Беседа к программе "Макраме" "О создании панно, картин"
учебно-методический материал

Ольга Алексеевна Шаронова

Материал предназначен для проведения беседы с обучающимися по программе "Макраме". В тексте раскрывается содержание основных этапов работы над панно или картиной. Может использоваться в подготовительном этапе к самостоятельной творческой работе по методу проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_po_makrame._o_sozdanii_panno_kartin.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «От идеи к созданию панно с сюжетом»

Сюжет

Если вам не приходит в голову интересный сюжет, поищите его среди фотографий, в детских раскрасках, книжках с картинками или позаимствуйте идею у профессиональных художников, переведя живописную или графическую работу в соответствующий жанр. Подсмотренный сюжет таким образом после вашей переработки получит абсолютно самостоятельное прочтение. Также можно в панно запечатлеть собственный любимый уголок природы, игрушку, вазу, яркое воспоминание. Важно, что это ваш собственный творческий труд по созданию панно.

Определите основные цветовые  отношения, решите, какая часть работы станет самой яркой, активной, что останется на втором плане. Удачно найденную композицию можно и повторить, при этом идея и построение остаются, а сюжет и цветовое решение  работы различны. И панно  таким образом получаются различными.

Если вы точно представляете, что хотите сделать, если работа уже сложилась в вашем воображении, значит, половина дела сделана.

Придумать- сложнее всего! Решите на подготовительном эскизе все проблемы будущей работы, а затем сделайте рисунок в размер, проработав все детали.

Эскиз

Эскиз, выполненный на плотной бумаге станет основой для дальнейших расчётов, проверки их правильности. Работая по чужому эскизу, переведите его по клеткам в нужный вам размер.

Для этого:

  • Сделайте с оригинала кальку
  • Расчертите её на квадраты, от середины к краям (чем сложнее рисунок, тем мельче должны быть квадраты)
  • Возьмите лист кальки, пропорциональный формату оригинала, расчертите его на квадраты, увеличив их в нужное количество раз
  • Пронумеруйте сетку квадратов
  • Переносите рисунок, смотря на кальку с оригиналом и заполняя увеличенные квадраты
  • Если вас не устраивает качество рисунка, сделайте несколько копий
  • Наконец, добившись совершенства, снимите копию с удавшейся вам кальки и раскроите её на фрагменты по деталям панно.

Цветовое решение

Здесь, так же как и в любом  виде искусства, важно точно подобрать цвета и их сочетания. Однозначных правил нет, общий совет на все случаи дать нельзя. Важно почувствовать настроение общей цветовой гармонии. Какого размера не была бы задумана работа, нужно собрать её в общем колорите, задать определённое цветовое настроение.

Имея материал, привлекательный по цвету, фактуре, свойствам, нельзя собирать все полюбившиеся вам материалы в одной работе! Это будет работа, сравнимая с первоначальным хаосом и вскоре станет раздражать вас самих.

Материал с тёплым колоритом, солнечные цвета, сделают теплее пространство интерьера.

Холодные тона успокаивают, снимают раздражение, позволяют дольше всматриваться в свои оттенки.

Резкие, контрастные друг другу материалы лучше разделить более спокойными, промежуточными. Маленькая яркая работа будет радовать глаз, служить цветовым пятном в интерьере. Большая броская картина потребует к себе полного внимания и значительного пустого пространства вокруг.

Обычно каждый художник отдаёт преимущество определённым цветам и старается максимально использовать их оттенки в каждой своей работе. Вы сами наверняка любите какой-то цвет больше других и предпочитаете иметь и носить вещи в этом колорите. Попробуйте пойти в своей работе от этого цвета, сочетая его с тремя-четырьмя другими. Обычно в картине участвуют один основной, два –три близких ему и один контрастный цвет.

Количество каждого цвета не должно быть одинаковым, иначе работа зрительно распадётся на несколько одинаковых частей, не собранных в одно целое. Каждый цвет должен поддерживать, помогать другому. Более светлый, взятый в большем количестве, подчёркивается тёмным в качестве контура, отделки или центра.

Для каждой работы требуется придумать и сделать основные детали, наиболее выразительные по цвету, рисунку и отделке. Основной фон должен быть спокойнее, являясь окружением для двух- трёх значимых центров.

Представьте, что ваша работа- это сцена театра, где есть декорации и актёры, главные действующие лица, ради которых затеян спектакль. Если декорация окажется ярче и интереснее актёров, то кто на них будет обращать внимание?

Подбор материала

Расширяя выше сказанное, отметим этот самый ответственный момент отдельно.

