Рабочая программа по ИЗО 8 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Козлова Т.А. Протокол № 1 «29» августа 2016 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское __________/Айсина О.В. «29» августа 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское _____________/Губанова И.М. Приказ № «29» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по изобразительному искусству
8 класс
на 2016-2017 учебный год
Губановой Ирины Михайловны,
учителя искусства 1 квалификационной категории
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
8 класс
I. Пояснительная записка.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Примерные программы по учебным предметам: Изобразительное искусство 5-9 классы:
-Авторская программа ««Изобразительное искусство» 5-9 классы Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2014.»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
Рабочая программа по «Изобразительное искусство» предназначена для реализации в МОУ-СОШ с. Калининское. Ориентирована на учащихся 8 класса. Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». 1 час в неделю, 35 часов в год.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры
-овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
Метапредметным результатом изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Использовать мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
Пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
-линейные графические рисунки известных художников.
-называть основные и составные, теплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.
-основные правила объемного изображения предмета ( свет, тень, рефлекс и падающая тень).
-историю развития жанра натюрморта.
-имена русских живописцев и узнавать известные картины Венецианова, Саврасов.
-особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
-основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна , тенденции современного конструктивного искусства
уметь:
Различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.
рассуждать о значении художественного образа отечественного пейзажа в развитии чувства Родины.
Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.
Создавать образы , используя все выразительные возможности цвета..
Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.
Рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
Проанализировать свою творческую работу;
Использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством.
-конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты ( в графике и объеме);
-моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
-конструировать основные объемно-пространственные объекты ,реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно - пространственную композицию;
-использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
-использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
-использовать разнообразные материалы ( бумага белая, тонированная, картон, цветные пленки, краски графический материал, пластилин, пенопласт, и др).
III. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
8 класс (35 ч)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека (2 ч)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (7 ч)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (7 ч)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой средой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (11ч)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Раздел 5. «Прекрасное пробуждает доброе» (8 ч)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души. Исследовательский проект.
IV. Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство» .
8 класс, 35 часов.
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Искусство в жизни современного человека | 2 | Проверочная работа № 1 |
2 | Искусство открывает новые грани мира | 7 | |
3 | Искусство как универсальный способ общения | 7 | Проверочная работа № 2 |
4 | Красота в искусстве и жизни | 11 | |
5 | Прекрасное пробуждает доброе | 8 | Итоговая контрольная работа |
ИТОГО | 35 |
4.2. Календарно-тематическое планирование
№ | № в теме | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Примечание | ||||
План | Факт | ||||||||
Искусство в жизни современного человека ( 2 часа) | |||||||||
1 | 1 | Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. | Подобрать иллюстрации к разным видам искусства | ||||||
2 | 2 | Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. | Создать композицию бытового жанра | ||||||
Искусство открывает новые грани мира ( 7 часов) | |||||||||
3 | 1 | Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. | Выполнение эскизов вертикальный, горизонтальный. | ||||||
4 | 2 | Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. | Сделать набросок схематично разместить в нем фигуры и предметы. | ||||||
5 | 3 | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. | Выполнение эскизов квадратный, овальный рисунок. | ||||||
6 | 4 | Художественная оценка явлений, происходящих в стране и жизни человека. | Выполнить пейзаж лесная поляна, берег реки или озера. | ||||||
7 | 5 | Особенности познания мира в современном искусстве | Познакомиться с коллекциями. Художественные альбомы | ||||||
8 | 6 | Непосредственность и неосознанность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. | Выполнить пейзаж «Ночь» | ||||||
