Рабочая программа по ИЗО 5 класс. ФГОС. Школа России
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Бичурский район»
МУ Районное управление образованием
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Киретская средняя общеобразовательная школа»
Обсуждена : Руководитель МО …………….Будареева С.Л. Протокол №……………….. От «……»…………….2016г. | Одобрена: Заместитель директора школы по УВР ………… Лизунова О.В. От «…»…………….2016г. | Утверждаю: Директор школы ……………Сакияева Е.Д. Приказ №……………. От «…»………..……….2016г |
Рабочая программа
По образовательной системе «Школа России»
Класс: 5
Предмет: изобразительное искусство
Количество часов: 35
Преподаватель: Гнеушева Татьяна Александровна
.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования (стандарты второго поколения), примерной программой «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, основной образовательной программой ООО МБОУ «Киретская СОШ».
Цель программы: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
• способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• способствовать овладению учащимися образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
• ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции.
Искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть всей нашей жизни, но живет он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность искусства. Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности. Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Место предмета в учебном плане
В 5 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества; усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование доброжелательного отношения к окружающим людям; Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём понимания;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение определять цели обучения, ставить задачи обучения, развивать мотивы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства
- осознание значимости искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате обучения искусству в основной школе учащиеся
– получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества и значении для жизни каждого отдельного человека;
– ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства;
– узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;
– определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;
– применяют выразительные средства разных искусств в своём художественном творчестве.
Учебно - тематический план
5 класс
№п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | «Древние корни народного искусства» | 8 |
2 | «Связь времен в народном искусстве» | 8 |
3 | «Декор - человек, общество, время» | 12 |
4 | «Декоративное искусство в современном мире». | 7 |
Всего | 35 |
Содержание учебного предмета
«Изобразительное искусство»
5 класс (35 ч.)
Тема: Древние корни народного искусства (8 ч.)
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идея вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.
Убранство русской избы
Дом – мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре избы (крыша, фронтон – небо, рубленная клеть – земля, подклеть – подземный мир4 знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. ) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.
Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).
Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище.
Конструкция и декор предметов народного быта
Предметы народного быта (прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля, др.) - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта.
Символическое значение элементов декора. Орнамент. Виды орнамента.
Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов с природой. Символика цвета (белый – женское начало, красный – мужское начало).
Народный праздничный костюм –
Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе - сарафан0 и южнорусский (в основе панёва).рубаха – основа женского и мужского костюма. Формы и декор женских головных уборов. Защитная функция декоративных элементов костюма. Символика цвета в народной одежде.
Народные праздничные обряды.
Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные обряды, зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.
Тема: Связь времен в народном искусстве (8 ч.)
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий, традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях художественных промыслов.
Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в древности. Традиционные образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки.
Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью.
Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями, сочетание мазка с тонкой волнистой спиралевидной линией.
Городецкая роспись
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи.
Хохлома –
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с худ.промышленностью. Своеобразие промысла. Травный узор – главный мотив. Фоновое письмо, его особенности.
Жостово. Роспись по металлу
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью. Своеобразие промысла. Эффект объёмного изображения цветов. Основные приёмы: замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, привязка.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи, туеса, резное узорочье берестяных изделий. Слияние промысла с художественной
промышленностью. Своеобразие промысла
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти) –
Тестирование по теме.
Тема: Декор - человек, общество, время (12 ч.).
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.
Зачем людям украшения
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй, композиции. Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.)Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях.
Одежда «говорит» о человеке
Одежда, костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.
ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий. Символы императора. Знаки отличия высших чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения. ДПИ Западной Европы 17 века (эпоха БАРОККО). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Причудливость формы интерьера, мебели, др. Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан.
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода. Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части герба. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия). Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) –Выполнение практических заданий.
Тема: Декоративное искусство в современном мире (7ч.)
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и т.д.). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с современным материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.
Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью, фантазией. Пластический язык материала, его роль в создании образа. Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале.
Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.
Ты сам – мастер Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Учебно-методические материалы по дисциплине
- Н. А. Горяева, О. В. Островская. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник 5 кл. – М. : Просвещение , 2015. – 291 с.: ил.
2. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
2. Методические пособия и книги для учителя.
3. Методические журналы по искусству.
4. Учебно-наглядные пособия.
5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
6. Альбомы по искусству.
7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.
8. Научно-популярная литература по искусству.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
2. Электронные библиотеки по искусству.
3. Технические средства обучения.
1. Образовательные ресурсы (диски).
2. Компьютер, интерактивная доска.
