рабочая программа по изо 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему


рабочая программа по изо 5 класс. Неменский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnit._izo_5kl._fgos.docx74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 3.1.1. «Пояснительная записка»

Рабочая программа по изо для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
  • « Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.
  • Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2011г.;
  • Утвержденный приказом от 27 декабря 2011 г. № 2885 федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 

     Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

     Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Цели и задачи.

    Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

     

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Раздел 3.1.2. «Общая характеристика учебного предмета»

         Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование  его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

      Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

     Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

     Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

      Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

     Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

     При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

     Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

     Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

      Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

     Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

     Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

     Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

Раздел 3.1.3. «Место учебного предмета в учебном плане»

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

             Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч.

   

Раздел 3.1.4. «Содержание учебного предмета»

      Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

№пп

Содержание

Количество часов

1

«Древние корни народного искусства»

9

2

«Связь времен в народном искусстве»

7

3

«Декор - человек, общество, время»

10

4

«Декоративное искусство в современном мире».

9

Итого

35

1

1 четверть

9

2

2 четверть

7

3

3 четверть

10

4

4 четверть

9

Итого

35

 Содержание программы

 «Древние корни народного искусства» (9 ч)

         Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

1 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

2-3 тема. Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

4 тема. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

6 тема. Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.

7-8 тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

 «Связь времен в народном искусстве» (7 ч)

        Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи. 

                                                     

                                            11 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

12 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

13  тема. Хохлома.

Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

14  тема Жостово. Роспись по металлу.

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.  

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

15 тема  Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Краткие сведения из истории возникновения щепкинской росписи по лубу и дереву. Украшение предметов быта мезенской росписью

Задание: выполнение фрагмента мезенской росписи на карандашнице из картона, с включением в него образа птицы, конька или оленя, солярных знаков и мелких элементов декора.

Материалы: бумага, картон.

16 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Декор – человек, общество, время. (10ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

17 тема.  Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

18-19 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

20-21-22 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

23-24  тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

 25 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов  Саратовской области. История создания герба Саратова и Саратовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу гербов Ростовской области (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

26  тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

Декоративное искусство в современном мире. (9 ч)

         Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

27-28 тема. Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

29-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Лоскутная аппликация или коллаж, витраж, нарядные декоративные вазы, декоративные игрушки из мочала, декоративные куклы)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников. Уроки посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. 

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

34-35 тема. Создание декоративной композиции  и итоговая выставка работ.

Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.

Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых материалов.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

 Оформление школьной выставки по итогам года

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.

Планируемые результаты обучения.

Знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства; семантическое значение традиционных образов, мотивов;

- несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

-  различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).

 - различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой;

- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.  

Требования к планируемому результату.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

          Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль необходимо проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

        Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).


Раздел 3.1.5. «Календарно – тематическое планирование»

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.

Содержание раздела.

Темы уроков

Кол.

часов

Дата план

Дата факт

Планируемые результаты

КИМ

Знания

Умения

Общие учебные умения, навыки и способы

Народное художественное творчество.

Раздел 1.  Древние корни народного художественного творчества  -   9 часов

1

Древние образы в народном искусстве. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства.

1

06.09.

Значение древних корней народного художественного творчества.

Специфику образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Знать о древних образах в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства.

Уметь объяснить понятие «народное художественное творчество».

Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Традиционные образы народного прикладного искусства – солярные знаки,  конь, птица, мать-земля, древо жизни.

Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, ее плодородии?»

Фронтальный опрос (устно).

 Анализ и оценка процесса и  результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

2

3

Убранство русской избы

2

13.09.

20.09.

Знать о древних образах в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в декоре русской избы.

Использование орнамента для украшения предметов быта, архитектурных сооружений (прялки, посуда, элементы декора избы).

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы.

Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментальной композиции.

Просмотр, анализ и оценка. процесса  и  результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

4

Внутренний мир русской избы

1

27.09.

Как в жилище разных народов выражено представление об идеале, совершенстве;

Традиции своих предков – славян, татар.

Основные виды и жанры изобразительного искусства.    

