Методическая разработка занятия «Аппликация из бумаги «Портрет клоуна»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Титекли Елена Николаевна

Методическая разработка занятия  "Аппликация из бумаги  "Портрет клоуна"

для педагогов дополнительного образования, работающих с начальной школой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект занятия «Аппликация из бумаги «Портрет клоуна»

      Данная методическая разработка занятия предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих по программам эстетической направленности (например, «Изобразительное искусство») с детьми 7-10 лет. Занятие текущее, первого года обучения, в рамках темы «Портрет».

Цель: создание аппликации из бумаги «Портрет клоуна».

Ожидаемый результат: создание портрета клоуна   в технике аппликации из бумаги.

Задачи:

Обучающие:

-закрепление знаний о пропорциях лица,

-развитие цветовосприятия,

-повторение техники аппликации,

-изучение новых терминов.

Развивающие:

-развитие зрительной памяти, наблюдательности,

-развитие мелкой моторики,

-развитие фантазии,

-развитие  интереса к работе в смешанной технике,

-расширение словарного запаса.

Воспитательные:

-воспитание трудолюбия,

-воспитание аккуратности,

-воспитание уважительного отношения к труду.

Тип занятия: практическое занятие. Повторение и закрепление изученного материала.

Вид занятия: аппликация, графика.

Продолжительность занятия: два учебных часа.

Форма проведения занятия: учебное занятие.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, фронтальная.

Форма подведения итога занятия: выставка работ и обсуждение, взаимоанализ.

Методическое обеспечение занятия:

1. Используемые технологии, методы:

объяснительно-иллюстративные (демонстрация таблиц №№1-9 и их описание, демонстрация технологии аппликации,  материалов, рабочих инструментов),

частично-поисковые (подбор цветовой гаммы портрета, ответы на вопросы педагога, исследование портретов различных клоунов – выявление закономерностей),

практические (самостоятельная работа учащихся по созданию образа клоуна и  выполнению аппликации).

2. Дидактические пособия:

Таблица 1: «Схема пропорций лица»

Таблица 2: «Солнечные клоуны»

Таблица 3: «Лунные клоуны»

Таблица 4: «Олег Попов на арене цирка»

Таблица 5: «Юрий Никулин на арене цирка»

Таблица 6: «Стилизация изображения».

Таблица 7: «Пример аппликации».

Таблица 8: «Способы вырезания/обрывания аппликации».

Приложение 9: «Песня «Цирк. Цирк. Цирк».

3. Оборудование для педагога: стол, стул, ПК, демонстрационная доска, дидактические пособия.

4. Оборудование для учащихся:  набор цветной бумаги А4, 1 лист светлого картона А4, ножницы, клей, карандаш простой, фломастеры.

5. Использованные источники:

- Франк Э,Дэй-Уайльд М. «Экспресс-декор».M.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.

- Тарановская Н.В. «Маленькие чудеса» - Л.: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, 1981.

- Рогов А.П.  «Кладовая радости». – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1982.

-Столяров В.А., Соколова Н.Д., Барышева Т.А., Лузе О.Р., Гольтякова Л.А. «Мир музея» учебно-методическое пособие. Издание второе. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». СПб.: РУССКИЙ МУЗЕЙ, 2009.

План занятия 

1.Организационный момент.

1.1. Перекличка и проверка готовности к занятию. 5 минут.

1.2. Объявление темы и цели занятия, рассказ о значении понятий «портрет» и «аппликация». 5 минут.

2. Актуализация знаний.

2.1. Повторение пройденного материала в свете предстоящей работы: охрана труда, организация рабочего места. 5 минут.

2.2. Повторение и  знаний о пропорциях человеческого лица . 5 минут.

3. Работа по теме урока.

3.1.  Рассказ педагога о традиционных образах клоунов (солнечных и лунных). Прослушивание песни «Цирк. Цирк. Цирк».

Рассказ о выдающихся советских/ российских клоунах. Тактильное  ознакомление обучающихся с предметами гардероба клоунов, ответы на вопросы педагога. 20 минут.

3.2. Разбор технологии создания аппликации. 5 минут.

4. Перемена.

Физкультминутка. 10 минут.

5.Продолжение работы по теме урока.

5.1. Выполнение наброска портрета клоуна на листе картона. 5 минут.

5.2. Вырезание/нарывание деталей из листов цветной бумаги. 20 минут.

5.3.Наклеивание деталей из бумаги на основу. 10 минут.

6. Подведение итогов занятия.

6.1. Рефлексия. Обсуждение работ.  5 минут.

6.2. Рекомендации для работы дома. 1 минута.

6.3. Уборка рабочего места. 4 минуты.

Конспект занятия

1.Организационный момент.

1.1. Перекличка и проверка готовности к уроку (фронтальная работа, беседа).