Учебно – технологическая карта по изобразительному искусству
№ урока | Раздел Тема урока | Основные виды деятельности учителя и учащихся | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата проведения | ||||
Метапредметные результаты | Предметные результаты | Личностные результаты | План | Факт | ||||
I четверть «Древние корни народного искусства» 8 часов Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянско-прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянской культуры с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею вечного развития и обновления природы. Разные виды прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм. Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. | ||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства; отмечать их лаконичную выразительную красоты; сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов; Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы. | Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой личностно значимой ценности. • умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте | осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой; Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. | Осмысленное восприятие визуальных образов реальности. Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; | |||
2-3 | Убранство русской избы | Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. | Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре. | Восприятие мира, человека с эстетических позиций умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; | Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей. формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов; | |||
4 | Внутренний мир русской избы | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Воспитание уважения к искусству в национальных образах предметно-материальной среды и понимание красоты человеком. | Понимание роли и места искусства в жизни человека и общества. Развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать явления окружающего мира. | |||
5 | Конструкция и декор предметов народного быта | Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов народного быта. Рассуждать о связях произведений искусства с природой. Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства. | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества. Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | |||
6 | Русская народная вышивка | Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки. Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции. Выделять декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные цвета. Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы. | Умение эстетически подходить к любому виду деятельности. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Восприятие и интерпретация темы и содержание произведений изобразительного искусства, применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта | Воспитание художественного вкуса, овладение основами культуры практической творческой работы, различными художественными материалами. | |||
7 | Народный праздничный костюм | Понимать и анализировать образный строй народного костюма. Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков. Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских головных уборов. | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру своего народа, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству. развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать народное творчество. | |||
8 | Народные праздничные обряды | Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества (изобразительное, музыкальное, устно-поэтическое). Создавать атмосферу праздника. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, обрядовые действа. Находить общие черты в разных произведениях народного искусства, отмечать единство конструктивной, изобразительной и декоративной деятельности. Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | Уважение к искусству и культуре к своей Родины. Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира | Активное отношение к традициям культуры. художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества | Способность наблюдать реальный мир, анализировать идеальный образ русского народа. усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества | |||
II четверть. «Связь времён в народном искусстве» 8 часов Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров. Единство материала, формы и декора в произведениях народных художественных промыслов. Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу. Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли. Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи. | ||||||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках | Размышлять об истории возникновения народной игрушки. Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором. Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов. | Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти, формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Овладение практической творческой работы, так же различными художественными материалами и инструментами. усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества | |||
10 | Искусство Гжели | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Сравнивать мотивы в природе и в произведениях. Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия. Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских мастеров. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Формирование художественного восприятия мира, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства Овладение средствами художественного изображения. | |||
11 | Городецкая роспись | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков. | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | ||||
12 | Хохлома | Получения опыта восприятия произведений искусства как основы формирования навыков. | Применять различные художественные материалы, техники художественной выразительности. | Развитие способности воспринимать, анализировать и наблюдать реальный мир. | ||||
13 | Жостово. Роспись по металлу. | Формирование художественного восприятия мира. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Восприятие образов и произведений искусства. | ||||
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта | воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства | ||||
15 | Лозоплетение | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия. | формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности. | |||||
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти) | Выявлять общее и различное в народных промыслах. Различать и называть произведения народных промыслов. Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания. Участвовать в презентации выставочных работ | формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности | развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества | |||
III четверть. «Декор – человек, общество, время» 12 часов Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран, и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века. Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Проявление особого интереса к новому материалу. Умение самовыражаться, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Выбор оснований для сравнения объектов ( форма, цвет и т. д.) ученики должны рассуждать. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Умение слушать других и выражать свои мысли. Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. Умение выполнять поставленные перед собой свои же задачи. | ||||||||
17-18 | Зачем людям украшения. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя. Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. | Развитие художественно-образного мышления, формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности | Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать образный язык. применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности и в оформлении быта | Овладение основами культуры, воспитание художественного вкуса. | |||
19-20 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобюразительныз элементов, а также единство материала, формы и декора. Вести поисковую работу по ДПИ. Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру народов мира, воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира | Умение находить необходимую информацию по культуре в книгах по искусству, художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества | Воспитание художественного вкуса, эстетически воспринимать творчество народов мира. | |||
21-24 | Одежда «говорит» о человеке. | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран». Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решнеия интерьера комнаты, предметов быта и одежды. | Развитие фантазии, воображения. Умение воспринимать культуру народов мира. Активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности | развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; | воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства | |||
25-27 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | Принимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создаватцию декоративную композию герба (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения. | Формирование художественного восприятия мира, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Овладение средствами художественного изображения. | |||
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного. Использовать в речи новые художественные термины. | Формирование художественного восприятия мира, активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. | Восприятие образов и произведений искусства. воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства | |||
IV четверть. «Декоративное искусство в современном мире» 7 часов Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искуссвта. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, фактурой, цветом. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения. Личностные УУД - формирование чувства прекрасного, формирование эстетических чувств на основе знакомства с произведением, нравственно-эстетическое оценивание. Познавательные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные УУД - обсуждать содержание работ, средств произведения искусства (важно увидеть, прослушать, обсудить). Регулятивные УУД - умение планировать свою деятельность а также контролировать процесс и результат работы. | ||||||||
29-32 | Современное выставочное искусство | Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др. Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ. Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя. Использовать в речи новые термины. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного. | Формирование художественного восприятия мира. | Восприятие мира, окружающих явлений с эстетических позиций. художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества | Восприятие образов и произведений искусства. воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства | |||
33-35 | Ты сам - мастер | Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, коллажей, декоративных украшений. Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств. Собирать отдельно выполненные детали. Участвовать в подготовке итоговой выставке. | Обретение самостоятельного творческого опыта в различных учебных жизненных ситуациях, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Художественное познание мира, понимание роли места искусства в жизни человека и общества. | Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").
Программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)- Примерной программы начально...
Рабочая программа по русскому языку в 3 классе ФГОС "Школа России"
В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 3 (коррекционного) класса 7 вида...
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса ФГОС "Школа России" (Канакина, Горецкий"
В программе представлены пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 3 (коррекционного) класса (УМК "Школа России", ФГОС второго поколения...
Рабочая программа по ИЗО 1 класс. ФГОС. Школа России
Рабочая программа...
Рабочая программа по ИЗО 3 класс. ФГОС. Школа России
Рабочая программа...
Рабочая программа по ИЗО 6 класс. ФГОС. Школа России
Рабочая программа...
Рабочая программа ИЗО 5 класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа 5-7класс.Содержание.Общие положения.В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода:...