Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Калининское
Марксовского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ____________/Козлова Т.А. Протокол № 1 «29» августа 2016 года | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ-СОШ с.Калининское __________/Айсина О.В. «29» августа 2016 года | «Утверждаю» Директор МОУ-СОШ с. Калининское _____________/Губанова И.М. Приказ № «29» августа 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по изобразительному искусству
5 класс
на 2016-2017 учебный год
Губановой Ирины Михайловны,
учителя искусства 1 квалификационной категории
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
2016 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССВО»
5 класс
I. Пояснительная записка.
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года №1897 с изменениями и дополнениями.
-Примерные программы по учебным предметам: изобразительное искусство 5-8 классы:
-Авторская программа «Изобразительное искусство» 5-9 классы Б.М. Неменского – М.: Просвещение, 2014.»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа с. Калининское Марксовского района Саратовской области
-Положение о рабочей программе педагога муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа села Калининское Марксовского района Саратовской области.
Рабочая программа по «Изобразительному искусству» предназначена для реализации в МОУ-СОШ с. Калининское. Ориентирована на учащихся 5 класса. Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». 1 час в неделю, 35 часов в год.
II.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» являются следующие умения:
в ценностно-ориентационной сфере:
– осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
– понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
– освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
– воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
–овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
в познавательной сфере:
– развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
– овладение средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.
Метапредметным результатом изучения предмета «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
Познавательные УУД:
Обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
Осуществлять поиск оснований целостности художественного явления , синтеза как составления целого из частей;
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
Использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
Оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей; – развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
Предметные результаты изучения курса.
Учащиеся должны
знать:
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).
уметь:
активно относиться к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, специфику образного языка и средств художественной выразительности разных видов пластических искусств;
воспринимать и интерпретировать тему, сюжет и содержание произведений изобразительного искусства;
III. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
5 класс (35 ч)
Войди в мир искусства (4 часа)
Что такое искусство? Искусство – это особый мир, существующий по законам красоты.
Виды искусства. Виды и специфика пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Основы художественного языка каждого вида искусства.
Что даёт искусство человеку? Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Связь искусства с различными сферами жизни (религия, быт, мода и лр.). Возможности, которые даёт человеку искусство: художественное познание мира; общение с людьми разных эпох; украшение себя, своего быта, окружающего пространства; ощущение себя творцом. Специфика научного и художественного познания мира.
Истоки искусства. Истоки и смысл искусства. Синкретичность древнего искусства. Функции первобытного искусства. Отражение представлений человека о мире. Миф, обряд, ритуал – в основе искусства. Наскальная живопись. Изображения животных, сцены охоты. Условность форм и цвета древней живописи.
Художник и зритель (5 часов)
Художник – человек и гений. Личность художника. Автопортрет – рассказ о том, как художник видел и воспринимал сам себя. Различие характеров, но общность установок: талант – трудолюбие – способность творить. Индивидуальный мир художника и его влияние на жизнь многих поколений людей на Земле. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Дюрер, Рембрандт, Ф. Гойя, В. Ван Гог, П. Сезанн, К. Моне, И. Репин, И. Левитан, П. Пикассо.
Язык, на котором говорит художник: язык живописи, графики, скульпторы, архитектуры. Художественное сообщение. Условия, необходимые для передачи информации от художника к зрителю. Идея художественного произведения.
Художник говорит на языке художественных образов. Основой языка любого искусства является художественный образ. Художественный образ как художественное отображение идеи. Смысловая насыщенность и лаконичность формы художественного образа. Передача в художественном образе индивидуального взгляда и чувств художника.
Язык знаков и символов в искусстве. Знаки и символы в искусстве, их роль в понимании художественного образа произведения. Однозначность знака и многозначность символа. Древние знаки и символы, их использование в качестве оберегов и для украшения предметов быта. Знаки солнца, земли, воды, плодородия. Символическое значение образов дерева и птицы.
Тема – сюжет – содержание художественного произведения. Понятия «тема», «сюжет», «содержание» в произведении изобразительного искусства. Взаимосвязь содержания и формы произведения. Два способа знакомства с художественным произведением: описание и интерпретация. Художник в содержании произведения выражает себя как творец, как человек своей эпохи, как представитель человечества.
Зритель – соавтор художника. Творческий диалог зрителя с автором произведения.
Образный язык искусства (26 часов)
Язык живописи. Виды живописи (станковая, монументальная).Материалы живописи (гуашь, темпера, акварель, масляные краски). Назначение и содержание станковой картины. Обращенность идей к зрителю. Выражение автором своего отношения к окружающему миру в станковой картине.
Связь монументальной живописи с архитектурой. Сферы применения монументальной живописи (оформление интерьеров храмов, интерьеров и экстерьеров общественных зданий). Мозаика и фреска.
Эмоциональная выразительность цвета. Цвет – главное средство живописи. Передача в живописи всего многообразия мира.
Взаимосвязь цвета и эмоций. Основные и составные цвета. Эмоциональное воздействие тёплых и холодных цветов. Колорит и его влияние на выразительность
Звонкие и глухие цвета. Смешение основных и дополнительных цветов с белой и чёрной краской. Эмоциональная выразительность глухих и звонких тонов.
