Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО "Веселая палитра"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Направленность: художественная
Нормативный срок освоения программы:
- от 7 до 10 лет – 3 года;
- от 11 до 15 лет - 4 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedotova_programma_novaya.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендовано Утверждаю
Методическим советом Директор МАУДО «ЦДТ»
МАУДО «ЦДТ» ________ Н.С. Вансович
Протокол №7 от 31.08.2016г.
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Веселая палитра»
Направленность: художественная
Нормативный срок освоения программы:
- от 7 до 10 лет – 3 года;
- от 11 до 15 лет - 4 года.
Составитель: Федотова Александра Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г. Пыть-Ях
2016г.
Содержание
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика программы 5
1.2. Актуальность и новизна программы 5
1.3. Цель и задачи программы 5-6
1.4. Источники программы 6
1.5. Условия набора и формирования групп 6
1.6. Оценка результатов и качество освоение программы 6
II. Программа 1 года обучения (возраст 7-10лет, 4 часа в неделю) 7-12
III. Программа 2 года обучения (возраст 7-10лет, 4 часа в неделю) 13-18
IV. Программа 3 года обучения (возраст 7-10лет, 4 часа в неделю) 19-24
V. Программа 1 года обучения (возраст 11-15 лет, 4 часа в неделю) 25-30
VI. Программа 2 года обучения (возраст 11-15 лет, 4 часа в неделю) 31-36
VII. Программа 3 года обучения (возраст 11-15 лет, 4 часа в неделю) 37-42
VIII. Программа 4 года обучения (возраст 11-15 лет, 4 часа в неделю) 43-48
IX. Программа 1 года обучения (возраст 11-15 лет, 6 часов в неделю) 49-55
X. Программа 2 года обучения (возраст 11-15 лет, 6 часов в неделю) 56-62
XI. Программа 3 года обучения (возраст 11-15 лет, 6 часов в неделю) 63-69
XII. Программа 4 года обучения (возраст 11-15 лет, 6 часов в неделю) 70-76
XIII. Оценка эффективности программы к концу обучения полного курса 77
XIV. Литература 78-79
I. Пояснительная записка
1.1. Характеристика программы
1. По характеру деятельности данная программа – образовательная.
2. По педагогическим целям - образовательная, профессионально-ориентированная.
3. По возрастным особенностям – предназначена для детей от 7 до 10 лет (3 года обучения) и от 11 до 15 лет (4 года обучения).
4. По форме занятий – коллективные, индивидуальные, групповые.
Главная роль художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Предмет «Изобразительное искусство» достигает этой цели с помощью специальных средств содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.
В содержание предмета входят эстетическое воспитание действительности и искусства, художественная практическая деятельность учащихся.
Общеизвестно, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире (что создает положительный, эмоциональный настрой), развивает фантазию и воображение, дает возможность закрепить знания о форме и цвете. Однако, как нам представляется, происходит это не само по себе, а при систематическом, целенаправленном и вместе с тем тактичном и ненавязчивом руководстве со стороны преподавателя, который может позволить ученику рисовать все, что вызывает его искренний интерес, удивление и восхищение. И это не просто стремление выразить свои чувства или поделиться впечатлениями с теми, кто увидит рисунок.
Рисуя, дети не только отражают мир, но и показывают его!
1.2. Актуальность и новизна программы
Данная программа актуальна тем, что составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории. В неё включены задания, которые выполняются в разных графических техниках, а так же направленные на развитие аналитического мышления и зрительной памяти.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы
Средствами изобразительного искусства развить у детей не только художественные навыки, но и в первую очередь развивать у детей эстетические чувства и понимание прекрасного: воспитывать интерес и любовь к искусству, природе, к миру в целом.
Задачи программы
-Ознакомить детей с основными элементами художественного творчества.
-Развитие творческого воображения, при проведении практических работ.
-Привлечение детей к современной работе в творчестве.
-Воспитание личности, умеющей самостоятельно мыслить, принимать творческое решение.
-Стимулировать познавательный интерес детей, через развитие художественно-творческой деятельности.
1.4. Источники программы
Данная программа модифицированная. При разработке программы использованы методики:
-Изобразительное искусство по программе В.С Кузина.
-Изобразительное искусство по программе Б.М.Немеского.
