Рабочая программа по Изобразительному искусству в 8кл
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Потемкина Елена Леонидовна

Рабочая программа по "Изобразительному искусству" в 8классе, расчитана на одно полугодие.Включает  3 раздела: 1.Дизайн и архитектура в жизни человека - 5часов; 2. Художественный язык конструктивных искусств - 7часов; Человек в зеркале дизайна и архитектуры -5 часов. Составитель учитель ИЗО Iквалификационной категории Потемкина Елена Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://cloud.mail.ru/public/8kGe/6PfeEJLoN 66.91 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Камалова З.Г./

Протокол №   ____

от «28» августа 2015 г.

Согласовано

Заместитель директора по ВР

МБОУ «СОШ №27» НМР РТ

_________/Бадрутдинова Р.К. /

от «28» августа 2015 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ___________________/Л.В.Ярцева /

Приказ №  _______________

от «28» августа2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

             

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

для 8А; 8Б; 8В классов

Потемкиной  Елены Леонидовны,

учителя   первой   квалификационной  категории

МБОУ «СОШ № 27»

г. Нижнекамск, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. . Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5 -9 классов среднего (полного)  общего образования составлена на основании  следующих нормативно- правовых документов:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ФГОС ООО
  • Образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №27» на 2015/2016 учебный год.
  • Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: М.: Просвещение, 2010. -176 с. – (Стандарты второго поколения).
  • Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и     художественный труд 1 – 9 классы» под редакцией Б. М. Неменского.. / сост. Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 140 с.
  • Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — М.: Просвещение, 2011.- 129 с.

ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

  • формировать представления о составляющих видах искусства в современном мире и распространенных  в нем технологиях;
  • приобретать практический опыт познания и самообразования, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах практико-ориенитированной  и исследовательской  деятельности;
  • подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности; разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

В процессе преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»  решены следующие задачи:

а) формировать политехнические знания и технологической культуры учащихся;

б) прививать элементарные знания и умения по эргономике;

в) знакомить с основами современного производства и сферы услуг в области дизайна и полиграфических услуг;

г) развивать самостоятельность и способность решать творческие, исследовательские и изобретательские задачи;

д) обеспечивать изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

е) воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, патриотизм, культуру поведения и бесконфликтное общение;

ж) овладевать основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и уметь применять их при реализации собственной продукции и услуг;

з) развивать эстетическое чувство и художественную инициативу, оформлять потребительские изделия с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного творчества для повышения конкурентоспособности при реализации.

     Изучение любого модуля рабочей программы учебного  предмета «Изобразительное искусство»  включает:

  • культуру труда, организацию рабочего места, правила безопасной работы;
  •  компьютерную поддержку каждого модуля;
  • графику и черчение;
  • ручную обработку конструкционных материалов;
  • основы дизайна и материаловедения;
  • прикладную экономику и предпринимательство;
  • историю, перспективы и социальные последствия развития изобразительного искусства и дизайна;
  • экологию — влияние преобразующей деятельности общества на окружающую среду и здоровье человека;
  • профинформацию и профориентацию;
  • нравственное воспитание, в том числе культуру поведения и бесконфликтного общения;
  • эстетическое, в том числе дизайнерское воспитание;
  • творческое, художественное и этнохудожественное развитие.

         Наряду с традиционными репродуктивными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Выбор данной  программы и учебника обусловлен тем, что их содержание  соответствует   основам федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и раскрывает содержания основных направлений и разделов курса «Изобразительное искусство» с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения образовательного учреждения,  интересов и потребностей учащихся.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Примерная рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств  на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика,  скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску  истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного  переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, то есть зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд,  и оптимальный вариант её реализации происходит за 1 час в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Рабочая программа 8 класса посвящена содержанию и языку двух видов конструктивных искусств — дизайну и архитектуре,  их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств  связаны   многими   общими  формами   выразительных  средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры — используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Дизайн как искусство возник в XX веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Изучение конструктивных искусств в VIII классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности — изобразительный, декоративный, конструктивный).

