Осетинский национальный праздничный костюм
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Дацко Светлана Викторовна

Тема: "Осетинский национальный праздничный костюм". На уроке раскрывается материал о праздничной национальной одежде по ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

5 класс.

Тема

«Осетинский народный праздничный костюм».

Цель урока:

Создать эскиз осетинского народного костюма

Педагогическая цель:

Задачи урока:

Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении осетинского народного костюма.

  • Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора.
  • Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле осетинских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (гуашь, мелки, бумага, кисти).
  • закрепить знания об осетинском орнаменте.
  • способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного
  • Способствовать воспитанию любви к различным народным культурам.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику осетин, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы осетинского костюма. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Осетинский народный праздничный костюм. Разновидности костюма и разнохарактерности украшений

Образовательные ресурсы.

Таблицы «Народные промыслы» Презентация «Осетинский народный праздничный костюм».

Иллюстрации с изображениями осетинских народных костюмов.Виды осетинского орнамента..  Бумага, гуашь, восковые мелки, карандаши.

ХОД УРОКА

Этап урока /

учебная ситуация

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающихся

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка).

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.

Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

2. Актуализация знаний, мотивация.

Осознание необходимости получения новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Изучив интерьер, внутренний мир осетинской сакли, интересно было бы узнать, как одевались осетины, какая у них была праздничная одежда, что означала символика украшений.

Объясняют значение символики орнамента

3. Постановка учебной задачи.

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

-О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения народной одежды?

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи.

Новое знание: единство формы и декора в традиционном осетинском костюме. Трёхчастная структура и символика орнамента.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство с основными составляющими женского народного костюма:рубахи, корсета, черкески с длинным рукавом — лопастью, нагрудника, пояса, чувяков, шапочки, шали, фаты.

Знакомство с основными составляющими мужского народного костюма: черкеска, бешмет, башлык, шаровары, ноговицы, папаха, бурка, узкий пояс «рон», кинжал.

(Презентация.  Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о каждом из них: предназначение и украшение.

Разбор формыкостюма, его украшение.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.  Анализируют новые сведения о национальном костюме.  Рассуждают о значении  народного костюма, его форме и декоре, выявляют характерные особенности. Анализируют как строится композиция орнамента, как связывается она с формой одежды, как согласуются цвета.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

- При помощи цветных карандашей или красок изобразить осетинский народный праздничный костюм.  Сделайте украшения костюма затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Используют шаблон- изображение одежды, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

6. Оценка.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием)

Лист оценки:

  1. Аккуратность
  2. Правильное изображение формы костюма  и компоновка в формате
  3. Уместный выбор символики росписи, цвета,
  4. Правильная компоновка декора
  5. Творческий подход к выполнению задания

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7. Итог. Рефлексия деятельности.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Беседа по вопросам:

- Какая роль была у национальной одежды?

- Какова была символика у национального орнамента?

- Какие орнаментальные ряды использовались при украшении одежды?

- Ваше настроение от урока?

Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

8. Домашнее задание.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНов

- Узнать побольше о народных обрядах и праздниках. Подготовить сообщения.

Запись д/з в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский народный праздничный костюм"

Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".  Можно использовать на уро...

"Народный праздничный костюм"

г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...

"Осетинская национальный костюм"

Осетинский национальный костюмТрадиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые от...

Осетинские национальные игры в школе 30.

На протяжении 11 лет в МБОУ СОШ № 30, г. Владикавказ РСО—Алания, традиционно проводится яркое, красочное спортивно-массовое мероприятие «Нартские игры», где обучающиеся нашей ш...

Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...

Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...

Народный праздничный костюм (мужской костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Верхней мужской народной одеждой  назыв...