Осетинские национальные игры в школе 30.
методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему

Хачиянц Лаура Борисовна

 

На протяжении 11 лет в МБОУ СОШ № 30, г. Владикавказ РСО—Алания, традиционно проводится яркое, красочное спортивно-массовое мероприятие «Нартские игры», где обучающиеся нашей школы демонстрируют осетинские национальные игры, которые развивают физическую силу, выносливость, быстроту, смелость, находчивость.  

          Ученики воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированность, национальный дух, любовь к своему народу и уважение к прошлому. Ребята стараются продемонстрировать свои умения, навыки, ловкость.

   Осетинская мелодия, зажигательные танцы перемежались со спортивными играми. Такие мероприятия не только решают традиционные задачи физического воспитания, но и прививают огромный интерес к истории осетинского народа, к его традициям, обычаям.

В нашей школе ученики занимаются гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Однако не менее важным средством физического воспитания детей, бесспорно, являются и подвижные игры, в основе которых лежат физические упражнения. Умелое сочетание игр с занятиями гимнастикой и другими видами спорта, значительно повышает качество физического воспитания обучающихся. Хотя в примерной комплексной программе предмета «Физическая культура» включено много подвижных игр, недостатком является то, что в практику не вводятся национальные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osetinskie_narodnye_igry_v_shkole_30.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Осетинские народные игры в школе № 30».

На протяжении 11 лет в МБОУ СОШ № 30, г. Владикавказ РСО—Алания, традиционно проводится яркое, красочное спортивно-массовое мероприятие «Нартские игры», где обучающиеся нашей школы демонстрируют осетинские национальные игры, которые развивают физическую силу, выносливость, быстроту, смелость, находчивость.  

          Ученики воспитывают чувство коллективизма, дружбы и товарищества, дисциплинированность, национальный дух, любовь к своему народу и уважение к прошлому. Ребята стараются продемонстрировать свои умения, навыки, ловкость.

   Осетинская мелодия, зажигательные танцы перемежались со спортивными играми. Такие мероприятия не только решают традиционные задачи физического воспитания, но и прививают огромный интерес к истории осетинского народа, к его традициям, обычаям.

В нашей школе ученики занимаются гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми. Однако не менее важным средством физического воспитания детей, бесспорно, являются и подвижные игры, в основе которых лежат физические упражнения. Умелое сочетание игр с занятиями гимнастикой и другими видами спорта, значительно повышает качество физического воспитания обучающихся. Хотя в примерной комплексной программе предмета «Физическая культура» включено много подвижных игр, недостатком является то, что в практику не вводятся национальные игры.

Национальные игры следует широко использовать и на уроках физической культуры, и во время внеурочных занятий. Включение отдельных национальных игр в программу предмета «Физическая культура» значительно оживит и повысит интерес к урокам и к внеклассной самостоятельной работе.

Все это имеет также огромное познавательное, культурное и воспитательное значение.

В старшем школьном возрасте осетинские народные игры в основном являются типа подготовительных, точнее, они являются вспомогательным средством, позволяющим совершенствовать и закреплять отдельные навыки, действия и тактику к различным видам спорта. В педагогическом отношении они являются весьма ценными, так как все рекомендуемые игры включают в себя различные двигательные действия, которые проявляются в условиях соревнований, борьбы. Рекомендуемые игры, как правило, проводятся на воздухе. Это имеет большое гигиеническое и оздоровительное значение.

В этом возрасте полезно использовать такие осетинские игры: «Борьба за флажки», различные виды перетягивания, толканием, лазанием, «Наездники и кони», «Игра в чехарду».

Осетинские народные игры на практике показали, что они хорошо воспитывают у детей физические качества, а также необходимые морально-волевые качества, а главное – честность и дисциплинированность.

В этом отношении большую педагогическую ценность представляет игра «Борьба за флажок». Дети имеют возможность проявлять свои индивидуальные способности, умело сочетать их с общими интересами коллектива. Игра вырабатывает такие ценные качества, как ловкость, смелость, ориентировку на местности, силу, быстроту, умение координировать свои действия с действиями всей команды и направлять их на достижение конечной цели – отобрать флажок противника, сохранив свой.

Большую педагогическую ценность представляет тот момент, что игроки свои коллективные действия осуществляют по заранее выработанному плану, который они разрабатывают сами. Здесь они предусматривают действия каждого члена команды. Каждый игрок получает определенную задачу, выполнение которой способствует успеху всей команды. Это важно и с точки зрения того, что игроки должны чувствовать определенную ответственность, то есть каждый знает, что если не выполнит поставленную   ему командой задачу, то он подведет коллектив. Это является большим воспитательным моментом игры, так как победить можно только слаженной игрой всей команды

Главным в своей работе с детьми я считаю по мимо реализации спортивных целей и задач, воспитание нравственных качеств личности. Воспитание патриотизма, т.е. любви к своей малой Родины. Я считаю это фундаментом основой духовности каждого человека. Когда спортсмен выступает на соревнованиях различного ранга, он прежде всего представляет свою страну, свою Родину. А мы начинаем с малого. Защищаем честь своего класса, своей школы, своего города, своей Республики. И кто не видел фрагменты, когда стоят наши спортсмены на пьедестале и звучит гимн, мы видим глаза со слезами радости и гордости за свою страну.

