Блок уроков по теме: "Городецкие узоры"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Разработка второго и третьего уроков по теме" Городецкая роспись". 5 класс.
Включает: технологические карты урока, комплексно-ориентрованные задания и презентации к урокам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет: изобразительное искусство Класс: 5 УМК Под ред. Б.М. Неменского | |||
Тема урока: «И оживут цветы…» (Городецкая роспись) | |||
Цель урока: Ученики научатся использовать изученные приемы росписи городецких узоров при декорировании разделочной доски | |||
Задачи урока: - закрепить знания об особенностях городецкой росписи, создать условия для самостоятельного формулирования учениками темы и цели урока - организовать и корректировать работу над алгоритмом выполнения росписи, -организовать практическую работу над росписью, - создать ситуацию успеха в представлении и самооценивании творческих работ учащихся | |||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
-выделять и называть основные мотивы городецкой росписи -соблюдать этапы выполнения росписи -использовать в работе технику кистевой росписи –соблюдать технологию выполнения элементов росписи | 1. Умение сравнивать, анализировать, выделять главное, делать правильные выводы. 2. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. | Позитивное отношение к своей работе | |
Основные понятия, изучаемые на уроке, формируемые умения | Городецкая роспись, композиция, симметрия, розан, купавка, подмалёвок ,теневка, оживка; Повторение основных приёмов работы с кистью. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Аудио-видео средства, компьютер, проектор | ||
Методическое назначение средств ИКТ | |||
Аппаратное и программное обеспечение | |||
Образовательные интернет-ресурсы | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Ход урока | ||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Творческое осмысливание, умение точно выражать свои мысли. Подведение под понятие | Работа в группах. Используя предложенные пары слов, составьте четверостишье: НЕОБЫЧНАЯ – СИММЕТРИЧНАЯ СИЯЕТ- ОЖИВЛЯЕТ Пример четверостишья: Городецкая роспись необычная, На этом этапе каждый ученик получает позитивный отклик учителя и одноклассников. Учащиеся участвуют в обсуждении своих четверостиший. - Посмотрите на наши расписные досточки (выставка детских работ прошлого урока на начальном этапе) -Чего не хватает этим цветам? (Им не хватает сияния, живости) Вместе с учащимися формулируем тему «И оживут цветы…» и цель занятия: декоративное оформление разделочной доски. | |
Длительность этапа | 8 мин | ||
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Систематизация знаний об особенностях городецкой росписи по ключевым словам, проявлять творчество. | ||
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Самостоятельная работа в группах, фронтальный опрос | ||
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Организатор деятельности, вовлечение учащихся в творческую деятельность | ||
Методы обучения, приемы, техники | Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся | ||
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Ход урока | ||
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Осмысление этапов городецкой росписи. Создание опорной схемы. | -Что бы вы сделали, чтобы цветы засияли и ожили на ваших изделиях? - Запишите свой план действий. -Просмотрите видеоролик «Работа мастеров Городца» и по ходу просмотра запишите названия этапов росписи. - Сравните последовательность этапов росписи мастерами и ваш план действий, которые вы составили. - Какие этапы у вас совпали? - Откорректируйте ваш план, если хотите. - А теперь выполните упражнений на отработку навыков работы с кистью.
