Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс Л.Г. Савенкова
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_6_kl_.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Голухинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО C МО БШ учителей Голухинского школьного округа Протокол от ____ 20__№ __ Руководитель МО БШ ____________/ ___________ | ПРИНЯТО Заседанием педагогического совета Протокол № от | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Голухинская СОШ» ______________ Бельц О.В. Приказ № от |
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 6 класса по основной общеобразовательной программе базового уровня
на 2016-2017 учебный год.
Составитель: Дальгаймер О.А., учитель изобразительного искусства.
Голуха 2016
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии
-с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 № 189;
- авторская программа Изобразительное искусство: интегрированная программа:5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская., Е.С. Медкова/М.: Вентана-Граф, 2014
- основная общеобразовательная программа основного общего образования МКОУ «Голухинская СОШ».
Количестве учебных часов на которое рассчитано преподавание предмета -в год 35 ч, в неделю -1 час.
Целью уроков изобразительного искусства в 6 классе является реализация фактора общего и эстетического развития, формирование целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений разных видов искусства, развитие нравственных и эстетических чувств; интереса к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре; усвоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:
- Развитие представлений об окружающем мире, космосе, человеке, природе, времени, обществе, и их единстве, об освоении человеком окружающего природного ландшафта в разные периоды жизни на Земле;
- Развитие понимания взаимообусловленности формы и характера украшения архитектуры от вмещающего ландшафта, природных условий, общей экологии.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
1. Духовное возвышение ребенка.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой.
3. Живое общение с искусством.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
5. Опора на региональный компонент в обучении.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.
9. Активное творчество самих детей.
Выделено три направления развития учащихся:
1)Развитие дифференцированного зрения:
перевод наблюдаемого в художественную форму
2)Развитие фантазии и воображения
3)Художественно-образное восприятие изобразительного искусства
(музейная педагогика)
Направления работы: работа на плоскости, декоративно-прикладные виды деятельности, работа в объёме, художественно-творческое восприятие произведений искусства.
Оценка достижения планируемых результатов
Оценка деятельности учащихся происходит с учётом личностного индивидуального роста каждого ученика.
Оценивается реализация учеником собственной индивидуальности, его желание сделать что-то своё, выйти за рамки известного, традиционного, стандартного, предложить новое, оригинальное, индивидуальное решение. Копирование – метод освоения навыков и приёмов, но не творческая деятельность в полном смысле. Положительно оценивается стремление к коллективным видам творчества. В коллективной работе творчество каждого ученика не оценивается, а оценивается готовый продукт в целом.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий Предмет «Изобразительное искусство»в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся, раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
- Педагогика сотрудничества
- Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
- Игровые технологии
- Проблемное обучение
- Технологии уровневой дифференциации
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
- Групповые технологии
- Компьютерные технологии обучения
Технологии развивающего обучения:
- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
- Личностно ориентированное развивающее обучение
- Технология саморазвивающего обучения
Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально
в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел Введение
История развития представлений человека о мироздании – 1 ч
Раздел Мифология в народном творчестве – 5 ч
Мифы творения мира. Мифология и символика русской избы. Фантастические звери в русском народном творчестве. Символы в орнаменте. Пермская деревянная скульптура.
Деятельность учащихся:
Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи. Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика). Использовать в композиции знаки и символы. Уметь объяснять символику изображения. Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Передавать образ фантастического зверя в природной среде.
Раздел Мир архитектуры – 5 ч
Храмовая архитектура. Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов. Дворянские усадьбы России. Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства. Садово-парковая архитектура.
Деятельность учащихся:
Получить представление о храме как символической модели мироздания. Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете характерные образы архитектуры. Различать характер и особенности архитектурных сооружений.
Использовать правила композиции. Выделять главный элемент в композиции цветом и формой. Выполнять эскиз фризовой композиции в технике аппликации из цветной бумаги с учётом конкретного здания.
Раздел Искусство в интерьере дворянской усадьбы – 3 ч
Дворянский быт, интерьер дворянского дома. Литературная гостиная и литературный салон.
Музыка в пространстве интерьера.
Деятельность учащихся:
Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов. Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.
Раздел Портрет в искусстве – 3 ч
Костюм как произведение искусства. Исторический портрет, парадный портрет. Графический портрет.
Деятельность учащихся:
Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох. Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи. Работать в технике графики и аппликации из чёрной бумаги.
Использовать в работе готовые фотопортреты. Использовать греческий канон изображения человека на портрете. Применять знания о законах работы над портретом, изображением головы и фигуры человека.
Раздел Натюрморт – 4 ч
Декоративный натюрморт. Построение геометрических тел. Ахроматический натюрморт.
Символика в живописи.
Деятельность учащихся:
Создавать декоративный натюрморт. Активно применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Использовать в работе выразительность цвета (контраст, нюанс) в передаче замысла . Представлять натюрморт как один из важнейших жанров изобразительного искусства. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра. Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела. Создавать самостоятельно натюрморт в ахроматических тонах. Осваивать по подсказке технологию создания ахроматической композиции натюрморта.
Раздел Художественно-промышленное производство в культуре России – 4 ч
Тульский самовар. Резьба по камню и кости. Художественная обработка металла. Павловопосадские платки.
Деятельность учащихся:
Создавать композицию по мотивам литературных произведений. Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры. Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.
Понимать и уметь представлять характерные особенности набивного промысла павловопосадских платков.
Раздел Книга как произведение искусства – 3 ч
Искусство оформления книги. Художественный шрифт. Шрифтовая композиция.
