Рабочая программа по ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старокрымский учебно-воспитательный комплекс №1 «Школа-гимназия»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного МО учителей изобразительного искусства руководитель И.Г.Морозова Протокол от 16.08.2017г. №3 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____Л.И. Мазуренко 17.08.2017г. | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора МБОУ«Старокрымский УВК №1 «Школа-гимназия» ______________ Н.Г. Лысенко Приказ от 18.08.2017г. №156 |
Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
6 классы
Учитель: Чугаева Галина Валентиновна
Уровень: базовый
Количество часов: 34
2017/2018 учебный год
Содержание
1. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
2. Содержание учебного предмета, курса
3. Тематическое планирование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса создана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Концепции художественного образования Российской Федерации (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1403);
Авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского.
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что далее представлено в табличной форме.
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
· формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
· освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
· формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
· развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
· формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
· развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
· овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
· овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации
· развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
· формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
· воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
· развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
· овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
· овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации
и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта (УМК): учебник, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
.Основная цель школьного курса «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как способа эмоционально-ценностного, эстетического познания мира, как способа самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве современной культуры.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами и техниками, зрительное восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
- На основании Примерных программ Минобнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по предметному курсу, и с учётом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
- В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что далее представлено в табличной форме.
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
На основании Примерных программ Минобнауки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по предметному курсу, и с учётом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что далее представлено в табличной форме.
Программа направлена на реализацию в образовательном процессе деятельностного подхода через организацию основных видов деятельности обучающихся (они отражены в календарно-тематическом планировании), что позволит обеспечить достижение планируемых результатов изучения изобразительного искусства.
При организации процесса обучения в рамках реализации данной программы предполагается применение современных технологий :
Технология развивающего обучения.
Метод проектов. Мини – проекты.
Активные формы обучения: игровые технологии, групповая работа, проблемно-диалогическая.
Здоровьесберегающие технологии.
Технология оценивания образовательных достижений.
Программа предусматривает интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся в форме проектно-исследовательской деятельности.
Темы мини-проектных работ для обучающихся 6 класса:
1.Пейзаж – большой мир. Флористика.
Предмет «Изобразительное искусство» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–7 классах .
Распределение учебного времени по классам выглядит следующим образом:
- в 6 классе – 34 недели по 1 часу, изучается блок «Изобразительное искусство в жизни человека» .
1.Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных;
• приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура);
• развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
2. Содержание учебного предмета, курса
Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящена изучению собственно изобразительного искусства (34 часов).
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятие «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуроисторическая роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
1 Раздел «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (7 ч)
Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.
Тема. Рисунок — основа изобразительного творчества
Рисунок — основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.
Тема. Линия и ее выразительные возможности
Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.
Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное — светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.
Тема. Цвет. Основы цветоведения
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.
Тема. Цвет в произведениях живописи
Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.
Тема. Объемные изображения в скульптуре
Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.Экскурсия в музей.
Тема. Основы языка изображения
Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства.
Характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.
Объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.
Приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира.
Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.
Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.
Уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение.
Понимать, что восприятие произведения искусства — творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.
Метапредметные:
Иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа.
Характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа.
Называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам.
Приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы.
Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.
Предметные:
Приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества.
Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам.
Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.
Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.
Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.
Овладевать навыками размещения рисунка в листе.
Овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.
2 Раздел «Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч)
Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника
Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?
Тема. Изображение предметного мира — натюрморт
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.
Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.
Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.
Тема. Освещение. Свет и тень
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.
Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.
Тема. Цвет в натюрморте
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта — ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). Экскурсия в музей.
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX—XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.
Планируемые результаты:УУД
Личностные:
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет.
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
Объяснять понятие «колорит».
Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.
Приобретать творческий опыт в процессе создания
красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.
Овладевать навыками живописного изображения.
Метапредметные:
Формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох.
Узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения.
Отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь).
Осваивать простые композиционные умения организации
Предметные:
Уметь выделять композиционный центр в собственном изображении.
Получать навыки художественного изображения способом аппликации.
Развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.
3 Раздел «Вглядываясь в человека. Портрет» (10 ч)
Тема. Образ человека — главная тема искусства
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.
Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.
Тема. Изображение головы человека в пространстве
Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.
Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека
Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.
Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.
Тема. Портрет в скульптуре
Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.
Тема. Сатирические образы человека
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Тема. Образные возможности освещения в портрете
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Тема. Портрет в живописи
Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.
Тема. Роль цвета в портрете
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Тема. Великие портретисты (обобщение темы)
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве.
Получать представление об изменчивости образа человека в истории.
Формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов.
Понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете
присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника.
Уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет).
Рассказывать о своих художественных впечатлениях.
Метапредметные:
Приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица.
Понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника.
Овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы.
Приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации
Предметные:
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра
Приобретать представления о способах объемного изображения головы человека.
Вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека.
Создавать зарисовки объемной конструкции головы.
4 Раздел
« Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9ч.)
Тема. Жанры в изобразительном искусстве
Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Тема. Изображение пространства
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.
Тема. Правила линейной и воздушной перспективы
Перспектива — учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.Экскурсия.
Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.
Тема. Городской пейзаж
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.Просмотр видеофильма .
Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.
Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.
Планируемые результаты: УУД
Личностные:
Знакомиться с примерами портретных изображений великих мастеров скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета.
Получать знания о великих русских скульпторах-портретистах.
Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека.
Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа.
Учиться по-новому видеть индивидуальность человека (видеть как художник-скульптор).
Метапредметные:
Приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека,
окружающих людей.
Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека.
Получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека.
Овладевать новыми умениями в рисунке.
Выполнять наброски и зарисовки близких людей, передавать индивидуальные особенности человека в портрете.
Предметные:
Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века.
Узнавать и называть основные вехи в истории развития портрета в
отечественном искусстве XX века.
Приводить примеры известных портретов отечественных художников.
Рассказывать о содержании и композиционных средствах его выражения в портрете.
Интересоваться, будучи художником, личностью человека и его судьбой.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.
Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:
- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);
- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);
-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).
Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый, текущий, рубежный, итоговый)
3.Тематическое планирование
№ раздела | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы(все виды деятельности) | Практическая часть |
1. | «Виды изобразительного искусства»-. | 7 | Творческая работа «Изображение осеннего букета» | Рисование красками |
2 | «Мир наших вещей. Натюрморт» | 8 | - | - |
3 | «Вглядываясь в человека .Портрет» | 10 | - | - |
4 | « Человек и пространство в изобразительном искусстве» | 9 | Творческая работа «Создание пейзажа-настроения» | Рисование красками |
Итого: | 34 | 2 | 2 |
Приложение.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата По плану | Дата по факту | Тема урока | Тип урока | Предметные результаты | Познавательные УУД | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Характеристика основной деятельности | Формы и средства контр. | ||||
1 тема «Виды изобразительного искусства»-7 часов | |||||||||||||||
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | Урок формирования новых знаний | Знать и анализировать виды пластических и изобразительных искусств; отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства. Отличать различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Проводить анализ содержания художественного произведения | стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей | овладеть умением вести диалог | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа | Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических) искусств | ||||||
2. | Рисунок -основа изобразительного творчества | Урок формирования новых знаний | Знать и сравнивать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждать об увиденном (объяснять увиденное). Создавать зарисовки листьев с натуры. | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Творческие задачи рисунка. Виды рисунка: зарисовки, наброски с натуры, учебный рисунок | Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ | ||||||
3 | Линия и ее выразительные возможности | Комбинированный урок | Осваивать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры. Создавать (по представлению) линейные рисунки трав. | - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. . | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | - находить варианты решения различных художественно-творческих задач. | - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры. | .Анализ результатов собственной художественной деятельности Теория | ||||||
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | Комбинированный урок | Понимать значение пятна в изобразительном искусстве. Анализировать тональные отношения: тёмное - светлое. Создавать изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени). Пользоваться графическими материалами;- видеть и передавать характер освещения. | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики | Просмотр и анализ работ Контрольная работа | ||||||