| |
Длительность этапа | 12 мин | ||
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Анализировать, сопоставлять. Извлечение необходимой информации, умение высказывать свои мысли по прочитанному тексту, вступать в диалог. | ||
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Самостоятельная работа в группах. Видеоролик «Работа мастеров Городца» | ||
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Организатор деятельности | ||
Методы обучения, приемы, техники | Метод сравнения и критического мышления |
ЭТАП 3. Практикум | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Выполнение сюжетной композиции: работа красками | - Выполните роспись разделочной доски, соблюдая технику росписи городецких узоров. (использование работ мастеров, таблицы, слайда презентации)
|
Длительность этапа | 15 мин | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Практическая работа | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Наблюдение, помощь, консультирование. | |
Методы обучения, приемы, техники | Наглядные , презентативные | |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | Ход урока | |
Длительность этапа | 7 мин |
- А теперь обменяйтесь работами и рассмотрите их, и используя свой план действий оцените в «талантах» работу соседа. 5 талантов – «отлично» 4 таланта – «хорошо» 3 таланта – «надо еще постараться» Просмотр и выставка готовых работ. |
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов | Восприятие и эстетическое оценивание своих работ и работ одноклассников | |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | ||
Методы контроля | Взаимооценивание | |
Способы коррекции | Консультации, помощь учителя | |
Форма организации деятельности учащихся | Выставка и обмен мнениями | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Организует деятельность по анализу и самоанализу учащихся | |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание (3 мин) | Ход урока | |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Организует личностную рефлексию, задает домашнее задание | Отвечают на вопросы кроссворда. 1.Один из видов композиции городецкой росписи? 2.Один из основных элементов городецкой росписи? 3.Часто используемый цвет для фона? 4.Цвет используемый для написания узора? 5.Один из основных элементов городецкой росписи? Закончить предложение: «Для меня сегодняшний урок – это…» Домашнее задание: придумать «толстые вопросы» по изученным народным промыслам для обобщающего урока |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |
Предмет изобразительное искусство Класс 5 УМК Под ред. Б.М. Неменского | |
Тема урока: Сказочные узоры Городецкой росписи. | |
Цель урока: Научатся использовать знания об особенностях городецкой росписи при создании современного интерьера | |
Задачи урока: - создать условия для постановки личностной цели на уроке - организовать работу в группах над обобщением теории - корректировать работу в группах над сравнительным анализом росписей народных промыслов - корректировать работу детей над композицией росписи для интерьера - создать условия для успешного представления и оценивания творческих работ. - организовать рефлексию. | |
Планируемые образовательные результаты | |
Предметные | Метапредметные |
Применять художественные умения, знания, полученные на уроке в процессе выполнения художественно-творческих работ | 1. Умение вести диалог. 2. Распределять функции и роли в групповой работе 3.Умение обсуждать и анализировать продукт деятельности с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств выражения |
Основные понятия, закрепляемые на уроке Формируемые умения | Понятия: Стилизация, композиция, эскиз , интерьер Использование стилизации декоративно-прикладного искусства для воплощения художественно-творческого замысла. (Роспись стены) |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация «Городецкие узоры» Варианты использования |
Методическое назначение средств ИКТ | Обобщающее, информативное |
Аппаратное и программное обеспечение | Демонстрационный экран |
Образовательные интернет-ресурсы |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение вести диалог. Начинать и заканчивать разговор в соответствии с нормами, форматом диалога | 1. Приветствие. (В начале занятия ученики разбиваются на группы. Листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета – получилась группа.). Проблемная ситуация. - В нашей столовой мрачные стены. Предложите способы декорирования стены. Выход на тему урока: «Выполнение городецкой росписи при создании современного интерьера» -Можем ли мы применить традиционную роспись для оформления интерьера столовой? -Какая традиционная роспись больше подойдет к этому интерьеру? Как вы думаете, а можно этот стиль использовать для росписи стены в нашей столовой? (ответы детей) 2. На ватмане Кольца Венна. Городецкая роспись, Хохломская роспись, Палехская роспись. Сравните по данным критериям: Цвет, форма, содержание, назначение, применение Ученики быстро выполняют задание по сравнительному анализу в группах Ученики в группах пишут уникальные и общие черты росписей. Затем по одному представителю от каждой группы заполняют рисунок на ватмане Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен урок? …. (Ответы детей) Правильно! Тема урока: «Использование Городецкой росписи в современном интерьере». |
Длительность этапа | 7минут | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способов их решения. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Индивидуальная, Групповая Media fale «Городецкие узоры» | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Разбивает детей на группы, дает практическое задание, погружает в проблемную ситуацию | |
Методы обучения, приемы, техники | Беседа, обобщения и систематизации | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Умение обсуждать и анализировать продукт деятельности с точки зрения содержания. Умение работать в группе, слушать друг друга, брать ответственность на себя. | Давайте сделаем экскурсию по работам с прошлого урока, какие элементы мы можем взять для росписи стены? Разбейтесь парами, и каждый пусть представит работу друг друга. Только если использовать одни цветы и фигуры птиц, наверное, будет скучно? (ответы детей) Почему?(Предполагаемый ответ) (рисунок будет крупный, цвет очень яркий, если сделать много мелких элементов, то и очень пестрый) Возьмем: птиц, добавим дерево, что бы птицы на нем сидели. Возле дерева можем поставить коней напротив друг друга. Разбросать гирлянды. Можем украсить дерево, что бы ветки были наряднее? Правильно добавим розаны и листья по деревьям. А можно взять цветовое сочетание черные фигуры на бежевом фоне? Может нам можно заменить цветовую композицию росписи народного промысла на более подходящую для нашего интерьера? Давайте попробуем.
