Методическая разработка занятия «Аппликация из бумаги «Портрет клоуна»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Методическая разработка занятия "Аппликация из бумаги "Портрет клоуна"
для педагогов дополнительного образования, работающих с начальной школой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка занятия "Аппликация из бумаги "Портрет клоуна" | 32.35 КБ |
shemy_dlya_sayta_portret_klouna.docx | 314.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Аппликация из бумаги «Портрет клоуна»
Данная методическая разработка занятия предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по программам эстетической направленности (например, «Изобразительное искусство») с детьми 7-10 лет. Занятие текущее, первого года обучения, в рамках темы «Портрет».
Цель: создание аппликации из бумаги «Портрет клоуна».
Ожидаемый результат: создание портрета клоуна в технике аппликации из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
-закрепление знаний о пропорциях лица,
-развитие цветовосприятия,
-повторение техники аппликации,
-изучение новых терминов.
Развивающие:
-развитие зрительной памяти, наблюдательности,
-развитие мелкой моторики,
-развитие фантазии,
-развитие интереса к работе в смешанной технике,
-расширение словарного запаса.
Воспитательные:
-воспитание трудолюбия,
-воспитание аккуратности,
-воспитание уважительного отношения к труду.
Тип занятия: практическое занятие. Повторение и закрепление изученного материала.
Вид занятия: аппликация, графика.
Продолжительность занятия: два учебных часа.
Форма проведения занятия: учебное занятие.
Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, фронтальная.
Форма подведения итога занятия: выставка работ и обсуждение, взаимоанализ.
Методическое обеспечение занятия:
1. Используемые технологии, методы:
объяснительно-иллюстративные (демонстрация таблиц №№1-9 и их описание, демонстрация технологии аппликации, материалов, рабочих инструментов),
частично-поисковые (подбор цветовой гаммы портрета, ответы на вопросы педагога, исследование портретов различных клоунов – выявление закономерностей),
практические (самостоятельная работа учащихся по созданию образа клоуна и выполнению аппликации).
2. Дидактические пособия:
Таблица 1: «Схема пропорций лица»
Таблица 2: «Солнечные клоуны»
Таблица 3: «Лунные клоуны»
Таблица 4: «Олег Попов на арене цирка»
Таблица 5: «Юрий Никулин на арене цирка»
Таблица 6: «Стилизация изображения».
Таблица 7: «Пример аппликации».
Таблица 8: «Способы вырезания/обрывания аппликации».
Приложение 9: «Песня «Цирк. Цирк. Цирк».
3. Оборудование для педагога: стол, стул, ПК, демонстрационная доска, дидактические пособия.
4. Оборудование для учащихся: набор цветной бумаги А4, 1 лист светлого картона А4, ножницы, клей, карандаш простой, фломастеры.
5. Использованные источники:
- Франк Э,Дэй-Уайльд М. «Экспресс-декор».M.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
- Тарановская Н.В. «Маленькие чудеса» - Л.: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1981.
- Рогов А.П. «Кладовая радости». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982.
-Столяров В.А., Соколова Н.Д., Барышева Т.А., Лузе О.Р., Гольтякова Л.А. «Мир музея» учебно-методическое пособие. Издание второе. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». СПб.: РУССКИЙ МУЗЕЙ, 2009.
План занятия
1.Организационный момент.
1.1. Перекличка и проверка готовности к занятию. 5 минут.
1.2. Объявление темы и цели занятия, рассказ о значении понятий «портрет» и «аппликация». 5 минут.
2. Актуализация знаний.
2.1. Повторение пройденного материала в свете предстоящей работы: охрана труда, организация рабочего места. 5 минут.
2.2. Повторение и знаний о пропорциях человеческого лица . 5 минут.
3. Работа по теме урока.
3.1. Рассказ педагога о традиционных образах клоунов (солнечных и лунных). Прослушивание песни «Цирк. Цирк. Цирк».
Рассказ о выдающихся советских/ российских клоунах. Тактильное ознакомление обучающихся с предметами гардероба клоунов, ответы на вопросы педагога. 20 минут.
3.2. Разбор технологии создания аппликации. 5 минут.
4. Перемена.
Физкультминутка. 10 минут.
5.Продолжение работы по теме урока.
5.1. Выполнение наброска портрета клоуна на листе картона. 5 минут.
5.2. Вырезание/нарывание деталей из листов цветной бумаги. 20 минут.
5.3.Наклеивание деталей из бумаги на основу. 10 минут.
6. Подведение итогов занятия.
6.1. Рефлексия. Обсуждение работ. 5 минут.
6.2. Рекомендации для работы дома. 1 минута.
6.3. Уборка рабочего места. 4 минуты.
Конспект занятия
1.Организационный момент.
