урок "Азбука киноязыка" 8 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме
Ученики познакомятся с основами киноязыка (кинослово, кинофраза, монтаж) и задачами монтажа, с обозначением плана в киноискусстве. Научатся отличать сценарий от сценарного плана и создавать "фильм - рассказ" в картинках, используя язык киноязыка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок «Азбука киноязыка» изо 8 класс учитель Н.А. Артамонова
Тема | «Азбука киноязыка» |
Дата урока | 31.03.2017 |
Тип | Урок изучения и закрепления знаний |
Образовательные ресурсы | ИКТ: экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Азбука киноязыка», ноутбуки. |
План урока | Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний. Постановка проблемы. Практическая работа. Анализ работ. Итоги. Рефлексия. |
Цель | Раскрытие основ экранной культуры. |
Задачи | Образовательные: овладение азбукой языка кино. Развивающие: формирование устойчивого интереса к киноискусству, развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям; развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Воспитательные: формирование интереса к миру кинематографии, формирование эстетического вкуса, привлечение к творческой деятельности. |
Личностно значимая проблема | Осознание себя как творческой личности, способной ориентироваться в мире современной художественной культуры. |
Методы и формы обучения | Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский Формы: фронтальная, групповая. |
Основные понятия и термины | Фильм, сценарий, сценарный план, план, кадр, монтаж. |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: понимать творческий процесс экранного искусства. Получат: представление о роли сценариста, режиссёра, художника, монтажёра при создании фильма, о творческих задачах, стоящих перед ними; возможность научиться основам экранной культуры | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: научатся работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Познавательные: выявят особенности процесса создания видеопродукции. Определят способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Овладеют основами практической творческой работы; способностью эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать свою личность. |
I. Актуализация знаний. Что вы узнали о кино? (об истории создания кино, кто обеспечивает кинопроизводство, о профессиях в кинопроизводстве, о составе творческого коллектива).
II. Мотивация к учебной деятельности.
Вопросы ученикам:
Поднимите руку, кто из вас желает заняться съёмкой, используя кинокамеру?
Поднимите руку, кто из вас занимался съёмкой с помощью кинокамеры?
Поднимите руку, кто из вас знаком с правилами киносъёмки?
Вы хотели бы научиться создавать фильм, пусть даже 2 -3-х минутный, но интересный, завораживающий, в тоже время побывать в роли актёров?
Следовательно, о чём вы узнаете сегодня на уроке? Да, как создаётся фильм, и какие правила используются для создания фильма.
III. Актуализация знаний.
Сл.1 Каждое искусство говорит на своём языке. Язык живописи - цвет, колорит, композиция, в графике - линия, пятно, штрих, в скульптуре – объём, в музыке – звук, в литературе - слово и т. д.
Сл.2 Кино (понятие записано на доске) тоже говорит на своём языке (понятие записано на доске). Вы учились читать с помощью чего? Верно, с помощью азбуки (понятие записано на доске). Сегодня вы познакомитесь? (с азбукой кино).
IV. Формулирование темы урока сл. 3-4.
Тема урока: Азбука киноязыка.
Цель: Раскрытие основ экранной культуры.
V. Актуализация новых знаний.
Сл.5-6 Из чего состоит рассказ или наша речь? Из слов, из фраз. Так же и фильм состоит (работа с учебником стр. 119) из кинослов и кинофраз, то есть фильм говорит на языке кинослов и кинофраз.
Работа с учебником (стр.120 – 121): найти, что такое кинослово и кинофраза.
Кинослово – это изображение объекта (подлежащее)
Кинофраза – это монтажное соединение небольшого количества планов (глагол, действие). То есть объект плюс действие.
Монтаж – технический способ соединения кадров. В тоже время творческий процесс.
Достаточно ли кинослов и кинофраз для создания фильма? Нет. Ещё необходим монтаж. Работа с учебником: найти, что такое монтаж.
Сл.7 План – это крупность изображения в одном случае; в другом - обозначает длину плёнки (плёнка состоит из кадров) между двумя монтажными склейками или непрерывное действие между пуском и остановкой кинокамеры.
Сл.8 Вывод: основы киноязыка - это кинослово, кинофраза, монтаж.