Стены у нас голубые, это будет - фон. Подберите к нему подходящий цвет для элементов, попробуем, что получится. - Научиться выстраивать композиции в стиле народного искусства Городца на плоскости стены … (Предполагаемый ответ) |
Длительность этапа | 15 минут | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Работают с учебником, выделяют главное. Выполняют простейшие исследования (выбирать, сравнивать, сопоставлять), обобщают. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Групповая, подгрупповая, индивидуальная. | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. | |
Методы обучения, приемы, техники | Технология критического мышления Прием «общее и уникальное» |
ЭТАП 3. Практикум | Ход урока | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Применять художественные умения, знаний, полученных на уроке в процессе выполнения художественно- творческих работ. Распределять функции и роли в групповой работе | ЗАДАНИЕ: 1. Распределите роли, выполните эскиз композиции и отдельные детали. - ДИЗАЙНЕР а) Рассмотри разные варианты композиций городецкой росписи (в учебнике, карточках, плакатах на доске). б) Нарисуй примерную схему (эскиз) общей композиции, уравновесив всю плоскость стены. в) Обсуди с группой готовую композицию (через 10 минут). - 4 ХУДОЖНИКА (1чел. –цветочную гирлянду 3 человека – птиц сидящих на ветке 1 челов. - коня) Нарисовать и вырезать На формате А0 вычертить в масштабе плоскость стены – 1челов(главный художник). объедините готовые детали в одну композицию, используя скомпилированную композицию, и аккуратно приклейте, уравновесив лист. |
Длительность этапа | 15мин. | |
Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата | Распределяют функции и роли в групповой работе, создают аппликацию. | |
Форма организации деятельности учащихся Средства ИКТ | Индивидуальная, групповая | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Устанавливает осознанность восприятия, организует деятельность по применению новых знаний. | |
Методы обучения, приемы, техники | Технология критического мышления | |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | Ход урока | |
Длительность этапа | 3 | 1. Проверьте правильность выполненной групповой работы над эскизом, согласно разработанному плану. 2. Оцените работу групп по составлению уникальных и общих особенностей. Каждая группа вслух оценивает работу другой (одной) группы. 3. Объясняют свою позицию. Выбирают лучший эскиз или компилируют из трех один |
Виды деятельности учащихся для проверки полученных образовательных результатов | Осуществляют самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата | |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | ||
Методы контроля | Самооценка, взаимооценивание | |
Способы коррекции | Исправление ошибок | |
Форма организации деятельности учащихся | Осуществляют самооценку собственной творческой работе и работе своих товарищей , и соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | |
Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе | Организует деятельность по Анализу и самоанализу учащихся. Корректирует работу учеников | |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание | Ход урока | |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | 5 мин | Рефлексия: - Что вы сегодня узнали? Группы задайте друг другу вопрос по теме. (За сложность вопроса и точность ответа группа получает дополнительный балл) … (Задают вопросы, отвечают) Прием рефлексивная мишень Активно Узнал новое Участвовал Было Интересно Находил решения Раздача талантов после обсуждения (3таланта, 4таланта, 5таланта) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи урока: Закрепить знания об особенностях городецкой росписи, создать условия для самостоятельного формулирования учениками темы и цели урока Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус. Создать ситуацию успеха в представлении и самооценивании творческих работ учащихся
Постановка художественной задачи А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы постараемся научиться писать бубенчик, купавку, розан, птицу, коня.
