Рабочая программа по ИЗО 6 класс. ФГОС. Школа России
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Бичурский район»
МУ Районное управление образованием
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киретская средняя общеобразовательная школа»
Обсуждена : Руководитель МО …………….Будареева С.Л. Протокол №……………….. От «……»…………….2016г. | Одобрена: Заместитель директора школы по УВР ………… Лизунова О.В. От «…»…………….2016г. | Утверждаю: Директор школы ……………Сакияева Е.Д. Приказ №……………. От «…»………..……….2016г |
Рабочая программа
По образовательной системе «Школа России»
Класс: 6
Предмет: изобразительное искусство
Количество часов: 35
Преподаватель: Гнеушева Татьяна Александровна
.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения), примерной программой «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, основной образовательной программой ООО МБОУ «Киретская СОШ».
Цель программы: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
• способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• способствовать овладению учащимися образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.
Искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть всей нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность искусства. Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности. Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Место предмета в учебном плане
В 6 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате обучения искусству в основной школе учащиеся
– получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни каждого отдельного человека;
– ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства;
– узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
– определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
– применяют выразительные средства разных искусств в своём художественном творчестве.
Учебно - тематический план
6 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | 8 |
2 | Мир наших вещей. Натюрморт | 8 |
3 | Вглядываясь в человека. Портрет | 12 |
4 | Человек и пространство. Пейзаж | 7 |
Всего | 35 |
Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство»
6 класс (35 ч.)
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
Первая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Основная задача этой четверти — приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Приобщение к культуре — это не столько получение знаний, сколько воспитание чувства сопричастности переживаниям, выраженным в произведениях искусства. Каждый учащийся может и должен, стать наследником огромного культурного достояния предков. На уроках изобразительного искусства происходит его первоначальное встраивание в эту культуру.
Задачи приобщения к жанру портрета — это также развитие наблюдательности, глазомера, композиционного мышления и креативности. Искусство портрета требует специальных умений: умения видеть общую конструкцию и форму объекта, умения устанавливать основные пропорции головы, а также умения взглянуть по-новому на уже знакомое.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методические материалы по дисциплине
1. Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Учебник 6 кл. – М. : Просвещение , 2015. – 175 с.: 2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
2. Методические пособия и книги для учителя.
3. Методические журналы по искусству.
4. Учебно-наглядные пособия.
5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
6. Альбомы по искусству.
7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
8. Научно-популярная литература по искусству.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
2. Электронные библиотеки по искусству.
3. Технические средства обучения.
1. Образовательные ресурсы (диски).
2. Компьютер, интерактивная доска.
Учебно – технологическая карта по изобразительному искусству
№ урока | Раздел Тема урока | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата проведения | ||||||
Метапредметные результаты | Предметные результаты | Личностные результаты | План | Факт | ||||||
I четверть «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» 8 часов Основные представления о языке изобразительного искусства. Служение элементов и средств этого языка для передачи значимых смыслов. Художник рассказывает, а зритель понимает его произведение через сопереживание его образному содержанию. Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. | ||||||||||
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств | Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь определять, к какому виду и жанру относится рассматриваемое произведение. Объяснять, роль ИЗО в жизни, вести диалог на заданную тему. | Ознакомление с видами искусства Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. | Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности. Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера | |||||
2 | Рисунок -основа изобразительного творчества Художественные материалы. | Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер) Приобретать представления о рисунке как виде художественного творчества. Овладевать навыками рисунка с натуры. Учиться сравнивать, обобщать пространственные формы. Овладение навыками работы графическими материалами. Иметь представление о различных художественных материалах. Приобретать навыки работы различными материалами. Развивать композиционные навыки | Освоение основ декоративно-прикладного искусства Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре.. | Восприятие мира, человека с эстетических позиций. Привитие любви к произведениям искусства. | Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей. контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли. | |||||
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры. | Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком. Освоение основ декоративно-прикладного искусства. | Понимание роли и места цвета в искусстве в жизни человека и общества Привитие любви к произведениям искусства. | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. | |||||
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | Знать основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; Активно воспринимать произведения станковой графики | Умение отличать и выполнять тональные соотношения | Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы. | Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка. | |||||
5 | Цвет. Основы цветоведения | Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов | Развитие фантазии, воображения визуальной памяти. Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона. | Применять различные художественные материалы. Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому. | Овладение средствами художественного изображения. Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка | |||||
