и предстала перед миром в величии своего духовного и военного подвига.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Первомайская ООШ» Западнодвинского района
Тверской области
Урок – беседа в 6 классе по теме:
«Великая Отечественная война в произведениях художников.»
Урок подготовила:
Учитель первой категории
Утяшова Галина Сергеевна
2012 г.
Тема: Великая Отечественная война в произведениях художников
Цель : показать учащимся известные и малоизвестные картины художников о войне и через них раскрыть величие подвига русского народа в Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма и гордости за Родину.
Ход урока.
- Мотивация.
Фрагмент видеофильма о начале Великой Отечественной войны , о Сталинградской битве.
Сообщение темы и целей урока.
- Беседа учителя.
«Война сложна , темна и густа как непроходимый лес…»
И. Эренбург.
Мы живем в год 70 –летия Сталинградской битвы , именно столько лет назад наступил переломный момент в Великой Отечественной войне. Русский солдат стал освобождать нашу Родину от фашистов и одержал победу в самой страшной войне , которую знало человечество. (1941- 1945 г.)
Это были тяжелые испытания для всех людей , но наша страна собрала все силы и предстала перед миром в величии своего духовного и военного подвига.
- Раскрытие темы.
В произведениях художников раскрывается образ воина – патриота , его стойкость и мужество , беспримерная любовь к Родине. В годы Великой Отечественной войныт многие художники ушли на фронт. Основным видом творческой деятельности в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить.
Военные рисунки , а позднее картины А.А.Дейнеки , Пластова , А.И.Лактионова , Герасимова, Яковлева и других - это своеобразная зримая летопись Великой Отечественной войны , ее главных военных сражениях, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой битвы за Родину - русскому солдату.
В годы Великой Отечественной войны огромный патриотический подъем придал произведениям художников особый характер - обличительный и призывной , боевой.
- Анализ картин.
Плакат Ираклия Тоидзе «Родина -мать зовет.» 1941г.
Напряженным этапом в творчестве Ираклия Тоидзе стали годы войны. Особую известность получил плакат «Родина –мать зовет.» - страстный призыв , заставляющий вспомнить о лучших произведениях искусства. На плакате создан образ женщины ,художник сумел придать ее лицу верное выражение ,сделать ее призывающий жест простым. Ружейные штыки ,выступающие из-за спины женщины , и лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливают впечатление обобщающей значимости образа.
Тому же служит и раскраска плаката , состоящая из двух цветов - черного и красного.
Примечание. Гнев, душевную боль выражали художники , рассказывая о страданиях и жертвах мирных людей ,звериной сущности фашистов. Но ни в одном произведении, созданных в эти годы не утрачена вера в человека.
А.А. Пластов «Фашист пролетел» 1942 г.
Подлинное признание пришло к художнику в годы войны ,когда в 1942 году на выставке в Третьяковской галерее появилось его полотно «Фашист пролетел.» Созданная художником под впечатлением пережитого , работа эта имеет значение широкого обобщенного реалистического символа.
Символичны в ней и русская природа и погибший от вражеской пули пастушонок , и зловещий силуэт улетающего фашистского стервятника.
Художник передал в картине своеобразие колорита русской осени ; золотисто – желтых листьев берез , порыжелых трав , нежной зелени первых всходов озими.
На фоне проникнутого чувством горячей любви к Родине пейзажа преступление выглядит особенно чудовищным.
С. В. Герасимов «Мать партизана.» 1943г.
О своих чувствах, побудивших написать картину , Герасимов говорил: «В эти тяжелые годы войны , когда мы все жили только одним чувством любви к Родине, мне захотелось в картине найти выражение этих чувств и настроений моих и всего русского народа. Так возникла в 1943 году картина «Мать партизана», где я мечтал в образе матери , русской женщины – крестьянки воплотить несгибаемое мужество и душевное величие русского народа…»
Замысел художника получил воплощение в образе русской женщины- патриотки, волевой , мужественной, сумевшей побороть в себе личное горе ради любви к людям. Персонажи картины - это две противоборствующие фигуры. С одной стороны - русская женщина-крестьянка , с другой - фашист.
