рабочая программа по искусству 8-9классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
рабочая программа по искусству 8-9классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_iskusstvo_8-9kl.doc | 180.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пристенская основная общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Принято» на педагогическом совете МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области Протокол № ___ от «__» ____________2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области _____________ Ветренко Л.Л. «____»____________2016г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Пристенская ООШ» Валуйского района Белгородской области _____________Даньшина Г.П. Приказ № ___ от «___»____2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Искусство»
8-9 классы
Срок реализации: 2 года
Программу составила: Грачева Татьяна Ивановна
2016 год
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа учебного предмета «Искусство» для 8,9 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
- программы общеобразовательных учреждений «Музыка 1-7классы. Искусство 8-9 классы» Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, И.Э.Кашекова: М.Просвещение 2011г
Место учебного предмета в решении общих целей и задач.
Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
- развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
- овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного учебного предмета:
- актуализация имеющегося у обучающихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
- углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснование
8класс
Так, как в авторской программе общее количество часов за год 36, а по базисному учебному плану на искусство в 8 классе отводится 34 часа в год, то в рабочей программе я уменьшила количество часов на раздел 3 «Искусство как универсальный способ общения» на 1 час и на раздел 4 «Красота в искусстве и жизни» на 1 час.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
8 кл. | 8 кл. | ||
Раздел 1 | Искусство в жизни современного человека. | 3 | 3 |
Раздел 2 | Искусство открывает новые грани мира. | 7 | 7 |
Раздел 3 | Искусство как универсальный способ общения. | 7 | 6 |
Раздел 4 | Красота в искусстве и жизни. | 11 | 10 |
Раздел 5 | Прекрасное пробуждает доброе. | 8 | 8 |
Всего | 36 | 34 |
9класс
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа, а в авторской программе 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы на раздел «Дар созидания. Практическая функция искусства».
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
9 кл. | 9 кл. | ||
Раздел 1 | Воздействующая сила искусства. | 9 | 9 |
Раздел 2 | Искусство предвосхищает будущее. | 7 | 7 |
Раздел 3 | Дар созидания. Практическая функция искусства. | 11 | 10 |
Раздел 4 | Искусство и открытие мира для себя. | 8 | 8 |
Всего | 35 | 34 |
Учебно-методический комплект
8, 9 классы
- Искусство. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д.Критская.-М.: Просвещение,2011г.
- Программа общеобразовательных учреждений «Музыка 1-7классы. Искусство 8-9 классы» Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, И.Э.Кашекова: М.Просвещение 2011г
Место учебного предмета в учебном плане.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
8 класс
Рабочая программа ориентирована на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16 ч.
На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 18 ч.
9 класс
Рабочая программа ориентирована на 34 часа из расчета 1 час в неделю.
На I полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 16 ч.
На II полугодие: в неделю – 1ч.: всего - 18 ч.
Виды организации учебной деятельности:
- урок – путешествие,
- диспуты,
- беседы,
- лекции,
- самостоятельная работа
- виртуальные экскурсии,
- творческие работы детей,
- проектная деятельность,
- конкурс
- викторина
- экскурсии.
Формы контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
-тестирование
Требования к уровню подготовки обучающихся.
8 класс
Знать/понимать:
- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
Уметь:
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Выпускники научатся:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Учебно-тематический план
8 класс
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Раздел 1. Искусство в жизни современного человека | 3 |
2 | Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира | 7 |
3 | Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения | 7 |
4 | Раздел 4. Красота в искусстве и жизни | 10 |
5 | Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе | 8 |
Всего | 34 |
Учебно-тематический план
9 класс
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Раздел 1. Воздействующая сила искусства | 9 |
2 | Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее | 7 |
3 | Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция | 10 |
4 | Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя | 8 |
Всего | 34 |
Календарно- тематическое планирование ( см. Приложение 1 )
Содержание учебного предмета «Искусство 8 класс».
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас (1ч).
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Художественный образ – стиль – язык (1ч).
Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства (интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке). Язык различных видов искусства как средство создания художественного образа и его специфика. Виды и жанры, стили и направления в искусстве. Эпоха и стиль. Индивидуальное творчество выдающихся классиков прошлого и современности.
Наука и искусство. Знание научное и знание художественное (1ч).
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы м др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале). Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусств.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись (1ч).
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире.
Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Художественные жанры: натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический.
Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.
Зримая музыка (1ч).
Сущность и особенности устного народного творчества как части общей культуры народа и способа самовыражения человека.
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примере первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора. Наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовых, и т.д.
Человек в зеркале искусства: жанр портрета (1ч).
Изображение человека в скульптуре, живописи, графике. Автопортрет. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Поэтический фольклор. Русские народные сказки, предания, былины. Театр. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Многообразие отражения окружающего мира в произведениях искусства малых и крупных форм разных направлений и стилей.
Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе.
Портреты наших великих соотечественников.
Как начиналась галерея(1ч).
Музыкальный портрет. Александр Невский (1ч).
Музыкальный фольклор. Устное народное творчество (поэтический фольклор).
Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка.
Портрет композитора в литературе и кино (1ч).
Образы природы и быта. Обобщение взаимосвязи искусств друг с другом. Видение мира в произведениях современных художественных направлений.
Создание средствами искусства модели построения мира, существовавшие в какую-либо эпоху.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 6 часов.
Мир в зеркале искусства (1ч).
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты)
Произведения отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей.
Роль искусства в сближении народов(1ч).
Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? (1ч).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств
Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства (1ч).
Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Центральные символы-образы любой культуры — солнце, дерево, дорога. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их.
Солнце дает свет и тепло и является символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскресает. Поэтому, в соответствии с древними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.
Образы и символы в русской поэзии и прозе – дорога.
Художественные послания предков. Разговор с современником (1ч).
Передача информации современникам и последующим поколениям: росписи, мозаики, и миниатюры, графика и живопись, карикатура.
Передача информации современникам и последующим поколениям в музыке. Интонационные символы лирики, героики, эпоса, драмы.
Символы в жизни и искусстве (1ч).
Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Образы и символы в русской поэзии и прозе.
Музыкально-поэтическая символика огня (1ч).
В начале XX в. Александр Николаевич Скрябин
(1871/72—1915) — выдающийся русский композитор, пианист, педагог — создает оригинальное симфоническое произведение «Прометей» («Поэма огня»). Оно предполагает использование цветного света во время исполнения музыки. Образная символика кинофильмов.
Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что есть красота (1ч).
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах. Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо. В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.
Виртуальная экскурсия
Откровенье вечной красоты (1ч). Застывшая музыка (1ч).
Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Символы красоты: скульптурный и живописный портреты, икона; скульптурные и живописные композиции.
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении).
Есть ли у красоты свои законы (2ч).
Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника.
Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопение или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное сочинение для симфонического оркестра –все они созданы по законам красоты.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия.
Экранные искусства, театр.
Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Всегда ли люди одинаково понимали красоту (2ч).
Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей менялись и стили в искусстве.
Понимание красоты в различных художественных стилях и направлениях. Женские образы в произведениях художников. Красота и правда в музыкальных произведениях различных жанров и стилей.
Поэтизация обыденности. Красота и польза. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Великий дар творчества: радость и красота созидания (1ч).
Мастерство исполнительских интерпретаций классической и современной музыки. Творческим потенциалом обладает каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество наполняет смыслом жизнь человека, содействует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообразной и полезной.
Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации.
Как соотноситься красота и польза (1ч).
Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпизоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глубокой древности до наших дней. Передача красоты современного человека средствами разных видов искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении).
Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве (1ч).
Обобщение материала. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства (3ч).
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, поиск истины, добра и красоты. Героический пафос в монументальной скульптуре. Поэтизация образа матери. Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов и др.
Красота природы родной земли в живописи.
Поэтика и народная мораль в сказочных образах (по выбору учителя).
Сюжеты и образы народных сказок и преданий в музыке. Мир современника в песенном творчестве.
Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии.
Сказка в театре и в кино.
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка
«Снегурочка» (5ч).