Здравствуйте ребята. Рада вас видеть. Давайте проведем перекличку. .. Все готовы к занятию? На парте перед вами должен лежать лист картона, слева - цветная бумага, справа - карандаш, ножницы, клей, фломастеры.

1.2.  Объявление темы и цели занятия, рассказ о значении понятий «портрет» и «аппликация» (фронтальная работа, беседа).

Ребята, кто из вас  знает, что такое «портрет» и «аппликация» (ответы учеников). Какие виды портрета вы знаете? (ответы учеников)  А какие виды аппликации? (ответы учеников) Ребята, подскажите, кто самый веселый в цирке?....Что вы знаете об их труде?... Сегодня мы с вами  узнаем  кое-что новое об этом  и своими руками сделаем портрет клоуна  в технике аппликации из бумаги.

2. Актуализация знаний.

2.1. Повторение пройденного материала в свете предстоящей работы: охрана труда, организация рабочего места.

Кто нам напомнит о правилах работы с ножницами? (ответы учеников). Постоянно поддерживаем порядок на рабочем столе. Также не направляем в лицо карандаши, клей. Дома нас ждут живыми и здоровыми.

2.2. Повторение  знаний о пропорциях человеческого лица.

В  свете предстоящей работы, необходимо повторить пройденный материал.

Ведь сегодня придется решать задачу повышенной сложности, чтобы создать гармоничное произведение (Рассматриваем Таблицу 1 «Схема пропорций лица»). Кто мне напомнит пропорции человеческого лица? (ответы учеников). Сегодня мы применим эти знания.

3. Работа по теме урока.

3.1.  Прослушиваем песню «Цирк. Цирк. Цирк.» (Приложение 9: «Песня «Цирк. Цирк. Цирк.») для создания и поддержания нужного настроения. Ребята, рассмотрите эти изображения клоунов (Таблица 2: «Солнечные клоуны», Таблица 3: «Лунные клоуны»).

Что у них общего? (ответы учеников) Хорошо, а вы видели на улице людей в таких ботинках и галстуке? ... Чем еще гардероб клоуна отличается от гардероба обычного человека? ... Что можете сказать о расцветке одежды?... А кто из вас знает, что такое аксессуар?... Аксессуары  это дополнения к костюму, придающие ему законченный вид. К аксессуарам относятся шарф, платок, головной убор, перчатки, сумка, галстук, трость, парик, кошелек… Теперь рассмотрим макияж клоунов… Да, он яркий, довольно грубый, часто присутствует накладной круглый нос, белые веки, глаза-звездочки, красный рот со скругленными концами

Ребята, сравните образы клоунов на этих двух картинках… Заметили разницу?... Да, это разные типы клоунов. Первых называют солнечными клоунами, а вторых – лунными. Как вы можете описать солнечных клоунов? … А что общего у лунных клоунов? ...  Да, солнечные клоуны веселые, одеты в яркие одежды, у них яркий макияж. Лунные клоуны немного грустные, часто одеты в черно-белых тонах, это мимы, пьеро.

Рассмотрите портреты  выдающихся советских/ российских клоунов: Олега Попова и Юрия Никулина  (Таблица 4: «Олег Попов на арене цирка»,

Таблица 5: «Юрий Никулин на арене цирка»).

 Как вы думаете, к какому типу клоунов их можно отнести? ... Правильно.

Теперь примерим на себя предметы гардероба клоунов …  Настроение улучшается? … Вы знаете, как клоуну удается всех забрызгать слезами? … Раскрою маленький секрет. Вот такие пластиковые бутылочки крепятся в подмышках,  а трубочки от них выводятся к вискам и прячутся под париком.  При нажатии на бутылочки две перекрестные струи воды брызгают на зрителей!

3.2. Разбор технологии создания аппликации.

Ребята, чтобы у вас получился портрет клоуна, необходимо определится с его типом – солнечным или лунным он будет. Потом выполнить набросок погрудного портрета клоуна на листе картона. Начинаем  с овала лица, потом находим середину и рисуем  линию глаз.  Расстояние между глазами делаем в один глаз, чуть ниже  расположится  круглый нос, под ним веселый или грустный рот. Добавляем аксессуары: парик, галстук, возможен головной убор. После этого, ориентируясь на наш набросок, начинаем намечать детали аппликации (Таблица 7: «Пример аппликации»).

Вычленяем геометрические формы в портрете. Это называется стилизацией - намеренная и подчеркнутая имитация характерных особенностей  ( Таблица 6: «Стилизация изображения»).

При вырезании  и обрывании используем принцип простой и множественной симметрии (Таблица 8: «Способы вырезания/обрывания аппликации»).

Совет: если вам понравились цвета, но вы не уверены в том, что их сочетание будет удачным, постарайтесь вспомнить, видели ли вы подобную комбинацию цветов в природе. Природа никогда не ошибается. Поможет и изучение картин больших мастеров, которые можно увидеть в музеях и картинных галереях.