Фигура женщины занимает господствующее положение в картине - к ней обращается фашист, на нее смотрит молодой партизан - ее сын, ожидая ответа , стоят односельчане. Допрос и жестокая расправа происходят на фоне разгромленной войной, потерявшей живые краски деревенской улицы.
Примечание. В тяжелые годы войны даже пейзаж резко меняет свой характер ,он становится таким суровым, как все вокруг.
А.А. Дейнеко «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» 1941г.
Пример такого пейзажа мы видим в работе А.А.Дейнеки.
В суровые дни жесточайших сражений за Москву Дейнеко создает свой замечательный пейзаж «Окраина Москвы…» Пейзаж вобрал в себя суровый и героический дух времени, отражает чувства и мысли русских людей.
Картина рисует грозный настороженный облик готового к отпору города.
Заснеженная земля, опустевшие дома с хлопающими ставнями словно замерли и притаились в ожидании решающей битвы. Злой порывистый ветер бессилен разогнать свинцовый сумрак предрассветного неба , уже окрашенного отблесками далеких разрывов. Стремительный бег прыгающего на ухабах грузовика довершает впечатление тревожного ожидания. И , хотя пейзаж лишен людей , их воля незримо присутствует в картине.
Примечание. Большое место в живописных произведениях военных лет занимает портретный жанр. Обычно это изображение участников войны - бойцов , командиров , партизан, санитарок. Как правило эти работы отличаются простой композицией, четким рисунком.
В.Н. Яковлев «Портрет гвардии генерала-майора И. В Панфилова.»1942г.
В годы войны, совершив несколько поездок на фронт , художник написал много портретов. Особую популярность снискал выполненный им портрет Героя генерал- майора И.В. Панфилова. Героический облик воина – гражданина показан в сочетании с картиной русской природы. Панфилов изображен поколенно, в зимнем светлом кожаном полушубке , с биноклем в руках. Фон снежный, солнечный пейзаж деревни с фигурами спешенных кавалеристов. Панфилов как бы на мгновенье опустил бинокль и всматривается в нас взглядом настоящего военачальника. Лицо Панфилова, бритое, с небольшими усами, характерное, с индивидуальным изломом бровей , прищуренным взглядом , тонкими крепко сжатыми губами волевого рта.
Это лицо человека ,подлинно бесстрашного, острого, быстрого. Живопись в этом портрете великолепна, кисть формирует складки одежды внимательно, бережно и точно.
Примечание.
В послевоенное время создавались картины на военную тематику.
А.И. Лактионов «Письмо с фронта.» 1947г.
В 1947 году Лактионов закончил работу «Письмо с фронта» ,сыгравшую важную роль в развитии живописи. В картине видно, что солдат вручил письмо , первая радость от получения весточки, уже позади. Вероятно, мать - женщина, изображенная на первом плане, -уже один раз быстро прочитала, что пишет сын, и теперь с удовольствием слушает, как читает письмо младший сынишка. Внимательно слушает девочка , ей , наверное, обидно и завидно , что читать письмо дали братишке. Слушает ,улыбаясь и покуривая, солдат, он еще расскажет семье о товарище. Слушает и радуется девушка , она , конечно, знает автора письма.
Композиция картины развертывается по кругу. Солнце придало работе еще большую звучность.
Картина Лактионова привлекла к себе искренностью, правдой выражения в ней чувств, простым сюжетом, находившим отклик в сердце каждого человека.
- Обобщение темы.
Для многих художников их произведения стали не только частью творчества, но и частью жизненной судьбы.
На войне особенно остро ощущается ценность жизни, любви ,верности.
Успех произведения обеспечивается не только мастерством художника. Важно , чтобы эта тема волновала автора, прошла через его сердце.
