РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Классы 6 А, Б, В, Г
Учитель: Фомина Ксения Дмитриевна
Количество часов
всего - 35 часов
в неделю - 1 час
Учебная программа:
Примерная программа по предмету изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9)классы / (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. –
М.: Вентана- Граф, 2014.
Учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова., (под ред. Л.Г. Савенковой).-2-е изд., испр. и доп.-М.: Вентана- Граф, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo_6_klass.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от __________ 2017г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТАО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2017г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.В. Афанасьева приказ № 275 от «30» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
Классы 6 А, Б, В, Г
Учитель: Фомина Ксения Дмитриевна
Количество часов
всего - 35 часов
в неделю - 1 час
Учебная программа:
Примерная программа по предмету изобразительное искусство: интегрированная программа: 5-8 (9)классы / (Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова. –
М.: Вентана- Граф, 2014.
Учебно-методический комплекс:
Изобразительное искусство: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова., (под ред. Л.Г. Савенковой).-2-е изд., испр. и доп.-М.: Вентана- Граф, 2013.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства ученик научится:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
- классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
- объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
- композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
- создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
- простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
- навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
- изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
- создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
- строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
- характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
- передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
- творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
- выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
- рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
- применять перспективу в практической творческой работе;
- навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
- навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
- видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
- навыкам создания пейзажных зарисовок;
- различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
- пользоваться правилами работы на пленэре;
- использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
- навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
- различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
- определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
- пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
- различать и характеризовать виды портрета;
- понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
- пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
- использовать графические материалы в работе над портретом;
- использовать образные возможности освещения в портрете;
- пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
- называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
- навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
- навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
- навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
- рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
- приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
- характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
- объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
- изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
- узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
- перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
- характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
- узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
- характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
- рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
- называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
- творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
- творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
- творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
- представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
- называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
- узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
- характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
- рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
- творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
- анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
- культуре зрительского восприятия;
- характеризовать временные и пространственные искусства;
- понимать разницу между реальностью и художественным образом;
- представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. В.А. Фаворский;
- опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
- собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
- представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
- опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
- систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
- понимать сочетание различных объемов в здании;
- понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
- иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
- понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
- различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
- характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
- понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
- осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
- применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
- применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- создавать практические творческие композиции в технике коллажа;
- получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
- приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
- характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
- понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
- называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
- понимать основы краткой истории костюма;
- характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
- отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
- использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
- различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
- различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
- узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
- раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
- работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
- различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
- рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
- ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
- использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
- выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
- характеризовать признаки и особенности московского барокко;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
ученик получит возможность научиться:
- активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
- владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
- выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
- понимать специфику изображения в полиграфии;
- различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
- различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
- проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
- создавать художественную композицию макета книги, журнала;
- называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
- называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
- называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
- называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
- понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
- определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
- использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
- называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
- создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
- узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
- узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
- осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
- применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
- понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
- характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
- получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
- использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией.
- Содержание учебного предмета
6 класс (35 ч)
Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму — 17 ч,
развитие фантазии и воображения — 11 ч,
художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика) — 7 ч
Тема 1.
Введение. История развития представлений человека о мироздании (1 ч).
Глава 1. Мифология в народном творчестве (5 ч). Мифы творения мира. Мифология и символика русской избы. Фантастические звери в русском народном творчестве. Пермская деревянная скульптура. Символы в орнаменте.
Глава 2. Мир архитектуры (5 ч). Храмовая архитектура. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов. Дворянские усадьбы России. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства. Садово-парковая архитектура.
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы (6 ч). Дворянский быт, интерьер дворянского дома. Литературная гостиная и литературный салон. Музыка в пространстве интерьера. Костюм как произведение искусства Исторический портрет, парадный портрет. Графический портрет.
Глава 5. Натюрморт (4 ч). Декоративный натюрморт. Построение геометрических тел. Символика в живописи. Ахроматический натюрморт.
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России (4 ч). Тульский самовар. Резьба по камню и кости. Художественная обработка металла. Павловопосадские платки.