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
Содержание учебного предмета «Искусство 9 класс».
Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.
Искусство и власть (3ч).
Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.) .Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.
Языческая культура дохристианской эпохи, способы и формы бытования, ее функции (ритуальные действа, народные обряды, посвященные основным вехам жизни человека). Первобытная магия. Ритуально-внушающая роль наскальной живописи, языческих идолов, амулетов (единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма).
Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.
Какими средства воздействует искусство? (2ч).
Композиция. Форма. Ритм. Фактура.
Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально-симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений.
Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии.
Храмовый синтез искусств (2ч).
Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский.
Воздействие на эмоции человека храмового синтеза искусств. Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов.
Синтез искусств в театре, кино, на телевидении (2ч).
Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.
Дар предвосхищения (1ч). Какие знания дает искусство? (1ч).
Миф о Кассандре. Постижение художественных образов различных видов искусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.
Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протеста (С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Шнитке и др.).
Предсказание в искусстве (1ч).
Предсказания грядущих событий. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина, «Большевик» Б.Кустодиева, «Рождение новой планеты» К.Юона, «Черный квадрат» К.Малевича, «Герника» П.Пикассо и др. (по выбору учителя).
Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск как форма протест (С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Шнитке и др).
Художественное мышление в авангарде науки (2ч).
Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предсказание сложных коллизий XX-XXI вв. в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве: в произведениях Р.Делоне, У.Боччони, Д.Балла, Д.Северини и др. использование иносказаний в живописи символистов (У.Блэйк, К.Фридрих и др).
Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор), компьютерная музыка, лазерные шоу (Н.А.Римского-Корсакова, А.Скрябина, Э.Артемьева, Э.Денисова, А.Рыбникова и др.)
Художник и ученый (2ч).
Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных воз-можностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерные шоу.
Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные и ассоциативные возможности (А.Шенберг, К.Штокхаузен, Ч.Айвз и др).
Образы фантастики в литературных произведениях Р.Брэдбери, братьев Стругацких, А.Беляева, И.Ефремова и др. (по выбору учителя).
Образы фантастики в фильмах Х.Райнла («Воспоминания о будущем»), К.Коламбуса («Гарри Поттер»), Л.Бессона («Пятый элемент»), А.Тарковского («Солярис»), В.Левина («Капитан Немо») и др. (по выбору учителя).
Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра).
Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция - 10 часов.
Эстетическое формирование искусством окружающей среды (1ч).
Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиций эстетических и практических функций.
Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие вид города или площади в разные эпохи.
Архитектура исторического города (1ч).
Формирование окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой: Афинский Акрополь, Соборная площадь московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др; примеры монументальной скульптуры («Гатамеллата» Донателло, «Медный всадник» Э.Фальконе и др);
Предметы мебели, посуды и др.
Архитектура современного города (1ч).
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
Монументальная живопись и декоративная скульптура.
Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта.
Специфика изображений в полиграфии (1ч).
Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика.
Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе (А.Пушкин, Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н.Лесков, Л.Толстой, А.Чехов, С.Есенин и др; У.Шекспир, Дж.Свифт, В.Скотт, Ж.-Б.Мольер и др).
Комические образы, иронические образы, гротескные, шуточные образы в литературных произведениях (из программы по литературе).
Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества (1ч).
Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн). Эстетизация быта.
Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компьютерной графики.
Декоративно-прикладное искусство (1ч).
Дизайн и предметы декоративно-прикладного искусства как отражение практических и эстетических потребностей человека.
Создание эскиза панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания. Украшение или изготовление эскиза украшения (художественная роспись, резьба, лепка) предметы быта.
Музыка в быту (1ч). Массовые, общедоступные искусства (1ч).
Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Легкая и серьезная музыка. Разработка танцевального конкурса или дискотеки («От гавота до брейк-данса») с придумыванием костюмов, отражающие эпоху, с подбором музыки
Фотография. Кино. Телевидение.
Изобразительная природа кино. Музыка в кино (1ч).
Роль музыки в звуковом и «немом» кино.
Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений).
Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении.
Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов (1ч).
Выявление эстетической, нравственной и практической направленности театральных постановок и фильмов.
Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов.
Вопрос себе как первый шаг к творчеству (2ч).
Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства.
Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративных композициях.
Симметрия и асимметрия в искусстве и науке.
Литературные страницы (1ч).
Понимание красоты в искусстве и науке: общее и особенное.
Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А.Бородин – химик и композитор; М.Чюрлёнис – композитор, художник, писатель; С.Рихтер – пианист и художник; В.Наумов – режиссер и художник; С.Юдин – хирург, ценитель музыки, А.Эйнштейн – физик-теоретик, скрипач и др.)
Известные поэты и писатели о предназначении творчества (У.Шекспир, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Гоголь, С.Есенин, И.Бунин, И.Шмелев и т.д.)
Творческое воображение режиссеров как основа развития идеи, сюжета, образов героев театрального спектакля или кинофильма («Гамлет» Г.Козинцева, «Баллада о солдате» Г.Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М.Захарова, «Небеса обетованные» Э.Рязанова, «Странствия Одиссея» А.Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д.Роббинса и Р.Уайза, «Страсти Христовы» М.Гибсона, «Призрак оперы» Д.Шумахера и др. по выбору учителя).
Исследовательский проект «Пушкин – наше все» (5ч)
Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами разных видов искусств (изобразительное искусство, музыка, литература, кино, театр).
Формы и средства контроля
Формы контроля: (см. Приложение 2)
Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Предметом оценки результатов художественного образования являются знания, умения и художественные навыки учащихся. Основными видами контроля в 8 – 9 классах являются: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входной контроль определяет исходный уровень обученности учащихся, подготовленность к усвоению дальнейшего материала.
Текущий контроль осуществляется в виде защиты творческой работы, исследовательской или проектной работы; устный опрос, тесты, викторины, презентации и фильмы, фотографии, художественно-творческие работы. Для тематических проверок выбираются основные темы программы.
Промежуточный контроль осуществляется в конце полугодия.
Итоговый контроль проводится в конце года
Контроль осуществляется в виде тестирования, викторин, проектов
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме тестирования.
Контроль уровня обученности 8 класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
15 | Художественные послания предков. Разговор с современником. | Промежуточный контроль | Тестирование |
33 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». Весенняя сказка «Снегурочка». | Итоговый контроль | Защита проекта, тестирование |
Контроль уровня обученности 9класс
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
2 | Искусство и власть | Входной контроль | Тестирование |
16 | Художник и ученый | Промежуточный контроль | Тестирование |
34 | Исследовательский проект «Пушкин – наше все» | Итоговый контроль | Защита проекта, тестирование |
Перечень учебно-методических средств обучения
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Оснащён-ность ( %) |
1 | Литература основная
| 100 % |
2 | Литература дополнительная
| |
3 | Печатные пособия
| |
4 | Технические средства обучения
| |
5 | Экранно – звуковые пособия
| |
6 | Учебно-практическое оборудование
| |
7 | Оборудование класса
| |
8 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8-9класс.
Содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование....
рабочая программа по математике 7-9класс
Здесь размещена рабочая программа по математике для 7, 8, 9 классов изучающих математику по УМК Макарычев Ю.Н. и Атанасян Л.С....
Рабочая программа и КТП алгебра 9класс Мордкович102 ч.
Рабочая программа по алгебре 9 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009...
Рабочая программа и КТП алгебра 9класс Мордкович102 ч.
Рабочая программа по алгебре 9 класса составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2009...
Рабочая программа по курсу информатики (9класс Н.Д. Угринович)
Рабочая программа составлена для модульного типа обучения (модуль - 1,5 часа) и включает: пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки, контрольные работы, источники инф...
Рабочая программа по русскому языку (9класс) по УМК Бабайцевой (базовый уровень)
Рабочая программа по русскому ЯЗЫКУ (9класс) по УМК Бабайцевой В.В. (Базовый уровень)...
рабочая программа по искусству 8-9класс
Рабочая программа по искусству для 8-9 класса...