Для каждой темы учителю предлагаются варианты заданий для разного уровня оснащения урока и подготовки учащихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 УЧАЩИХСЯ 8-х  КЛАССОВ

Изучение изобразительного искусства в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  должны отражать:

1)  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить: 

-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

-развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

-формирование интереса  и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России,  сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.

Предметные результаты изучения предметной области «Искусство» в 8кл: должны отражать:

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в  архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), в архитектуре и дизайне.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

«Дизайн и архитектура в жизни человека»

5

«Художественный язык конструктивных искусств».

7

«Человек в зеркале дизайна и архитектуры». Формирование духовной культуры личности. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

5

ИТОГО:

17

        Программа рассчитана на 17 ч. первого полугодия (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Дизайн и архитектура в жизни человека (5 часа) - Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна Буква — строка — текст. Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. Многообразие форм полиграфического дизайна.
  2. Художественный язык конструктивных искусств. (5 часов) -Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность. Архитектура — композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь: красота и целесообразность. Единство, художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени. Роль и значение материала в конструкции. Цвет в архитектуре и дизайне.
  3. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Формирование духовной культуры личности. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (7 часов) - Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого. Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды. Интерьер и вещь в доме. Дизайн — средство создания пространственно-вещной среды интерьера.

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Ты — архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. Мой дом — мой образ жизни.  Функционально-архитектурная планировка своего дома. Интерьер комнаты — портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища. Дизайн и архитектура моего сада. Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Мой костюм — мой облик. Дизайн современной одежды. Грим, визажистика и прическа в практике дизайна. Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна. Моделируя себя — моделируешь мир.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

•        как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств, в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

•        особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

•        основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

Учащиеся должны уметь:

•        конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);

•        моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

•        работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

•        конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

•        использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

•        владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

•        создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

•        создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

•        работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

•        использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

•        использовать разнообразные материалы: (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, пластилин, глина, пенопласт, деревянные и другие заготовки. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Программа рассчитана на 35 часов.

Критерии оценки знаний обучающихся.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков  учащихся

Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса  является учет успеваемости школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую.

При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям и твёрдо знает правила и условности изображений;

б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с использованием принятой в курсе ИЗО терминологии;

в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при выполнении рисунка, которые легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) овладел программным материалом, но знает правила изображений и условные обозначения;

б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;

в) при выполнении рисунка допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) основной программный материал знает нетвёрдо;

б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;

в) рисунки выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и частичного применения средств наглядности.

Оценка «2» ставится, если  ученик:

а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с помощью учителя.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и аккуратно ведёт тетрадь рисунков;

б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;

 в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.

Оценка «4» ставится, если ученик:

а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет рисунок;

б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;

в) при выполнении рисунков допускает незначительные ошибки, которые исправляет после замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.

Оценка «3» ставится, если ученик:

а) рисунки выполняет неуверенно, но основные правила оформления соблюдает; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно;

б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет с помощью учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

а) не выполняет  обязательные графические и практические работы;

б) выполняет только с помощью учителя и систематически допускает существенные ошибки.

Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Дидактическое обеспечение

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов, рефератов и мультимедийных презентаций:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://www.artsait.ru

www.eremont.ru/design/art

http://www.alta-d.ru/encyclopedia/design/f5-04-00078.htm

Библиотека учебной литературы для учащихся:

Учебник - «Изобразительное искусство 8 класс». «Дизайн и архитектура в жизни человека» (М.: Просвещение, 2012). Авторы Н.А. Горяева,           О.В. Островская.

Библиотека методической литературы для учителя:

1. О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 8 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

2.коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 2010;

3.Е.С. Туманова и др.,  Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;

4. О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.;

5. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.

16. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.

7. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

8. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.

9. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.

10. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.

11. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.

12. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.

13. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.

14. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.

15. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.

