Рабочая программа по ИЗО 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Бельды Валентина Александровна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе:

·        Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;                                                                                                                                       

·        федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

·        примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;

·        авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_5_klass.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе:

  • Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;                                                                                                                                      
  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
  • авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М.    Неменский.- М.: Просвещение, 2009.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения искусства, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.

Содержание рабочей программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.

Цели художественного образования:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем стандарта основного общего образования по,  даёт  распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом  межпредметных  и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  на «Изобразительное искусство» в 5 классе 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Для выполнения обязательного  минимума содержания основных образовательных программ  по изобразительному искусству образовательного стандарта основного общего образования, выделен 1 час из вариативной составляющей Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.

При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем  используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Рабочая программа по изобразительному искусству для  5 класса,  является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ V- VIII классы (140 час)

Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов).

Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, В.А. Серов, К.С. Петров-Водкин и др.).

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров.

Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение музеев изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектурных заповедников.

 Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 час).

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры.

 Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 час).

Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII-XX вв., стили и направления (В.В. Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И. Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, АА. Иванов, П. А.Федотов, передвижники, «Мир искусств», С.Т. Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В.И.Суриков, П. Д.Корин, М.В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О.Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

 Синтез искусств (2 час).

Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

 Синтез искусств в архитектуре (10 час).

Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

 Синтез искусств в театре (4 час).

Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии (6 час).

Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

 Изображение в фотографии (2 час).

Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.

Синтетическая природа экранных искусств (4 час).

Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук).

Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.

Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

 Изображение на компьютере (2 час).

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

Учебно – тематическое планирование 5 класс

5 класс

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

34 часа

1.

Древние корни народного искусства:

  1. Древние образы в народном искусстве.
  2. Орнамент как основа декоративного украшения
  3. Декор русской избы.
  4. Внутренний мир русской избы.
  5. Конструкция и декор предметов народного быта.
  6. Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки.
  7. Народный праздничный костюм
  8. Народные праздничные обряды. Масленица.

9 ч:

1

1

1

1

1

1

2

1

2.

Связь времен в народном искусстве:

  1. Древние образы в современных народных игрушках.
  2. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
  3. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
  4. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
  5. Роль народных художественных промыслов в современной жизни
  6. Связь времён в народном искусстве

9 ч:

2

2

1

2

1

1

3.

Декор – человек, общество, время:

  1. Зачем людям украшения. 
  2. Декор и положение человека в обществе. 
  3. Одежда говорит о человеке. 
  4. О чем рассказывают гербы и эмблемы. 
  5. Символы и эмблемы в современном обществе 
  6. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 

8 ч:

1

1

2

2

1

1

4.

Декоративное искусство в современном мире:

  1. Современное выставочное искусство. 
  2. Ты сам -  мастер ДПИ (тряпичная кукла) 
  3. Ты сам -  мастер ДПИ (ваза) 
  4. Ты сам -  мастер ДПИ (витраж) 
  5. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека(обобщение и систематизация знаний) 

8 ч:

1

1

2

3

1

ИТОГО: 34 часа

Основное содержание учебного курса для 5 класса

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»  – 34 часа

Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей  и совершенствование навыков постижения средств декоративно - прикладного искусства, обогащение  опыта  восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
  • несколько народных художественных промыслов России;

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец,  Полохов-Майдан,  Жостово  и др.)
  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы 17 века);
  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства ( художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.);
  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а так же видеть единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
  • уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традициях народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
  • создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой ( предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

  1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
  2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
  3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме  выставки или теста.
  4. Заключительный контроль. Методы диагностики -  конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Учебный методический комплекс.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники: Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное  искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение», 2009 г.

Пособие для учащихся: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Пособие для учителей: Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского.  Москва, «Просвещение», 2009 г

Методическая литература:

  1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
  2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
  3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
  4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
  5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
  6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
  7. О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
  8. О.В.Свиридова,  Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
  9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
  10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
  11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
  12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
  13. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
  14. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
  15. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
  16. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
  17. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
  18. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
  19. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
  20. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...