Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" для обучающихся с ОВЗ, имеющих слабовидение (АООП НОО ОВЗ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_3_klass.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство» (ФГОС НОО)
для обучающихся, имеющих слабовидение (АООП НОО)
УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся, имеющих слабовидение, составлена по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерных программ начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с АООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» и другими действующими локальными нормативными актами.
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Содержание предмета направлено на формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка
Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой;
- формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами;
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка;
- овладение элементарной художественной грамотой.
На изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, в 1 классе - 33 часа (33 учебные недели), во 2 – 4-х классах – 34 часа (34 учебные недели).
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
Срок реализации программы 4 года.
Рабочая программа содержит обязательные разделы:
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
2.Содержание учебного предмета, курса.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся с ОВЗ, имеющих слабовидение, к концу 3 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом примерной программы:
Обучающиеся должны знать/понимать:
• основные жанры станковых форм искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, исторический и бытовой жанры;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• названия наиболее крупных художественных музеев России.
Обучающиеся должны уметь:
• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (И. И. Левитана, А. Саврасова, И. Репина, В. Серова);
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага, пластилин);
• уметь передавать движение, пропорции фигуры человека и животных;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• делать анализ произведений изобразительного искусства (выражать собственное мнение).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерных программ начального общего образования и программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2011), в соответствии с АООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» и другими действующими локальными нормативными актами.
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая и вспомогательная литература (пособия для учителя, видеофильмы, учебно-наглядные пособия).
Тема года «Искусство вокруг нас» раскрывается в разделах «Искусство в твоем доме», «Искусство на улицах твоего города», «Художник и зрелище», «Художник и музей». Одна из основных идей программы - «От родного порога - в мир культуры Земли», то есть: без приобщения к культуре своего народа, культуре своей «малой родины» нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда - от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - «Мастеров Изображения, Украшения, Постройки» - в создании среды жизни человека. И именно в 3 классе происходит формирование патриотических чувств ребенка.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: «А что было бы, если бы «Братья-Мастера» не участвовали в создании окружающего вас мира - дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусства в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков. Тематическое планирование построено таким образом, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. При раскрытии темы урока предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовывать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Количество часов в год - 34
Количество часов в неделю - 1
Количество часов в I четверти - 8
Количество часов во II четверти -8
Количество часов в III четверти - 9
Количество часов в IV четверти – 9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
3 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ п/п | Тема раздела | Содержание | Количество часов |
1 | Искусство в твоем доме | Мастера Изображения, Украшения и Постройки вновь у нас в гостях Твои игрушки Посуда у тебя дома Мамин платок Обои и шторы в твоем доме Твои книжки Поздравительная открытка Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы раздела) | 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 8 часов |
2 | Искусство на улицах твоего города | Памятники архитектуры – наследие веков Парки, скверы, бульвары Ажурные ограды Фонари на улицах и в парках Витрины магазинов Транспорт в городе Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы раздела) | 1 1 1 1 1 2 1 Всего: 8 часов |
3 | Художник и зрелище | Художник в цирке Художник в театре Театр кукол Театральные куклы Театральные маски Искусство афиши и плаката Праздник в городе Школьный праздник – карнавал (обобщение темы раздела) | 1 1 1 1 1 1 2 1 Всего: 9 часов |
4 | Художник и музей | Музеи в жизни города Музеи искусства Картина - пейзаж Картина – портрет Картина – натюрморт Исторический жанр Бытовой жанр Скульптура в музее и на улице Каждый человек -художник (итоговое занятие) | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 9 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Дата по плану | Дата по факту |
Искусство в твоем доме | |||||
1. | Мастера Изображения, Украшения и Постройки вновь у нас в гостях | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
2. | Твои игрушки | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
3. | Посуда у тебя дома | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
4. | Мамин платок | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
5. | Обои и шторы в твоем доме | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
6. | Твои книжки | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
7. | Поздравительная открытка | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
8. | Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы раздела) | 1 | Урок рефлексии | ||
Искусство на улицах твоего города | |||||
9. | Памятники архитектуры – наследие веков | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
10. | Парки, скверы, бульвары | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
11. | Ажурные ограды | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
12. | Фонари на улицах и в парках | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
13. | Витрины магазинов | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
14. | Транспорт в городе | 1 | Урок изучения новых знаний | ||
15. | Транспорт в городе | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
16. | Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы раздела) | 1. | Урок рефлексии | ||
Художник и зрелище | |||||
17. | Художник в цирке | 1. | Урок открытия новых знаний | ||
18. | Художник в театре | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
19. | Театр кукол | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
20. | Театральные куклы | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
21. | Театральные маски | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
22. | Искусство афиши и плаката | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
23. | Праздник в городе | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
24. | Праздник в городе | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
25. | Школьный праздник – карнавал (обобщение темы раздела) | 1 | Урок рефлексии | ||
Художник и музей | |||||
26. | Музеи в жизни города | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
27. | Музеи искусства | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
28. | Картина-пейзаж | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
29. | Картина-портрет | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
30. | Картина-натюрморт | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
31. | Исторический жанр | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
32. | Бытовой жанр | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
33. | Скульптура в музее и на улице | 1 | Урок открытия новых знаний | ||
34. | Каждый человек-художник (итоговое занятие) | 1 | Урок рефлексии | ||
Экскурсия в парк «Здравствуй, лето!» | 1 | Урок рефлексии |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Дополнительные пособия для учителя:
- Кондаков А.М. , Л.П. Кедина. Примерные программы по учебным предметам начальной школы. – М. «Просвещение», 2011. 4-е издание переработанное.