-Педагогика искусства Б.М. Немеского.-«Просвещение» Изобразительное искусство и художественный труд .Под руководством Б.М.Неменского.
1.5. Условия набора и формирования групп
Данная программа способствует профессиональному становлению личности в области изобразительного искусства.
В изостудию «Веселая палитра» принимаются дети с 7 до 10 лет.
Основной набор детей производится в начале учебного года. Дети, обучающиеся 1 год обучения, могут при поступлении не иметь предварительной подготовки, но должны обладать художественным вкусом творческим воображением.
Занятия: групповые в сочетании с индивидуальными.
Недельная нагрузка 4 часа (занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа) итого 144 часа в год.
В изостудию «Веселая палитра» принимаются дети с 11 до 15 лет.
Основной набор воспитанников производится в начале учебного года. Дети, обучающиеся 1 год обучения, могут при поступлении не иметь предварительной подготовки, но должны обладать художественным вкусом творческим воображением.
Занятия: групповые в сочетании с индивидуальными.
Недельная нагрузка 6 часов (занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа) итого 216 часов в год.
1.6. Оценка результатов и качество освоение программы
- Мониторинг компетентности (аттестация) – промежуточный, полугодовой, итоговый.
- Участие в выставках и конкурсах различного уровня
- 7. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
1.Телевизор с диагональю
2.Видеомагнитофон.
3.Таблицы по всем основным темам и образцы рисунков.
4. Портреты русских и зарубежных художников
5.Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента
6.Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
7.Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
8.Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
9.Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте .
10.Портреты русских и зарубежных художников.
11.Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
12.Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
13.Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
14.Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте.
15.Видеофильмы:
- по художественным музеям,
- по видам изобразительного искусства,
- по творчеству отдельных художников,
- по народным промыслам,
- по декоративно-прикладному искусству.
II. Программа
1 год обучения
(возраст 7-10 лет)
4 часа в неделю
2.1. Задачи 1 года обучения
1. Познакомить воспитанников с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В живописи цвет есть средство выражения эмоционального состояния или тематического содержания (пейзаж).
2. Формировать умение рассматривать репродукции с изображением пейзажа.
3. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства живописном изображением, художественным словом и музыкальном произведением.
4. Отражать полученные впечатления в творческих работах.
2.2. Тематический план
1 год обучения (4 часа в неделю)
№ | Тема | Теория | Пактика | Всего часов: |
1. | Рисунок | 13 | 33 | 46 |
2. | Живопись | 10 | 30 | 40 |
3. | Композиция | 10 | 30 | 40 |
4. | ДПИ | 8 | 10 | 18 |
Итого: | 41 | 103 | 144 |
2.3. Содержание программы
1год обучения (возраст 7-10 лет) 4 часа в неделю
Рисунок (46 часов)
Теория:
- Что такое рисунок?
- Построение
- Форма внутренней и внешней поверхности объекта
- Основы рисунка
Практика:
- Графические упражнения. Линия как средство выражения графического изображения.
- «Графика зимнего леса». Рисование тушью, карандашом.
- Выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице по возможности с натуры по памяти и представлению.
Живопись (40 часов)
Теория:
- Что такое живопись?
- Основы живописи.
- Цветоведение .
Практика:
- «Мозаика». Цвет как средство выражения «Тихие», «Звонкие», «Глухие» цвета. Моя земля.
- Изображение красочного многоцветного коврика.
- «Цветочная поляна». Три основных цвета. Рисование по памяти и представлению.
Композиция (40 часов)
Теория:
- Основы композиции.
- Правила. Приемы и средства композиции.
- Передача ритма, движения и покоя.
Практика:
- Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении (веселый и грустный клоун)
- Изображение фигуры человека в движении.
- Городские и сельские строения. Тематическое рисование.
ДПИ (18 часов)
Теория:
- Основы ДПИ.
- Виды декоративно прикладного искусства.
Практика:
- Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов.
- Конструирование и украшение насекомых.
- Лепка фигуры человека на сюжетной основе (балет, цирк, спорт) с использованием металлического каркаса.
2.4 Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения
На конец учебного года обучающиеся должны знать
Понятия:
«декоративно-прикладное искусство», «художественный образ», «симметрия», «цвет», «силуэт», «ритм», «орнамент».