5 | Цвет. Основы цветоведения | Урок обобщения и систематизации изученного. | Определять основные характеристики и свойства цвета. Создавать цветовые растяжки по заданному свойству. Владеть навыками механического смешения цветов. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. | стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | | овладеть умением вести диалог. | Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»). Материалы: гуашь, кисть | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | ||||||
6 | Цвет в произведениях живописи Творчество И.К.Айвазовского | Комбинированный урок | Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Создавать фантазийные изображения сказочных царств с ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета. | стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. | уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. | формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий . | Диктант поживописи. Просмотр, анализ и оценивание работ Анализ | ||||||
7 | Объемные изображения в скульптуре Основы языка изображения | Комбинированный урок. | Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Создавать самостоятельные зарисовки, объёмные изображения животных в разных материалах. | ориентироваться на разнообразие способов решения задач. | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия. | Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова | Опрос. Просмотр и анализ работ ХПД | ||||||
2 тема «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов. | |||||||||||||||
8 | Реальность и фантазия в творчестве художника | Урок формирования новых знаний | Раскрывать понятия условности и правдоподобия в изобразительном искусстве, реальности и фантазии в творческой деятельности художника. Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Понимать особенности творчества великих русских художников. Создавать рисунок натюрморта с натуры. | стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | овладеть умением вести диалог. | Изображение как познание окружающего мира и | Ответить на вопрос: «Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?». | ||||||
9 | Изображение предметного мира - натюрморт | Комбинированный урок | Знать выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Понимать особенности творчества великих русских художников. Создавать рисунок натюрморта из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм. | развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности. | развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.. | овладеть умением вести диалог. | Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию , ритм. Материалы: бумага формата А4, карандаш, мелки | Просмотр и анализ работ | ||||||
10 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира | Комбинированный урок | Уметь конструировать из бумаги простых геометрических тел (куб, конус, цилиндр, параллелепипед, пирамида). Понимать правила изображения и средства выразительности. | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; | плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм | Просмотр и анализ работ Теория | ||||||
11 | Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Создавать изображение конструкций из нескольких геометрических тел с передачей объёма графическими средствами (карандаш). Осознавать правила объёмного изображения геометрических тел; понятия ракурс. Уметь изображать в перспективе объём геометрических тел. | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел. Материалы: карандаш, бумага формата А4 | Экспресс-опрос. Просмотр и анализ работ | ||||||
12 | Освещение. Свет и тень | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Раскрывать понятия свет, блик, рефлекс. Создавать изображения геометрических тел с передачей объёма. Изображать геометрические тела из гипса или бумаги при боковом освещении с использованием только белой и чёрной гуаши | стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | овладеть умением вести диалог | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бу мага формата АА4 | Фронтальный опрос (устно), Самоанализ работ учащимися Анализ | ||||||
13 | Натюрморт в графике | Комбинированный урок | Знать имена художников и их произведения. Уметь передавать цветом в натюрморте настроение. Создавать рисунок натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный и т.д. Понимать значениецвета в живописи и богатство его выразительных возможностей. | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского | Просмотр и анализ работ | ||||||
14 | Цвет в натюрморте. | Комбинированный урок | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. .Творчество А. Дюрера, В. Фаворского | Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества ХПД | ||||||
15 | Выразительные возможности натюрморта. Крымские художники мастера натюрморта. | Урок-обобщение | Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | овладетьумением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; | Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна | Защита проектов. Анализ и оценка результатов проектной деятельности Контрольная работа | ||||||
3 тема « Вглядываясь в человека .Портрет» - 10 часов | |||||||||||||||
. | |||||||||||||||
16 | Образ человека - главная тема искусства | Урок формирования новых знаний, умений, навыков | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр | стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | - уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин | Просмотр работ. | ||||||
17 | Конструкция головы человека и её пропорции | Урок формирования новых знаний, умений | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма ртаРабота над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм). | Просмотр и анализ работ Теория | ||||||
18 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | Комбинированный урок | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость | уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность | формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; | Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические пор!реты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова.Автопортрет: история возникновения и развития. Графические автопортреты A.Дюрера,Леонардо да Винчи,B.Серова | Просмотр и анализ работ | ||||||
19 | Портрет в графике. | Комбинированный урок | Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в творческой работе с натуры | Портретный рисунок в истории ИЗО. Силуэт: история возникновения и развития. Силуэт в русском ИЗО | активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал. | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы | Автопортрет: история возникновения и развития. Графические автопортреты A.Дюрера,Леонардо да Винчи,B.Серова | Просмотр, анализ и оценка работ Анализ | ||||||
