Рабочая программа по изобразительному искусству, 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Шевелёва Наталья Сергеевна

Рабочая программа по изобразительному искусству (ФГОС) 6 класс включает в себя пояснительную записку и ктп с универсальными видами деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ИЗО, 6 класс56.92 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство. 6 класс

  1. Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012;

  • Закона Омской области № 1569-ОЗ от 18 июля 2013 года «О регулировании отношений в сфере образования на территории Омской области»,  принят Постановлением Законодательного Собрания Омской области от 11 июля 2013 года № 218;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 N 1577;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2,4,2,2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» в ред. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11. 2015 №81;
  • Приказа Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июня 2015 года № НТ-670/08 «О направлении методических рекомендаций»;
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования. (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04.2015 №1\15);
  • Уставом  БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №63»;

 планируемыми результатами основного общего образования  и  ориентирована  на работу по программе:

Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б. М. Неменского. 5–9 классы: пособие для учителей  общеобразовательных  учреждений  /  Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013.

       Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира,  самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

     Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетических наблюдений окружающего мира.    

     Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

      Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

                         Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.        

       Тема 6-7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.

       Рабочая программа составлена с учетом  Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе:

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч. 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

   Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

  Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.  Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека  является важным условием освоения школьниками программного материала.

  При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

  Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством.   Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа, в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

 2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство».

Предметные результаты

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ученик научится

  • - понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
  • -знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и  натюрморта в истории искусства;
  • -называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • -понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • -пользоваться основными  средствами художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
  • -использовать разные художественные материалы, художественные техники в создании художественного образа;
  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные  техники;
  • -видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  •  -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  •  -создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  •  -активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

ученик получит возможность научиться:

  • -  развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
  • - понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
  • - ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
  • -  развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластическихискусств;
  • -  применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
  • -   проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
    -   воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности.

  Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ ООП ОО в рамках изучения предмета "Изобразительное искусство" в 6 классе

Программа формирования УУД

Личностные

  • Называет основные факты истории РФ и региона, культурно - исторические традиции и памятники города Омска.
  • Называет и характеризует государственную символику РФ, государственные праздники РФ.
  • Выполняет нормы и требования Правил внутреннего распорядка учащихся школы; перечисляет права и обязанности учащихся и руководствуется ими.
  • Положительно принимает свою национальную идентичность, а также идентичность других. Может рассказать о традициях своего народа, и других народов, проживающих на территории РФ.
  • Сотрудничает со сверстниками любых национальностей, этнических групп, вероисповеданий.
  • Ориентируется на образец хорошего ученика.
  • Сохраняет устойчивый интерес к учению, выделяет свои образовательные дефициты.
  • Осознаёт свои склонности и способности к той или иной профессии.
  • Оценивает поступки свои и окружающих людей на основе моральных норм. Решает моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении.
  • Оценивает свои действия  и действия сверстников на основе правил безопасного поведения и норм здорового образа жизни.

Регулятивные

  • Формулирует частные цели по усвоению готовых знаний (под руководством учителя).
  • Соотносит цель и задачи, корректирует задачи в соответствии с целями (под руководством учителя).
  • Описывает возможный результат и выбирает из предложенных вариант достижения цели. Составляет план достижения цели, решения проблемы.
  • Выделяет альтернативные способы достижения цели.
  • Сопоставляет свои критерии оценки деятельности с критериями других учеников.
  • Осуществляет самоконтроль своей деятельности на основе предложенных инструментов.
  • Оценивает продукт своей деятельности в соответствии с заданными критериями и целью.
  • Осуществляет рефлексию деятельности: определяет причины успешности и неуспешности в деятельности, сопоставляя цель, деятельность и результат.
  • Корректирует действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • Фиксирует динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные

  • Выделяет существенные и несущественные признаки объектов, проводит сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям или самостоятельно, выбирая для этого основания и критерии. Устанавливает аналогии.
  • Подводит под понятие (распознаёт объект, выделяет его существенные признаки, на их основе определяет принадлежность объекта к понятию).
  • Устанавливает причинно - следственные связи и зависимости в изучаемом круге явлений.
  • Строит рассуждения, связывая простые суждения об объекте, опираясь на причинно - следственные связи, зависимости, отношения, закономерности (под руководством учителя).
  • Переводит языковые средства в условные обозначения: создаёт и преобразует схемы (с помощью учителя). Создаёт материальные модели (с помощью учителя). Переводит информацию из одной формы в другую: графическую, символическую, схематическую, текстовую (с помощью учителя).