На конец учебного года обучающиеся должны уметь
Применять художественные материалы гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств.
III. Программа
2 год обучения
(возраст 7-10 лет)
4 часа в неделю
3.1. Задачи 2 года обучения
1. Формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, теплых и холодных, дополнительных, сближенных;
2. Использовать качества цветов в изображении светотени, глубины пространства;
3. Формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений;
4. Выявить знания и умения изученного материала.
3.2. Тематический план
2 год обучения (4 часа в неделю)
№ | Тема | теория | практика | Всего часов | ||
1. | Рисунок | 13 | 33 | 46 | ||
2. | Живопись | 10 | 30 | 40 | ||
3. | Композиция | 10 | 30 | 40 | ||
4. | ДПИ | 8 | 10 | 18 | ||
Итог: | 41 | 103 | 144 |
- Содержание программы
2 год обучения (возраст 7-10 лет) 4 часа в неделю
Рисунок (46 часов)
Теория:
- Основы рисунка.
- Построение.
- Что такое пропорции.
- Что такое тон.
Практика:
- Линейно-конструктивный рисунок схемы шара с выделением легкого тона.
- Перспективное построение интерьера.
- Построение натюрморта с натуры.
Живопись (40 часов)
Теория:
- Основы живописи.
- Влияние цветов друг на друга.
- Колорит.
Практика:
- Этюды осенних листьев (листья крупные, конкретные по цвету и форме)
- Светотень как средство выражения живописной формы.
- Живописное изображение пейзажа.
Композиция (40 часов)
Теория:
- Основы композиции.
- Композиция из разнообразных материалов и природных форм.
- Передача равновесия в композиции.
Практика:
- Композиция «Золотая осень».
- Композиция «Зимняя сказка».
- Композиция «Как вы провели зимние каникулы».
ДПИ (18 часов)
Теория:
- Основы ДПИ
- Русско-народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.
Практика:
- Изготовление куклы берегини в русском народном костюме.
- Декоративные ракушки.
3.4. Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения
На конец учебного года обучающиеся должны знать:
- Виды орнамента: геометрический, растительный, орнитоморфный;
- Принципы построения орнамента: ритм стилизация;
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
- Строить орнаментальные композиции в различных форматах;
- Выразительно вписывать силуэты композиции в формат;
- Импровизировать на заданные темы;
- Использовать выразительные средства формообразования в своих проектах.
III. Программа
3 год обучения
(возраст 7-10 лет)
4 часа в неделю
3.1. Задачи на 3 год обучения
1. Уметь создавать с помощью цвета настроение в работе;
2. Научиться создавать контрастное цветовое и тональное решение, используя сочетания дополнительных цветов, сочетание светлого и темного;
3. Ставить перед собой творческую задачу и решать ее с помощью композиционных и живописных средств;
3.2. Тематический план
3 год обучения (4 часа в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов | ||
1. | Рисунок | 13 | 33 | 46 | ||
2. | Живопись | 10 | 30 | 40 | ||
3. | Композиция | 10 | 30 | 40 | ||
4. | ДПИ | 8 | 10 | 18 | ||
Итого: | 41 | 103 | 144 |
- Содержание программы
3 год обучения (возраст 7-10 лет) 4 часа в неделю
Рисунок (46 часов)
Теория:
- Основы пластических искусств.
- Учебный рисунок.
- Академический рисунок.
Практика:
- Рисование с натуры натюрморта из гипсовых фигур в карандаше. Построение.
- Рисование с натуры гипсовой вазы.
Живопись (40 часов)
Теория:
- Природа цвета.
- Основные, составные и дополнительные цвета.
Практика:
- Композиция на тему «Каким я вижу наш мир».
- Натюрморт из бытовых предметов.
Композиция (40 часов)
Теория:
- Декоративная композиция.
- Композиционный центр.
- Симметрия и асимметрия.
Практика:
- Композиция на тему «как мы проводили летние каникулы»
- Композиция «Акварель».
- Композиция «Сказочная птица»
ДПИ (18 часов)
Теория:
- Аппликация.
- Городская роспись.
- Хохломская роспись.
Практика:
- Стилизация ракушки.
- Лепка птиц и животных (работа в объеме).
