технологическая карта и презентация к уроку по ИЗО «Связь времён в народном искусстве.Искусство Гжели»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
технологическая карта и презентация к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_gzheli_1_-_kopiya.ppt | 2.88 МБ |
iskusstvo_gzheli._istoki_i_sovremennoe_razvitie_promysla_1.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете? образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета? Где мы сталкиваемся с синей птицей? Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться.
Чашка эта голубая О зиме напомнит вдруг: На снегу холодном тает Не расстает синий луг. Рассветают на морозе Хризантемы и ромашки. Колокольчики и розы. Украшают чашки, вазы Сколько блеска, сколько глянца В сине-белом том фасьянсе! Неужели, неужели В Вашем доме нету Гжели?
Действительно, Гжель у нас ассоциируется с зимой, Рождеством, Новым годом. Сюжеты росписи изделий поражают чистотой свежего морозного воздуха, зимними мотивами, заснеженными пейзажами…
Гжель - это известная во всем мире торговая марка красивейших изделий. При слове "гжель" мы сразу же представляем себе белоснежную посуду, расписанную синими и голубыми рисунками. Гжельский фарфор - это вазы, предметы для сервировки, украшения стола и интерьера, сервизы, а также разнообразные сувениры.
Родина Гжели – подмосковный регион. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Издавна край был богат залежами гончарных глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной.
Гжель не всегда была сине - белой. Известно, что 200 лет назад, когда промысел только начинался, мастера создавали изделия из красной глины с многоцветной росписью. Это майолика . Её делают и сейчас. Гжельская майолика
Слепленный глиняный сосуд покрывают непрозрачной белой эмалью и сразу по сырой эмали наносят рисунок. Используют только жёлтую , зелёную , коричневую и синюю краски.
В 1802 году были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета. В результате длительных экспериментов по созданию фарфора был получен так называемый "полуфаянс» . Гжельский полуфаянс
Вслед за майоликой появилась бело-голубая гжель. Это фаянс. Расписывалась эта посуда по белой обожжённой глине кобальтовой краской.
Эта краска у гжельских мастеров с секретом: серый порошок ( кобальт ) даёт узор на посуде серый, почти чёрный. А как покроют готовые поделки глазурью для блеска да ещё раз в печь для закалки поставят – так и заиграют они волшебными синими да голубыми красками.
Традиционная роспись фарфора - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты посуды или мелкой керамики, сувениров.
Новый год – праздник, объединяющий людей, не зависимо от их вероисповедания, национальности, статуса или возраста.Не секрет, что предновогодние хлопоты, хотя и очень приятны, все же отнимают много сил и времени – особенно это касается подарков и сувениров: в Новый год хочется сделать приятный сюрприз своим близким и друзьям, подарив каждому из них что-то оригинальное – идеальным выбором для этого является Гжель. Особого внимания заслуживают главный персонаж наступающего 2017 нового года Петух Гжель , согласно Восточному гороскопу
Мы будем росписывать фигурки Деда Мороза и Снегурочки гжельской росписью. Когда на улице скрипит мороз, в доме царит атмосфера праздника и присущая ему суета, а душа желает чего-то особенного… Выполненные с особой любовью к главному празднику года и трепетным отношением к его персонажам – Деду Морозу, Снегурочке– фарфоровые статуэтки гжель олицетворяют собой настоящее торжество и словно освещают своими зимними красками всё пространство. Росписывать будем выполненные по шаблону фигурки новогодних персонажей, после завершения можно наклеить на картон и подарить в качестве сувенира близким или украсить интерьр.
Основные элементы гжельской росписи - «широкая и узкая полоса», «точка», «волна», «кустик», «лепесток», «сетка», «листок».
«Капелька» Бордюры
Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой.
Приёмы росписи «Мазок на одну сторону» Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладёт мазок на поверхность сосуда. Получаются переходы от светлого к тёмному. « Растяжка» «Мазок-пятно» . Этот прём дополняется тонкой линией-прямой, волнистой, округлой.
Практическая работа Роспись фигурок Деда Мороза и Снегурочки
Предварительный просмотр:
Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Цели: 1) Познакомить с народным промыслом Гжелью, с историей развития, назначением, мотивами и элементами росписи. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами, изображения основных элементов росписи и создании композиции художественного образа.
2) продолжать развивать познавательную активность, умение работать с источником информации, художественный вкус, умение применять полученные знания на практике, обобщать, делать выводы. Формировать навыки исследовательской деятельности.
