Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шли матрешки по дорожке"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Предварительный просмотр:
1) Пояснительная записка к программе курса « Шли матрешки по дорожке»
Рабочая программа «Шли матрешки по дорожке» разработана на основании книги «Азбука народных промыслов», которая является дополнительным материалом к урокам изобразительного искусства и технологии, с учѐтом требований ФГОС.
Нормативно-правовая основа рабочей программы по внеурочной деятельности «Шли матрешки по дорожке»
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании в РФ» (в редакции Федерального закона от 17.07.2011 №148-ФЗ)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2012;
- Приказ Минобрнауки «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»
В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций. Декоративно – прикладное творчество - есть выражение потребностей человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни, которое
создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных
специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей человеческой души.
2) Общая характеристика программы
Программа «Шли матрешки по дорожке» разработана для учащихся 1-2 класса и составлена на основе примерных программ по внеурочной деятельности ФГОС.
Декоративно – прикладное творчество - есть выражение потребностей человека в образно-
символическом выражении и переживании значимых моментов нашей жизни , которое
создает для человека “вторую реальность” – мир жизненных переживаний, выраженных
специальными образно-символическими средствами. Приобщение к этому миру,
самовыражение и самопознание в нем составляют одну из важнейших потребностей
человеческой души.
Актуальность программы.
Ребенка не учат с детства, как занимать свободное время интересной для себя деятельностью, которая позволит ему восстановить свои физические и духовные силы. Между тем, по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание. Отсюда мы видим необходимость уже с младшего школьного возраста учить детей заполнять свой досуг разнообразной, интересной деятельностью. Назрела необходимость найти такое содержание для организации детского досуга, которое было бы интересно и посильно ребёнку, значимо для него, где он мог бы почувствовать себя активной, самостоятельной, творческой личностью. Наблюдая за вхождением ребёнка в жизнь взрослых и опираясь на свой практический опыт, мы пришли к выводу, что нужно организовать кружок « Мастерская Самоделкина». Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками и т.д.имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Проблема развития детского творчества, в настоящее время, является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Целесообразность
Поэтому была разработана программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Простые и красивые художественные изделия народных мастеров помогают прививать детям любовь к родному краю, учить их видеть и любить природу, ценить традиции родных мест, уважать труд взрослых. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, воспитывают художественный вкус, передают детям представление народа о красоте и добре. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с деревянным народным промыслом. Значением этого ремесла в нашей жизни. Программа знакомит ученика с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественно- практичном развитии учащихся , доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Описание места учебного курса в учебном плане.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в отдельно взятой параллели 3- 4 классы.
Направления:
- Расширенное знакомство обучающихся с народными игрушками России.
- Знакомство с технологией работы с бумагой, соленым тестом. Самостоятельное создание детьми различных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством:
-Беседы;
-Занятия на основе метода интеграции;
-Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
-Выставки детских работ по декоративно-прикладному творчеству ;
-Просмотр видеофильмов;
-Дидактические игры;
-Использование силуэтного моделирования
-Экспериментирование с различными художественными материалами;
-Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.
-Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;
-Сочинение сказок. рассказов, историй о своих работах;
-Использование физминуток.
Формы занятий:
Групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные. Форма одведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Методы оценки результативности программы:
Качественный анализ;
Посещаемость;
Статистические данные;
Фиксация занятий в рабочем журнале;
Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
Практические материалы.
Качественный анализ:
Формирование новых навыков и умений;
Анализ успешности деятельности и достижение целей;
Анализ диагностического материала;
Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.
Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-
прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
Выявить примерный уровень развития прикладной деятельности детей, отношение
ребенка к декоративной деятельности. Учитывая индивидуальные способности детей.
Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы,
методы).
Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания,
качество детской работы, отношение к деятельности.
Работа с родителями строиться на основе анкет по изучению художественных интересов
детей.
Используются разнообразные формы работы:
Индивидуальные консультации;
Беседы.
Итогом детской деятельности могут служить
- выставки детского творчества;
- участие в конкурсах по народным промыслам;
- развлечения, досуг, праздники.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных
результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования,
отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и
включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность
заключается в том, что многие приобретённые знания и способы деятельности (включая
использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и
формируются при их изучении.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию окружающего мира.
- формирование целостного мировоззрения к окружающим предметам
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется:
- практическому освоению обучающимися практической деятельности при освоении
ремесла
При изучении внеурочного кружка обучающиеся усовершенствуют приобретённые навыки работы с природным материалом. Программа знакомит ученика с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики: связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии учащихся, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.
Учащиеся научатся:
-основам работы с соленым тестом и бумагой.
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели предметов
Обучающиеся получат возможность научиться:
- основам дизайна предметного мира;
- самостоятельно придумывать сюжеты
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащиеся научатся:
- осуществлять свои творческие планы;
- проектировать, исследовать и организовывать свою индивидуальную и групповую
деятельность
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).
Предметные результаты:
- умение использовать термины « технологии изготовления», « техника», «дизайн», «бумагопластика»
- умение изготавливать фигурки из бумаги;
- умение работать с соленым тестом и техникой «бумагопластика»;
- умение расписать изделия
Структура учебного курса:
№ п/п | Название раздела | кол-во часов |
Вводный урок «Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы». | 2 | |
«Сергиево-Посадская матрёшка» | 3 | |
«Соседка Хохломы Семеновская матрешка» | 3 | |
«Кукла с цветком шиповника. Полхов-майданская матрешка» | 3 | |
«Северная Вятская матрешка» | 3 | |
«Тверская матрешка» | 3 | |
Защита коллективного проекта «Шли матрешки по дорожке» | 1 | |
Авторская матрешка из слоеного теста. | 7 | |
«Семья матрешек из бумаги. Бумагопластика» | 7 | |
Защита индивидуального проекта. | 2 | |
Всего 34ч. |
Выход: олимпиады, школьные выставки, мастер-классы, конкурсы.
Тематическое планирование
Литература
1. В.С. Кузин «Изобразительное искусство», Дрофа, 1998 г.
Горяева Н,А. Островская О.В Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, - М.: Просвещение, 2002
2. Жигалова С.К. Русская народная живопись. Книга для учащихся. - М.: 1984
3. Неменская Л.А. Каждый народ – художник. - Учебник для начальной школы.- М.: 2002
4. Конышева Н.М. Секреты мастеров. Учебник. - М.:2004
5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества - Учебник для начальной школы; 2002
Дроздова С.Б. авт.-сост. Изобразительное искусство. 1,2,3,4 класс. Поурочные планы по учебнику Н.А.Горяевой, Л.А.
Неменской, А.С.Питерских (под ред. Неменского Б.М.).- Волгоград: Учитель, 2006, 2007
6. Карачкнская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность - М.: Сфера, 2005
Лободина Н.В. Изобразительное искусство. 4 класс. Учитель, В.: 2006
7. Нетерина Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. 1 класс.- М., Владос, 2004
8. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Книга для учителя-М.:1998
9. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ - М.:ООО Центр педагогического образования 2007
10. Миловский А. Народные промыслы. М.:1994-М., 2000
11. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 197912.
12. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Макарова Н.Р., Щирова А.Н. Технология. Художественный труд. Поурочные разработки.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...