3.4. Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения
На конец учебного года обучающиеся должны знать:
- Понятие «папье-маше», «дизайн», «макет»
- Приемы изготовления объемных изделий из бумаги;
-Выразительные средства формообразования в пространстве: обьем, форма, пропорции, пластика, фактура, текстура, цвет на плоскости: стилизация, знаковость, равновесие, статика, динамика, форма, цвет.
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
- Оригинально мыслить;
- Сознательно выбирать формат в соответствии с характером изображения и художественным замыслом работы;
- Создавать зрительно уравновешивание композиции;
IV. Программа
1 год обучения
(возраст 11-15 лет)
4 часа в неделю
- Задачи 1 года обучения
- Уметь создавать с помощью цвета настроение в работе.
- Научить создавать контрастное цветовое и тональное решение, используя сочетания дополнительных цветов, сочетание светлого и тёмного.
- Ставить перед собой творческую задачу и решать её с помощью композиционных и живописных средств.
4.2. Тематический план
1 год обучения (4 часа в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов: | ||
1. | Рисунок | 14 | 32 | 46 | ||
2. | Живопись | 10 | 30 | 40 | ||
3. | Композиция | 10 | 30 | 40 | ||
4. | ДПИ | 9 | 9 | 18 | ||
Итого: | 43 | 101 | 144 |
4.3. Содержание программы
I год обучения (возраст 11-15 лет) 4 часа в неделю
Рисунок (46 часов)
Теория:
- Основы рисунка
- Превращение плоскости в объем.
- Перспективы.
Практика:
- Рисование и натуры натюрморта из гипсовых фигур в карандаше. Работа штрихами над цветом, формой, светотенью.
- Натюрморт из бытовых предметов.
- Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше.
Живопись (40 часов)
Теория:
- Художественно-выразительные средства живописи.
- Цвет в живописи.
- Цветовой и световой контраст.
Практика:
- Морской пейзаж.
- Натюрморт из бытовых предметов.
- Весенний пейзаж.
Композиция (40 часов)
Теория:
- Декоративность.
- Динамика и статика.
- Открытость и замкнутость.
Практика:
- Композиция «праздничный салют».
- Композиция «снеговик и снежная баба».
- Рисование группы предметов.
ДПИ (18 часов)
Теория:
- Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве.
- Лепка.
- Бумажная пластика.
Практика:
- Конструирование из бумаги простых геометрических фигур.
- Лепка птиц и животных (работа в объеме).
4.4. Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения
На конец учебного года обучающиеся должен знать:
- Понятие «Папье-маше», «Дизайн», «Макет».
- Приёмы изготовления объёмных изделий из бумаги.
- Выразительные средства формообразования в пространстве: объём, форма, пропорции, пластика, фактура, текстура.
- Цвет на плоскости: стилизация, знаковость, равновесие, статика, динамика, форма, цвет.
На конец учебного года обучающиеся должен уметь:
- Оригинально мыслить.
- Сознательно выбирать формат в соответствии с характером изображения и художественным замыслом работы.
- Создавать зрительно уравновешивание композиции.
V. Программа
2год обучения
(возраст 11-15 лет)
4 часа в неделю
5.1. Задачи 2 года обучения
1. Познакомить воспитанников с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В живописи цвет есть средство выражения эмоционального состояния или тематического содержания (пейзаж).
2. Формировать умение рассматривать репродукции с изображением пейзажа.
3. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства живописном изображением, художественным словом и музыкальном произведением.
4. Отражать полученные впечатления в творческих работах.
5.2. Тематический план
2 год обучения (4 часа в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов: | ||
1. | Рисунок | 16 | 30 | 46 | ||
2. | Живопись | 11 | 29 | 40 | ||
3. | Композиция | 11 | 29 | 40 | ||
4. | ДПИ | 8 | 10 | 18 | ||
Итого: | 46 | 98 | 144 |
5.3. Содержание программы
2 год обучения (возраст 11-15 лет) 4 часа в неделю
Рисунок (46 часов)
Теория:
- Графические художественно-выразительные средства: линия, штрих тон.
- Рисование с натуры.
Практика:
- Изображение фигуры человека в движении.
- Графика зимнего леса (рисование тушью. Карандашом).
- Изображение фигуры человека в движении с натуры.
