Начертательная геометрия 11 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 11 класс) на тему

Обобщающий урок по начертательной геометрии в 11 классе.Тема :"Прямая. Плоскость".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11klass_cherchenie.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по начертательной геометрии  в 11 классе.

     

ТЕМА: Прямая. Плоскость.

План урока

  1. История чертежа.
  2. Метод Монжа.
  3. Дифференцированная работа по карточкам.
  4. Проверка усвоенного материала по теме «Взаимное расположение прямых»
  5. Выполнение практической работы.
  6. Работа по картам программированного контроля по теме

«Проецирование плоскости».

  1. Творческое задание.
  2. Подведение итогов.

Структура  урока

Продолжительность учебного занятия: 45 минут + 45 минут (2 урока)

Форма учебного занятия – урок фронтально – обобщающего типа.

Цели: содействие всестороннему, гармоническому развитию личности школьников путем приобщения их к графической культуре, развития пространственно – образного мышления и творческого потенциала.

Задачи:

1.  образовательная:

     закрепить знания учащихся по теме: «Прямая. Плоскость»;

2.  развивающая:

     развивать пространственное  воображение;    

     развивать творческие возможности учащихся.

3.  воспитательная:

     содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей,

     воспитание гражданственности.

Оборудование:

Дидактические материалы к учебному занятию;

карточки, таблицы.

Ход урока:

  1. Организация начала урока

Цель этапа: подготовка учащихся к работе

Компетенции

Методы

Формы

Знания

Умения

Организация внимания и  готовности к уроку учащихся.

Умение организовать рабочее место

словестный

Фронтальный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Подготовка к работе: рабочая тетрадь, принадлежности и инструменты, дневник.

Краткое содержание дидактического блока

Проверка готовности к уроку.

  1. История чертежа.

Цель этапа: выявление знаний по истории черчения.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Что писал Г.Монж о чертеже?

Говоря о чертеже, Гаспар Монж писал: «Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные части».

С какого времени чертеж стал международным языком?

В 1795 г. французский геометр Гаспар Монж (1746-1818г.) впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии -

науки, изучающей геометрические способы изображения предметов на плоскости.

С этого времени чертеж стал международным языком инженеров, строителей, архитекторов.

Русский ученый Валериан Иванович Курдюмов (1853-1904) продолжил эту мысль Монжа.

Мы сможем прочитать, если выполним задание ( задание №1). 

Задание 1. Изображены 16 предметов в прямоугольных проекциях, и эти же предметы изображены в аксонометрической проекции. Беря по порядку номера с прямоугольных проекций и заменяя их словами, помещенными около соответствующего аксонометрического изображения, прочитайте, что такое начертательная геометрия.

(Если чертеж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народом, то начертательная геометрия служит грамматикой этого мирового языка, т. к. она учит нас правильно читать чужие и излагать на нем наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения).  

В чем заключается метод Монжа?

Метод Монжа заключается в параллельном проецировании предмета на 2 взаимно перпендикулярные плоскости проекций, которые после проецирования совмещаются в одну плоскость чертежа.

(3-ю плоскость проекций Монж не брал во внимание).

  1. Дифференцированная работа по карточкам

Цель этапа: выявление знаний по пройденной теме.

Задание на взаимное положение двух прямых

Задание 1а 

Параллельны ли прямые? (устно)    

(чертеж)

Как прямые еще располагаются в пространстве?              

                                                                                     

Прямые не параллельны – они

Скрещиваются. Рис.1

Это можно установить по буквенным

обозначениям не строя третьей проекции.

Могут пересекаться                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Какие прямые называются пересекающимися?

(если 2 прямые в пространстве пересекаются, то на комплексном чертеже  их одноименные проекции пересекаются и точки пересечения этих  проекций лежат на одной линии связи).                        

Какие прямые называются скрещивающимися?  

Задание 2.

По заданным координатам отрезков АВ и СД построить комплексный чертеж.

Определить взаимное положение отрезков.

(если 2 прямые в пространстве не параллельны и не пересекаются, то они

скрещиваются. У скрещивающихся прямых на комплексном чертеже одноименные проекции могут пересекаться, но точки их пересечения не будут лежать на одной линии связи).    

(дифференцированная работа по карточкам).

Перу Валериана Ивановича Курдюмова принадлежит обширный «Курс начертательной геометрии», выдержавший ряд изданий. В этой работе дальнейшее развитие получили способы преобразования проекций (вращение и перемена плоскостей проекций).

Восприятие темы урока.

Способы преобразования проекционного черчения.

Задание 3. По заданным координатам отрезка АВ построить его комплексный чертеж.

                   Найти натуральную величину отрезка, пользуясь способом вращения.

практический

индивидуальная

творческая

работа

Задание 4. По заданным координатам четырехугольника АВСД построить его комплексный чертеж.

Найти натуральную величину фигуры, пользуясь способом перемены плоскостей проекций.  

практический

индивидуальная

творческая

работа

Вопрос к уч-ся: Какое положение занимает фигура, если проекция – отрезок?

частное

В каких случаях фигура занимает общее положение?

когда плоская фигура не проецируется в виде отрезка ни на одну из плоскостей проекций.

Задание № 5     по карте программированного контроля по теме:

«Проецирование плоскости».        

           

практический

индивидуальная

творческая

работа

       Автор большого числа работ о методах изображений, Николай Алексеевич Рынин (1877-1942) использовал эти методы для решения задач по механике и расчета освещенности помещений. Он работал над применением методов начертательной геометрии в области авиации, аэрофотосъемки, кинематографии и в военном деле.

Восприятие информации

4. Демонстрация фильма

Цель этапа: развитие профориентационных знаний учащихся.

 

Демонстрация фильма

«Учебные заведения Камчатки»

Восприятие темы урока

5 Практическая работа

Цель этапа:  совершенствование теоретических и графических навыков.

Задание  №6 творческое (на развитие пространственного воображения).

Какой из двух угольников ближе к нам?

Может быть, один из них пройдет в отверстие другого?

На эти вопросы рисунок, к сожалению, не дает ответа.

Изобразите все возможные комбинации взаимного положения этих угольников, закрасив для наглядности один из них в другой цвет.

творческая работа учащихся

Краткое содержание дидактического блока

В.О. Гордон считал, что эффективное изучение курса черчения немыслимо без некоторых экскурсов в область техники, без приобщения учащихся к техническим знаниям. Эти мысли ученого успешно реализуются теперь в учебной литературе по черчению.

Подведение итогов урока.

Объявление оценок за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начертательная геометрия 8 класс.

Курс начертательной геометрии адаптирован для основной школы....

Пересечение многогранников/Начертательная геометрия

Материал представлен для учащихся  в рамках изучения начертательной геометрии в разделе «Пересечение многогранников».Учащимся представлено поэтапное построение линии пересечения многогранни...

Математические основы начертательной геометрии

Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается...

Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»

В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...

Основы начертательной геометрии для 10 класса

Разработка уроков - два урока....

Культурная среда в пространстве урока начертательной геометрии.

Статья , поясняющая  психологические  проблемы  учащихся  при восприятии  и  работе  с чертежами  на  уроках  начертательной геометрии.  Способы ...