Особенности народного (крестьянского) искусства России.

Использование орнамента для украшения предметов быта, архитектурных сооружений.

Фронтальный опрос (устно). Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.

Практическая работа.

 5

Конструкция, декор предметов народного быта и труда

1

04.10.

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.

Отражать в рисунках и проектах единство формы и декора.

Использование орнамента для украшения предметов быта (прялки).

Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта. Вырезание из картона предметов труда и украшение их росписью.

Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценка процесса  и результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

6

Русская народная вышивка

1

11.10.

Знать, что такое орнамент, его виды, назначение, элементы русского и татарского орнаментов.

Крестьянская вышивка -сокровищница древних образов и мотивов.

Условность языка орнамента, его символическое значение.

Понимать, что орнамент – основа декоративного украшения.

Возможности и использование художественных материалов.

 

Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента.

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов.

Создание эскизов и моделей одежды.

Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

7-

8

Народный праздничный костюм

2

18.10.

25.10

Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.

Об образной, смысловой стороне костюма, о его роли и значении в жизни общества как социального знака.

Различать произведения выдающихся русских мастеров изобразительного искусства (А.Г.Венецианов («На пашне», «Гумно»), В.М.Васнецов («Богатыри», «Аленушка»,, Б.М.Кустодиев («Ярмарка», «Купчиха», И.Е.Репин («Бурлаки», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»и др.).

Использование орнамента для украшения одежды

 (народный костюм).

Создание художественно-творческих проектов , объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.).

Коллективная работа.

Практическая работа.

Просмотр, анализ и оценка процесса  и результатов собственного художественного творчества.

9

Народные праздничные обряды

(обобщение темы)

1

01.11

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа.

Зрительный ряд:

 Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представление о роли декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода

Создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи).

Тест 1

Раздел 2:    Связь времен в народном искусстве    - 7 часов

10

Древние образы в современных народных игрушках (дымковская, филимоновская игрушка).

1

15.11

Иметь понятие о связи времен в народном искусстве.

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимоновской, дымковской, каргопольской,  абашевской  игрушек).

Пользоваться приемами традиционного письма (Дымка, Филимоново, Абашево, Каргополь)

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Уметь создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи).

Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?» Просмотр, анализ и оценивание работ.

Практическая работа.

11

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие народного промысла России.

1

22.11

История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Пользоваться приемами традиционного письма (Гжель).

Возможности и использование художественных материалов.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

12

Городецкая роспись. Истоки и современное развитие народного промысла России.

1

29.11

Владеть навыками работы в конкретном материале (гуашь). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.

Пользоваться приемами традиционного письма (Городец).

Возможности и использование художественных материалов.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества.

Ответить на вопрос: «Что значит образ росписи?» Взаимоанализ результатов творчества одноклассников (выборочно).

Практическая работа.

13

Хохлома. Истоки и современное развитие промысла

1

06.12

Знать цветовые особенности хохломской росписи.  История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности хохломской росписи.

Уметь владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания декоративных композиций по мотивам хохломы.

Уметь выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных элементов.

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества. Практическая работа.

14

Жостово. Роспись по металлу.

1

13.12

Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма

Пользоваться приемами традиционного письма

(Жостово).

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Игра «Художники-зрители».

Практическая работа.

15

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте 

1

20.12

История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности мезенской  росписи.

Пользоваться приемами традиционного письма (Мезенская роспись).

Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Опрос. Просмотр и анализ работ.

Практическая работа.

16

Роль народных художественных промыслов.

1

27.12

Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве. 

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Тест 2.

Раздел 3.       Декор – человек, общество, время  -   10 часов

17

Зачем людям украшения.

1

17.01

Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни людей.                                 Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.

Место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества (разных времен).

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды.

В практической деятельности умело использовать древние образы в изготовлении коллажа, панно. Учитывать использованный материал, цветовое соотношение.

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности.

Практическая работа.

18-19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

24.01

31.01

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.

Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов зарубежных стран.

