Начертательная геометрия 11 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 11 класс) на тему
Обобщающий урок по начертательной геометрии в 11 классе.Тема :"Прямая. Плоскость".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11klass_cherchenie.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по начертательной геометрии в 11 классе.
ТЕМА: Прямая. Плоскость.
План урока
- История чертежа.
- Метод Монжа.
- Дифференцированная работа по карточкам.
- Проверка усвоенного материала по теме «Взаимное расположение прямых»
- Выполнение практической работы.
- Работа по картам программированного контроля по теме
«Проецирование плоскости».
- Творческое задание.
- Подведение итогов.
Структура урока
Продолжительность учебного занятия: 45 минут + 45 минут (2 урока)
Форма учебного занятия – урок фронтально – обобщающего типа.
Цели: содействие всестороннему, гармоническому развитию личности школьников путем приобщения их к графической культуре, развития пространственно – образного мышления и творческого потенциала.
Задачи:
1. образовательная:
закрепить знания учащихся по теме: «Прямая. Плоскость»;
2. развивающая:
развивать пространственное воображение;
развивать творческие возможности учащихся.
3. воспитательная:
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей,
воспитание гражданственности.
Оборудование:
Дидактические материалы к учебному занятию;
карточки, таблицы.
Ход урока:
- Организация начала урока
Цель этапа: подготовка учащихся к работе
Компетенции | Методы | Формы | |
Знания | Умения | ||
Организация внимания и готовности к уроку учащихся. | Умение организовать рабочее место | словестный | Фронтальный |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку. | Подготовка к работе: рабочая тетрадь, принадлежности и инструменты, дневник. | ||
Краткое содержание дидактического блока | |||
Проверка готовности к уроку. |
- История чертежа.
Цель этапа: выявление знаний по истории черчения.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Что писал Г.Монж о чертеже? | Говоря о чертеже, Гаспар Монж писал: «Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные части». | |
С какого времени чертеж стал международным языком? | В 1795 г. французский геометр Гаспар Монж (1746-1818г.) впервые систематизировал и изложил методы начертательной геометрии - науки, изучающей геометрические способы изображения предметов на плоскости. С этого времени чертеж стал международным языком инженеров, строителей, архитекторов. | |
Русский ученый Валериан Иванович Курдюмов (1853-1904) продолжил эту мысль Монжа. Мы сможем прочитать, если выполним задание ( задание №1). Задание 1. Изображены 16 предметов в прямоугольных проекциях, и эти же предметы изображены в аксонометрической проекции. Беря по порядку номера с прямоугольных проекций и заменяя их словами, помещенными около соответствующего аксонометрического изображения, прочитайте, что такое начертательная геометрия. | (Если чертеж является языком техники, одинаково понятным всем образованным народом, то начертательная геометрия служит грамматикой этого мирового языка, т. к. она учит нас правильно читать чужие и излагать на нем наши собственные мысли, пользуясь в качестве слов одними только линиями и точками как элементами всякого изображения). | |
В чем заключается метод Монжа? | Метод Монжа заключается в параллельном проецировании предмета на 2 взаимно перпендикулярные плоскости проекций, которые после проецирования совмещаются в одну плоскость чертежа. (3-ю плоскость проекций Монж не брал во внимание). | |
Цель этапа: выявление знаний по пройденной теме. | ||
Задание на взаимное положение двух прямых Задание 1а Параллельны ли прямые? (устно) (чертеж) Как прямые еще располагаются в пространстве? |
Прямые не параллельны – они Скрещиваются. Рис.1 Это можно установить по буквенным обозначениям не строя третьей проекции. Могут пересекаться | |
Какие прямые называются пересекающимися? | (если 2 прямые в пространстве пересекаются, то на комплексном чертеже их одноименные проекции пересекаются и точки пересечения этих проекций лежат на одной линии связи). | |
Какие прямые называются скрещивающимися? Задание 2. По заданным координатам отрезков АВ и СД построить комплексный чертеж. Определить взаимное положение отрезков. | (если 2 прямые в пространстве не параллельны и не пересекаются, то они скрещиваются. У скрещивающихся прямых на комплексном чертеже одноименные проекции могут пересекаться, но точки их пересечения не будут лежать на одной линии связи). (дифференцированная работа по карточкам). | |
Перу Валериана Ивановича Курдюмова принадлежит обширный «Курс начертательной геометрии», выдержавший ряд изданий. В этой работе дальнейшее развитие получили способы преобразования проекций (вращение и перемена плоскостей проекций). | Восприятие темы урока. | |
Способы преобразования проекционного черчения. Задание 3. По заданным координатам отрезка АВ построить его комплексный чертеж. Найти натуральную величину отрезка, пользуясь способом вращения. | практический | индивидуальная творческая работа |
Задание 4. По заданным координатам четырехугольника АВСД построить его комплексный чертеж. Найти натуральную величину фигуры, пользуясь способом перемены плоскостей проекций. | практический | индивидуальная творческая работа |
Вопрос к уч-ся: Какое положение занимает фигура, если проекция – отрезок? | частное | |
В каких случаях фигура занимает общее положение? | когда плоская фигура не проецируется в виде отрезка ни на одну из плоскостей проекций. | |
Задание № 5 по карте программированного контроля по теме: «Проецирование плоскости».
| практический | индивидуальная творческая работа |
Автор большого числа работ о методах изображений, Николай Алексеевич Рынин (1877-1942) использовал эти методы для решения задач по механике и расчета освещенности помещений. Он работал над применением методов начертательной геометрии в области авиации, аэрофотосъемки, кинематографии и в военном деле. | Восприятие информации | |
4. Демонстрация фильма Цель этапа: развитие профориентационных знаний учащихся.
| ||
Демонстрация фильма «Учебные заведения Камчатки» | Восприятие темы урока | |
5 Практическая работа Цель этапа: совершенствование теоретических и графических навыков. | ||
Задание №6 творческое (на развитие пространственного воображения). Какой из двух угольников ближе к нам? Может быть, один из них пройдет в отверстие другого? На эти вопросы рисунок, к сожалению, не дает ответа. Изобразите все возможные комбинации взаимного положения этих угольников, закрасив для наглядности один из них в другой цвет. | творческая работа учащихся | |
Краткое содержание дидактического блока | ||
В.О. Гордон считал, что эффективное изучение курса черчения немыслимо без некоторых экскурсов в область техники, без приобщения учащихся к техническим знаниям. Эти мысли ученого успешно реализуются теперь в учебной литературе по черчению. | ||
Подведение итогов урока. Объявление оценок за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начертательная геометрия 8 класс.
Курс начертательной геометрии адаптирован для основной школы....
Пересечение многогранников/Начертательная геометрия
Материал представлен для учащихся в рамках изучения начертательной геометрии в разделе «Пересечение многогранников».Учащимся представлено поэтапное построение линии пересечения многогранни...
Математические основы начертательной геометрии
Данный элективный курс расширяет содержание базового предмета математики и геометрии (стереометрии), позволяют углубить графическое содержание базового курса, который интересует учащихся, но изучается...
Программа элективного курса по черчению в 10-11 кл. «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики»
В данном курсе учащиеся знакомятся с основными навыками современных профессий инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, дизайнера и т.д.Дизайн – проектирование, ставше...
Основы начертательной геометрии для 10 класса
Разработка уроков - два урока....
Культурная среда в пространстве урока начертательной геометрии.
Статья , поясняющая психологические проблемы учащихся при восприятии и работе с чертежами на уроках начертательной геометрии. Способы ...
Рабочая программа по начертательной геометрии и инженерной графике 10-11 класс
Рабочая программа по геометрии для 10-11 классов...