Коммуникативные

  • Определяет цели и план взаимодействия, распределяет функции участников, создаёт правила взаимодействия (под руководством учителя).
  • Придерживается ролей в совместной деятельности. Занимает позицию руководителя в учебном взаимодействии.
  • Задаёт собеседнику вопросы на понимание его действий и выяснение необходимых сведений, необходимые для организации совместной деятельности
  • Сравнивает разные точки зрения, соотносит мысли, чувства, желания участников взаимодействия (под руководством учителя).
  • Обосновывает и отстаивает свою точку зрения.
  • Выбирает оптимальный путь совместного выполнения работы из предлагаемых вариантов. Выделяет причины конфликта и договаривается по поводу его разрешения.
  • Формулирует оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после ёё завершения на основе предложенных критериев.
  • Извлекает из услышанного теста с неявно выраженными логическими связями информацию, заданную в явном и в неявном виде.
  • Высказывает своё мнение об услышанном тексте. Участвует в коллективном формулировании выводов.
  • Определяет тему, идею, составляет план услышанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их.
  • Описывает содержание совершаемых действий, как во внешней, так и во внутренней речи.
  • Выбирает объем высказывания, определяет границы темы. При изложении собственных мыслей придерживается определённого плана.
  • Формулирует выводы из собственного текста, подбирает соответствующие примеры, факты, аргументы (совместно со сверстниками).
  • Строит высказывание в соответствии с нормами русского языка, включая подбор выразительных средств.

Программа "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"

Работа с информацией

  • Определяет главную тему, общую цель и назначение текста, структурирует текст. Формулирует тезис, выражающий общий смысл текста (под руководством учителя).
  • Выделяет в тексте ключевые слова. Выделяет непонятные слова и осуществляет из толкование с помощью словаря.
  • Составляет простой план прочитанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их. Прогнозирует содержание текста по предложенному плану /заголовку.
  • Характеризует назначение и место внетекстовых элементов.
  • Использует формальные элементы текста (шрифт, подзаголовки, сноски)для поиска нужной информации.
  • Извлекает из текста, структура и логические связи которого не очевидны, информацию представленную в неявном виде.

Интерпретация текста

  • Структурирует и преобразует текст, выполняет смысловое свёртывание.

Оценка текста

  • Формулирует выводы на основе прочитанных текстов разных типов. Находит аргументы, подтверждающие вывод (в группе сверстников).
  • Составляет письменные аннотации, отзывы о тексте.
  • Критически оценивает, аргументируя, форму и содержание текста.
  • Подвергает сомнению достоверность прочитанного текста (выявляет пробелы или лишнюю информацию). Выявляет противоречивую информацию в работе с одним или несколькими источниками.

Чтение несплошных текстов

  • Находит отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.

Программа "Формирование ИКТ- компетентности"

Обращение с устройствами ИКТ

  • Размещает в информационной среде корректные сообщения, комментарии, запросы.
  • Использует сканер для воспроизведения текстовой информации.

Фиксация изображений и звуков

  • Использует фиксацию изображений и звуков в ходе учебного исследования/эксперимента
  • Использует различные компьютерные инструменты для обработки цифровых фотографий.

Создание письменных сообщений

  • Набирает текст на родном языке в текстовом редакторе.
  • С помощью учителя проводит сканирование документов.

Создание графических объектов

  • Создаёт графические объекты геометрических фигур в текстовом редакторе с помощью автофигур.
  • Создаёт диаграмму, иллюстрирующую единичный процесс/явление.
  • Осуществляет систему смены слайдов из готовых аппликаций.
  • Подбирает визуальный ряд изображений в соответствии со смысловым содержанием ситуации.

Создание музыкальных и звуковых сообщений

  • Использует микрофоны во время выступления

Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений

  • Выделяет структуру и фрагменты сообщения.
  • Составляет вопросы к сообщению.

Коммуникация и социальное взаимодействие

  • Использует систематический обмен информацией средствами дистанционного общения.
  • Использует систему рассылок электронной почты
  • Работает с возможными блогами.
  • Соблюдет нормы сетевого этикета при составлении сообщений, комментариев, запросов.

