Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_1_klass.docx | 30.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство» (ФГОС НОО)
для обучающихся, имеющих слабовидение (АООП НОО)
УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся, имеющих слабовидение, составлена по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерных программ начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с АООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» и другими действующими локальными нормативными актами.
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание предмета направлено на формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка
Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой;
- формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами;
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка;
- овладение элементарной художественной грамотой.
На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, в 1 классе - 33 часа (33 учебные недели), во 2 – 4-х классах – 34 часа (34 учебные недели).
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Срок реализации программы 4 года.
Рабочая программа содержит обязательные разделы:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2.Содержание учебного предмета, курса.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся с ОВЗ, имеющих слабовидение, к концу 1 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
• способы художественного выражения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный.
Обучающиеся должны уметь:
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерных программ начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с АООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» и другими действующими локальными нормативными актами.
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для
учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Одной из главных целей преподавания искусства в I классе является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Содержание программы 1 класса (тема года «Ты изображаешь, украшаешь и строишь») раскрывается в разделах «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения», «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения», «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» и «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу».
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного. Для этого система уроков опирается на знакомство учащихся с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью - тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит 1) осознание того, что «Мастера» работают определенными материалами, и 2) первичное освоение этих материалов.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Задачи художественного развития учащихся в 1 классе:
- развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
- формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира;
- формирование представлений о трех видах художественной деятельности: изображении, украшении, постройке;
- развитие наблюдательности и творческого воображения;
- формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
- начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
- формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 33.
Количество часов в неделю - 1.
Количество часов в I четверти - 8.
Количество часов во II четверти -8
Количество часов в III четверти - 9.
Количество часов в IV четверти - 8.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
1 КЛАСС (33 ЧАСА)
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | Изображение всюду вокруг нас Мастер Изображения учит видеть Изображать можно пятном Изображать можно в объеме Изображать можно линией Разноцветные краски Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Беседа «Художники и зрители» (обобщение темы раздела) | 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 8 часов |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | Мир полон украшений Красоту надо уметь замечать Узоры на крыльях Красивые рыбы Украшение птиц Узоры, которые создали люди Как украшает себя человек Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы раздела) | 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 8 часов |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | Постройки в нашей жизни Дома бывают разными Домики, которые построила природа Дом снаружи и внутри Строим город Все имеет свое строение Строим вещи Постройка предметов (упаковок) Город, в котором мы живем (итоговое занятие) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 9 часов |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | Совместная работа трех Братьев – Мастеров Сказочная страна Праздник весны Праздник птиц Разноцветные жуки Времена года Урок любования. Умение видеть «Здравствуй, лето!» | 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 8 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата по плану | Дата по факту |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | |||||
1. | Изображения всюду вокруг нас | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
2. | Мастер Изображения учит видеть | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
3. | Изображать можно пятном | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
4. | Изображать можно в объеме | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
5. | Изображать можно линией | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
6. | Разноцветные краски | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
8. | «Художники и зрители» (обобщение темы раздела) | 1 | Урок рефлексии | ||
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | |||||
9. | Мир полон украшений | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
10. | Красоту надо уметь замечать | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
11. | Узоры на крыльях | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
12. | Красивые рыбы | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
13. | Украшение птиц | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
14. | Узоры, которые создали люди | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
15. | Как украшает себя человек | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
16. | Мастер украшения помогает сделать праздник (обобщение темы раздела) | 1. | Урок рефлексии | ||
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | |||||
17. | Постройки в нашей жизни | 1. | Урок открытия новых знаний | ||
18. | Дома бывают разными | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
19. | Домики, которые построила природа | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
20. | Дом снаружи и внутри | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
21. | Все имеет свое строение | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
22. | Строим вещи | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
23. | Строим предметы | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
24. | Все имеет свое строение | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
25. | Постройка предметов (упаковок) | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
26. | Город, в котором мы живем (обобщение темы раздела) | 1 | Урок рефлексии | ||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | |||||
27. | Совместная работа трех Братьев-Мастеров | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
28. | Сказочная страна | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
29. | Праздник весны | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
30. | Праздник птиц | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
31. | Разноцветные жуки | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
32. | Времена года | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
33. | Урок любования. Умение видеть (обобщение темы раздела) | 1 | Урок рефлексии | ||
34. | Экскурсия «Здравствуй, лето!» | 1 | Урок рефлексии |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Дополнительные пособия для учителя:
- Кондаков А.М. , Л.П. Кедина. Примерные программы по учебным предметам начальной школы. – М. «Просвещение», 2011. 4-е издание переработанное.
- Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приёмам художественно – творческой деятельности/ авт.-сост. О. В. Павлова – Волгоград: Учитель, 2009
- Изобразительное искусство 1-4 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского/авт.-сост.Л. В. Шампарова – Волгоград: Учитель, 2012
- Изобразительное искусство 1-4 классы. Упражнения, задания, тесты /авт. –сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009
Спарвочники:
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2004
Интернет –ресурсы:
- Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Педсовет. Всероссийский интернет – педсовет. Режим доступа: http://pedsovet.org/
- Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/nachalniki/
- Клуб учителей ИЗО и МХК. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/izo/
- Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
- Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://pedsovet.su
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
- Музей – он-лайн. – Режим доступа: http://www.museum-online.ru/
Средства обучения
Наглядные пособия
Произведения изобразительного искусства:
Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Ван Гог В.. Море в Сен - Мари.
Васильев Ф. Перед дождем.
Васнецов В. Автопортрет; Аленушка; Иван – царевич на сером волке; Витязь на распутье; Три царевны подземного царства.
Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных.
Венецианов А. На жатве. Лето; Захарка.
Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевой букет.
Грабарь И. Неприбранный стол.
Дайнека А. После дождя; Тракторист; Раздолье; Вечер.
Дерен А. Гавань.
Дюрер А. Кролик.
Захаров Г. Улица Чехова. Москва.
Коровин К. Мост; Розы.
Костанди К. Гуси.
Крамской И. Автопортрет; Портрет Ивана Ивановича Шишкина.
Крымов Н. Желтый сарай.
Куинджи А. Березовая роща.
Кукунов М. Рисунки животных.
Левитан И. После дождя. Плес; Золотая осень; Березовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой плес; Март; Луг на опушке леса.
Лентулов А. Овощи. Натюрморт.
Маковский К. Дети, бегущие от грозы.
Матисс А. Женский портрет.
Машков И. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт; Снедь московская: хлебы.
Пластов А. Жатва; Ужин тракториста; Пейзаж. Прислониха.
Поленов В. Бабочки.
Репин И. Автопортрет; Портрет Е. Баташевой; Портрет В. А. Серова; Портрет Л. Н. Толстого; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада.
Романдин Н. Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч; Розовый вечер.
Серов В. Портрет балерины Тамары Карсавиной; Октябрь. Домотканово; рисунки животных и иллюстрации; Портрет Исаака Ильича Левитана.
Сидоров В. Тихая моя Родина.
Судейкин С. Натюрморт.
Суриков В. Автопортрет; Портрет О. В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка; Посещение царевной женского монастыря.
Ткачёв С. В зимний праздник. Деревня.
Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу; Утро в сосновом лесу; Лес зимой; Рожь; На севере диком…; Дубы; Уголок заброшенного сада.
Юон К. Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад.
Печатные пособия (таблицы, наглядные средства)
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных
- Хохлома
- Гжель
- Полхов-Майдан
- Мезенская роспись
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение. 16 штук
- Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
- Таблицы последовательного рисования по темам.
- Тела геометрические (1 набор)
Информационно – коммуникационные средства обучения
- Коллекция «Музеи России»
- Коллекция «Виды и жанры изобразительного искусства»
- Коллекция «Декоративно-прикладное искусство»
Модели и натурный фонд
- Муляжи для рисования
- Коллекция бабочек для рисования
- Изделия ДПИ и народных промыслов
Технические средства обучения:
- Мультимедиапроектор
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Рабочая доска
- Художественные принадлежности
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
- Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
- Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...