Процесс подбора материала достаточно сложен, не стоит пугаться, если он затянется на дни и недели. Здесь помимо цвета, нужно учитывать и сочетание  материала по фактуре, по свойствам, стилю, характеру. Иногда пленивший вас материал так активен сам по себе, что просто не способен принимать участие в создании работы как часть целого- он слишком много будет брать на себя.

Если в ярком натюрморте могут соседствовать контрастные по цвету элементы, то в небольшом пейзаже этот контраст будет очень резким. Элементы, близкие по тону, помешают друг другу полноценно проявить свою индивидуальность и создадут скучный кусок целого в работе.

Конечно, нет единого рецепта идеального подбора материала, как невозможно и живописцев заставить писать картины, пользуясь одной  палитрой. Да это никому и не нужно! Мы можем только предостеречь начинающих от некоторых традиционных первоначальных ошибок! Всё зависит от вашего вкуса и характера.

Фон

Фон значит в работе очень многое! Он задаёт настроение, определяет цветовые и тональные отношения для всех остальных материалов, ограничивает пространство «картины» или добавляет ей «воздуха». Иногда работа не задаётся именно из-за неправильно выбранного фона, и приходится менять его, когда уже все детали созданы и разложены на нём.

Сочетание фактур

Используя фактуру материала, можно добиться перспективы в пейзаже, смягчить резкий контраст в натюрморте, обобщить часть большого букета цветов...Можно использовать у некоторых материалов свойство выглядеть определённым образом при том или ином освещении. Важно, чтобы свойства материала обогащали работу, добавляя ей определённые зрительные восприятия.

Игра света на панно способна совершенно изменить настроение, выявить новые цветовые сочетания, незамеченные мелкие детали.

О букетах и вазах

Ваза должна быть не слишком яркой, без крупного активного орнамента и контрастных сочетаний- иначе за вазой не будет видно самого букета. Сначала следует   определить общий колорит букета и подобрать к нему фон. Ваза должна стать третьей составляющей. Она должна обрамлять и поддерживать красочные  цветы или фрукты.

Слишком светлая и маловыразительная ваза пропадёт на более активном фоне и ваш букет окажется «в невесомости».

Контур вазы иногда стоит продублировать контрастной полосой.

Достаточно удачным оказывается сочетание светлого фона, яркого букета и вазы, средней по тональности между ними. Красивым бывает и сочетание тёмного фона, светлой вазы с объемом или чёткой отделкой и сочного букета с вкраплениями светлых цветов, светлее, чем ваза.

Удобные расцветки для ваз: с мелким рисунком, полоска, мягкие разводы и переходы плавных линий, тонкий орнамент.

Материал-любой, главное- удачное сочетание панно.

Применяя цветы в работе, следите, чтобы она не напоминала о цветовой какофонии кладбищенское надгробие.

Необходимо также учитывать размер работы и размер предполагаемых растений и цветов.

О пейзажах

Неправда, что деревья однотонного коричневого или серого цвета. Каждое из них несёт в себе множество оттенков: мокрые тёмные стволы, блестящие после летнего дождя, или ветки, освещённые тёплым уходящим солнцем, старые розоватые берёзы, заросшие серо-голубым лишайником красно-фиолетовые сосны....

Собираясь «выкроить» дерево, продумайте место, которое оно займёт в работе. Важна также стилистика панно- сказочная, детская или приближённая к реализму. Дерево может стать неким трагическим либо лирическим персонажем- всё зависит от вашей фантазии.

Дерево- это целый макрокосм, попробуйте передать это ощущение, придумав множество мелких деталей, которые создадут живую атмосферу.

Особое внимание уделите цвету неба. Решив сделать реалистическую работу, вы скорее всего возьмёте за основу фотографии или живописные работы художников. Проследите за тональными переходами и цветовыми сочетаниями в понравившемся вам пейзаже и подберите соответствующий материал.

Что касается воды, то очень часто важным становится не сам цвет воды, а удачно подобранное окружение и гармония с пейзажем.

Сочетание планов в пейзаже всегда представляет определённую сложность. Здесь важно любое «соседство».

При отборе материалов для пейзажа учитывайте, что более плотные «фигуры» лучше смотрятся на первом плане. Если рядом с ними окажется нечто воздушное, попробуйте зрительно «утяжелить» его, придать большую значимость.

Интересно смотрятся панно, где пейзаж собран на локальном фоне. Такой фон создаёт общее настроение, атмосферу работы. В таком случае вы имеете право сделать менее реалистичную работу, поиграть яркими материалами, составляя из них фрагменты пейзажа.