Вы согласны со мной, что фильм начинается во время съёмки. Пришёл, снимаю — и готово! Конечно, нет.
А с чего же начинается создание фильма? Верно, с замысла, со сценария.
VI. Сообщение ученика о сценарии.
Сценарий выражается, прежде всего, словами в текстовой записи. По мере расширения замысла, его разработки эти записи приобретают форму сценария. Поэтому можно сказать, что фильм начинается со сценария.
Сценарий за век существования кинематографа из чисто технической функции — покадровой записи снимаемого материала — превратился в самостоятельный вид искусство – кинодраматургию. Сценарий содержит в себе «зерно» идеи, образа и стиля фильма.
VII. Актуализация новых знаний.
Сл.9 Сравнительный анализ.
Пример сценария и кадроплана стр. 120 (работа с учебником)
«Июль. Жарко. Девочки сидят во дворе. Ах, вам жарко? «Не хотите ли охладиться, девочки!» - и струя из шланга брызжет в лицо. Попробуй защитись от неё! «Промокли?» Ну и что? Зато весело! Все смеются».
Пример сценарного плана или кадроплана, который строится на основе сценария стр. 120
- Двор. Общ. План. Девочки балуются с поливным шлангом.
- Средн. План. Брызжет струя. Девочки загораживаются от брызг руками.
- От средн. до крупного. Девочки со шлангом.
- Крупный план. Лицо смеющейся девочки.
Вопросы:
- В чём отличие сценария от сценарного плана?
- Зачем нужен кадроплан?
VIII. Актуализация знаний. Постановка проблемы сл.10.
Как вы думаете, сюжетную картинку можно представить как фильм, кадры которого сведены воедино. Что нужно сделать с картинкой, чтобы представить её в виде кадров? Да, разрезать. И обязательно смонтировать. Расположить кадры – картинки в интересной последовательности.
Задачи монтажа.
Приступая к монтажу эпизодов фильма, надо в первую очередь уметь оценить снятый материал, увязать один монтажный кадр с другим, чтобы зритель мог понять содержание.
Монтаж должен:
1) направлять внимание зрителя на основное действие, убирая все побочное, лишнее;
2) помогать зрителю в восприятии содержания, облегчать понимание происходящего на экране действия;
3) эмоционально воздействовать на зрителя, на его воображение при помощи определенного чередования кадров.
Сл.11-12 Пример на слайде. Фильм – рассказ в картинках.
123 45
1 общ. пл. Подмосковье, ясный погожий день
2 ср. пл. Девушка с повязкой, вся сцена, расположенная в дверном проеме, проникнута золотым солнечным светом. Он играет в волосах девушки, радость на лице девушки.
3 кр. пл. Солдат, который принес письмо, опирается на косяк, курит, глядя на окружающих людей с улыбкой – возможно, они напоминают ему собственную семью.
4 кр. пл. Мальчик держит письмо в руках, вид у него восторженный и счастливый
5 ср. пл. Мать заглядывает в листок сверху.
Вопрос: Ваша задача на уроке? Да, создать фильм – рассказ в картинках, дополняя сценарным планом, используя язык искусства.
IX. Физкультминутка (муз. ряд «Фильм, фильм, фильм»).
X. Практикум по созданию фильма «рассказ в картинках» (вид деятельности: создание «рассказа в картинках» с помощью ИКТ или сюжетной картины в бумажном варианте).
Работа в группах. Ученики самостоятельно распределяют виды деятельности (с профессиональной разветвлённостью киноколлектива ученики познакомились на прошлых уроках: сценарист; режиссёр; художник-постановщик; оператор; монтажёр). Раздать памятки «Задачи монтажа».
XI. Анализ работ сл.13.
1. Использовалась азбука киноязыка в создании фильма «рассказ в картинках»: кинослово (объект), кинофраза (действие), монтаж?
2. Осуществляя монтаж, удалось связать один монтажный кадр с другим?
3. Сценарный план вы оставили бы таким или изменили бы?
XII. Рефлексия сл.14.
Как вы понимаете крылатые выражения:
А) Леонид Куравлев: Кино - дело коллективное. Далеко не все зависит от актера.
Б) Гоша Куценко: Кино - авторское искусство монтажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....