Рабочая программа по ИЗО 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Козлова Т.А. Протокол № 1 «29» августа 2016 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское __________/Айсина О.В. «29» августа 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское _____________/Губанова И.М. Приказ № «29» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по изобразительному искусству
7 класс
на 2016-2017 учебный год
Губановой Ирины Михайловны,
учителя искусства 1 квалификационной категории
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССВО»
7 класс
I. Пояснительная записка.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Примерные программы по учебным предметам: изобразительное искусство 5-9 классы:
-Авторская программа «Изобразительное искусство» 5-9 классы Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2014.»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» предназначена для реализации в МОУ-СОШ с. Калининское. Ориентирована на учащихся 7 класса. Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». 1 час в неделю, 35 часов в год.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
в ценностно-ориентационной сфере:
– осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
– понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
– освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
– воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
–овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере:
– развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
– овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметным результатом изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
Познавательные УУД:
Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления , синтеза как составления целого из частей;
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; – развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец).
уметь:
активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;
воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
III. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
7-й класс 35 часов
Музеи искусства ( 13 часов)
Музеи изобразительного искусства. Целительное влияние искусства на эмоции, здоровье и дух человека. Музеи – хранители и распространители искусства. Роль музеев в эстетическом воспитании человека. Современные музеи – источники самой полной и достоверной художественной информации.
Музеи России. Главные музеи России – Государственная Третьяковская галерея (Москва), Русский музей (Санкт-Петербург), Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва).
Специфика художественных музеев. Коллекция музея. Экспозиция. Музей искусства народов Востока в Москве.
Музеи мира. Богатство коллекций музеев: Лувр, Дрезденская картинная галерея, художественно-исторический музей в Вене, Музей Метрополитен в Нью-Йорке. Здание музея.
Музеи-дворцы, музеи-усадьбы. Роскошные императорские дворцы и усадьбы помещиков или выдающихся людей прошлого. Ценность музеев-дворцов и музеев-усадьб.
Дворцы российских императоров: Большой Нагорный дворец в Петергофе и Екатерининский дворец в Царском Селе в окрестностях Санкт-Петербурга – работа выдающихся архитекторов и художников.
Музеи Московского Кремля. Особенности местоположения Московского Кремля. Московский Кремль – древнейшая часть Москвы, её исторический центр. Соборы, дворцы, общественные здания на территории Кремля. Московский Кремль – главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс страны, официальная резиденция Президента Российской Федерации. Музеи Московского Кремля, хранители главных реликвий страны.
Историко-художественные музеи России. Музеи местного быта и искусства, расположенные в центральной части древних городов России. Историко-художественные памятники.
Музеи под открытым небом. Комплекс построек, обладающих большой художественной ценностью. Реконструкция прошлого, представление об истории и этнографии страны или местности. Кижи – музей традиционной деревянной архитектуры Карелии. Города- музеи под открытым небом: Флоренция, Венеция, Санкт-Петербург, Суздаль, Барселона и другие.
Музеи декоративно-прикладного искусства. Художественно выполненные предметы быта, оружие, украшения, которые дают представление об истории художественных ремёсел и видов прикладного искусства. Музей декоративно-прикладного искусства им. А.А. Штиглица в Санкт-Петербурге.
Декоративно-прикладное искусство (10 часов)
Традиции народного искусства. Отражение в традиционном народном искусстве верований, труда и быта народа. Древние корни народного искусства. Образы и семантика традиционного искусства. Магический, оберегающий характер изображений, покрывающих предметы быта, орудия труда, отдельные элементы построек. Смысл кругов, ромбов, квадратов, треугольников, прямых и волнистых линий в декоре предметов быта.
Архитектурный декор избы как мощное средство защиты от злых сил внешнего мира. Воспроизведение в сложной и продуманной системе деревянной резьбы представлений о мире. «Бегущее» солнце (восходящее, зенитное и заходящее) в декоративном оформлении прялки или фасада избы. Символы земли, поля, плодородия в прикладном искусстве народов мира.