Живопись (40 часов)
Теория:
- Механическое смешивание цветов.
- Локальные цвета, основные цвета каких либо предметов без учета внешних влияний.
Практика:
- Цветовая палитра. Три основных цвета.
- Композиция «как мы провели зимние каникулы».
Композиция (40 часов)
- Декоративная композиция.
- Базовые принципы композиции.
Практика:
- Работа над композицией с простым, доступным для наблюдения, сюжетами из своей жизни.
- Создание композиции «Здравствуй лето».
ДПИ (18 часов)
Теория:
- Элементы городской росписи.
- Что такое коллаж.
- Конструирование из бумаги.
Практика:
- Конструирование городского городка.
- «Звери в лесу». Лепка птиц и животных
- Городская роспись. Поэтапное выполнение разноса способом промакивания кистью.
5.4. Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения
На конец учебного года обучающиеся должны знать:
Понятие:
- «декоративно-прикладное искусство»;
- «художественный образ»;
- «симметрия»;
- «цвет»;
- «силуэт»;
- «ритм»;
- «орнамент».
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
Применять художественные материалы: гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств.
VI. Программа
3 год обучения
(возраст 11-15 лет)
4 часа в неделю
6.1. Задачи 3 года обучения
1. Формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, дополнительных, сближённых.
2. Использовать качества цветов в изображении светотени, глубины пространства.
3. Формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений.
4. Выявление знаний и умений изученного материала.
6.2. Тематический план
3 год обучения (4 часа в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов: | ||
1. | Рисунок | 13 | 33 | 46 | ||
2. | Живопись | 10 | 30 | 40 | ||
3. | Композиция | 10 | 30 | 40 | ||
4. | ДПИ | 8 | 10 | 18 | ||
Итого: | 41 | 103 | 144 |
6.3. Содержание программы
3 год обучения (возраст 11-15 лет) 4 часа в неделю
Рисунок (46 часов)
Теория:
- Конструкция (строения) предметов.
- Графические художественно-выразительные средства: линия, штрих, тон.
Практика:
- Тональный рисунок трех плоских прямоугольных фигур с различными соотношениями сторон и различной тональной окрашенностью (светлый, серый, темный).
- Натюрморт на сближенные цветовые соотношения. Световые предметы на пейзажном фоне.
Живопись (40 часов)
Теория:
- Что такое пейзаж.
- Цветовыделение.
Практика:
- Городской пейзаж со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок с натуры).
- Этюд осенних листьев (листья крупные, конкретные по цвету и форме).
Композиция (40 часов)
Теория:
- Основы композиции.
- Правила, приемы и средства композиции.
- Передача ритма, движения и покоя.
Практика:
- Композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей. Разные источники освещения.
- Сюжетная композиция по литературному произведению А.С. Пушкина.
ДПИ (18 часов)
Теория:
- Основы ДПИ.
- Виды декоративно-прикладного искусства.
Практика:
- Декоративные ракушки (работа с натуры).
- Декоративный натюрморт (коллаж).
6.4. Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения
На конец учебного года обучающиеся должны знать:
1. Виды орнамента: геометрический, растительный, орнитоморфный.
2. Принципы построения орнамента: ритм, стилизация.
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
1. Строить орнаментальные композиции в различных форматах.
2. Выразительно вписывать силуэты композиции в формат.
3. Импровизировать на заданные темы.
4. Использовать выразительные средства формообразования в своих проектах.
VII. Программа
4 год обучения
(возраст 11-15 лет)
4 часа в неделю
7.1. Задачи 4 года обучения
1. Создавать художественный образ в композиции.
2. Выполнение набросков, эскизов, работ с натуры.
3. Изготовление изделия в стиле традиционных художественных промыслов.
7.2. Тематический план
4 год обучения (4 часа в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов: | ||
1. | Рисунок | 15 | 31 | 46 | ||
2. | Живопись | 10 | 30 | 40 | ||
3. | Композиция | 10 | 30 | 40 | ||
4. | ДПИ | 8 | 10 | 18 | ||
Итого: | 41 | 103 | 144 |
7.3. Содержание программы
4 год обучения (возраст 11-15 лет) 4 часа в неделю
Рисунок (46 часов)
Теория:
- Построение натюрмортов
- Форма внутренней и внешней поверхности объема.