Уметь выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды,

Знать общие сведения о Древнем Египте и его искусстве. Знать символику цвета в украшении.

Украшение – показатель социального статуса человека. Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам ДПИ Древнего Египта

Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Др.Египте?»  Презентация своих работ учащимися и оценка результата.

Практическая работа.

20

Одежда говорит о человеке

 Древний Китай.

1

07.02

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Востока.

Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов народов зарубежных стран.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды,

Уметь составлять эскизы одежды людей Древнего Китая. Знать формы орнамента и цветовой гаммы.

Просмотр, анализ и оценка процесса  и результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

2122

Одежда говорит о человеке

Средневековая Европа.

Западная Европа.

2

14.02

21.02

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства (Рембрандт и др.).

Основные этапы развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили).

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды,

Просмотр, анализ и оценка процесса  и результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

23

24

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

2

28.02

07.03

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.

Основные этапы развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили).

Отражать в рисунках и проектах единство формы и декора.

выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Практическая работа.

25

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.

1

14.03

О специфике символического языка герба- знака отличия.

Умело применять условности в геральдике, цвет в гербе и эмблеме. Уметь разбираться в символах на эмблемах в современном обществе, знать значение их элементов.

Уметь создавать условное, символическое изображение.

Понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина.

Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения.

Защита проекта, оценивание результата.

Практическая работа.

 26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

 (обобщение темы)

1

21.03

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции.

Владеть навыком работы с бумагой.

Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора.

Уметь разбираться в современном декоративном искусстве. Составлять конспект, сравнивать, сопоставлять, выделять главное.

Уметь создавать условное, символическое изображение.

Понимать, что образный строй вещи определяется социальной ролью ее хозяина.

Тест 3

Раздел 4.     Декоративное искусство в современном мире    -  9 часов

27-28

Современное выставочное искусство. Гобелен, батик, керамика.

2

04.04

11.04

Представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.

различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.).

Проявлять заинтересованное отношение к произведениям современных мастеров декоративно-прикладного искусства. Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения.

О разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях.

Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику.

Просмотр, анализ и оценка процесса  и результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

29

Ты сам – мастер.

Лоскутная аппликация или коллаж.

2

18.04

О специфике языка разных художественных материалов, о роли выразительных средств (форма, объем, цвет, линия, фактура, пространство) в построении художественного образа, декоративной композиции.

В практической деятельности умело использовать древние образы в изготовлении коллажа, панно. Учитывать использованный материал, цветовое соотношение.

Должны уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне).

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, фактуры, композиции при выполнении декоративных заданий.

Различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов и по воображению в разных художественных техниках. 

Создание декоративной работы в материале

Самоопределение в видах и формах художественного творчества.

Разработка эскизов коллективных панно для украшения интерьера школы. Творческая интерпретация древних образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли, солнца.

Технология работы с выбранным материалом (расписные доски, коллаж, витраж и тд.). Постепенное, поэтапное выполнение задуманного проекта.

Анализ результата коллективной работы.

Экспресс- выставка.

Практическая работа.

30

Ты сам – мастер.

Витраж в оформлении интерьера школы.

1

25.04

Просмотр, анализ и оценка процесса  и результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

31

Ты сам – мастер.

Нарядные декоративные вазы.

1

02.05

Презентация работ. Анализ и оценивание результатов.

Практическая работа.

32

Ты сам — мастер

декоративно-прикладного искусства. Декоративные игрушки из мочала.

1

16.05

Просмотр, анализ и оценка процесса  и  результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

33

Ты сам — мастер.

 Декоративные куклы.

1

23.05

Экспресс- выставка.

Практическая работа.

34

Ты сам – мастер.

(Создание коллективной  декоративной работы в материале).

1

30.05

О разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях.

Различать по материалу, технике исполнения современные виды ДПИ.

Создание декоративной работы в материале.

Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику.

Просмотр, анализ и оценка процесса  и  результатов собственного художественного творчества.

Практическая работа.