16.Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008 

Календарно-тематическое планирование

8 класс

п/п

№ урока

Тема урока

Кол-во час

Характеристика  деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты усвоения материала

Дата проведения

План

Факт

Дизайн и архитектура в жизни человека (5часов)

1

1

Основы композиции в конструктивных искусствах.

Гармония, контраст и  эмоциональная выразительность плоскостной  композиции.

1

Познакомить с понятием композиция, средствами и законами композиции.

-познакомить с понятием  гармония, контраст;

-определить понятие «Центр композиции».

-уметь  располагать на формате геометрические фигуры;

-знать типы композиций: симметричная и асимметричная,  фронтальная и глубинная.

-уметь передавать в композиции центр, гармонию, контраст.

4.09.15

2

2

Прямые линии и организация пространства.

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

1

Беседа на тему «Прямые линии и организация пространства»

Работа в альбомах над линейной композицией.

Познакомить с понятиями локальные цвета, сближенность цветов и контраст.

-уметь с помощью простых прямых линий соединять элементы композиции и разделять плоскости;

-знать понятие линия, ритм.

-уметь создавать  композиции из произвольного количества простейших геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах.

11.09.15

3

3

Буква – строка- текст. Искусство шрифта.

Практическая работа №4.

Буква – строка - текст. Искусство шрифта.

1

-познакомить с различными видами шрифтов и их назначением.

-работа в альбоме по заданию учителя.

-знать о назначении и видах шрифта.

-уметь выполнять различные шрифты;

-уметь выполнять композицию с буквами.

18.09.15

4

4

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.

Текст и изображение как элементы композиции.

1

Познакомить с историей развития плаката, показать важность агитационной деятельности.

Выполнение макета плаката.

Работа в альбомах.

-знать историю развития плаката.

-уметь использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

28.09.15

5

5

Многообразие форм полиграфического дизайна.

1

Познакомить с разнообразием полиграфического дизайна, элементами составляющие конструкцию и  художественное оформление книги.

-знать о полиграфическом дизайне;

-знать конструкцию книги.

-уметь выполнять композицию книжной обложки

2.10.15

Художественный язык конструктивных искусств (7часов)

5

1

Архитектура -композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятия модуля.

1

Ознакомить  чтению по рисунку простых геометрических тел, а так же прямых, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях Построение трех уровней рельефа.

Ознакомление учащихся с объемной архитектурной композиции.

-знать основные этапы развития и истории архитектуры;

-знать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

-уметь работать с бумагой.

-уметь  моделировать сложные, объемные композиций, используя необходимые средства.

9.10.15

6

2

Важнейшие архитектурные элементы здания.

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного -в вещи.

Роль и значение материала в конструкции.

1

Показать художественную специфику и особенности выразительных средств архитектуры.

Ознакомить учащихся со свойствами архитектурных объемов.

Дать понятие дизайн вещи как искусство и социальное проектирование.

-беседа о том, что роль материала определяет форму, ознакомления со свойствами;

-построение формы исходя из материала, его фактуры и свойства.

- знать архитектурные элементы здания;

-уметь конструировать архитектурные композиции;

- уметь конструировать основные объёмно-пространственные объекты.

-знать понятие дизайн как единство красоты и практичности.

-уметь        моделировать форму, используя  все возможности материала;

-знать о различных свойствах материала.

        

16.10.15

7

3

Цвет в архитектуре и дизайне.

Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.

1

Беседа об эмоциональном и формообразующем значении цвета в дизайне и архитектуре. Объяснить специфику влияния цвета спектра и их тональности. Цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции.

-Зарисовка «архитектура будущего»

-уметь работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись), применяя все возможности цвета;

-знать о способах применения цвета в дизайне архитектуры и помещения;

-знать все особенности и закономерности дизайна.

23.10.15

-уметь работать над эскизом города будущего;

-уметь использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля.

8

4

Природа и архитектура.

1

-дать понятия город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Обучить технологии макетирования путем введения бумажной пластики различных материалов и фактур.