- Изобразительное искусство в начальной школе. Обучение приёмам художественно – творческой деятельности/ авт.-сост. О. В. Павлова – Волгоград: Учитель, 2009
- Изобразительное искусство 1-4 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского/авт.-сост.Л. В. Шампарова – Волгоград: Учитель, 2012
- Изобразительное искусство 1-4 классы. Упражнения, задания, тесты /авт. –сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009
Спарвочники:
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – Спб.: Издательский дом «Литера», 2004
Интернет –ресурсы:
- Википедия: свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
- Педсовет. Всероссийский интернет – педсовет. Режим доступа: http://pedsovet.org/
- Клуб учителей начальной школы. - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/nachalniki/
- Клуб учителей ИЗО и МХК. – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/club/izo/
- Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа: http://festival.1september.ru
- Педагогическое сообщество. – Режим доступа: http://pedsovet.su
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru
- Музей – он-лайн. – Режим доступа: http://www.museum-online.ru/
Средства обучения
Наглядные пособия
Произведения изобразительного искусства:
Билибин И. Иллюстрации и обложки к русским народным сказкам.
Ван Гог В.. Море в Сен - Мари.
Васильев Ф. Перед дождем.
Васнецов В. Автопортрет; Аленушка; Иван – царевич на сером волке; Витязь на распутье; Три царевны подземного царства.
Васнецов Ю. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Ватагин В. Рисунки и скульптуры животных.
Венецианов А. На жатве. Лето; Захарка.
Герасимов А. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевой букет.
Грабарь И. Неприбранный стол.
Дайнека А. После дождя; Тракторист; Раздолье; Вечер.
Дерен А. Гавань.
Дюрер А. Кролик.
Захаров Г. Улица Чехова. Москва.
Коровин К. Мост; Розы.
Костанди К. Гуси.
Крамской И. Автопортрет; Портрет Ивана Ивановича Шишкина.
Крымов Н. Желтый сарай.
Куинджи А. Березовая роща.
Кукунов М. Рисунки животных.
Левитан И. После дождя. Плес; Золотая осень; Березовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой плес; Март; Луг на опушке леса.
Лентулов А. Овощи. Натюрморт.
Маковский К. Дети, бегущие от грозы.
Матисс А. Женский портрет.
Машков И. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Натюрморт; Снедь московская: хлебы.
Пластов А. Жатва; Ужин тракториста; Пейзаж. Прислониха.
Поленов В. Бабочки.
Репин И. Автопортрет; Портрет Е. Баташевой; Портрет В. А. Серова; Портрет Л. Н. Толстого; Девочка с букетом; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет. Портрет В. И. Репиной; Девочка Ада.
Романдин Н. Цветущий бугор; Весенний день; Последний луч; Розовый вечер.
Серов В. Портрет балерины Тамары Карсавиной; Октябрь. Домотканово; рисунки животных и иллюстрации; Портрет Исаака Ильича Левитана.
Сидоров В. Тихая моя Родина.
Судейкин С. Натюрморт.
Суриков В. Автопортрет; Портрет О. В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка; Посещение царевной женского монастыря.
Ткачёв С. В зимний праздник. Деревня.
Шишкин И. Перед грозой; Дождь в дубовом лесу; Утро в сосновом лесу; Лес зимой; Рожь; На севере диком…; Дубы; Уголок заброшенного сада.
Юон К. Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад.
Печатные пособия (таблицы, наглядные средства)
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных
- Хохлома
- Гжель
- Полхов-Майдан
- Мезенская роспись
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение. 16 штук
- Декоративно-прикладное искусство. 12 штук
- Таблицы последовательного рисования по темам.
- Тела геометрические (1 набор)
Информационно – коммуникационные средства обучения
- Коллекция «Музеи России»
- Коллекция «Виды и жанры изобразительного искусства»
- Коллекция «Декоративно-прикладное искусство»
Модели и натурный фонд
- Муляжи для рисования
- Коллекция бабочек для рисования
- Изделия ДПИ и народных промыслов
Технические средства обучения:
- Мультимедиапроектор
- Компьютер
- Интерактивная доска
- Рабочая доска
- Художественные принадлежности
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
- Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...