"Русский народный праздничный костюм"
презентация к уроку (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Соломатина Елена Александровна

Материал по изучению русского костюма на уроках изобразительного искусства в 4 - 5 классах. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд".  Можно использовать на уроках технологии, истории, литературы, в дополнительном образовании, кружковой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_prazdnichnyy_kostyum.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

праздничный костюм Русский народный

Слайд 3

фронтон – «чело» причелины – плечо наличники – лицо ставни окна – «очи» - глаза

Слайд 4

общие знаки – символы земля вода солнце

Слайд 5

кокошник – старинный, преимущественно северорусский, женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. Словарь русского языка С.И. Ожегова

Слайд 6

«Кокошник» происходит от древнеславянского « кокош », обозначающего курицу и петуха. Характерной чертой кокошника является наличие гребня. Формы кокошников разнообразны: одногребенчатые , двухгребенчатые , островерхие, как бы однорогие , с большим закругленным верхом, шапкообразные .

Слайд 7

перевязка Из древесной коры или картона в виде круга, обшитого тканью, декорированного бисером, цветами, перьями, жемчугом. обруч Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т.п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.

Слайд 8

Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму. Кичка отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные , котелкообразные , в виде обруча, овала, полуовала. кичка Верхняя украшенная часть кичкообразного головного убора, формой обычно связанная с формой кички. Сорока изготавливалась из ткани и, будучи натянута сверху на кичку, иногда скрывала ее рогатость . Сороку умела шить каждая крестьянка. сорока

Слайд 9

И личиком бела, и с очей весела.

Слайд 10

рубаха С амая древняя и важная часть крестьянского костюма. Рубаха как встречала человека на пороге в этот мир, сопровождая всю его жизнь, так и на пути в мир иной человек тоже был облачен в рубаху. Она часто соотносилась с судьбой человека. Например у восточных славян считалось, что если продать свою рубаху значит продать и свое счастье.

Слайд 11

сарафан русская женская крестьянская одежда, род платья без рукавов (или со вшитыми рукавами) и с застёжкой спереди С.И.Ожегов «Словарь русского языка»

Слайд 12

Красочные набивные сарафаны – особенность костюма Русского Севера, особенно Архангельской и Вологодской губерний. Крестьянки носили их и в будни, и в праздники. Изготавливались из всех возможных тканей, как домотканых, так и фабричных. Отличались разнообразнейшим декором. Термин «сарафан» впервые появился в русских источниках XIV в.

Слайд 13

душегрея Вид летней женской одежды. Конструктивной их особенностью были рукава, цельнокроенные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, иногда цветным бисером, декорировались бахромой.

Слайд 14

Короткая одежда, конструктивно похожая на душегрею, изготавливалась из холста, сукна и также служила верхней женской летней одеждой. холодник

Слайд 15

епанечка Одна из разновидностей душегреи, даже холодника : короткая, на узких лямках, древнейший тип безрукавки. Она облегала спину и грудь, застегивалась спереди на крючок, сзади собиралась складками. Изготавливали ее из парчи или шелка, на подкладке. Хотя носили епанечку девушки летом, ее подбивали ватой. Украшалась золотым шитьем, подшивалась бахромой.

Слайд 16

понёва Обычно род шерстяной юбки длиной до щиколоток, в простейшем случае распашной, т.е. с разрезом (несшитой) спереди или сбоку, в более совершенном виде — с прошвой, т.е. со вставкой в разрез куска иной ткани, например холщовой гладкой или с орнаментом. Понева, в отличие от сарафана, была элементом чисто народного костюма.

Слайд 17

Многослойность костюма, имевшего различную длину одновременно надеваемых рубах, поневы, передника, нагрудника, создавала горизонтальное членение силуэта, зрительно расширявшее фигуру. В русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми .

Слайд 18

В образе женщины, в ее костюме: и в яркости наряда, и его плавных, текучих линиях, а больше всего в образе белых рукавово – крыльев, которые словно могут нести в тридевятое царство, выражался образ прекрасной мечты – птицы – счастья.

Слайд 19

Сшей, ты мне, матушка Красный сарафан…

Слайд 20

«…А которая девица красотой красна. Красотой бы красна и ростом высока. Да лицо-то у неё бы – как белый снег. Щёки у неё –будто алый цвет. Очи ясны у неё Как два соболя. А ресницы у неё – Как два чистых бобра. Походочка бы у неё была павиная . Тиха – смирна бы речь лебединая.» Из былины Добрыня и Дунай – Сват.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народный праздничный костюм"

г. Муром Владимирская областьМБОУ СОШ №13Снисар Г.Д. учитель I категорииИзобразительное искусство 5 класс...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"

Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интере...

Народный праздничный костюм (северо-русский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Северорусский сарафанный комплекс составляли...

Народный праздничный костюм (южнорусский костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. В южнорусский комплекс входили: богато вышит...

Народный праздничный костюм (мужской костюм)

В течение нескольких веков в разных концах земли Русской складывались свои характерные особенности в одежде, и люди строго придерживались местных традиций. Верхней мужской народной одеждой  назыв...

Методическая разработка поэтапное рисование «Русская красавица в народном праздничном костюме»

Данная  методическая разработка подойдет для педагога дополнительного образования и учителей ИЗО и внеурочной деятельности с1-5 класс. Чтобы сэкономить время педагога на подготовку к занятию пред...


 

Комментарии

Гридина Татьяна Теодоровна

Елена Александровна! Прекрасная презентация! Обязательно воспользуюсь!