Поиск и организация хранения информации

  • Грамотно строит запрос по одному имени, факту, термину.
  • Самостоятельно строит поиск небольшой информации в электронных библиотеках, каталогах, пользуется картой сайта библиотеки, поисковой строкой сайта.
  • Самостоятельно строит учебные базы данных с помощью различных компьютерных инструментов, заполняет базы данных, изменяет информацию.

3.   Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

  • Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
  • Художественные материалы.
  • Рисунок- основа изобразительного творчества.
  • Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.
  • Пятно как средство выражения. Ритм пятен.
  • Цвет. Основы цветоведения.
  • Цвет в произведениях живописи.
  • Объемные изображения в скульптуре.
  • Основы языка изображения.

Мир наших вещей. Натюрморт.

  • Реальность и фантазия в творчестве художника.
  • Изображение предметного мира- натюрморт.
  • Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
  • Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
  • Освещение. Свет и тень.
  • Натюрморт в графике.
  • Цвет в натюрморте.
  • Выразительные возможности натюрморта.

Вглядываясь в человека. Портрет

  • Образ человека – главная тема в искусстве.
  • Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
  • Изображение головы  человека в пространстве.
  • Портрет в скульптуре.
  • Графический портретный рисунок.
  • Сатирические образы человека.
  • Образные возможности освещения в портрете.
  • Роль цвета в портрете.
  • Великие портретисты прошлого.
  • Портрет в изобразительном искусстве 20 века.

Человек и пространство. Пейзаж

  • Жанры в изобразительном искусстве.
  • Изображение пространства.
  • Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
  • Пейзаж - большой мир.
  • Пейзаж настроения. Природа и художник.
  • Пейзаж в русской живописи.
  • Пейзаж в графике.
  • Городской пейзаж.
  • Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

N п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Виды изобразительного искусства и основы образного языка 8 часов

1

6.09

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств

Называть пространственные и временные виды искусства, объяснять, в чем состоит различие  пространственных и временных видов искусства. Выявлять и называть виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция). Характеризовать три вида пространственных искусств.

2

13.09

Художественные материалы

Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность.  Рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, о творческой активности зрителя. Пользоваться   выразительными возможностями графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер и т.д.).

3

20.09

Рисунок-основа изобразительного творчества

Эмоционально воспринимать произведения станковой графики, станковой живописи. Развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами.

4

27.09

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

Объяснять, что такое ритм и его значение в создании художественного образа.

5

4.10

Пятно как средство выражения. Ритм пятен

Овладевать представлениями о пятне как одном из основных средств изображения, овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.

6

11.10

Цвет. Основы цветоведения

Знать понятия и уметь объяснять их значения: основной цвет, составной цвет, дополнительный цвет. Различать основные характеристики и свойства цвета. Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа.

7

18.10

Цвет в произведениях живописи

Понимать значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа, получать представление о воздействии цвета на человека

8

25.10

Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения

Пользоваться средствами выразительности графики, скульптуры, живописи, характеризовать основные скульптурные материалы и условия их применения в объемных изображениях. Называть имена и произведения выдающихся художников, рассуждать о значении и роли искусства в жизни людей.

Мир наших вещей. Натюрморт 8 часов

9

15.11

Реальность и фантазия в творчестве художника

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека. Объяснять взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве. Участвовать в диалоге о значении реальности и фантазии в творчестве художника.

10

22.11

Изображение предметного мира - натюрморт

Объяснять термин «натюрморт». Называть выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Эмоционально воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).

11

29.11

Понятие формы. Многообразие форм предметного мира

Характеризовать понятия простой и сложной пространственной формы .Различать линейные, плоскостные и объёмные формы. Создавать    простые  геометрические  тела  (конус, цилиндр, куб,  призма).

12

6.12

Изображение предмета на плоскости. Линейная перспектива

Объяснять правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы композиции на плоскости. Определять основы изобразительной грамоты. Строить  изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.

13

13.12

Освещение. Свет и тень

Осваивать основные правила объемного изображения предмета, передавать при помощи света характер формы и эмоциональное напряжение натюрморта. Знакомиться с картинами – натюрмортами европейского искусства 17 –18 веков.

14

20.12

Натюрморт в  графике

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Получать представления  о различных графических техниках.

15

27.12

Цвет в натюрморте

Понимать и использовать в творческой работе выразительные возможности цвета. Выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания.

16

17.01

Выразительные возможности натюрморта

Создавать и разрабатывать натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные   средства графики; работать в технике печатной графики.