Учимся рисовать
Учимся рисовать
Учимся рисовать
Учимся рисовать
Учимся рисовать
Роспись разделочной доски
Практическая работа
Этап 4: Оценка работ. Самооценка
Один из видов композиции городецкой росписи? Один из основных элементов городецкой росписи? Часто используемый цвет для фона? Цвет используемый для написания узора? Один из основных элементов городецкой росписи? 4. 1. 3. 5. 4. Этап 5: Подведение итогов
Один из видов композиции городецкой росписи? Мотив городецкой росписи? Часто используемый цвет для фона? Цвет используемый для написания узора? Мотив городецкой росписи? 2 к у 1 3 п . с ю ж е т н а я ё в 5 л к 4 р т а р о з о в ы й з й а н Проверка ответов
СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
сказочные узоры
Городецкое искусство Два типа украшения деревянных поверхностей знало городецкое искусство – это резьба и роспись.
С годами трудоёмкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Надменно и серьёзно смотрели нарядные «дамы и кавалеры», военные в форме тех давних лет лихо маршировали и гарцевали на конях. Основные «сюжеты» часто дополнялись изображением цветов, птиц, животных.
Господствующий цвет городецких росписей ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной краска). Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора , черный и белый – для проработки деталей . Городецкая роспись необычная, Композиция здесь симметричная. В букеты собраны цветы необычной красоты. Рисунки яркие мерцают, Оживка белая их оживляет .
Существует три вида композиции в городецкой росписи: 1.Цветочная роспись. Симметричная Не симметричная
2. Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»; Симметричная Не симметричная Симметричная
3.Сюжетная роспись.
Какую выберем мы? Какой вариант лучше подойдет для росписи стены?
Предварительный просмотр:
Тема: Искусство Городца.
Стимул | Представьте, что вы работаете в известной дизайнерской фирме, которая прославилась своим национальным стилем в современном оформлении интерьеров. И вам поступил заказ на оформление стены для школьной столовой в технике Городецкой росписи. Доверят этот проект, той группе, которая быстрее всех представит самый оригинальный вариант росписи стены. |
Задачная формулировка (инструкция) | Ознакомьтесь с работами Городецких мастеров в учебнике, назовите основные элементы росписи. Составьте план последовательности росписи городецких цветов из предложенных пунктов. Выберите наиболее удачное цветовое решение росписи из предложенных вариантов. |
Источник информации | Учебник 5 класса «Декоративное искусство в жизни человека» |
Инструмент проверки | Сверьте свои ответы с модельным ответом: Оценка «5», если: - названы все основные элементы городецкой росписи; - верно выполнен план последовательности росписи городецких цветов; - выбрано удачное цветовое решение росписи из предложенных вариантов. Оценка «4», если: - названы все основные элементы городецкой росписи; - план выполнен не в той последовательности росписи городецких цветов; - выбрано удачное цветовое решение росписи из предложенных вариантов. Оценка «3», если: - названы не все элементы городецкой росписи; - план выполнен не в той последовательности росписи городецких цветов; - выбрано удачное цветовое решение росписи из предложенных вариантов. |
Бланк | Задает структуру предъявления результата |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Городецкая роспись"
Урок в 5-м классе по программе Б. Неменского по теме "Городецкая роспись" с применением ИКТ (информационно-коммуникационных технологий)....
Рабочая программа по предмету "Основы художественного проектирования" Профессия "Вышивальщица". План организации внеурочной работы. Разработка урока на тему "Городецкая роспись" Предмет "Проектирование художественной вышивки"
Разработка урока на тему "Городецкая роспись".Предмет "Проектирование художественной вышивки"Рабочая программа по предмету "Основы художественного пректирования". Професс...
урок по теме Городецкая роспись
для учителей искусства...
Разработка урока по теме Городецкая роспись
Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Роль народного искусства и традиционных народных п...
Урок на тему "Городецкая роспись"
Конспект урока в 5 классе на тему "Городецкая роспись"...
Технологическая карта к уроку по теме "Городецкая роспись" 5 класс
С указанием типа урока, дидактической цели и задач, формы обучения......
Технологическая карта урока по теме «Городецкая роспись». 5 класс
Представлена разработка урока по теме "Городецкая роспись", которая изучается в 5 классе по программе Б.М.Неменского. Содержание урока направлено на формирование метапредметных умений учащих...
- Мне нравится (1)