4. Перемена.

Физкультминутка. Дети играют плюшевым мячом в «Вышибалы».

5. Продолжение работы по теме урока.

5.1. Выполнение наброска портрета клоуна на листе картона (практическая работа).

Ребята, сейчас  самостоятельно,  рисуем на листе картона набросок  аппликации.

5.2. Вырезание/нарывание деталей из листов цветной бумаги (практическая работа).

Используя предыдущий опыт, обучающиеся самостоятельно готовят детали аппликации.

5.3.Наклеивание деталей из бумаги на основу (практическая работа).

Обратите внимание на Таблицу 7: «Пример аппликации»).

Выкладываем детали на картонную основу и оцениваем гармоничность. Производим корректировку (можно обменяться деталями с соседом).   Приклеиваем детали на расчерченный картон, начиная с центра.

Обучающиеся последовательно приклеивают заготовленные детали аппликации на лист картона. 

6. Подведение итогов занятия.

6.1. Рефлексия. Обсуждение работ (беседа).

Ребята, закрепляйте на доске ваши работы. Теперь отступите на несколько шагов и посмотрите на них. Ребята, какие работы вам понравились и почему? (ответы учеников). Как можно исправить работы, которые вам не понравились? (ответы учеников) Чего в них не хватает? Что в них лишнее? (ответы учеников). Какие клоуны солнечные, а какие лунные?

6.3. Рекомендации для работы дома.

Ребята, если вы захотите дома продолжить работать в технике аппликации, то я советую использовать всевозможные подручные материалы – упаковки от попкорна, фантики и прочее. Это позволит создать неповторимые образы .

6.4. Уборка рабочего места.

Теперь приведем в порядок рабочие места. Выбрасываем обрезки бумаги и тканей, протираем парты. Я с вами прощаюсь.

Рекомендуемая литература для педагогов:

1. Ловягин С.Н. – «Рисуем пером». – М.:ОКОЕМ, 1995.

2. Галанова Т.В.,«Оригами из ткани» - М.:АСТ-ПРЕСС, 2008.

3. Кузин В.С. «Изобразительное искусство» - М.:ДРОФА, 2006.

4. Морас И., «Абажуры из бумаги» - М.:«АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2013.

5. Фромм Э., «Искусство любить» - М.: «АЗБУКА-КЛАССИКА», 2008.

Рекомендуемая литература для детей:

1. Дорожкин Ю., Федоров Ю. «Лубочные картинки» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Голдман К.,  «Лучшие уроки. Рисуем карандашом портреты, натюрморты, пейзажи » - Издательство АСТ, 2014».

3. Дадашова З.Р. «Резные открытки» - АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2013.

4. Шматова О. «Самоучитель по рисованию фломастерами и цветными карандашами» - М.:ЭКСМО, 2012.

5. Величкина Г., Шпикалова Т. «Дымковская игрушка» - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Приложения:

     

Таблица 1: «Схема пропорций лица»

Таблица 2: «Солнечные клоуны»

Таблица 3: «Лунные клоуны»

Таблица 4: «Олег Попов на арене цирка»

Таблица 5: «Юрий Никулин на арене цирка»

Таблица 6: «Стилизация изображения».

Таблица 7: «Пример аппликации».

Таблица 8: «Способы вырезания/обрывания аппликации».

Приложение 9: «Песня «Цирк. Цирк. Цирк».



Предварительный просмотр:

Таблица 7: «Пример аппликации».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Аппликация из бумаги. Венок»

Занятие разработано для детей младшего школьного возраста. Несложное украшение для дома, хороший подарок родным....

Конспект открытого занятия: Аппликация из бумаги «Цветочная фантазия»

Конспект открытого занятия.Открытое занятие.27.01.2014 г.Место проведения СОШ №3, класс.Тема занятия: Аппликация из бумаги  «Цветочная фантазия». (1 группа творческого объединения «Умелые ру...

Методическая разработка занятия "Аппликация торцеванием. Елочная игрушка"

Цель занятия: научить изготавливать елочную игрушку в технике торцевание...

Методическая разработка занятия "Аппликация из ткани "Свинка Пеппа".

Все младшие школьники любят мультфильм "Свинка Пеппа". Я решила использовать их интерес к веселым героям мультфильма для пропаганды семейных ценностей и обучения/закрепления умения работать в сме...

Методическая разработка занятия кружка "Изостудия". Тема: "Портрет Варнавы Ветлужского - святого покровителя варнавинской земли"

Данная методическая разработка направлена на формирование у учащихся знаний о портрете, как жанре изобразительного искусства, а также на повышение их нравственного и духовного уровня с помощью обращен...

Методическая разработка занятия « Аппликация природным материалом « Дары осени».

Изготовление работы с использованием природных материалов в технике апликация....

Методическая разработка занятия "Ориентировка на бумаге"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....