Панно-картины с животными и птицами

Чтобы заселить пейзажи птицами и животными, займитесь всерьёз созданием «базы». Если вы не рассчитываете на собственные силы в рисунке, окружите себя детскими книгами, фотоальбомами, изданиями художников-анималистов. Они помогут вам понять пластику животного, его характер, декоративность расцветки. Решив повторить понравившийся вам рисунок, подумайте  о его стилистике.

Сделайте точный подготовительный рисунок. Разберите фигуру детально, прорисуйте форму туловища и головы, разметьте характер его окраски. Интересно подобранный рисунок сделает вашего зверя неотразимым.

Птицы с их яркой, разнообразной расцветкой просто призваны быть героями панно. Следите, чтобы «рисунок» фактуры фигурки ложился по форме птицы, а внешний контур детали точно повторял линию выкройки. Малейший «сбой» может поломать всю пластику.

Портреты

Конечно, с портретами тут куда сложнее... Приступать к их созданию следует с юмором и не претендовать на лавры.

Основа для работы- хорошая фотография, увеличенная одним из возможных способов. Много времени придётся уделить подбору материала.

Переведите фотографию в рисунок, не упуская небольшие детали, вроде  брови или уха.

Сделайте «обрисовку» овала лица и отдельно-массы волос (если таковых нет, то общий абрис головы).

Схематически разбейте лицо на крупные зоны: лоб, щёки, нос, рот, подбородок и сделайте их отдельные «обрисовки».

Разберите лицо по цветовым и тональным пятнам и подбирайте соответствующие материалы, учитывая при этом их свойства и фактуру.

«Постройте» лицо из деталей, стараясь максимально сохранить характерные черты вашей модели.

Выложите мозаику деталей на общем овале и ещё раз проверьте соответствие с эскизом. Следите, чтобы портрет не превратился в шарж!

Убедившись в своей правоте, обрисуйте эскиз более детально и полноценно. Не забудьте продумать материал и исполнение глаз!

Подберите материал и исполнение для волос. А может быть вы замените их шляпой?

Присмотритесь ещё раз ко всей работе, а может быть какие-то элементы, по сравнению с исходной фотографией следует заменить или убрать совсем?

О рамках для панно

Готовая работа может быть оформлена по-разному: рамой из багета, тесьмой, верёвкой, макраме или тканью. Удобно, конечно, начинать работу, купив подрамник и к нему, под размер, готовую раму. Но не всякой работе подойдёт рама, сделанная под живопись или графику.

Мягкие рамки можно сделать самостоятельно.

Жёсткие рамки лучше брать необработанные, «довести их до ума» самостоятельно, покрыв морилкой, мастикой для пола, клеевой краской, чтобы подобрать цвет к работе. После окрашивания рамка покрывается лаком. Надо учесть, что под лаком краска потемнеет. Можно покрасить рамку тёмным красителем, затем пройтись по ней бронзовой или серебряной краской, дать ей высохнуть и протереть грубой шкуркой. Получится эффектная, мерцающая фактура.

Оригинально прокрасить рамку несколькими цветами, счищая каждый раз часть предыдущего слоя краски. Тогда она приобретёт вид старой благородной вещи, снятой вчера с чердака усадьбы 19 века.

Если покрасить старую рамку современной кроющей краской для дерева, она будет выглядеть новой.

Можно обтянуть старые рамки тканью или тесьмой, используя различные способы обтяжки

По материалам книги: Митителло К. Б. Картины в технике аппликации.-М.: Издательство Эксмо, 2005.-64с.:ил.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика создания панно "Яблоня в цвету"

В материате представлена методика выполнения панно "Яблоня в цвету"...

«Наука в XIX веке. Создание научной картины мира»

Интегрированный урок в 8 классе, посвященный изучению научных открытий 19 века и определению их значимости для современности....

Мастер- класс по созданию интерьерной картины «Аквариум» в технике «Терра».

В данной разработке описана технология выполнения картины в технике "Терра"...

Мастер - класс "Создание панно из плавленого скотча"

Многие талантливые и творческие люди находят простому скотчу разное применение. Они делают из него розы, скульптуры, картины и многое другое.И сейчас проведу я для вас мастер-класс «Панно из плавленог...

Открытый урок по истории в 8 классе по теме "Наука:создание научной картины мира"

Открытый урок по истории в 8 классе по теме "Наука:создание научной картины мира". Разработанная технологическая карта урока, конспект, дорожная карта ученика, приложения, музыкальное сопровождение....

Беседа по искусству на тему: Картина В.М. Васнецова «Алёнушка».

Цель беседы по картине:Раскрыть её содержание; показать, как художник выразил её содержание; вызвать у детей сочувствие к горю Алёнушки; способствовать воспитанию у них отзывчивости и внимательного от...