Практика:
- Портрет в графике. Построение пропорций. Формы.
- Наброски и зарисовки человека в интерьете.
Живопись (40 часов)
Теория:
- Цветовыделение – основы.
- Пространственное смешивание цветов.
Практика:
- Осенний пейзаж.
- Живописные упражнения по изображению фигуры человека.
Композиция (40 часов)
Теория:
- Основы композиции.
- Композиции из разнообразных материалов.
- Передача равновесия и композиции.
Практика:
- Композиция «зимний лес».
- Составление композиций из форм. Отвлеченных от изображения конкретного предмета «Весенний ритм».
ДПИ (18 часов)
Теория:
- Основы ДПИ.
- Орнамент – его основы.
- Способы формообразования в технике «Бумажная пластика»
Практика:
- В гостях у мастеров горгопольской игрушки, лепка игрушек по основе традиционных предметов.
- Хохломская роспись, работа в цвете.
7.4. Оценка эффективности программы к концу 4 года обучения
На конец учебного года обучающиеся должны знать:
1. Понятия: «композиция в рисунке», «движение формы», «опорные точки», «фактура».
2. Этапы компоновки портрета.
3. Назначение предварительных композиционных зарисовок.
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
1. Передать в рисунке конструкцию формы, компоновать портретный рисунок.
2. Передать в рисунке пропорции и характер.
VIII. Программа
1 год обучения
(возраст 11-15 лет)
6 часов в неделю
8.1. Задачи 1 года обучения
1.Создавать художественный образ в композиции.
2.Выполнение набросков, эскизов, работ с натуры.
3.Изготовление изделия в стиле традиционных художественных промыслов.
8.2. Тематический план
1 год обучения (6 часов в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов | ||
1. | Рисунок | 10 | 40 | 50 | ||
2. | Живопись | 10 | 53 | 63 | ||
3. | Композиция | 10 | 52 | 62 | ||
4. | ДПИ | 10 | 31 | 41 | ||
Итого: | 40 | 176 | 216 |
8.3. Содержание программы
I год обучения (возраст 11-15 лет) 6 часов в неделю
Рисунок (50 часов)
Теория:
- Основы линейно-конструктивного построения.
- Световоздушное пространство.
Практика:
- Изображение животного в движении.
- Расположение и тонирование геометрических фигур.
Живопись (63 часа)
Теория:
- Основные, составные и дополнительные цвета.
- Линейно конструктивное построение, передача характера.
Практика:
- Изображение природы через детали.
- Рисуем средневековый город.
Композиция (62 часа)
Теория:
- Композиционное решение с учетом законов композиции.
- Ограниченность размещения на листе, правила компановки.
Практика:
- Изображение природы через детали.
- Композиция «представления или спектакль»
ДПИ (41 час)
Теория:
- Мозаика.
- Хохломская роспись – элементы хохломской травяной росписи.
- Декоративное рисование.
Практика:
- Проект ажурной решетки или ворот.
- Конструирование острохарактерных масок.
- Декоративный натюрморт (стилизация).
8.4. Оценка эффективности программы к концу 1 года обучения
В конце учебного года обучающиеся должны знать:
Понтия «композиция в рисунке», « движение формы», «опорные точки», «фактура».
Этапы компоновки портрета.
Назначение предварительных композиционных зарисовок.
В конце учебного года обучающиеся должны уметь:
Передать в рисунке конструкцию формы; компоновать портретный рисунок.
Передавать в рисунке пропорции и характер.
IX. Программа
2 год обучения
(возраст 11-15 лет)
6 часов в неделю
9.1. Задачи 2 года обучения
1. Использовать основные принципы организации в работах с орнаментом.
2. Передавать в рисунке пропорции, систематичность.
3. С помощью наглядной и воздушной перспективы, показывать в рисунке пространственное положение.
9.2. Тематический план
2 год обучения (6 часов в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов | ||
1. | Рисунок | 10 | 40 | 50 | ||
2. | Живопись | 10 | 53 | 63 | ||
3. | Композиция | 10 | 52 | 62 | ||
4. | ДПИ | 10 | 31 | 41 | ||
Итого: | 40 | 176 | 216 |
9.3. Содержание программы
2 год обучения (возраст 11-15 лет) 6 часов в неделю
Рисунок (50 часов)
Теория:
- Графическое средство: линия, тон, штрих.