Вглядываясь в человека. Портрет 10

17

24.01

Образ человека - главная тема в искусстве

Получать представление об изменчивости образа человека в истории. Определять жанр изобразительного искусства. Соотносить изображение человека в портрете и его характер, внутренний мир. Уметь различать виды портрета.

18

31.01

Конструкция головы человека и ее основные пропорции

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица человека. Владеть навыками выразительного использования  графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры.

19

7.02

Изображение головы человека в пространстве

Передавать характер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  выразительные возможности скульптуры. Анализировать   образный язык произведений портретного   жанра. Создавать зарисовки объемной конструкции головы.

20

14.02

Портрет в скульптуре

Получать знания о великих русских скульпторах – портретистах. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения головы человека. Получать представления о выразительных средствах скульптурного образа.

21

21.02

Графический портретный рисунок

Овладевать новыми навыками в рисунке. Выполнять наброски и зарисовки близких людей. Передавать индивидуальные особенности человека в портрете.

22

28.02

Сатирические образы человека

Создавать наброски (пятном) головы в различном освещении. Создавать портрет в технике коллажа. Получать представления о жанре сатирического рисунка и его задачах.

23

7.03

Образные возможности освещения в портрете

Определять выразительные возможности цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Различать освещение «по свету», «против света», боковой свет.

24

14.03

Роль цвета в портрете

Видеть и использовать цвет как   средство   выражения настроения   и   характера героя. Анализировать цветовой строй произведений как средство создания художественного образ.  Получать навыки создания различными материалами портрета в цвете.

25

21.03

Великие портретисты прошлого

Узнавать и называть несколько портретов великих мастеров европейского и русского искусства. Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника в портрете.

26

21.03

Портрет в изобразительном искусстве 20 века

Приводить примеры известных портретов отечественных художников. Получать представления о задачах изображения человека в европейском искусстве 20 века.

27

Человек и пространство 9 часов

11.04

Жанры в изобразительном искусстве

Знать и называть жанры изобразительного искусства. Объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Активно участвовать в беседе по теме.

28

18.04

Изображение пространства

Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве. Различать в произведениях искусства способы изображения пространства. Наблюдать пространственные сокращения.

29

25.04

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Объяснять правила линейной и воздушной перспективы. Использовать правила перспективы в собственной  творческой работе. Приобретать навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.

30

2.05

Пейзаж - большой мир.

Организовывать перспективное пространство пейзажа.

Соотносить высоту горизонта в картине и его образный смысл. Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы.

31

16.05

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Определять основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики. Приобретать навыки передачи в цвете состояния природы и настроения человека.

32

23.05

Пейзаж в русской живописи

Получать представление об истории развития художественного образа природы в русской культуре. Называть имена великих русских живописцев. Формировать эстетическое восприятие природы как необходимое качество личности.

33

30.05

Пейзаж в графике

Развивать культуру восприятия и  понимания образности в графических произведениях. Приобретать навыки создания пейзажных зарисовок.

34

30.05

Городской пейзаж

Получать представления о развитии жанра городского пейзажа в европейском и русском искусстве. Овладевать навыками творчества в технике коллажа

  • Коррекция - объединение тем 26-27 (сжатие теоретического материала)-  раздел -  Вглядываясь в человека - особенности календаря- 9ч.;
  • объединение  тем 33-34(сжатие теоретического материала)-   раздел - Человек и пространство особенности календаря- 8ч.

5. Описание учебно-методического и материально- -технического обеспечения образовательного процесса.

1.Неменская Л.А., Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс, М.: Просвещение, 2014

2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией  Б.М.Неменского. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение,2013

  3. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М.: Аврора ,2013 г.

4.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе,М: Искусство,2008

5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  2011.

 6. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» , Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

7. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

9. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М.,Искусство, 2008.

10.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.   5-е изд. М., Просвещение,  2011.

11. Михайлов А.М. Искусство акварели. М.,Художник , 2011.

12. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.

15. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  Напечатано в Испании, 2012.

16. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 2014

Интернет – ресурсы:

  1. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/
  2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
  3. Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/
  4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5
  5. Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   
  6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
  7. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  8. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
  9. http://festival.1september.ru/-  Авторские программы и разработки уроков 
  10. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
  11. http://festival.1september.ru/  - Викторины 
  12. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  программы «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству по программе Б. Неменского для 1-4 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку и расширенное тематическое планирование...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»

Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:·         Федерального компонента государственног...

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена  на основе  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...