Урок по изо "Городецкая роспись"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Филонова Алла Юрьевна

Конспект урока изо 5 класс "Городецкая роспись"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_gorodetskaya.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Описание урока/занятия

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5 класс

Тема

Городецкая роспись

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Филонова АллаЮрьевна

Образовательное учреждение

МБОУ «Костинская школа»

Район

Малоархангельский

Город/поселение

Деревня Костино

Тип урока (мероприятия, занятия)

По типу – урок творчества.

По виду – урок формирования предметных умений и навыков.

Время реализации урока(мероприятия, занятия)

45 минут

Цели урока (мероприятия, занятия)

Образовательные:

Познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла, научить элементам городецкой росписи.

Развивающие:

Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус, формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.

Воспитательные

Воспитывать любовь к родине, ее истории и национальной культуре

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

Историю городецкой росписи, суть понятия – городецкая роспись, купавка, розан, бутончик, основные элементы росписи, творчество городецких мастеров.

Уметь:

Работать с учебником,организовывать рабочее место,использовать художественные материалы и инструменты для работы,выполнять элементы росписи.

Личностные:

 Иметь мотивацию учебной деятельности; навыки общения со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; быть отзывчивыми к красоте произведений городецких мастеров.

Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником и раздаточным материалом; уметь выбирать средства для реализации художественного замысла

Познавательные:

Систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках; -ориентироваться находить нужную информацию;

Коммуникативные:

Уметь определять цель учебной деятельности; - слушать собеседника и вести диалог, -формировать собственное мнение и позицию; -уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Дидактическая структура урока.

Каким образом данный урок (занятие, мероприятия) будет содействовать реализации новых ФГОС?

Данная тема урока соответствует требованиям к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования по изобразительному искусству, представленных в федеральных государственных стандартах основного общего образования. Тема урока является составной частью раздела «Связь времен в народном искусстве»

Дополнительная информация.

Вид мультимедиа компонента (презентация, видео, электронная таблица, др.)

Музыкальное сопровождение.

Ресурсы, оборудование и материалы

Мультимедиа проектор, гуашь, кисти, баночка для воды, простой карандаш, ластик.

Зрительный ряд: картинки с изображением народных промыслов

Музыкальный ряд: русские народные мелодии

Список учебной и дополнительной литературы

УМК «Просвещение» Школа Неменского: Н.А.Горяева О. В. Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс

Н.А. Горяева Рабочая тетрадь «Твоя мастерская»

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

http://yandex.ru/images, nsportal.ru;http://LearningApps.org/display?v=p47qysfu301

https://drive.google.com/file/d/0B7wphm0Sn1LTRkV4dFhpUUs2a1U/view?usp=sharing

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

-Системно-деятельностный подход;

 - личностно - ориентированное обучение;

- проблемно-диалогическая технология;

 - технология оценивания уровня учебных успехов;

- информационно-коммуникационные технологии;

 - здоровье сберегающие технологии;

- элементы технологии развития критического мышления


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

2

3

6

I. Организационный момент(2 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Главной экспозицией в классе является выставка-ярмарка народного искусства.

Отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться;

II.Подготовка к изучению нового материала (3 мин)

Повторение и закрепление пройденного материала и подготовка обучающихся к изучению нового материала

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. Давайте вспомним.

Вам необходимо выполнить задание.

Народные промыслы:http://LearningApps.org/display?v=p47qysfu301

Получив целевую установку слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к загадкам, отвечают на вопросы.

Личностные: проявляют эмоционально – ценностное отношение к русским народным промыслам.

III.Изучение нового материала (15 мин)

Иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме

«Городецкая роспись»

Просмотр мультимедийной презентации «Городецкая роспись»

У нас на доске висят картинки рассмотрите их и послушайте стихотворение:

 Есть на Волге город древний,

По  названью – Городец.

Славиться по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Кто скажет с каким промыслом мы сегодня будем знакомиться? (Городецкая роспись) (Слайд 1)

Презентацияhttps://drive.google.com/file/d/0B7wphm0Sn1LTRkV4dFhpUUs2a1U/view?usp=sharing (Слайд 2) Все эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров». И сегодня мы познакомимся с историей этого промысла и вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.

(Слайд 3) На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

(Слайд4) Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. (Слайд 5) Жители Городца и окрестных селений славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей.

