Рабочая программа по ИЗО 7 класс на 2013-2014 гг
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.
тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Искусство (ИЗО) для 7 класса
на 2013-2014 учебный год
Рабочую программу составила:
________________________Федосеева Г.Ф.
подпись Расшифровка подписи
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009;
- Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Рабочая программа логически развивает идеи начальной школы, способствует:
- развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 35 часов.
Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Задачи:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
- осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
- формирование художественно-творческой активности.
В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
-о процессе работы художника над картиной;
- о композиции как целостности и образном строе произведения;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- наиболее значимый ряд великих произведений ИЗО на исторические и библейские темы в отечественном искусстве.
уметь:
- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций;
- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
- Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
- Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
- Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
- Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Учебно– тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | |
Изображение фигуры человека и образ человека: | |||
1 | Изображение фигуры человека в истории искусства. | 1 | |
2 | Пропорции и строение фигуры человека. | 1 | |
3 | Пропорции и строение фигуры человека. | 1 | |
4 | Лепка фигуры человека. | 1 | |
5 | Изображение фигуры человека в истории скульптуры | 1 | |
6 | Набросок фигуры человека с натуры. | 1 | |
7 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. | ||
Поэзия повседневности: | |||
8 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. | 1 | |
9 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. | 1 | |
10 | Творчество А.Г. Венецианова и П.А. Федотова | 1 | |
11 | Творчество художников- передвижников | 1 | |
12 | Государственная Третьяковская галерея | 1 | |
13 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | |
14 | Сюжет и содержание в картине. | 1 | |
15 | Жизнь в моем городе в прошлых веках. | 1 | |
16 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 | |
17 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | 1 | |
18 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве. | 1 | |
Великие темы жизни: | |||
19 | Монументальная живопись | 1 | |
20 | Искусство Древней Руси | 1 | |
21 | Искусство Древней Руси | 1 | |
22 | Библейские темы в станковой живописи | 1 | |
23 | Тематическая картина в русском искусстве 19 века. | 1 | |
24 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | |
25 | Процесс работы над тематической картиной | 1 | |
26 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | |
27 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 1 | |
28 | Тема ВОв в станковом и монументальном искусстве | 1 | |
Реальность жизни и художественный образ: | |||
29 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 1 | |
30 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 1 | |
31 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение. | 1 | |
32 | Зрительские умения и их значение для современного человека. | 1 | |
33 | Стиль и направление в изобразительном искусстве. | 1 | |
34 | Личность художника и мир его времени в произведениях иск-ва. | 1 | |
35 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре. | 1 | |
35ч |
РАЗВЕРНУТЫЙ ТАМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения | |||
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА(10 часов) | ||||||||||
1 | Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств | 1 | Изучение нового материала | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве | Знать: - о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития истории искусств; - роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах; - процессе работы художника над картиной, роли эскизов и этюдов. Уметь: - изображать пропорции человека с натуры и по представлению; - владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями | Изображение древних людей | ||||
2 | Пропорции и строение фигуры человека | 2 | Изучение нового материала, повторение и закрепление | Зарисовка схем фигуры человека в движении | ||||||
3 | Лепка фигуры человека | 1 | Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира | Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры ученика | ||||||
4 | Наброски фигуры человека с натуры | 1 | ||||||||
5 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | 1 | Изучение нового материала | Знание понятий: -пропорции фигуры человека; - строение фигуры человека; -красота движения фигуры человека | Портреты литературных героев | |||||
6 | Обобщение темы четверти | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Выставки и обсуждение рисунков учащихся | ||||||
Раздел 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов) | ||||||||||
7 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с работой скульптора | Знать: - о композиции , особенностях построения произведения искусства; - роли формата; - - выразительном значении размера произведения | Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой жанр в искусстве передвижников и импрессионистов» | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
8 | Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина) | Знать: - о поэтической красоте повседневности; - роли искусства в жизни человека; - роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения. Уметь: - строить тематические композиции; - осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы | Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке» | ||||
9 | Сюжет и содержание в картине | 2 | Изучение нового материала, повторение | Ознакомление с сюжетной композицией | ||||||
10 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | 1 | Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов | Рисунок по теме «Продавец цветов» | ||||||
11 | Жизнь в моем городе в прошлые века | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией | Композиция «Жизнь людей в прошлом» | |||||
12 | Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре) | 1 | Коллективные работы на тему любого праздника (техника коллажа) | |||||||
Раздел 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (10 часов) | ||||||||||
13 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) | Знать: - о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям; - роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре; - о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства. Уметь: - чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность; - соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы | Беседа о развитии навы-ков восприятия произ-ведений изобразитель-ного искусства | ||||
14 | Тематическая картина в русском искусстве XIX века | 1 | Изучение нового материала, повторение и закрепление | Ознакомление с историческими батальными жанрами | Композиционные, поисковые эскизы | |||||
15 | Процесс работы над тематической картиной | 2 | Ознакомление с творчеством художников бытового и историчес-кого жанров (Репин, Суриков, Брюллов) | Исполнение выбранной исторической композиции | ||||||
16 | Библейские темы в изобразительном искусстве | 2 | Изучение нового материала, повторение и обобщение | Ознакомление с русской иконописью, композици-ями на библейские темы | Композиции на библейские темы | |||||
17 | Монументальная скульптура и образ истории народа | 2 | Ознакомление с творчеством художников-монументалистов (Э.Фальконе, И.П.Мартос) | Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
18 | Место и роль картины в искусстве XX века | 2 | Изучение нового материала | Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя) | Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи | Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти | ||||
Раздел 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов) | ||||||||||
19 | Художественно-творческие проекты | 1 | Изучение нового материала | Искусство оформления книги | Знать: -о роли художествееной иллюстрации; - выдающиеся произведения изобразительного искусства; - о роли русской тематической картины XIX-XX столетий. Иметь представление: - об историческом художественном процессе; - о роли творческой индивидуальности художника; - сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке. Уметь: -иллюстрировать литературные произведения; - показать в работе навыки дизайна; - анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы; - представить реферат (сообщение и т.п.) о любимом художнике, произведении | Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению | ||||
20 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | 1 | ||||||||
21 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | 1 | Изучение нового материала | Представление о работе художника в различных отраслях производства | Конструкции и декор предметов быта | |||||
22 | Зрительские умения и их значения для современного человека | 1 | Изучение нового материала | Представление о зрительских умениях | Дизайн моды | |||||
23 | История искусств и история человечества | 1 | Изучение нового материала | Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве | Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю) | |||||
24 | Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм) | 1 | Изучение нового материала | Представление о стилях и направлениях в искусстве | Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме | |||||
25 | Личность художника и мир его времени | 1 | Изучение нового материала | Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени | Произведения, выбранные для беседы о художниках | |||||
26 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | 1 | Урок-выставка | Ознакомление с хранилищами мирового искусства | Путешествие в музеи мира |
Методическая литература:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
22.Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательной работы на 2013-2014 год в группе 6 класса
Рабочая программа с циклограммой на 2013-2014 учебный год. Работа по теме "Основы здорового образа жизни."...
Рабочие программы по английскому на 2013-2014
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы по английскому языку 2007 года.Учебно-методический ...
Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС
рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....
рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс
рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...
рабочая программа по русскому языку 2013-2014 год 11 класс
рабочая программа создана на осонове программы под ред Н.Г. Гольцовой, рассчитана на 34 часа...
Рабочая программа 8 класс алгебра 2013-2014
Рабочая программа 8 класс алгебра 2013-2014...
Рабочая программа 8 класс геометрия 2013-2014
Рабочая программа 8 класс геометрия 2013-2014...