Элементы оформления фасада избы и их символическое содержание.
Народные промыслы. Два значения слова «промысел» – бытовое и духовное. Характер промысловой деятельности (добывающий или производительный). Производственные промыслы (ремёсла). Разделение ремёсел по используемым материалам: кузнечное, гончарное, ткацкое, столярное, кожевенное и т.д. Уникальные центры народных промыслов России. Передача мастерства по наследству «из рук в руки», от отца к сыну, от мастера к ученику.
Гончарный промысел. Изготовление предметов домашнего обихода, строительных материалов и украшений из глины. Керамика. Древнейшее зарождение искусства керамики. Орнаменты на древних керамических изделиях: геометрические, растительные, фигуративные. Магическое значение первобытных орнаментов и декоративные мотивы традиционного народного искусства.
Из истории керамики. Керамика в Древней Греции. Греческие вазы: амфора, килик, гидрия, кратер. Их формы и назначение. Вазопись Древней Греции (геометрический стиль, чернофигурная вазопись, краснофигурная вазопись).
Глиняная игрушка. Игрушка как элемент ритуального действа. Игрушечные промыслы Руси. Специфика формы и декора. Дымковская, филимоновская, каргопольская, абашевская, архангельская, воронежская игрушки. Уникальность каждой игрушки. Общие признаки, характерные для любого стиля народной игрушки: обобщённость и выразительность формы, оригинальность, добрый эмоциональный настрой, связь с народной традицией.
Художественный металл.
Кузнечное ремесло. Художественные изделия из металла, используемые для украшения архитектуры и необходимые в быту. Растительный и геометрический орнамент в конструкции и декоре этих предметов. Технологии изготовления предметов из металла: ковка и литьё. Художественная ковка. Кованые изделия Древней Руси: шлемы, светцы, подсвечники, паникадила, посуда. Искусство ковки Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Холмогор. Ограды городских усадеб, особняков, церковных дворов, перила, балконные решётки XVIII века.
Решётка Летнего сада (Санкт-Петербург).
Художественное литьё. Самобытное искусство Каслинского литья. Изготовление плит для церковных полов, решёток, чугунных статуй для парков, садовых вазонов, оград, лестниц. Основные черты Каслинского литья. Скульптура в Касли.
Ювелирное искусство. Изготовление украшений, предметов быта, культа, вооружения из драгоценных (золото, серебро, платина) металлов. Роль ювелирных изделий как своеобразных знаков, показывающих социальный статус их владельца. Связь изделий ювелирного искусства со стилем одежды.
Вера в магическую силу ювелирных изделий в древности.
Ювелирное искусство Древнего Египта. Браслеты, кольца, бусы, серьги, диадемы, пояса, пекторали (нагрудное украшение). Многоцветные изделия из золота, лазурита, аметиста, бронзы, яшмы, изумрудов выполнены с применением чеканки, гравировки.
Предметы быта, кинжалы, статуи, троны, ларцы, шкатулки для благовоний, кувшины, сандалии из золота и драгоценных камней.
Художественные лаки. Центры русских художественных лаков: Палех, Мстёра, Холуй, Федоскино и по художественной росписи подносов Нижний Тагил, Жостово. Индивидуальность и самобытность языка художественного каждого центра.
Лаковая миниатюра. Зарождение лаковой миниатюры в России в начале XVIII века вместе с нововведениями Петра I. Роль портретной миниатюры.
Возникновение народного искусства лаковой миниатюры на металле и папье-маше на основе миниатюры и иконописного промысла.
Роспись по металлу и папье-маше.Промысел расписных металлических подносов (Нижний Тагил, Московская губерния — Жостово). Цветочный букет – основной мотив жостовской росписи. Типы композиций.
Художественный текстиль
Вышивка. Художественная вышивка-старейшее направление народных художественных промыслов. Значение искусства вышивания в Древней Руси. Приёмы исполнения вышивки, орнаменты, колорит.