1.1. Перекличка и проверка готовности к уроку (фронтальная работа, беседа).
Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Давайте проведем перекличку. .. Все готовы к занятию? На парте перед вами должен лежать лист картона, слева - цветная бумага, справа - карандаш, ножницы, клей, фломастеры.
1.2. Объявление темы и цели занятия, рассказ о значении понятий «портрет» и «аппликация» (фронтальная работа, беседа).
Ребята, кто из вас знает, что такое «портрет» и «аппликация» (ответы учеников). Какие виды портрета вы знаете? (ответы учеников) А какие виды аппликации? (ответы учеников) Ребята, подскажите, кто самый веселый в цирке?....Что вы знаете об их труде?... Сегодня мы с вами узнаем кое-что новое об этом и своими руками сделаем портрет клоуна в технике аппликации из бумаги.
2. Актуализация знаний.
2.1. Повторение пройденного материала в свете предстоящей работы: охрана труда, организация рабочего места.
Кто нам напомнит о правилах работы с ножницами? (ответы учеников). Постоянно поддерживаем порядок на рабочем столе. Также не направляем в лицо карандаши, клей. Дома нас ждут живыми и здоровыми.
2.2. Повторение знаний о пропорциях человеческого лица.
В свете предстоящей работы, необходимо повторить пройденный материал.
Ведь сегодня придется решать задачу повышенной сложности, чтобы создать гармоничное произведение (Рассматриваем Таблицу 1 «Схема пропорций лица»). Кто мне напомнит пропорции человеческого лица? (ответы учеников). Сегодня мы применим эти знания.
3. Работа по теме урока.
3.1. Прослушиваем песню «Цирк. Цирк. Цирк.» (Приложение 9: «Песня «Цирк. Цирк. Цирк.») для создания и поддержания нужного настроения. Ребята, рассмотрите эти изображения клоунов (Таблица 2: «Солнечные клоуны», Таблица 3: «Лунные клоуны»).
Что у них общего? (ответы учеников) Хорошо, а вы видели на улице людей в таких ботинках и галстуке? ... Чем еще гардероб клоуна отличается от гардероба обычного человека? ... Что можете сказать о расцветке одежды?... А кто из вас знает, что такое аксессуар?... Аксессуары это дополнения к костюму, придающие ему законченный вид. К аксессуарам относятся шарф, платок, головной убор, перчатки, сумка, галстук, трость, парик, кошелек… Теперь рассмотрим макияж клоунов… Да, он яркий, довольно грубый, часто присутствует накладной круглый нос, белые веки, глаза-звездочки, красный рот со скругленными концами
Ребята, сравните образы клоунов на этих двух картинках… Заметили разницу?... Да, это разные типы клоунов. Первых называют солнечными клоунами, а вторых – лунными. Как вы можете описать солнечных клоунов? … А что общего у лунных клоунов? ... Да, солнечные клоуны веселые, одеты в яркие одежды, у них яркий макияж. Лунные клоуны немного грустные, часто одеты в черно-белых тонах, это мимы, пьеро.
Рассмотрите портреты выдающихся советских/ российских клоунов: Олега Попова и Юрия Никулина (Таблица 4: «Олег Попов на арене цирка»,
Таблица 5: «Юрий Никулин на арене цирка»).
Как вы думаете, к какому типу клоунов их можно отнести? ... Правильно.
Теперь примерим на себя предметы гардероба клоунов … Настроение улучшается? … Вы знаете, как клоуну удается всех забрызгать слезами? … Раскрою маленький секрет. Вот такие пластиковые бутылочки крепятся в подмышках, а трубочки от них выводятся к вискам и прячутся под париком. При нажатии на бутылочки две перекрестные струи воды брызгают на зрителей!
3.2. Разбор технологии создания аппликации.
Ребята, чтобы у вас получился портрет клоуна, необходимо определится с его типом – солнечным или лунным он будет. Потом выполнить набросок погрудного портрета клоуна на листе картона. Начинаем с овала лица, потом находим середину и рисуем линию глаз. Расстояние между глазами делаем в один глаз, чуть ниже расположится круглый нос, под ним веселый или грустный рот. Добавляем аксессуары: парик, галстук, возможен головной убор. После этого, ориентируясь на наш набросок, начинаем намечать детали аппликации (Таблица 7: «Пример аппликации»).
Вычленяем геометрические формы в портрете. Это называется стилизацией - намеренная и подчеркнутая имитация характерных особенностей ( Таблица 6: «Стилизация изображения»).
При вырезании и обрывании используем принцип простой и множественной симметрии (Таблица 8: «Способы вырезания/обрывания аппликации»).
Совет: если вам понравились цвета, но вы не уверены в том, что их сочетание будет удачным, постарайтесь вспомнить, видели ли вы подобную комбинацию цветов в природе. Природа никогда не ошибается. Поможет и изучение картин больших мастеров, которые можно увидеть в музеях и картинных галереях.