35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (обобщение и систематизация знаний) 

1

О специфике языка разных художественных материалов, о роли выразительных средств (форма, объем, цвет, линия, фактура, пространство) в построении художественного образа, декоративной композиции.

Должны уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне

Создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

Выставка работ за курс изо 5 класса


Раздел 3.1.6. «Система оценки результатов обучения»

Тестирование №1. Декоративно-прикладное искусство.

1. Русский бревенчатый жилой дом.

А) Кремль

Б) Палаты

В) Изба

2. Декоративный элемент, венчающий кровлю русской избы.

А) Причелина

Б) Охлупень

В) Полотенце

3. Деталь декоративного убранства русской избы, доска, идущая по краю крыши.

А) Охлупень

Б) Столешник

В) Причелина

4. Девичий головной убор в виде полосы ткани.

А) Повязка

Б) Кокошник

В) Сорока

5. Какой предмет верхней мужской одежды был наиболее распространен у мужчин в XVIIвеке?

А) Ферязь

Б) Опашень

В) Кофтан

6. Какой предмет верхней женской одежды был наиболее распространен у женщин в XVIIвеке?

А) Опашень

Б) Душегрея

В) Сарафан

7. Массовая игра с хороводами, пением, плясками.

А) Олимпиада

Б) Игрище

В) Поло

8. Основной элемент декоративной росписи Жостова.

А) Кудрина

Б) Венок

В) Букет

9. Завершающий прием в городецкой росписи, выполненной белой и черной красками.

А) Замалевок

Б) Букет

В) Оживка

10. Российский город, известный своей расписной деревянной посудой.

А) Сергиев-Посад

Б) Палих

В) Хохлома

Тестирование №2 по теме «Связь времен в народном искусстве»

1. С какими народными искусствами мы познакомились во IIчетверти: 
___________, ____________, _____________, ___________, ___________________ . 


2. С какой целью создавались глиняные игрушки: 
а) забавы ради; 
б) участники древних обрядов; 
в) для красоты. 


3. Соотнеси игрушки разных промыслов с формой и росписью: 
Игрушка Форма и роспись 
1. Филимоновская а монолитна, мягкая плавность, округлость; 
кресты, эллипсы-овалы, ветки, линии 
2. Каргополская б вытянутые, стройные, изящные; 
радужные полосы, круги, ветки 
3. Дымковская в тяжеловатые, неуклюжие, приземистые; 
круги, овалы, клетки, полоски 


4. Какие цвета используют для Гжельской росписи? 
а) красный, чёрный, жёлтый, зелёный; 
б) разные цвета; 
в) белый, голубой. 


5. Всегда ли Гжель была сине- белой? 
а) нет; 
б) да; 
в) не помню. 


6. К какой росписи относятся перечисленные элементы росписи: купавка, розан, лепестки-дужки, оживка? 
а) Жостово; 
б) Городец; 
в) Хохлома; 
г) Гжель. 


7. К какой росписи относятся перечисленные этапы росписи: замалёвок, тенёжка, бликовка, уборка? 
а) Жостово; 
б) Городец; 
в) Хохлома.

 
8. Что такое береста? 
а) узор; 
б) деревянная посуда; 
в) берёзовая кора. 


9. На каком материале выполнялась Мезенская роспись? 
а) металл; 
б) керамика; 
в) береста; 
г) луб. 


10. Откуда черпают народные мастера образы, сюжеты, орнаменты? 
а) из природы; 
б) окружающего мира; 
в) из книг. 

Тестирование №3 по теме «Декор - человек, общество, время».


1. С какой целью с давних времён воины разрисовывали своё тело? 
а) для устрашения и защиты; 
б) чтобы привлечь внимание; 
в) ради забавы; 


2. В Русском государстве царское платье олицетворяло: 
а) силу, достоинство и могущество; 
б) тщеславие; 
в) особое положение.


3. Что не входило в дополнение облачения царя: 
а) царский трон. 
б) царский венец; 
в) держава и скипетр; 


4. Знаками царского достоинства и могущества фараона в Древнем Египте были: 
а) передник изысканной формы, пояс; 
б) два скипетра, искусственная борода; 
в) клафт – полосатый платок, тиара – высокая двойная корона. 


