Пути формирования творческих способностей учащихся в контексте новых подходов к организации уроков изобразительного искусства
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Бакасова Наталья Владимировна

Современные подходы к образованию младших школьников рассматривают профессиональную ориентацию как комплекс средств, направленных на формирование у личности на отношение к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности. В своей работе представляю дизайнерский проект "Фирма", как одна из форм деятельности социально- профессиональной ориентации младших школьников. Эта работа может войти в комплекс мероприятий в разработке модели непрерывной профориентационной работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_firma.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пути формирования творческих способностей учащихся в контексте новых подходов к организации уроков изобразительного искусства

Дизайнерский проект «Фирма»

Пояснительная записка

В младших классах удается осуществлять работу по профориентации с помощью игровых технологий. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игра несет в себе следующие функции: развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); коммуникативную (освоение диалектики общения); самореализацию в игре; игротерапевтическую (преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры); коррекционную (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональную коммуникацию (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей); социализирующую (усвоение норм поведения человека в обществе).  Предложение учащимся стать на время креативной группой дизайнеров, чтобы погрузится на время во взрослую ответственную жизнь не составило большого труда. Проект рассчитан на пять занятий. На четырех из которых учащиеся получают информацию и задание. Пятое занятие итоговое – это защита проектов.

  Цель проекта: социально-профессиональной ориентации младших школьников на уроках изобразительного искусства

Задачи 

1. Развивать творческое мышление

2. Развивать умение ставить проблему и находить решение, работать в группах

3. Научить находить самостоятельно нужную информацию

4. Научить использовать различные техники изобразительного искусства при выполнении творческого задания

5. Адаптация детей к жизни в обществе

6.Формировать навыки самооценки своей деятельности.

Основная часть

На каждом занятии учитель на слайде показывает алгоритм действий по выполнению заданий.

На первом   занятии учитель сообщает тему проекта и предлагает ребятам распределится по группам из 2-3 человек. Выбор идет по взаимным симпатиям и желанию учащихся. Затем озвучивается задание на урок и необходимая информация для выполнения задания. Задание «Определить направление деятельности своей «Фирмы», дать ей название, разработать логотип.» Задание разбирается на три части. На выполнение первого и второго задания применяется технология «Мозговой штурм»

Цель: Стимулировать группу лиц к быстрому генерированию большого количества идей.

План действий.

  1. Ввести правило, запрещающее критиковать любую идею, какой бы «дикой» она ни казалась, и довести до сознания участников группы то, что приветствуются любые идеи, что участники для получения множества идей должны попытаться комбинировать или усовершенствовать на их взгляд идеи, предложенные другими лицами.
  2. Зафиксировать выдвинутые идеи и дать им оценку.
  3. Составить реестр «живых» идей.

На карту записываются идеи и определяется окончательный вариант.

Для выполнения следующего задания требуется информация, полученная на занятии. Учащиеся разрабатывают логотип своей фирмы.

В конце занятия самооценка своей работы над заданием. Заполняется карта самооценки работы на уроке.  Обсуждаются результаты.

 Домашнее задание предполагает поиск информации о оформлении вывесок.

На втором уроке «дизайнеры» получают задание смоделировать вывеску своей фирмы, используя различные техники и средства изобразительного искусства. Перед работой учащихся учитель сообщает информацию о вывеске и видах шрифта.  Учащиеся дополняют информацию из своих подготовленных источников. Учащиеся работают в группах. Допускается свободное общение между группами. Учитель ведет консультативную направляющую деятельность. В конце занятия, учащиеся оценивают себя. Заполняется карта.  Обсуждаются результаты. Домашнее задание –продумать ассортимент продукции или услуг своей фирмы.

На третьем уроке ребята получают задание разработать каталог продукции своей фирмы, используя различные техники и средства изобразительного искусства.  Учащимся так же предлагается информация о каталоге продукции или услуг. И так же на слайде предложен алгоритм действий на урок. Учитель ведет консультативную направляющую деятельность. В конце занятия, учащиеся оценивают себя. Заполняется карта. Обсуждаются результаты. Домашнее задание предполагает продумать варианты сувенирной продукции

На четвертом уроке учащиеся выполняют сувенирную продукцию своей фирмы. Это могут быть конверты с логотипом фирмы, брелоки, флажки, ручки, пакеты и т.д. Учитель предлагает некоторые варианты алгоритма действий по выполнению сувенирной продукции. И дает информацию о значении сувенирной продукции в деятельности фирмы. Учащиеся работают самостоятельно в группах. Учитель ведет консультативную направляющую деятельность. В конце занятия, учащиеся оценивают себя. Заполняется карта.  Домашнее задание подготовится к защите – презентации своей фирмы, используя различные формы представления.

На пятый урок – заключительный приглашаются эксперты (родители, учителя, гости) Учащиеся презентуют свои проекты. Учащиеся должны не только рассказать о своей фирме, но и суметь ответить на все вопросы оппонентов и гостей. В конце проводится определение лучшего проекта. Выдается всем присутствующим листок бумаги на который выставляется номер выступающих. Происходит подсчет голосов. Побеждает группа у которой больше всех голосов,, В конце занятия, учащиеся оценивают сою деятельность во время всего проекта. Анализирую что получилось, что нет. Заполняется итоговая карта. Подсчитываются баллы.

Таким образом в деятельности задействованы все учащиеся класса.

 В такой не традиционной формой проведения занятий достигаются планируемые результаты.

Планируемые результаты в результате реализации проекта:

Личностные результаты 

  1. развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
  2. развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
  3. воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи, делать выводы и умозаключения;
  2. развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
  3. развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности, а также к собственной творческой деятельности;
  4. активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания;
  5. формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой; формировать умение накапливать знания и развивать представления об дизайнерском искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
  6. развитие коммуникативных навыков при работе в группах.

Предметные результаты:

  1. формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
  2. индивидуальное чувство формы и цвета в изображении; сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
  3. проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
  4. использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
  5. формирование графических умений и навыков при изображении форм в рисунке.

Заключение

 Социально-профессиональная ориентация младших школьников невозможна на уровне только разового мероприятия, а педагогическая поддержка самоопределения - на уровне интуитивной работы педагога. Приоритетным становится изучение механизмов самоопределения и условий реализации социально-профессиональной ориентации в раннем ее генезисе, и создание на этой основе методического комплекса, обеспечивающего технологию деятельности педагога по социально-профессиональной ориентации младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Формирование творческих способностей учащихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Данный методический материал – это обобщение моего педагогического опыта, можно использовать педагогам, психологам для написания реферата, курсовой работы или для раскрытия темы самообразования.Цель д...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Воспитание языковой личности и формирование творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Без умения общаться невозможен успех ни в одной области человеческой деятельности. В связи с этим проблема развития коммуникативных способностей приобретает особую значимость для педагогов, поскольку ...

Развитие творческих способностей учащихся средней школы ( 5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов развития личности

Развитие творческих способностей учащихся средней школы (5-9) классы на уроках изобразительного искусства, как один из факторов азвития личности...

«Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС».

Тема самообразования "Развитие творческих способностей учащихся при помощи современных педагогических технологий на уроках изобразительного искусства в рамках реализации ФГОС"....