 Тем опытом, который накоплен мной за 31 год педагогической деятельности по воспитанию подрастающего поколения я делюсь с учителями не только нашей Республики, но и за ее пределами, участвуя в различных Всероссийских конкурсах, фестивалях и научно-практических конференций.

 Физическое воспитание ставит перед собой цель – воспитать физически совершенных людей, всесторонне подготовленных к творческому труду и защите Родины. Но эта цель может быть достигнута путем реализации ряда задач:

1)       воспитательной;

2)       оздоровительной;

3)       образовательной.

Современная осетинская школа должна предусматривать обучение и воспитание учащихся с учетом менталитета своего народа. Глубокое изучение и использование национально-регионального компонента в системе образования и воспитания позволяет решать многие задачи, на основе национальных традиций, культуры, богатейшей истории осетинского народа.

     В работе Сергея Георгиевича Гагиева «Осетинские национальные игры» отмечено, что именно в играх отражаются все характерные черты народа. Посредством игр у молодежи воспитываются и развиваются физическая сила, ловкость, меткость, физическая сила, ловкость, меткость, скорость, гибкость, умение ездить верхом, владеть оружием. Если окунуться в прошлое, то мы увидим, что на народных праздниках наряду с песнями, музыкой обязательно проводись спортивные состязания, игры, развлечения – это доказывает Нартский эпос.

Именно это наша школа старается использовать на своих уроках. Пытаясь внедрить эти элементы осетинских национальных игр в программу по физической культуре, я получила возможность возрождать и развивать в детях национальный дух, любовь к своему народу и уважение к прошлому.

Этой идеей вдохновились и другие учителя физической культуры нашей школы.

Результатом этой работы стали «Нартские игры» - яркое, красочное спортивное мероприятие, которое стало традиционным в нашей школе.

Многократно были проведены мастер-класс по использованию осетинских народных игр на уроках физкультуры для директоров и завучей спортивных школ районов республики.

Литература

  1. Аслаханов С.-А.М. Педагогические требования к использованию народных средств физического воспитания на уроках физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. - №5-6. - С.36-37.
  2. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М.: Ф и С, 1985. -269с.
  3. Жарикова E.JL Подвижные игры как педагогическая проблема. М.: РГАФК, 1995. - 16с.
  4. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры.
  5. Г.С.Гагиев «Методика проведения осетинских национальных игр».
  6. Короев В.Г. Некоторые исторические аспекты формирования народной системы физического воспитания у осетин // Теория и практика физической культуры. 1986. - №12. - С.5-6.
  7. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. М.: Фи С, 1998.-494с.
  8. ЮЗ.Лейкина М.В. Подвижные игры, -М.: Ф и С, 1955. С.180.
  9. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе // Теория и практика физической культуры. 1990.-№9.-С. 10-14.
  10. Туманян Г.С. Национальный колорит в школьных программах. // Физическая культура в школе. 1964. - №10. - С.45-46.
  11. Элашвили В.И. Игры средства физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №10. - С.13-14.
  12. Ягодин В.В. Народная физическая культура один из основных источников совершенствования уроков физической культуры. - 1987. - №6. -С.16-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осетинская национальный костюм"

Осетинский национальный костюмТрадиционный осетинский костюм от головного убора до обуви изготовлялся вручную, женщинами в домашних условиях. Для пошива одежды сукно выкрашивалось в разные цветовые от...

Осетинский национальный праздничный костюм

Тема: "Осетинский национальный праздничный костюм". На уроке раскрывается материал о праздничной национальной одежде по ФГОС....

Осетинские народные игры.

Будущее нашей страны — это подрастающее поколение, а его здоровье, физическое и интеллектуальное развитие во многом определяется и уровнем образования, и состоянием физического воспитания....

"Осетинские народные игры - как неотъемлемая часть физического и нравственного воспитания школьников"

laquo;Подвижные игры, как традиционные средства обучения школьников.»...

Мастер – класс «Приобщение школьников к здоровому образу жизни через игры «Тевек». (тувинская национальная игра)

Мастер – класс«Приобщение школьников  к здоровому образу жизни через  игры «Тевек».(тувинская национальная игра)...

Народные спортивные игры как элемент национальной культуры. «Осетинские спортивные игры»

Народные игры являются составной частью духовной культуры. Они во все времена выполняли весьма важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от напряженной тр...