(Слайд 6)Особой известностью пользовались городецкие прялки. В отличие от прялок из других губерний России, нижегородские были разборные, с узким гребнем и широкой дощечкой для сидения – донцем (или «дёнцем»). После работы крестьянка вынимала гребень из копыла и вешала донце на стену как украшение избы. Прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей жизни. Девушки брали их на зимние вечёрки-посиделки. Часто прялки дарили на свадьбу: жених – невесте, отец – дочери. Прялка передавалась по наследству, её берегли и хранили.

(Ссылка на слайд № 2) Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

(Слайд 7) Сюжетами для Городецких мастеров служила сама жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепития, застолий, охоты, изображение барышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковинными цветами.

(Слайд 8)Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила

Откройте учебник на странице 84, прочитайте и рассмотрите рисунок с основными этапами росписи.

Как называется первый этап? (замолевок)

Каким этапом является прорисовка? (вторым)

Как называется завершающий этап? (оживка)

Какими цветами делают оживку? (черным, белым)

(Слайд 8)

Вспомним правила композиции городецких узоров.

(Слайд 9) Посмотрите как вы можете украсить вещи городецкими узорами.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, обсуждают, сравнивают, анализируют

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений народных промыслов, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство»

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях народных промыслов; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте городецкой росписи и других народных промыслах.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строит понятное монологическое высказывание; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их.

IV.Физкультминутка.

Пауза общего воздействия

Немного отдохнем и начнем работать. Звучит русская плясовая.

Выполняют танцевальные движения.

V. Творческая практическая деятельность (25 мин)

Роспись макета кухонной доски элементами городецкой росписи

Музыкальный фон: русские народные мелодии.

А теперь давайте и мы поработаем, как городецкие мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться. А как называют учеников мастера? (Подмастерье)

Сегодня мы будет «оживлять» цветочные композиции городецкой росписи. Каждому достанется по одной композиции, вашей задачей будет завершить её. Постарайтесь расписать их, используя « оживки» где это необходимо.

Фоном,тихо звучит русская народная музыка

Составляют план работы над заданием.

Выполняют работу акварельными красками или гуашью.

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно – творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

VI.Итог урока. Рефлексия (5 мин)

Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа

На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые работы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально у каждого получилось. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

-Наши цветочки расписные,

Посмотрите, вот какие:

Всё хотим вам показать

И подробно описать.

С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? (С городецкой росписью.)

Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? (Розан, купавка, ромашка.)

 На каких изделиях выполняется роспись? (Она выполняется на деревянных изделиях (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде)).

Какие изделия Городецких мастеров больше всего понравились?

- У каждого из вас на парте лежит «Лестница успеха», пожалуйста подумайте на какой ступеньке вы находитесь после нашего урока.

Домашнее задание: рабочая тетрадь стр.15.

Учебник стр.82-85.

Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.

Рассматривают выставку, оценивают работу свою и одноклассников. Отвечают на вопросы.

Личностные: понимают значение знаний для человека; воспринимают произведения искусства; связывают свои знания о народных промыслах с оценкой увиденного в произведениях народных мастеров.

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу и работу своих одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Батик-художественная роспись ткани"

Данный урок способствует развитию художественного вкуса, фантазии, изобразительных навыков. Обогащению визуального опыта учащихся через их знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусст...

Конспект урока ИЗО "Городецкая роспись", презентация к уроку.

Конспект может быть использован при проведении урока ИЗО или во внеклассной работе...

Презентация к уроку "Витраж". Витражная роспись.

Витраж - это форма декоративного искусства, направленное на художественное обрамление пустых проемов на фасадах зданий. Основой витража являются отдельные элементы, выполненные из стекла или некоторых...

Конспект мастер - класса по программе "Художественная роспись" для обучающихся 7-10 лет "Роспись браслета в технике " Хохломская роспись"

Конспект мастер - класса содержит технологическую карту поэтапного выполнения элементов росписи для детей без специальных наыков  . Предполагается обучение детей  простым элементам  Хох...

урок ИЗО "Гжельская роспись"

Гжель –это Искусство создания керамической посуды и игрушек - один из видов русского нар. прикладного искусства. Им издавназанимаються в с. Гжель (Моск. обл.). Основные мотивы узора-полевые и сад...

Мастер-класс. Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись

Тема мастер-класса "Роспись по ткани. Декорирование в технике двойного мазка. Тагильская роспись" рассчитана для обучающихся 7 класса, входит в раздел "Декоративно-прикладное искусство". Урок усвоения...

Конспект урока на тему: "Роспись разделочной доски".

Готовый конспект для урока изобразительного искусства для первого класса....