3) прививать любовь и уважение к труду мастеров Гжели, чувство гордости за их достижения, воспитывать художественный вкус.
Оборудование и материал: гжельские изделия и их изображения, плакаты со схемами композиций и этапами росписи, заготовки шаблонов изделий, проектор, магнитофон, художественные материалы, салфетки.
План урока:
- Орг. Момент.- 1 мин.
- Актуализация опорных знаний (проверка усвоения ранее изученного материала)- 7 мин.
- Мотивировка изучения новой темы. Введение в новую тему (проблемная ситуация)- 2- 3 мин
- Изучение нового материала (сообщение уч-ся, дополнение учителем, фиксирование уч-ся новых знаний в таблице, проверка таблицы) - 15 мин.
- Практическая часть.- 25 мин.
А) Показ этапов выполнения росписи по иллюстрациям, упражнение в нанесении приемов мазка - всей кистью жирно прижимая – четкий мазок, мазок тенями - поворот кисти смоченной в краске только одну сторону, легкий нажим – усики, травинки, веточки.
Б) выбор шаблона и его роспись.
6. Выставка работ, их анализ с детьми. Оценивание.
7. Итог урока (рефлексия)
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, я рада приветствовать вас и наших гостей сегодня на уроке. Я вижу, что все готовы к уроку, у всех имеются необходимые принадлежности для работы и дежурные постарались. Молодцы.
Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца теплыми и добрыми чувствами.
2. Проверка ранее изученного.
Ребята, а давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлых уроках, чему научились.
1)Давайте поиграем, я буду начинать предложение, а вы его закончите.
- Родина Каргопольской игрушки----(Север, Архангельская обл., Каргопольский р-н).
- Родина Филимоновской игрушки----(Тульская обл., д. Филимоново)
- Родина Дымковской игрушки—( Дымковская слобода, близ города Вятка ( сейчас Киров)
- Профессия изготовления игрушек-----( игр. Дел мастер, игрушечник).
2) Из предложенных вариантов ответов выберите 2: в глубокой древности глиняные игрушки создавали для:
А) для забавы
Б) в качестве оберегов
В) для продажи
Г) для проведения обрядов
Д) для украшения интерьера дома.
3) А сейчас посмотрите на экран и определите по игрушкам название каждого промысла.
Кто может определить промысел №1. Почему ты так считаешь? №2…………№3…………..
4) Посмотрите и скажите как проявляется в игрушках конструктивная, изобразительная и декоративная деятельность?)
-- Хорошо ребята, молодцы, знаете о игрушечном промысле и работы у вас замечательные получились на прошлом уроке. А кто дома поработал со словарем, ответьте, пожалуйста, ЧТО ТАКОЕ ПРОМЫСЕЛ? Правильно, это мелкое ремесленное производство, средство заработка и благополучия. Может вы в будущем тоже освоите какой-то промысел, научитесь что-то хорошо изготавливать. Ведь это труд и он заслуживает только похвалы, награды и восхищения.
И сегодня на уроке я хотела бы, чтобы вы познакомились еще с одним народным промыслом. Урок наш будет немного необычный урок – исследование.
3. Изучение нового материала.
- Ребята, посмотрите на экран. Тема нашего урока « Искусство…… Истоки и современное развитие промысла» Потерялось слово в теме, какое искусство? Давайте вместе потрудимся, найдем это слово и вставим его в тему нашего урока. Смотрите на доске квадратики разных цветов, кто смелый пойдет и выберет из них квадраты только холодных цветов. Иди ……… Мы их переворачиваем, видите здесь буквы, кто составит быстрее слово. Правильно--- Гжель. Итак, ребята тема нашего урока « Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
- как вы думаете, что мы должны с вами сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться? ( Ответы детей).
- Итак ребята, мы с вами: 1) познакомимся с промыслом Гжель, его историей и назначением. 2) научимся изображать элементы росписи этого промысла.
А раз у нас урок – исследование, то как вы думаете что мы с вами будем делать? Ребята мы с вами только учимся быть исследователями, поэтому я предлагаю вам гипотезы (слайд), которые в ходе нашего исследования вы должны утвердить или опровергнуть и выдвинуть правильные.
Вступительное слово учителя: вы знаете , что промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Что же это за промысел, где он зародился?
Ребята, вы откройте свои таблицы (слайд), внимательно слушайте и заполняйте их. (Сообщение - выступление ученицы)
Проверка гипотезы
Учитель: Ой Россия, ты Россия
Славы не убавилось
Гжелью ты, Гжелью на весь мир прославилась!