Глава 7. Книга как произведение искусства (3 ч). Шрифтовая композиция. Художественный шрифт. Искусство оформления книги.
Глава 8. Малые формы в графике (3 ч). Экслибрис. Эмблема. Марка как произведение искусства.
Глава 8. Проекты (2 ч). Архитектурный проект школы будущего. Город будущего.
Глава 9. Великие имена в искусстве (2 ч). Художник-живописец. Художник-график.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
1 | 6а-6.09 6б-1.09 6в-6.09 6г-1.09 | Тема 1. Введение. История развития представлений человека о мироздании | ||
Глава 1. Мифология в народном творчестве | ||||
2 | 6а-13.09 6б-8.09 6в-13.09 6г-8.09 | Тема 2. Мифы творения мира | ||
3 | 6а-20.09 6б-15.09 6в-20.09 6г-15.09 | Тема 3. Мифология и символика русской избы | ||
4 | 6а-27.09 6б-22.09 6в-27.09 6г-22.09 | Тема 4. Фантастические звери в русском народном творчестве. Медведь – священное животное народов ханты и манси | Р.К. | |
5 | 6а-4.10 6б-29.09 6в-4.10 6г-29.09 | Тема 5. Символы в орнаменте | ||
6 | 6а-11.10 6б-6.10 6в-11.10 6г-6.10 | Тема 6. Пермская деревянная скульптура | ||
Глава 2. Мир архитектуры | ||||
7 | 6а-18.10 6б-13.10 6в-18.10 6г-13.10 | Тема 7. Храмовая архитектура | ||
8 | 6а-25.10 6б-20.10 6в-25.10 6г-20.10 | Тема 8. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов | ||
9 | 6а-1.11 6б-27.10 6в-1.11 6г-27.10 | Тема 9. Дворянские усадьбы России | ||
10 | 6а-15.11 6б-10.11 6в-15.11 6г-10.11 | Тема 10. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства | ||
11 | 6а-22.11 6б-17.11 6в-22.11 6г-17.11 | Тема 11. Садово-парковая архитектура | ||
Глава 3. Искусство в интерьере дворянской усадьбы | ||||
12 | 6а-29.11 6б-24.11 6в-29.11 6г-24.11 | Тема 12. Дворянский быт, интерьер дворянского дома | ||
13 | 6а-6.12 6б-1.12 6в-6.12 6г-1.12 | Тема 13. Литературная гостиная и литературный салон | ||
14 | 6а-13.12 6б-8.12 6в-13.12 6г-8.12 | Тема 14. Музыка в пространстве интерьера | ||
Глава 4. Портрет в искусстве | ||||
15 | 6а-20.12 6б-15.12 6в-20.12 6г-15.12 | Тема 15. Костюм как произведение искусства. | Р.К. | |
16 | 6а-27.12 6б-22.12 6в-27.12 6г-22.12 | Тема 16. Исторический портрет, парадный портрет | ||
17 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 17. Графический портрет | ||
Глава 5. Натюрморт | ||||
18 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 18. Декоративный натюрморт | ||
19 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 19. Построение геометрических тел | ||
20 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 20. Ахроматический натюрморт | ||
21 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 21. Символика в живописи | ||
Глава 6. Художественно-промышленное производство в культуре России | ||||
22 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 22. Тульский самовар | ||
23 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 23. Резьба по камню и кости. Художественная обработка кости народов севера. | Р.К. | |
24 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 24. Художественная обработка металла | ||
25 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 25. Павловопосадские платки | ||
Глава 7. Книга как произведение искусства | ||||
26 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 26. Искусство оформления книги | ||
27 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 27. Художественный шрифт | ||
28 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 28. Шрифтовая композиция | ||
Глава 8. Малые формы в графике | ||||
29 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 29. Экслибрис | ||
30 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 30. Эмблема | ||
31 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 31. Марка как произведение искусства | ||
Глава 8. Проекты | ||||
32 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 32. Архитектурный проект школы будущего | ||
33 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 33. Город будущего | ||
Глава 9. Великие имена в искусстве | ||||
34 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 34. Художник-живописец. Художники народов севера | Р.К. | |
35 | 6а- 6б- 6в- 6г- | Тема 35. Художник-график. Художники народов севера | Р.К. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...