- Силуэт в рисунке.
Практика:
- Набросок фигуры человека.
- Объемно конструктивное решение в рисунке, простых и сложных объектов. Понятие тональное отношение.
Живопись (63 часа)
Теория:
- Линия и пятно в живописи.
- Мазок в живописи.
- Цвет- основа языка в живописи.
Практика:
- Осенний пейзаж.
- Живописные упражнения по изображению фигуры человека.
- Весенний пейзаж.
Композиция (62 часа)
Теория:
- Последовательность выполнения тематической композиции.
- Передача равновесия в композиции.
Практика:
- Композиция «Клумбы с цветами»
- Композиция «как мы провели зимние каникулы»
ДПИ (41 час)
Теория:
- Красота орнаментов из геометрических фигур.
- Азбука хохломской росписи.
- Декоративные элементы для рисования сказочных птиц.
Практика:
- Кто живет в бумажном королевстве? (моделирование животных и птиц из бумаги) коллективная работа.
- В гостях у мастеров горгопольской игрушки, лепка игрушек по основе традиционных предметов.
- Составление фигуры человека из геометрических фигур.
9.4. Оценка эффективности программы к концу 2 года обучения
Наконец учебного года обучающиеся должны знать:
Понятия цветовая гамма, колорит.
Средства воздушной перспективы.
Средства выявления фактуры с помощью цвета.
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
Цельно воспринимать и воспроизводить форму в рисунке.
Конструктивно изображать сложную форму.
Выявлять глубину пространства в рисунке с помощью средств линейной и свето- воздушной перспективы.
X. Программа
3 год обучения (возраст 11-15 лет)
6 часов в неделю
10.1. Задачи 3 года обучения
1. Создавать яркий и художественный образ с помощью выбора точки зрения относительно натуры.
2. Формирование знаний о живописи.
3. Составление композиции.
10.2. Тематический план
3 год обучения (6 часов в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов | ||
1. | Рисунок | 10 | 40 | 50 | ||
2. | Живопись | 10 | 53 | 63 | ||
3. | Композиция | 10 | 52 | 62 | ||
4. | ДПИ | 10 | 31 | 41 | ||
Итого: | 40 | 176 | 216 |
10.3. Содержание программы
3 год обучения (возраст 11-15 лет) 6 часов в неделю
Рисунок (50 часов)
Теория:
- Конструкция (строение) предметов.
- Рисование с натуры.
- Форма предметов.
Практика:
- Серия упражнений. Пробуем разные краски на различной бумаге (белой, цветной, черной).
- Рисуем натюрморт. Перспектива и светотень.
- Рисование с натуры натюрморта из предметов крестьянского быта с вышивкой.
Живопись (63 часа)
Теория:
- Художественно-выразительные средства живописи – цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контраст.
- Теплый и холодный цвет в живописи.
Практика:
- Зарисовки по впечатлениям. Передача настроения в природе. Пейзаж.
- Морской пейзаж.
Композиция (62 часа)
Теория:
- Базовые принципы композиции.
- Композиция из разнообразных материалов из природных форм.
Практика:
- Композиция «дерево чудес»
- Композиция «наши достопримечательности».
ДПИ (41 час)
Теория:
- Орнаменты из растительных форм.
- Как создать аппликацию.
Практика:
- Декоративный орнамент в круге.
- Декоративный орнамент в квадрате.
- Конструирование из бумаги простых геометрических тел.
10.4. Оценка эффективности программы к концу 3 года обучения
Наконец учебного года обучающиеся должны знать:
1. Что такое этюдные постановки.
2. Что такое контр – ажур.
3. Основы графического рисунка.
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
1. Грамотно пользоваться материалами и инструментами для рисунка.
2. Грамотно располагать рисунок на листе.
3. Выявлять главное и второстепенное в рисунке.
XI. Программа
4 год обучения
(возраст 11-15 лет)
6 часов в неделю
11.1. Задачи 4 года обучения
1. Обучение рисования с натуры по представлению.
2. Развитие зрительной памяти и творческого воображения.
3. Последовательность выполнения рисунка.