9 | 7 | Мировоззрение народа, обычаи, обряды, религиозные традиции | Выполнить творческую работу на тему «Молитва». | ||||||
Искусство как универсальный способ общения (7 часов) | Раздел 3. Исторический жанр в изобразительном искусстве 24 ч. | ||||||||
10 | 1 | Искусство как проводник духовной энергии. | Сделать набросок исторического жанра. | ||||||
11 | 2 | Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох. | Сделать набросок композиции выбранного сюжета. | ||||||
12 | 3 | Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. | Подготовить рисунки Знаки и симыолы | ||||||
13 | 4 | Разница между знаком и символом. Роль искусства в понимании смыслов информации, | Выполнить коллективную работу | ||||||
14 | 5 | Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. | Выполнить композицию исторического жанра. | ||||||
15 | 6 | Лаконичность и емкость художественной коммуникации. | Подготовить рисунки и этюды, сравнить их с законченной картиной. | ||||||
16 | 7 | Диалог искусств. Обращение творца произведения искусства к современникам и п отомкам. | Сделать наброски композиции, найти выразительные жесты персонажей. | ||||||
Красота в искусстве и жизни ( 11 часов) | |||||||||
17 | 1 | Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания | Выполнить зарисовки с низкой, средней и высокой линией горизонта | ||||||
18 | 2 | Символы красоты | Создать композицию Символы красоты | ||||||
19 | 3 | Различие реакций человека. | Познакомиться с коллекциями. | ||||||
20 | 4 | Различие реакций (эмоций, чувств, поступков). | Создать композицию исторического жанра | ||||||
21 | 5 | Различие реакций человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве | Создать композицию Человек и природа | ||||||
22 | 6 | Соединение в художественном произведении двух реальностей | Нарисовать портрет друга | ||||||
23 | 7 | Соединение двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазией художника | Сделать зарисовки на выбор | ||||||
24 | 8 | Красота в понимании разных народов. | Изобразить линии, различные по характеру | ||||||
25 | 9 | Красота в понимании разных народов, социальных групп в различные эпохи | Выполнить эскиз праздника разных народов | ||||||
26 | 10 | Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства | Выучит материал: Чёткость шрифта, явность шрифта. | ||||||
27 | 11 | Поэтизация обыденности. Красота и польза | Выполнить эскиз декоративной композиции | ||||||
Прекрасное пробуждает доброе ( 8 часов) | |||||||||
28 | 1 | Преобразующая сила искусства. | Подобрать иллюстрации к разным видам искусства | ||||||
29 | 2 | Воспитание искусством — это «тихая работа» (Ф. Шиллер) | Подобрать иллюстрации праздничных костюмов | ||||||
30 | 3 | Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функции искусства. | Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных народов России | ||||||
31 | 4 | Искусство как модель для подражания | Выполнение эскиза ювелирного украшения | ||||||
32 | 5 | Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. | Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня | ||||||
33 | 6 | Синтез искусств в создании художественного образа спектакля | Приготовить сообщение о художниках-портретистах. | ||||||
34 | 7 | Соотнесение чувств, мыслей, оценок зрителя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. | Посетить музей изобразительного искусства или художественную галерею. | ||||||
35 | 8 | Идеал человека в искусстве. Воспитание души | Посетить музей изобразительного искусства или художественную галерею. |
V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с.(1.2.5.1.1.1.)
3. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. Методическое пособие. 8класс».под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2012
8.Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских, Г.Е.Гуров; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.3.)
9.Г.Е.Гуров, А.С. Питерских. «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. Методическое пособие.8 классы по редакцией Б.М.Неменского. .-М.:Просвещение,2012
10. Питерских А.С. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре кино на телевидении. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций /А.С.Питерских; под ред.Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.
Дополнительная литература
1.Крестовская Н.О. Искусство Жостово / Н.О.Крестовская, - СПб.: Русский музей, 2007.
2.Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф.Лоренц. – М. : Эксмо,2010.
3.Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2010.
4.Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А.В.Пожарская, - Волгоград: Учитель,2010.
5.Изобразительное искусство. 5-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост, Е.С.Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2009.
6.Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская),- М.: Росмэн,2010.
7.Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И. Платонова В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
http://www.hermitagemuseum.org/
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
http://www.arthistory.ru/museum.htm
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
http://www.angelfire.com/art2/abstract2
http://impressionnisme.narod.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...