Возникновение искусства вышивки. Сохранение в знаках и символах народной вышивки древнейших образов славянской культуры. Передача образов вышивки из поколения в поколение. Смысл геометрических и растительных мотивов, изображения фантастических птиц и зверей. Шитьё золотными и серебряными нитями, низание жемчугом. Украшение вышивкой одежды царей, облачение служителей церкви. Изделия художественной вышивки в Золотых кладовых Оружейной палаты, Эрмитажа, Троице-Сергиевой лавры. Особенности вышивки изделий юга и севера Руси.
Кружево. Значения слова «кружево» в русском языке. Способы получения кружева (плетёное на коклюшках, шитое иглой и вязаное крючком). Художественные и технические особенности кружева, инструменты и приспособления. Основные центры русского кружевоплетения: Вологодский, Кировский, Елецкий, Михайловский, Киришский и их отличительные особенности.
Народный костюм. Соединение в народном костюме разных видов декоративно-прикладного искусства. Отделка и украшение праздничного костюма. Функция украшений в костюме. Отличие костюмов разных областей России. Роль орнамента в украшении костюма.
Женские головные уборы.
Архитектура и монументальные виды искусства (8 часа)
Польза и красота произведений архитектуры. Информация, которую несёт человеку произведения архитектуры. Художественный язык архитектуры. Эмоциональная образность языка архитектуры.
Предназначение и форма – польза и красота произведений архитектуры.
Художественное содержание, раскрывающееся через художественный образ.
Архитектура – «застывшая музыка». Значимость ритма для архитектуры.
Эмоциональное восприятие образов архитектуры в пространстве и во времени. Создание архитектурой материальной среды для жизни и духовной атмосферы. Определение архитектурой характера других видов искусства, особенно декоративно-прикладных (стиль одежды, украшения, мебель, предметы быта и орудия труда). Формула Витрувия – «прочность, польза, красота».Архитектура – летопись времени. Отражение в архитектуре духа времени, общественных идей, вкусов.
Стабильность и прочность египетских пирамид.
Возникновение архитектуры и первые постройки. Отражение в первой архитектуре мифологических представлений первобытных людей о мире. Мегалитические сооружения: менгиры, дольмены, кромлехи. Стонхендж.
Первоэлементы архитектуры.
Вертикаль и горизонталь. Два первоэлемента архитектуры – вертикаль и горизонталь –опора и перекрытие. Столб, или древний менгир, – простейший архитектурный элемент. Идея движения вверх, преодоления притяжения Земли. Перекрытие двух вертикальных камней горизонтальной каменной плитой.
Опора и перекрытие в стоечно-балочной ордерной системе Древней Греции. Соразмерность античной архитектуры человеку. Воплощение ясных художественных решений античной архитектуры в ордерной системе.
Ордер как система правил и эстетических норм, которые отражаются в порядке соотношения несущих (колонн) и несомых (перекрытия) частей. Дорический и ионический ордер.
Арка.Арка – третий первоэлемент архитектуры. Триумфальные арки. Арки в инженерных сооружениях (акведуки и мосты).
Арка в мусульманской архитектуре. Крепость-дворец Альгамбра в Испании. Львиный дворик.
Художественная выразительность архитектуры Востока (дворцы и мечети).
Интерьер мечети в Кордове (Испания). Арабский орнамент – арабески.
Язык архитектуры.Язык архитектуры – это язык объёмных геометрических тел, объединённых в продуманную систему построения пространства.
Организация пространства. Сочетание в архитектурном сооружении простых геометрических форм: призмы, цилиндра, конуса, пирамиды, шара или их элементов. Ритмическое размещение простых геометрических форм в пространстве.
Архитектурные композиции. Создание архитектурой организованного пространства, в котором живёт и работает человек.
Три основных типа архитектурных композиций по признаку пространственного расположения форм и в зависимости от восприятия их зрителем. 1. Фронтальная композиция. 2. Объёмная композиция. 3. Глубинно-пространственная композиция.