Велика Россия наша и талантлив наш народ
О Руси родной умельцах на весь мир молва идет.
-- Ребята, а сейчас давайте откроем страницу учебника 72, посмотрим на рисунок и определим какие мотивы и элементы присущи гжельской росписи. Скажите, какие мотивы присущи гжельской росписи? (природные, растительные). Назовите элементы гжельской росписи? (цветы, веточки, листочки, волнистые линии - змейки, травинки, птицы). Какого цвета роспись? (синего, голубого). Как и в других видах народного искусства цветы, птицы – это не просто элементы росписи, ЭТО ДРЕВНИЕ СИМВОЛЫ счастья и мечты о прекрасном.
-Гжельская посуда отличается большим многообразием форм и особенно красотой росписи, вобравшей в себя богатство форм природы и выразительность традиционного народного искусства. Еще о гжельских изделиях вам расскажет _________. А теперь посмотрите на 2 гипотезу.
Она верная? Да, но не полная, ее надо дополнить, что мы дополним.
(показ слайда)
Давайте попробуем нарисовать вместе со мной некоторые элементы росписи. (Показ техники рисования узора, дети повторяют).
-- Мастера расписывая изделия используют технические приемы росписи: 1) мазок на одну сторону или мазок тенями - одну сторону кисти макают в краску и наносят рисунок поворотом кисти. (показ)
2) Четкие мазки с разным нажимом кисти
3) Легкие нажимы кисти (концом кисти наносят стебельки и усики)
4. Практическая часть.
(Напомнить о правильной работе с художественными материалами.
Дети выбирают шаблон по желанию)
А теперь создайте художественный образ гжельской росписи на шаблоне вазы, чайника, сахарницы.
- Выставка работ.
Дети выносят работы, крепят на магнитную доску.
Ребята посмотрите какие красивые у вас получились работы, ими можно любоваться? Они радуют вас? А раз вещь красивая, то она для чего предназначается?
Давайте посмотрим на нашу 3 гипотезу. Она верная? Да, мы поняли что изделия гжели украшают наши дома. (Слайд).
Оценивание работ. Анализ работ.
Закрепление изученного (проверка заполнения таблицы)
- С каким промыслом познакомились?
- Каково его назначение?
- Какие мотивы, элементы присущи гжельской росписи?
Что нового сегодня на уроке вы узнали?
Понравилось ли быть вам исследователями на уроке?
Чему вы научились? (доказывать, исследовать)
Домашнее задание:
подготовить сообщение о новом промысле (Городецком)
найдите загадки, поговорки о народных промыслах.
Ребята у вас лежат на партах лепестки розовые и голубые.
Рефлексия. Кто доволен остался работой на уроке, кому понравилось и все понятно возьмите лепесток теплого цвета, кому что-то непонятно, кто недоволен возьмите лепесток холодного цвета. Давайте составим цветок и увидим результат нашего урока - эмоциональное состояние с которым вы уходите с урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта и презентация к уроку "Набросок фигуры человека"
Технологическая карта и презентация на тему "Набросок фигуры человека" разработана в соответствии с требованиями стандартов нового поколения и могут быть использованы на уроке ИЗО в 7 клас...
План-конспект, технологическая карта и презентация к уроку английского языка во 2 классе по теме «Showtime» (Карнавал)
Урок разработан с учётом требований ФГОС...
"Координатная плоскость" Математика 6 класс (технологическая карта и презентация к уроку)
Материал данного урока поможет учителям математики сэкономить время для подготовки к уроку по теме: "Координатная плоскость" 6 класс....
Технологическая карта и презентация к уроку английского языка по теме "Школа будущего" (7 класс).
Урок систематизации и обобщения знаний и умений по теме "Школа будущего", входящий в раздел "Что несет нам будущее" УМК "Английский в фокусе" для 7 класса.Используемые технологии: развитие критич...
Технологическая карта и презентация к уроку химии в 9 классе "Кислород"
Данный материал отражает проведение урока химии в 9 классе по теме "Кислород" по УМК О.С. Габриеляна...
Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку)
Конспект урока в 5 классе (ФГОС) УМК "Школа 2100" на тему "Правописание глассных в безударных личных окончаниях глаголов" (технологическая карта и презентация к уроку). Урок-практикум обобщает и систе...
технологическая карта и презентация к уроку по ИЗО «Связь времён в народном искусстве.Золотая хохлома»
https://yadi.sk/i/l5yPozAg3PcjVt...