-уметь организовывать  единство архитектуры и ландшафта;

-знать понятие ансамбля, ландшафта;

-знать понятие проектирование, замысел проекта и его воплощение.

30.10.15

9

5

Ты –архитектор: организация архитектурно -ландшафтного пространства.

1

-коллективная работа создания пространственной композиции.

-уметь создавать макет ландшафтно-городской среды.

8.11.15

10

11

6

7

Город сквозь времена и страны.

Образно – стилевой язык архитектуры прошлого.

Живое пространство города.

Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.

2

-дать понятия об архитектурной и градостроительной революции XX века  ее технологические предпосылки и эстетические предпосылки;

-эскизные зарисовки архитектурных элементов различных стилей;

-графическая зарисовка или фотоколлаж исторического здания.

- уметь создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими и цветными материалами работать в стиле коллажа;

-знать об архитектуре двадцатого века и особенностях архитектуры в настоящее время;

-знать различные произведения архитектурного искусства 20-21 века.

13.11.15

-познакомить с исторической формой планировки городской среды и их связь с образом жизни;

-дать  понятия замкнутая, радикальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная др.;

-дать понятия роли малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектуры.

-уметь работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

-уметь использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки).

20.11.15

Человек в зеркале дизайна и архитектуры (5 часов)

12

1

Мой дом – мой образ жизни. Функционально- архитектурная планировка своего дома

Интерьер комнаты – портрет ее хозяина. Дизайн пространственной и предметной среды жилища.

Эргономика и функциональность.

1

-учить фантазировать и воплощать в архитектурно-дизайнерских проектах.

-познакомить с дизайн интерьером. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы;

-учить создавать схемы, проекты;

- выполнение эскизного рисунка с элементами коллажа.

 -проектирование пространственного воплощения плана своей комнаты.

-уметь выполнять технический рисунок  частного дома;

-знать понятие план дома, условные обозначения плана.

-знать понятие дизайн интерьера и его различные стили;

-уметь создавать единство цвета и композиции будущего интерьера комнаты.

27.11.15

13

2

Дизайн и архитектура моего сада.

1

-учить моделировать сад, используя малые архитектурные формы;

-учить соотносить здания и растения;

-уметь создавать проект сада, соблюдая все соотношения размеров растений и зданий;

4.12.15

14

3

Мода, культура и ты. Композиционно- конструктивные принципы дизайна одежды.

Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.

1

-ознакомить с технологией создания одежды;

-дать понятия законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон.

-учить создавать костюм, чтобы выражал личностные качества человека, подбор цветовой гаммы;

-дать понятия стилей;

-создание эскиза будущего комплекта костюма.

-знать технологию создания одежды;

-уметь создавать свой собственный проект вечернего платья, костюма рисунок или коллаж.

-уметь создавать проектный рисунок одного из комплектов костюма.

11.12.15

15

4

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

Грим, визажистика и прическа в практике дизайна

1

-ознакомить с искусством грима и прически;

-обучить азбуке визажистики и парикмахерского стилизма.

Упражнение в нанесении макияжа и создания прически на натуре (по парно).

-знать последовательность и правила нанесения грима, макияжа;

-знать технологию и последовательность создания прически.

-уметь создавать образ с помощью прически и грима.

18.12.15

16

5

Имидж: лик или личина? Сфера имидж - дизайна

Моделируя себя - моделируешь мир.

1

-дать понятия имидж дизайн как сфера деятельности, объединяющие аспекты моды и визажа, искусство грима, парикмахерское дело, ювелирную пластику  и т.д., определяющей форму поведения в обществе.

-обобщить знания, полученные на уроке;

-проконтролировать владение учащимися терминологией и средствами композиции в создании коллективной работы.

-знать понятие имидж, мода, ювелирное дело.

Уметь создавать образ человека через одежду, прическу, макияж.

Уметь моделировать одежду, соблюдая стиль и образ.

Знать понятие модель, силуэт, образ, дизайн, визаж, парикмахерское дело и т.д.

25.12.15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...