4. Перемена.
Физкультминутка. Дети играют плюшевым мячом в «Вышибалы».
5. Продолжение работы по теме урока.
5.1. Выполнение наброска портрета клоуна на листе картона (практическая работа).
Ребята, сейчас самостоятельно, рисуем на листе картона набросок аппликации.
5.2. Вырезание/нарывание деталей из листов цветной бумаги (практическая работа).
Используя предыдущий опыт, обучающиеся самостоятельно готовят детали аппликации.
5.3.Наклеивание деталей из бумаги на основу (практическая работа).
Обратите внимание на Таблицу 7: «Пример аппликации»).
Выкладываем детали на картонную основу и оцениваем гармоничность. Производим корректировку (можно обменяться деталями с соседом). Приклеиваем детали на расчерченный картон, начиная с центра.
Обучающиеся последовательно приклеивают заготовленные детали аппликации на лист картона.
6. Подведение итогов занятия.
6.1. Рефлексия. Обсуждение работ (беседа).
Ребята, закрепляйте на доске ваши работы. Теперь отступите на несколько шагов и посмотрите на них. Ребята, какие работы вам понравились и почему? (ответы учеников). Как можно исправить работы, которые вам не понравились? (ответы учеников) Чего в них не хватает? Что в них лишнее? (ответы учеников). Какие клоуны солнечные, а какие лунные?
6.3. Рекомендации для работы дома.
Ребята, если вы захотите дома продолжить работать в технике аппликации, то я советую использовать всевозможные подручные материалы – упаковки от попкорна, фантики и прочее. Это позволит создать неповторимые образы .
6.4. Уборка рабочего места.
Теперь приведем в порядок рабочие места. Выбрасываем обрезки бумаги и тканей, протираем парты. Я с вами прощаюсь.
Рекомендуемая литература для педагогов:
1. Ловягин С.Н. – «Рисуем пером». – М.:ОКОЕМ, 1995.
2. Галанова Т.В.,«Оригами из ткани» - М.:АСТ-ПРЕСС, 2008.
3. Кузин В.С. «Изобразительное искусство» - М.:ДРОФА, 2006.
4. Морас И., «Абажуры из бумаги» - М.:«АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2013.
5. Фромм Э., «Искусство любить» - М.: «АЗБУКА-КЛАССИКА», 2008.
Рекомендуемая литература для детей:
1. Дорожкин Ю., Федоров Ю. «Лубочные картинки» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Голдман К., «Лучшие уроки. Рисуем карандашом портреты, натюрморты, пейзажи » - Издательство АСТ, 2014».
3. Дадашова З.Р. «Резные открытки» - АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2013.
4. Шматова О. «Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами» - М.:ЭКСМО, 2012.
5. Величкина Г., Шпикалова Т. «Дымковская игрушка» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
Приложения:
Таблица 1: «Схема пропорций лица»
Таблица 2: «Солнечные клоуны»
Таблица 3: «Лунные клоуны»
Таблица 4: «Олег Попов на арене цирка»
Таблица 5: «Юрий Никулин на арене цирка»
Таблица 6: «Стилизация изображения».
Таблица 7: «Пример аппликации».
Таблица 8: «Способы вырезания/обрывания аппликации».
Приложение 9: «Песня «Цирк. Цирк. Цирк».
Предварительный просмотр:
Таблица 7: «Пример аппликации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Аппликация из бумаги. Венок»
Занятие разработано для детей младшего школьного возраста. Несложное украшение для дома, хороший подарок родным....
Конспект открытого занятия: Аппликация из бумаги «Цветочная фантазия»
Конспект открытого занятия.Открытое занятие.27.01.2014 г.Место проведения СОШ №3, класс.Тема занятия: Аппликация из бумаги «Цветочная фантазия». (1 группа творческого объединения «Умелые ру...
Методическая разработка занятия "Аппликация торцеванием. Елочная игрушка"
Цель занятия: научить изготавливать елочную игрушку в технике торцевание...
Методическая разработка занятия "Аппликация из ткани "Свинка Пеппа".
Все младшие школьники любят мультфильм "Свинка Пеппа". Я решила использовать их интерес к веселым героям мультфильма для пропаганды семейных ценностей и обучения/закрепления умения работать в сме...
Методическая разработка занятия кружка "Изостудия". Тема: "Портрет Варнавы Ветлужского - святого покровителя варнавинской земли"
Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства, а также на повышение их нравственного и духовного уровня с помощью обращен...
Методическая разработка занятия « Аппликация природным материалом « Дары осени».
Изготовление работы с использованием природных материалов в технике апликация....
Методическая разработка занятия "Ориентировка на бумаге"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....