20 | Портрет в скульптуре | Комбинированный урок | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека | - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию | учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем | уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова.Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.) | Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ | ||||||
21 | Сатирические образы человека | Комбинированный урок | Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами. | стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
| уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | овладеть умением вести диалог | Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж, сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского. | Тест. Просмотр и анализ работ | ||||||
22 | Образные возможности освещения в портрете | Комбинированный урок | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры | развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности. | развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей | - овладеть умением вести диалог. | Изменение образа человека при различном освещении.Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном освещении | Просмотр и анализ работ ХПД | ||||||
23 | Портрет в живописи . | Комбинированный урок | Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа | -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности. | развитие эстетического осознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | - овладеть умением вести диалог. | Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемогРоль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеляо. | Представление работ, анализ и оценивание | ||||||
24 | Роль цвета в портрете | Комбинированный урок | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. | активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал. | активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал. | - овладеть умением вести диалог. | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура | Ответить на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?». Просмотр и анализ работ | ||||||
25 | Великие портретисты Контрольная работа | Повторительно-обобщающий урок | Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. | уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, | уметь пользоваться языком изобразительного искусства. | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения» | Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения» Контрольная работа | ||||||
Тема 4 « Человек и пространство в изобразительном искусстве» - | |||||||||||||||
26 | Жанры в изобразительном искусстве | Урок формирования новых знаний | Знать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Уметь активно воспринимать произведения изобразительного искусства | уметь рассуждать о многообразии представлений о красоте. | понимать чувства других людей и сопереживать им. | уметь рационально строить собственную творческую деятельность. | - пользоваться уметь языком изобразительного искусства. | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры | Сгруппировать предложенные произведения по жанрам Теория | ||||||
27 | Изображение пространства | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Иметь представление о видах перспективы, о пространстве иконы и его смысле. Иметь представление о «Изображении пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и в искусстве 20 века».Знать понятия точка зрения и линия горизонта. Пользоваться начальными правилами линейной перспективы. | уметь обсуждать и анализировать произведения искусства. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | -осознанное стремление к освоению новых знаний. | языком уметь пользоваться изобразительного искусства. | Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл | Тест | ||||||
28- 29 | Правила линейной и воздушной перспективы Творчество М. Волошина | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Иметь представления о перспективе – как об учении, о способах передачи глубины пространства. Изображатьуходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы с использованием карандаша и гуаши 2-3 цветов. Знать правила воздушной перспективы. Уметь изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | - понимать чувства других людей и сопереживать им. | осознанное стремление к освоению новых знаний. | - ориентация на выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день»Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.. | Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов Просмотр, анализ и оценка работ Анализ | ||||||
30- 31 | Пейзаж – большой мир. Организация пространства | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Иметь представление о пейзаже – как о самостоятельном жанре в искусстве, о древнем китайском пейзаже, эпическом и романтическом пейзаже. Создавать изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир». Использовать смешанную технику: аппликация, живопись. Использовать правила линейной и воздушной перспективы. Организовывать перспективу в картинной плоскости Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения (И. Левитан) Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа | уметь характеризовать и оценивать красоту природы. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | осознанное стремление к освоению новых знаний. | Овладение творческого видения с позиции художника. | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем». ) | Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно) Просмотр и оценка работ | ||||||
32-33 | Природа и настроение. Крымские художники мастера пейзажа | Комбинированный урок | Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению | овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. | понимать чувства других людей и сопереживать им. | осознанное стремление к освоению новых знаний. | ориентация на выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана, И. Грабаря, К. Юона,Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета) | Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот- много музыки?» Просмотр, анализ и оценка работ ХПД | ||||||
34 | Городской пейзаж Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл Итоговая выставка творческих работ | Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков | Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного искусства. | уметь характеризовать и оценивать красоту природы. | чувство гордости за культуру и искусство Родины | осознанное стремление к освоению новых знаний. | Овладение творческого видения с позиции художника. | Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века Обобщение материала учебного года. Работа над графической композицией «Мой город» (бумага формата A3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне) | Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...