РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Классы 7 А, Б, В, Г, Д
Учитель: Фомина Ксения Дмитриевна
Количество часов
всего - 35 часов
в неделю - 1 час
Учебная программа:
Примерная программа по предмету изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9)классы / (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. –
М.: Вентана- Граф, 2014.
Учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова., (под ред. Л.Г. Савенковой).-2-е изд., испр. и доп.-М.: Вентана- Граф, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_7_klass.doc | 141.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от __________ 2017г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТАО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.В. Афанасьева приказ № 275 от «30» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Классы 7 А, Б, В, Г, Д
Учитель: Фомина Ксения Дмитриевна
Количество часов
всего - 35 часов
в неделю - 1 час
Учебная программа:
Примерная программа по предмету изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9)классы / (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. –
М.: Вентана- Граф, 2014.
Учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова., (под ред. Л.Г. Савенковой).-2-е изд., испр. и доп.-М.: Вентана- Граф, 2014.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства ученик научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
ученик получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией.
- Содержание учебного предмета
7 класс (35 ч)
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму — 11 ч,
развитие фантазии и воображения — 13 ч,
художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) — 11 ч
Глава 1. Природа в изобразительном искусстве (4 ч). Природная среда как
источник художественного вдохновения. Использование растительных мотивов в художественном творчестве. Мир живой природы глазами художника. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве.
Глава 2. Природа и творчество (3 ч). Отражение природных форм в архитектуре. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан). Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней.
Глава 3. Художественное творчество и его истоки (3 ч). Наука и искусство. Роль фантазии и воображения в искусстве. Художник и творческий процесс.
Глава 4. Краткость и выразительность в искусстве (3 ч). Коллаж — особая форма искусства. Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках. Плакат и законы его построения. Плакатная графика.
Глава 5. Искусство театра ( 6 ч). Театр — содружество всех искусств. Оформление спектакля. Художник в театре. Театральный костюм. Лицо, грим, маска. Театральная афиша. Пригласительный билет на спектакль.
Глава 6. Композиция и её роль в искусстве (3 ч). Архитектурная композиция. Архитектурная композиция. Композиция художественного произведения.
Глава 7. Мироздание и искусство (6 ч). Западная и восточная модели в культуре человечества. Миф (мифология) как образ мира. Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни. Древнерусский каменный храм как символ православного мироздания.
Глава 8. История и искусство ( 4 ч). Восприятие истории посредством искусства. Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики. Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве. Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы».
Глава 9. Проекты (2 ч). Культурные достопримечательности города. Проектная работа «Знаковые образы в искусстве».
Глава 10. Великие имена в искусстве (1 ч). Великие имена в искусстве.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
Глава 1. Природа в изобразительном искусстве | ||||
1 | 7а-1.09 7б-6.09 7в-7.09 7г-7.09 7д-1.09 | Тема 1. Природная среда как | ||
2 | 7а-8.09 7б-13.09 7в-14.09 7г-14.90 7д-8.09 | Тема 2. Использование растительных мотивов в художественном творчестве | ||
3 | 7а-15.09 7б-20.09 7в-21.09 7г-21.09 7д-15.09 | Тема 3. Мир живой природы глазами художника. Природа Югорской земли | Р.К. | |
4 | 7а-22.09 7б-27.09 7в-28.09 7г-28.09 7д-22.09 | Тема 4. Особенности художественного изображения животных и птиц в декоративно-прикладном искусстве. | Р.К. | |
Глава 2. Природа и творчество | ||||
5 | 7а-29.09 7б-4.10 7в-5.10 7г-5.10 7д-29.09 | Тема 5. Отражение природных форм в архитектуре | ||
6 | 7а-6.10 7б-11.10 7в-12.10 7г-12.10 7д-6.10 | Тема 6. Природные объекты и садово-парковая архитектура (фонтан) | ||
7 | 7а-13.10 7б-18.10 7в-19.10 7г-19.10 7д-13.10 | Тема 7. Средства передвижения. Летательные аппараты — от Леонардо да Винчи до наших дней | ||
Глава 3. Художественное творчество и его истоки | ||||
8 | 7а-20.10 7б-25.10 7в-26.10 7г-26.10 7д-20.10 | Тема 8. Наука и искусство | ||
9 | 7а-27.10 7б-1.11 7в-2.11 7г-2.11 7д-17.10 | Тема 9. Роль фантазии и воображения в искусстве | ||
10 | 7а-10.11 7б-15.11 7в-9.11 7г-9.11 7д-10.11 | Тема 10. Художник и творческий процесс | ||
Глава 4. Краткость и выразительность в искусстве | ||||
11 | 7а-17.11 7б-22.11 7в-16.11 7г-16.11 7д-17.11 | Тема 11. Коллаж — особая форма искусства | ||
12 | 7а-24.11 7б-29.11 7в-23.11 7г-23.11 7д-24.11 | Тема 12. Мудрость народа, заключённая в нескольких строчках | ||
13 | 7а-1.12 7б-6.12 7в-30.11 7г-30.11 7д-1.12 | Тема 13. Плакат и законы его построения. Плакатная графика. | ||
Глава 5. Искусство театра | ||||
14 | 7а-8.12 7б-13.12 7в-7.12 7г-7.12 7д-8.12 | Тема 14. Театр — содружество всех искусств | ||
15 | 7а-15.12 7б-20.12 7в-14.12 7г-14.12 7д-15.12 | Тема 15. Оформление спектакля. Художник в театре | ||
16 | 7а-22.12 7б-27.12 7в-21.12 7г-21.12 7д-22.12 | Тема 16. Театральный костюм | ||
17 | 7а-29.12 7б- 7в-28.12 7г-28.12 7д-29.12 | Тема 17. Лицо, грим, маска | ||
18 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 18. Театральная афиша | ||
19 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 19. Пригласительный билет на спектакль | ||
Глава 6. Композиция и её роль в искусстве | ||||
20 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Темы 20. Архитектурная композиция | ||
21 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Темы 21. Архитектурная композиция | ||
22 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 22. Композиция художественного произведения | ||
Глава 7. Мироздание и искусство | ||||
23 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Темы 23. Западная и восточная модели в культуре человечества | ||
24 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Темы 24. Западная и восточная модели в культуре человечества | ||
25 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Темы 25. Миф (мифология) как образ мира | ||
26 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Темы 26. Миф (мифология) как образ мира | ||
27 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 27. Влияние мифологических представлений на повседневную жизнь русской деревни мироздания | ||
28 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 28. Древнерусский каменный храм как символ православного | ||
Глава 8. История и искусство | ||||
29 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 29. Восприятие истории посредством искусства | ||
30 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 30. Костюм как средство исторической, социальной и психологической характеристики. | Р.К. | |
31 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 31. Мифологические и священные животные (зооморфные коды) в искусстве. Медведь – священное животное народов ханты и манси | Р.К. | |
32 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 32. Исторические символы в искусстве. «Скрытые образы» | ||
Глава 9. Проекты | ||||
33 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 33. Культурные достопримечательности города | ||
34 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 34. Проектная работа «Знаковые образы в искусстве» | ||
Глава 10. Великие имена в искусстве | ||||
35 | 7а- 7б- 7в- 7г- 7д- | Тема 35. Великие имена в искусстве. | Р.К. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...