6 | Цвет в произведениях живописи | Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях. Объяснять цветовые отношения. Развивать навык колористического восприятия художественного произведения. Приобретать творческий опыт в процессе создания красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием. | Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение. | Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. | Создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка | |||||
7 | Объемные изображения в скульптуре | Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе | Воспитание уважения к искусству, выраженной в скульптуре. Связь объема с окружающим пространством и окружением. | Художественное познание мира понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. | Понимание визуально-пространственной формы. Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры. | |||||
8 | Основы языка изображения | Знать виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства | Знать виды пластических и изобразительных искусств. | Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства. | ||||||
II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» 8 часов История развития жанра «натюрморт». Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определённое время. Особенности выражения натюрморта в графике, живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объём, форма, свет) Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу. Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли. Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи. | ||||||||||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника | Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве | Развитие фантазии, воображения визуальной памяти. Формирование представлений о ритме и цвете. | Применять различные художественные материалы. Привитие любви к произведениям искусства. | Овладение средствами художественного изображения. Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества. | |||||
10 | Изображение предметного мира. Натюрморт. | Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; Творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, | Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Развитие художественно-образного мышления. | Применять различные художественные материалы. Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта. | Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать. Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта. | |||||
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира | Иметь представление о многообразии и выразительности форм Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических форм, соблюдая их пропорции | Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. | Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм. | Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуальнопространственной формы. | |||||
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива | Знать правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натуры | Творческое обсуждение выполненных работ. | Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. | Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости. | |||||
13 | Освещение. Свет и тень | Знать основы изобразительной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры Характеризовать роль освещения в построении содержания произведений натюрморта. | Знать основы изобразительной грамоты: светотень | Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. | Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского. | |||||
14 | Натюрморт в графике. | Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики | Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний. Развитие фантазии, воображения визуальной памяти. | Уметь составлять натюрмортную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики. Применять различные художественные материалы. | Овладение средствами художественного изображения. Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его. | |||||
15 | Цвет в натюрморте | Знать выразительные возможности цвета. Уметь: с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра | Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы» | Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок. | Знать выразительные возможности цвета. | |||||
16 | Выразительные возможности натюрморта | Знать такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра | Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность худож-ка | Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Понимание эмоционального и смысла визуально пространственной формы. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника. | |||||
III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» 12 часов Знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами внешними и внутренними. Портрет - способ понимания человека. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, цвет ,линия, объём) Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. | ||||||||||
17 | Образ человека -главная тема искусства | Знать жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Уметь активно воспринимать произведения портретного жанр | Великие художники –портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В Боровицкий. | Знать жанры изобразительного искусства | Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора. | |||||
18 | Конструкция Головы человека и её пропорции | Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека | Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ. | Найти и прочитать материал в исторической литературе. | Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) | |||||
19 | Изображение головы человека в пространстве | Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры | Творческое обсуждение работ | Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | |||||
20-22 | Графический портретный рисунок | Приобретение интереса к изображению головы человека как способа нового понимания и видения человека. Развивать художественное видение, умение замечать индивидуальные черты. Получать представления о графических портретах мастеров живописи разных эпох | Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса. | Воспитание любви и интереса к Произведениям худ.литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. | Поиск информации, создание алгоритма деятельности. | |||||