5. Какое изображение является символом бога утреннего солнца: 
а) лотос; 
б) скарабей. 
в) глаз-уаджет; 


6. Символами императора в Древнем Китае были: 
а) белый журавль на синем небе; 
б) цвет золота - жёлтый и дракон; 
в) барс, тигр, лев. 


7. В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили: 
а) о процветании государства; 
б) чтобы поднимать престиж среди других стран; 
в) все варианты ответов верны. 


8. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее: 
а) наполнить вещь смыслом; 
б) определить положение хозяина в обществе; 
в) расписать вещь для красоты. 


9. Что такое костюм? 
а) одежда, которую носит человек; 
б) стиль и цвет, аксессуары; 
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию. 


10. Что такое Герб: 
а) это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности, основные занятия и заслуги представителей рода; 
б) отличительный знак; 
в) это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. 

11. Выберите верное определение: 
а) геральдика – наука о денежных знаках и монетах; 
б) геральдика – наука о гербах и их прочтении; 
в) геральдика – наука о марках. 

12. Символика изображения медведя: 
а) власть, господство, прозорливость (предвидеть будущее, прозрение); 
б) верность, преданность, повиновение; 
в) сила, мужество; 

13. Какое символическое значение имел жёлтый цвет: 
а) богатства и справедливости; 
б) любви, смелости; 
в) невинности и чистоты. 

14. Зачем людям понадобились отличительные знаки? 
а) чтобы украсить себя; 
б) различать друг друга на расстоянии; 
в) таковы требования и правила. 

15. Созвучие цветовой гаммы: 
а) контраст; 
б) композиция; 
в) колорит. 

Ключи к тесту №1: 
1. в 
2. б 
3. в 
4. а 
5. в 
6. в 
7.б 
8. в 
9. в 
10. в  

Ключи к тесту №2: 
1. Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Мезенская роспись. 
2. б 
3. 1б, 2в, 3а 
4. в 
5. а 
6. б 
7. а 
8. в 
9. г 

Ключи к тесту №3: 
1. а 
2. а 
3. а 
4. б 
5. б 
6. б 
7. в 
8. в 
9. в 
10. а 
11. б 
12. в 
13. а 
14. б 
15. в 

Тестирование.

1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
  - печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце,  расписная посуда, телевизор.

2. Перечислите  графические материалы в изобразительном искусстве

________, _______, ______, _______, ___________________, _______________

3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: .
  - кокошник, лента, пальто, кичка, сорока,  рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон,  душегрея.

4.  Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.

5. Какая композиция называется симметричной.

А) изображение слева подобно изображению справа

Б) выверенное чередование

В) изучение закономерностей

6. Какие цвета являются основными

А) красный, синий, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) красный фиолетовый, синий

7.  Натюрморт – это изображение:

А) мертвой натуры

Б) живой натуры

8.  Назовите ахроматические цвета?

______________, ____________, ___________

9.  Приведите пример теплой цветовой гаммы:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый. красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный

10. Что такое ритм?

А) выразительность и гармония

Б) Чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции

11. Подчеркните правильное окончание определения:
В линейной перспективе все предметы при удалении а) увеличиваются
  б) уменьшаются
  в) остаются без изменений.
В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
  а) сходятся в одной точке
  б) остаются параллельными
  в) расходятся.
В воздушной перспективе предметы при удалении а) четкие  б) покрыты дымкой, расплывчаты.

Раздел 3.1.7. «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Учебно-методическое обеспечение

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2014.

3.  Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г.  Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для  учителя. - М.: Просвещение,  1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6.  Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

 Просвещение,2006

 7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

 Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11.  Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.  

 3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

 учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка.  Напечатано в Испании, январь 1992.

17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997

Технические средства обучения

  • Компьютер, проектор

Методический фонд

  • Репродукции картин  художников.
  • Муляжи для рисования
  • Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...