Много картин написано о штурме Берлина, о победных днях нашей страны, о завершающих победных сражениях русских солдат.
- Дополнение темы.
Художник В.Г. Пузырьков.
Особую ценность представляют произведения тех мастеров, которые воочию столкнулись с событиями этой поры, сами участвовали в боях, прочувствовали и запомнили увиденное. К таким мастерам живописи относится народный художник В.Г. Пузырьков. Родился он на Украине ,занимался в художественном училище, затем поступил в художественный институт. Но учебу прервала война. Летом 1941г. молодой художник добровольно , рядовым уходит на фронт. После тяжелого ранения он комиссован и снова учится в художественном институте. Большое место в его творчестве занимает военная тематика. Жизненно- правдивой по художественно- образному строю является имеющая автобиографическую основу картина «Солдаты» ( Побратимы). (тяжело раненого Пузырькова тоже вынес с поля боя товарищ- побратим).
Только что закончилось сражение. Догорают подбитые вражеские танки. По грязной дороге с нечеловеческим напряжением сил стрелок- автоматчик тащит на себе раненого боевого товарища. Композицией картины является лицо автоматчика, его крепко- накрепко сжатые руки, которыми он держит побратима. Сколько в лице воина упорства, сознание товарищеского боевого долга . Вся фигура , освещенная солнцем - это символический образ всех тех, кто отстоял и защитил Родину.
Художник Николай Зайцев.
В произведениях этого художника отразились мысли русских людей о судьбах своей Родины. Художник принадлежит к поколению, чье детство было уничтожено войной ( он родился в 1942году.)
Герой многих произведений Зайцева - подросток. О , эти Зайцевские мальчики: худенькие ,не по годам серьезные, принявшие на свои хрупкие плечи тяжесть голодных послевоенных лет. «Загадочная русская душа» - это сказано о них и о самом художнике. Художник показывает связь поколений. Названия картин говорят сами за себя.
- Обобщение темы.(закрепление)
Учитель называет фамилию художников (о которых было рассказано на уроке) ,а учащиеся говорят название написанных ими картин.
На военную тему рисуют и сейчас и не только художники, но и дети.(Показ нескольких детских рисунков)
Задание: по неоконченной картине на доске (солдат) дополнить картину какими- то элементами.
Задание (по проектору): дать название данному наброску.
Практическая работа.(5 минут)
Учащимся предлагается за короткое время сделать набросок на военную тему по впечатлениям от услышанного.
- Заключение. Итог беседы.
Все дальше во времени уходит от нас военная пора.
Вы , ребята , знаете о войне лишь по книгам , кинофильмам ,а так же по произведениям художников.
Художники показывают в своих работах героизм, мужество, стойкость народа в годы войны , а так же подлинного героя этой битвы - русского солдата .
Показ фильма (отрывок «Сталинградская битва» ).
Спасибо за урок. Удачи вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великая Отечественная война в произведениях художников и в детских рисунках
Краткое описание картин, посвящённых Великой Отечественной войне....
Великая Отечественная война в произведениях художников и в детских рисунках
Презентация к внеклассному мероприятию "Великая Отечественная война в произведениях художников и в детских рисунках"...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
«Великая Отечественная Война в произведениях советских художниках»
События Великой Отечественной войны в произведениях художников имеет особое значение: искусство всегда сберегает живую действи...
Технологическая карта «Образ Великой Отечественной войны в произведениях художников, композиторов»
Образ Великой Отечественной войны в произведениях художников, композиторов...
технологическая карта– «Образ Великой Отечественной войны в произведениях художников, композиторов»
Образ Великой Отечественной войны в произведениях художников, композиторов...
Презентация. Великая Отечественная война в произведениях художников.
С первых же дней войны художники, писатели, кинооператоры и журналисты встали в строй наравне с солдатами. Они превратили искусство в действенной оружие проти...