23 | Портрет в скульптуре | Знать материалы и выразительные возможности скульптуры. Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека | Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете | Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица | Знать материалы и выразительные возможности.. | |||||
24 | Сатирические образы человека | Получить представление о жанре сатирического рисунка и его задачах. Уметь анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами. Уметь использовать изобразительные средства линии и пятна для передачи и раскрытии образа. | Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. | Уметь работать графическими материалами. | Понимание правды жизни и язык искусства. | |||||
25 | Образные возможности освещения в портрете | Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры | Понимать роль света в разных видах искусства. Театр, кино | Уметь применять полученные знания при выполнении работы. | Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия. | |||||
26 | Роль цвета в портрете | Знать о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи | Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства. | Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи. | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры. | |||||
27 | Великие портретисты прошлого | Знать выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа | Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником. | Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | Выражение творческой индивидуальности. | |||||
28 | Портрет в изобразительном искусстве XX века. | Узнавать и называть основные вехи в развитии портретного жанра. Получить представления о задачах портретного жанра 20-го века в европейском искусстве. Приводить примеры портретов известных отечественных художников. | Роль живописи портрета в истории искусства | Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства | воспринимать и анализировать произведения портретного жанра. | |||||
IVчетверть «Человек и пространство. Пейзаж» 7 часов Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Личностные УУД- формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД- Обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД- Умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. | ||||||||||
29 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. | Получить представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выражения в изобразительном искусстве. Приобретать навыки изображения перспективных изменений в зарисовках наблюдаемого пространства. | Уметь организовать пространство на листе бумаги. Выделить горизонт и точку зрения. | Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы | Знать правила воздушной и линейной перспективы. | |||||
30 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | Уметь различать особенности эпического и романтического образа природы в произведениях европейского и русского искусства. Экспериментировать на основе правил перспективы в изображении большого природного пространства. | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Огромный и легендарный мир. | Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе. Уметь отличать работы Рериха от Левитана | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата. | |||||
31 | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | Получать представления о том, как понимали красоту природы и использовали новые средства выразительности в живописи 19-го века. Характеризовать направления импрессионизма, постимпрессионизма в истории ИЗО. Учиться видеть, наблюдать, передавать изменчивое настроение природы. Приобретать опыт колористического видения, создание живописного образа эмоциональных переживаний человека. | Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности. | Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами. Творчески подойти к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, перспективой. | Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет. | |||||
32 | Пейзаж в русской живописи | Называть великие имена русских живописцев, узнавать известные картины. Характеризовать особенности понимания природы И. Левитана и И. Шишкина. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности. Приобретать опыт в создании электронных презентаций как видеоряда по теме урока. | Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана. Развитие художественно-образного мышления. | Применять различные художественные материалы и средства художественной выразительности. | Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать. | |||||
33 | Пейзаж в графике | Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок. Получать представления о графическом пейзаже в европейском и отечественном искусстве. | Уметь использовать выразительные возможности материала. Роль выбора формата. | Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе | Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа. | |||||
34 | Городской пейзаж | Получить представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Знакомиться с историческими городскими пейзажами Москвы, санкт0Петербурга, др. Приобретать навыки композиционного творчества в технике коллажа. Приобретать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности. Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике. | Формирование способности к целостному художественному восприятию мира.. Эстетическая оценка результатов | Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. | Развитие способности наблюдать реальный мир. | |||||
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | Знать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров | Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров. | Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году. Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике. | Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе. Знать виды и жанры худож. деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").
Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе ФГОС "Школа России"
В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 3 (коррекционного) класса 7 вида...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС "Школа России" (Канакина, Горецкий"
В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 (коррекционного) класса (УМК "Школа России", ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по ИЗО 1 класс. ФГОС. Школа России
Рабочая программа...
Рабочая программа по ИЗО 3 класс. ФГОС. Школа России
Рабочая программа...
Рабочая программа по ИЗО 5 класс. ФГОС. Школа России
Рабочая программа...
Рабочая программа ИЗО 5 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа 5-7класс.Содержание.Общие положения.В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода:...