Эмоциональная выразительность мазка. Цель в живописи точное отражение натуры, достижение сходного с действительностью впечатления. Взаимосвязь эмоций со способом наложения краски (движение кисти, которым художник кладет краску на холст). Характер мазка и качество кисти (широкая-узкая, тонкая-толстая, жёсткая-мягкая). Примеры в работах художников (Сезанн, Ван Гог, Гоген, Сёра и др.). Фактура предмета и характер мазка.
Пейзаж в живописи. Жанры живописи. Понятие пейзажа.
Особое отношение человека к природе как к среде обитания. Мастера пейзажа в русской живописи (К. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, И. Куинджи). Картина К. Саврасова «Грачи прилетели» – первое изображение русского пейзажа.
Натюрморт в живописи. Натюрморты фламандских и голландских художников XVII века. Разница отношения к предметному миру (Франс Снейдерс, Питер Класс, ВиллемКласХеда и ВиллемКальф).
Театр, разыгрываемый между предметами в голландском натюрморте.
Натюрморты Сурбарана, Шардена, Сезанна. Последовательность выполнения натюрморта:
Портрет в живописи. Развитие жанра. Проблема сходства в портрете. Субъективность взгляда художника на модель (портреты А. Пушкина кисти О. Кипренского и В. Тропинина). Парадный и камерный портрет. Портрет в живописи и в фотографии. Разнообразие художественных подходов к портрету (например, К. Брюллов, М. Нестеров, И. Репин, А. Матисс, П. Пикассо, А. Модильяни, В. Иванов, Д. Жилинский и др.). Стилизация.
Язык графики Материалы графики (карандаш, перо и тушь, уголь, сангина, пастель, фломастеры, роллеры и др.). Виды графики (станковая и тиражная). Виды печатной графики: книги, журналы, рекламные листовки, открытки. Типы произведений: рисунок и печатная графика.
Пейзаж в графике. Эмоциональная выразительность языка графики, живописность чёрно-белых пейзажей. Средства графики – линия, пятно, штрих, точка. Изображение в графике пушистого снега, утреннего тумана, свежести весны, холодной промозглости осени, солнечного дня или тёмной ночи.
Натюрморт в графике. Графические натюрморты Шардена, М. Врубеля и др. Стремление художников выразить отношение к окружающему их миру, к своему быту и работе. Различие учебного и творческого натюрморта.
Портрет в графике. Графические портреты А. Дюрера, А. Иванова, В. Сурикова, И. Репина,П. Пикассо. Последовательность рисования портрета.
Язык скульптуры. Объём – основа языка скульптуры. Материалы скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная). Способы получения скульптуры: ваяние, вырезание, отливка. Художественная выразительность произведений скульптуры и способы обработки материала. Фактура. Освещённость. Выражение душевного состояния через внешнее действие героя (О. Роден).
Анималистический жанр. Изображение животных в разных видах изобразительного искусства. В. Ватагин.
Обобщающий урок. Осознание важности изобразительного искусства в культурной истории человечества, понимание средств, используемых художником для воплощения идеи, способы её выразительной подачи. Понимание языка искусства и самостоятельное создание яркого, запоминающегося образа человека, животного, природы, предмета. Важность для создания художественного образа неравнодушного, эмоционального отношения художника к миру.
IV. Тематическое планирование.
4.1 Тематическое планирование учебного предмета «Изобразительное искусство». 5 класс,35 часов.
№ | Раздел | ч | Контрольные, проверочные работы |
1 | Войди в мир искусства | 4 | Проверочная работа №1 |
2 | Художник и зритель | 5 | Проверочная работа №2 |
3 | Образный язык искусства | 26 | Контрольная работа №1 |
ИТОГО | 35 | Контрольных работ-1 Проверочных работ -2 |
4.2. Календарно-тематическое планирование
V.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Программа « Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.»;
2. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.5 класс: учебник для общеобразовательных организаций /Н.А. Горяева, О.В.Островская; под редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2014.191с.(1.2.5.1.1.1.)
3.Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений /Н.А.Горяева ; под редакцией Б.М.Неменского.-М.:Просвещение,2014
4.Н.А.Горяева «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство Методическое пособие.5 класс» / под ред. Б.М. Неменского. -М.:Просвещение,2012
5.Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 5 класс / Н.А.Горяева; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2012. . – М.: Просвещение, 2013.(1.2.5.1.1.
Дополнительная литература
1.Крестовская Н.О. Искусство Жостово / Н.О.Крестовская, - СПб.: Русский музей, 2010.
2.Лоренц Н.Ф. Орнамент всех времен и стилей / Н.Ф.Лоренц. – М. : Эксмо,2010.
3.Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В.Свиридова, - Волгоград: Учитель, 2010.
4.Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А.В.Пожарская, - Волгоград: Учитель,2010.
5.Изобразительное искусство. 5-8 классы. В мире красок народного творчества: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост, Е.С.Туманова, Л.Ю. Романова, Т.В. Старостина. – Волгоград: Учитель, 2013.
6.Кора Д. Мифология: энциклопедия (детская),- М.: Росмэн,2012.
7.Платонова Н.И. Энциклопедический словарь юного художника / Н.И. Платонова В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 2014.
Интернет ресурсы:
http://www.hermitagemuseum.org/
http://tsos.lan.krasu.ru/slaids/issk/dmitrieva/index.htm
http://www.metodcenter.ru/LEM/mhk.htm
http://www.arthistory.ru/museum.htm
http://www.artprojekt.ru/Menu.html
http://www.angelfire.com/art2/abstract2
http://impressionnisme.narod.ru
http://www.rndavia.ru/gallery/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...