11.2. Тематический план
4 год обучения (6 часов в неделю)
№ | Тема | Теория | Практика | Всего часов | ||
1. | Рисунок | 10 | 40 | 50 | ||
2. | Живопись | 10 | 53 | 63 | ||
3. | Композиция | 10 | 52 | 62 | ||
4. | ДПИ | 10 | 31 | 41 | ||
Итого: | 40 | 176 | 216 |
11.3. Содержание программы
4 год обучения (возраст 11-15 лет) 6 часов в неделю
Рисунок (50 часов)
Теория:
- Превращение в объем.
- Наброски, эскизы, этюды.
Практика:
- Наброски по памяти интерьера школы, с целью дальнейшей разработки декоративного интерьера школы.
- Портрет друга или подруги.
- Наброски человека в движении.
Живопись(63 часов)
Теория:
- Живопись акварельными и гуашевыми красками.
- Колорит в живописи.
- Основные характеристики цвета.
Практика:
- Изображения весеннего пейзажа.
- Изображение природы через детали.
Композиция (62 часа)
Теория:
- Передача ритма, движения и покоя.
- Выделение сюжетно-композиционного центра.
- Передача равновесия и композиции.
Практика:
- Композиция «Как мы хотим встретить Новый год».
- Композиция «Пасха Красная»
ДПИ (41 час)
Теория:
- Как создается аппликация.
- Полхов-майдан. Бумажная пластика.
Практика:
- Постройка крепостных башен (картон, клей, ножницы, пластилин, стек).
- Конструирование птиц с разным характером.
11.4. Оценка эффективности программы к концу 4 года обучения
Наконец учебного года обучающиеся должны знать:
1. Понятия «художественный образ в живописи», «творческий замысел».
2. Средства формирования художественного образа.
3. Имена известных мастеров живописи и название некоторых произведений.
На конец учебного года обучающиеся должны уметь:
1. Создавать рисунок с настроением.
2. Передавать сходство в портретном рисунке.
3. Передавать цельный художественный образ в рисунке.
XII. Оценка эффективности программы к концу обучения полного курса
На конец учебного года обучающиеся должны знать
- Отличительные признаки видов и жанров ИЗО.
- Названия основных и составные цветов.
- Основы композиции, графики и живописи.
- Особенности материалов, применяемых и в художественной деятельности.
- Выразительные средства различных видов и жанров ИЗО.
- Творчество художников передвижников.
- Закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения.
- Значение художественных терминов.
На конец учебного года обучающиеся должны уметь
- Проводить анализ содержания художественных произведений, видов и жанров:
- Грамотно пользоваться художественными материалами инструментами:
- Видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках:
- Рисовать с натуры отдельные предметы не сложные натюрморты:
- Сравнивать свой рисунок с изображенным предметом и исправить замеченные ошибки.
- Применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит.
- Выполнять краткосрочные эскизы.
- Добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема.
9.Пользоваться перспективой, светотенью, композицией в процессе
рисование с натуры и на темы.
XIII. Используемая литература для педагога при разработке данной программы
1. «Изобразительное искусство и мир природы» Копцевой Т.А.(эта же программа опубликована в журнале «Искусство в школе» в 1997-98 году)
2. «Разноцветный мир» Золочевского С.А.
3. «Язык изобразительного искусства» Герчук Г.Л. Программа по предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством: Б.М. Неменского
Москва- Просвещение, 2006 год
4. Программа по предмету «Изобразительное искусство» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно- педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования».
XIV. Литература для обучающихся
1. Конев А.Ф. «Рисуем деревья» 2003 г.
2. Данилова Н.М «Школа рислвания» 2005г.
3. Рожкова Е.Е Макоед Л.Л «Изобразительное искусство»
4. В.С Кузин. Э.И.Кубышкин «Изобразительное искусство в начальной школе»
5. Рейчел Вульв. Основы техники изображения « Природа акварелью»
6. Клаудина Найс «Рисуем ручкой и тушью». 2001
7. Венди Джельбер «Как работать в смешанной технике»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие с палитрой"
Дополнительная общеразвивающая программа "Путешествие с палитрой", разработанна педагогом дополнительного образования Аверкиной Г.Н. в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Волшебная палитра"
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...