Рабочая программа по изобразительному искусству (ТМНР)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Рабочая программа для 7-го класса по изобразительному искусству для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_7_v.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Школа № 56»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора Директор школы
по УР________О.Н.Гагарина _________________Н.В.Малыгина
«___»______________ 2016 г. «___»___________________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
2016-2017 учебный год
УМК:Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
Учитель: Оболенская Марина Андреевна
Пояснительная записка
Изобразительное искусство имеет важное значение в плане развития и воспитания детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, коррекции их познавательной деятельности.
Занятия по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у обучающихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Уроки ИЗО состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему. Однако, прежде чем подойти к этим занятиям, с учащимися необходимо провести подготовительные упражнения.
Подготовительные занятия.
В ходе их дети учатся слушать и выполнять инструкции педагога, правильно держать карандаш и лист бумаги на столе, называть и дифференцировать цвета, проводить разнообразные линии, с помощью трафаретов рисовать и раскрашивать геометрические фигуры.
Во время занятий рисованием необходимо использовать различные упражнения, направленные на выделение формы, величины и цвета предмета. Они должны быть связаны с игровой и предметно - практической деятельностью учащихся.
На подготовительных занятиях большое место должно быть отведено работе с трафаретами и шаблонами. Они могут представлять собой различные геометрические фигуры, овощи и фрукты, а также буквы и цифры. Работа по обводке и раскрашиванию букв и цифр позволит лучше запомнить их.
В ходе подготовительных занятий большая роль отводится обучению детей раскрашиванию. Для них характерна крайне небрежная раскраска, когда штрихи наносятся линиями в различных направлениях и выходящими за контур рисунка и т.п. Здесь важным моментом является индивидуальный показ учителем приемов раскрашивания.
Большое внимание в работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует уделять упражнениям, позволяющим научить детей различать основные цвета, находить в классе предметы заданного цвета.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования с помощью учителя дети составляют простейшие узоры в полосе, квадрате, круге и т. д. Учатся также различать цвета, по возможности красиво сочетать их, рисовать орнаменты в определенной последовательности; вначале учат детей составлять и раскрашивать орнаменты из геометрических элементов, а затем из растительных форм.
На первых годах обучения при составлении узоров в полосе из растительных или геометрических фигур деление полосы на одинаковые части производит учитель. В более старшем возрасте это задание выполняют сами обучающиеся с помощью трафаретов.
Рисование с натуры.
Большое место при проведении данных занятий занимает тщательный анализ объектов. С помощью учителя дети внимательно рассматривают предмет, определяют его форму и цвет.
Обучающиеся тренируются в проведении вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, учатся изображать хорошо знакомые предметы, определять пространственное расположение объектов относительно друг друга (справа, посередине, слева, вверху, внизу), передавать окраску предметов.
С целью совершенствования познавательной деятельности обучающихся целесообразно использовать на уроке такие предметы, которые дети могли бы по возможности исследовать. Для этого хорошо иметь строительный конструктор, с помощью которого можно составлять различного типа постройки.
Рисование на тему.
На занятиях дети занимаются изображением явлений окружающей жизни и иллюстрированием сказок. Оборудование уроков тематического рисования составляют игрушки, модели, муляжи.
Обучающиеся изображают очень простые по форме предметы, раскрашивают их. Педагог подробно объясняет и показывает, что следует нарисовать, где и в какой последовательности. При этом вводит в свою речь слова, обозначающие пространственные соотношения предметов.
С целью повышения эффективности уроков тематического рисования учитель должен чаще использовать различные игровые приемы и игровые ситуации. Особое внимание при этом уделяется развитию речи учащихся. С помощью учителя дети должны описывать предмет, рассказывать о последовательности работы над рисунком, давать отчет о проделанном.
На уроках тематического рисования рассматривают и пересказывают по вопросам содержание картин, изображающих времена года, различные детские сказки.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами и в частности с уроками письма и предметно - практической деятельности.
Обучающиеся должны знать:
- Назначение узоров в повседневной жизни человека
- Отличие геометрических и растительных узоров
- Законы гармоничного сочетания цветов
- Элементарные основы композиции
Обучающиеся должны уметь:
- Располагать предметы на альбомном листе в соответствии с законами композиции
- Составлять геометрические узоры
- Составлять растительные узоры
- Рисовать симметричные предметы
- Пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры)
- Передавать в рисунках форму, величину, пропорции предметов
ПРОГРАММА
VII класс (34 ч.)
Декоративное рисование. Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных элементов в полосе (закладка для книг); с помощью учителя соблюдать определенную последовательность; развивать необходимые навыки в работе с цветными карандашами (по возможности ровная штриховка орнамента с соблюдением контура).
Примерные задания.
Рисование узора из геометрических элементов в полосе.
Рисование узора в прямоугольнике (ковер). Рисование в полосе узора из растительных элементов. Рисование узора в круге, используя осевые линии, оформление узора для поздравительной открытки.
Рисование с натуры. Совершенствовать умения учащихся передавать в рисунке форму хорошо известных предметов; соблюдать с помощью учителя последовательность выполнения рисунка, правильно подбирать цвета, закреплять понятия по величине предметов.
Примерные задания.
Рисование различных видов транспорта (автомобиль, самолет).
Рисование предметов симметричной формы (раздаточный материал – стрекоза). Рисование игрушек (мягких резиновых зверей). Рисование цветов (ромашка, фиалка).
Рисование на тему. Совершенствовать у учащихся умения отражать свои наблюдения; правильно передавать величину предметов; соблюдать пространственное положение предметов относительно друг друга; адекватно использовать цвета.
Примерные задания.
Рисование на темы (с использованием трафарета, шаблона и методики работы «по сырому»: по мотивам русских народных сказок или мультфильмов (по выбору учителя); «День Защитника Отечества».
Методы обучения:
- Словесные - рассказ, беседа
- Наглядные – демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности, готовых рисунков (схем), педагогическое рисование
- Практические –практические работы
Формы организации учебного процесса:
- урок
- беседа
- практические работы
Для проведения уроков используются: иллюстративный материал, предметы декоративно-прикладного искусства, предметы быта, игрушки, шаблоны, ИКТ, ТСО.
Место предмета в учебном плане – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Учебно-методическое и материальное обеспечение
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / под ред.Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
- Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000 .- 224 с.
- Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе» М. Просвещение. 1982
- Головина Т.Н. «Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе» М.Педагогика. 1974
- Коргузалова Р.И. «Рисование» М.Просвещение 1977
- Федоров С.А. «Изобразительное искусство» М.Просвещение 1967
- Демонстрационные таблицы
- Предметы быта и игрушки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»
Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...