План города. Значение слова «город» в русском языке. Планировка и строительство городов – «градостроительство» – одна из областей архитектуры. Планировка и основные черты городов Античности, Средневековья, Возрождения, Нового времени, древнерусского города.
Город – средоточие культурных, духовных и экономических ценностей. Границы города. Город-крепость.
Стили архитектуры. Выражение в архитектуре духа времени. Зависимость архитектуры от социальных функций. Стили в искусстве.
Ясные художественные решения архитектуры Античности. Главный храм афинского Акрополя – Парфенон.
Конструктивный каркас – основа здания готического стиля. Фантастические и эмоциональные образы готики. Собор в Реймсе во Франции. Отражение во всех видах искусства религиозно-мистических представлений времени, их устремленность ввысь, к Богу. Элементы готической архитектуры: портал, стрельчатая арка, нервюрный свод, контрфорсы, ярусы фасада, галереи, балюстрады. Обращение архитектуры к чувствам человека. Вертикаль как эстетический знак эпохи. Единство духовной, художественной и материальной культуры Средневековья.
Барокко – стилевое выражение централизованной мощи монархов XVII века.
Парадность и декоративность стиля барокко. Воплощение в искусстве барокко представления о многообразии и вечной изменчивости мира, борьба разума и чувств. Основные черты архитектуры барокко: динамичные, полные внутреннего движения массы, эффектные композиции, нарядный декор, панно и окна овальной формы, разрыв карнизов, дробная пластика стен и тревожный беспорядочный ритм окон.
Монументальные виды искусства (4 часа)
Участие монументального искусства в формировании окружающей среды. Расчет на массовое восприятие и связь с архитектурным или природным ансамблем.
Монументальная живопись. Демонстрация назначения и основной идеи жизни здания. Монументальная живопись – важный элемент оформления храмовых комплексов, зримое выражение духовного содержания религии.
Использование в светской архитектуре для придания образной выразительности общественным зданиям. Мозаика и фреска. Использование монументальной живописи разными стилями.
Современная монументальная живопись.
Оформление общественных зданий и парковых комплексов. Мозаики Гауди. Граффити. Композиции и материалы граффити. Правила использования граффити: 1. Не браться за работу на большой стене без предварительно выполненного и одобренного экспертами эскиза. 2. Не раскрашивать новые строения, если тебя об этом не попросили те, кому они принадлежат. 3. Содержание твоей работы и текст должны обладать не только художественной ценностью, но и соответствовать моральным нормам, принятым в обществе.
Монументальная скульптура. Предназначение монументальной скульптуры. Олицетворение в монументальной скульптуре философски обобщенных событий и явлений. Связь с окружающим пространством и формирование художественной среды.
Воплощение в монументальной скульптуре мировоззрения эпохи.
IV. Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство». 6 класс, 35 часов.
V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.6 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с.(1.2.5.1.1.1.)
3.Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева ; под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014
4.Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство Методическое пособие 7 класс» / под ред. Б.М. Неменского. -М.:Просвещение,2013
Дополнительная литература для обучающихся.
Алехин А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 2010
Алехин А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 2012
Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. – СПб, 2054.
Басина Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 2014
Дорожкин,Ю. Г. Городецкая роспись. – М.: Мозайский, 2012.
Дорожкин Ю. Г. Жостовская роспись. – М.: Мозайский, 2012.
Дорожкин,Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 2012.
Жегалова С. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 2012.
Список электронных учебно-методических комплектов:
1.Шедевры русской живописи. Издательство «Кирилл и Мефодий». 2014г
2.Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Интерактивный мир» 2001г.
3.Искуство 5-9 классы. Издательство «Учитель», 2010г
4. Эрмитаж .Искусство Западной Европы. ЗАО «Интерсофт» 2008г
5. История искусства. Издательство «Кирилл и Мефодий». 2008г
Интернет ресурсы:
http://www.hermitagemuseum.org/
http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
http://www.arthistory.ru/museum.htm
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
http://www.angelfire.com/art2/abstract2
http://impressionnisme.narod.ru
http://www.rndavia.ru/gallery/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...