Деятельность учащихся:
Получать представление о книге как о свёрнутом мироздании. Знать элементы оформления книги: форзац, фронтиспис, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка. Создавать макет, иллюстрации. Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания., плаката, журнала .Различать шрифт по написанию, определять по нему исторический период. Выполнять шрифтовую композицию.
Раздел Малые формы в графике – 3 ч
Экслибрис. Эмблема. Марка как произведение искусства.
Деятельность учащихся:
Получить представление о книжном знаке — экслибрисе, его назначении. Знать имена известных художников-графиков в данном виде изобразительного искусства. Создавать серии знаков визуальной коммуникации для школы (кабинеты, столовая, мастерские, библиотека, спортивный зал).. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников. Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.
Раздел Проекты – 2 ч
Город будущего. Архитектурный проект школы будущего.
Деятельность учащихся:
Создавать предметно-пространственные композиции в смешанной технике. Работать по представлению и воображению. Продумывать и изображать детали, соответствующие общей идее композиции ..
Понимать и передавать в композиции единство функционального и эстетического в архитектуре .Уметь передавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов. Использовать в работе готовые оригинальные формы.
Уметь объяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм.
Раздел Великие имена в искусстве – 2 ч
Художник-живописец. Художник-график.
Деятельность учащихся:
Получить представление о разнообразии видов и жанров живописи. Знать и уметь применять в беседе термины, обозначающие выразительные средства живописи, соотносить их с другими видами искусства. Создавать живописное произведение, подражая манере письма известного художника. Получить представление о разнообразии видов и жанров, которые существуют в графическом искусстве. Знать и уметь применять в беседе термины, обозначающие выразительные средства графики (силуэт, линия, пятно, форма, штрих), соотносить их с другими видами искусства.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Кол-во часов | Тема урока |
1 | Введение. | |
1 | 1 | История развития представлений человека о мироздании |
5 | Мифология в народном творчестве | |
2 | 1 | Мифы творения мира |
3 | 1 | Мифология и символика русской избы |
4 | 1 | Фантастические звери в русском народном творчестве |
5 | 1 | Символы в орнаменте |
6 | 1 | Пермская деревянная скульптура |
5 | Мир архитектуры | |
7 | 1 | Храмовая архитектура |
8 | 1 | Дворцовая и замковая архитектура разных стран и народов |
9 | 1 | Дворянские усадьбы России |
10 | 1 | Декоративно-прикладное искусство в организации архитектурного пространства |
11 | 1 | Садово-парковая архитектура |
3 | Искусство в интерьере дворянской усадьбы | |
12 | 1 | Дворянский быт, интерьер дворянского дома |
13 | 1 | Литературная гостиная и литературный салон |
14 | 1 | Музыка в пространстве интерьера |
3 | Портрет в искусстве | |
15 | 1 | Костюм как произведение искусства |
16 | 1 | Исторический портрет, парадный портрет |
17 | 1 | Графический портрет |
4 | Натюрморт | |
18 | 1 | Декоративный натюрморт |
19 | 1 | Построение геометрических тел |
20 | 1 | Ахроматический натюрморт |
21 | 1 | Символика в живописи |
4 | Художественно—промышленное производство в культуре России | |
22 | 1 | Тульский самовар |
23 | 1 | Резьба по камню и кости |
24 | 1 | Художественная обработка металла |
25 | 1 | Павловопосадские платки |
3 | Книга как произведение искусства | |
26 | 1 | Искусство оформления книги |
27 | 1 | Художественный шрифт |
28 | 1 | Шрифтовая композиция |
3 | Малые формы в графике | |
29 | 1 | Экслибрис |
30 | 1 | Эмблема |
31 | 1 | Марка как произведение искусства |
2 | Проекты | |
32 | 1 | Город будущего |
33 | 1 | Архитектурный проект школы будущего |
2 | Великие имена в искусстве | |
34 | 1 | Художник-живописец |
35 | 1 | Художник-график |
Итого: 35 часов
- ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные УУД
1. Социализация личности, формирование чувств гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2. Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.
3. Развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение в рисунке и творческой работе.
6. Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.
7. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.
8. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую среду красоту.
9. Развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
10. Бережное отношение к художественным ценностям.
Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). Мифология в народном творчестве
Предметные результаты:
Учащийся научится:
Проводить самостоятельно исследования по изучению истории своей семьи. Создавать схему древа жизни в разных техниках (аппликация, графика). Передавать в работе пропорции, характерные элементы фасада крестьянского дома. Объяснять назначение каждого элемента, составляющего фасад крестьянского дома — избы.
Учащийся получит возможность научиться:
Выполнять наброски с натуры фигуры человека в статичной позе.
Мир архитектуры
Учащийся научится:
Представлению о храме как символической модели мироздания.
Учащийся получит возможность научиться:
Самостоятельно создавать проект храма в технике объёмно-пространственной композиции.
Искусство в интерьере дворянской усадьбы
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Учащийся получит возможность научиться:
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и особенностей конкретного интерьера как характеристики его хозяина.
Портрет в искусстве
Учащийся научится:
Создавать силуэтное изображение фигуры человека в одежде. Передавать в силуэте костюма образ, характерный для разных исторических эпох.
Учащийся получит возможность научиться:
Понимать взаимосвязь силуэта и формы костюма с архитектурой соответствующей эпохи.
Натюрморт
Учащийся научится:
Создавать декоративный натюрморт. Применять цвет и форму в передаче задуманного образа или настроения в картине. Строить натюрморт из геометрических тел: куба, пирамиды, цилиндра.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать собственный натюрморт, предметы которого стилизованы под геометрические тела.
Художественно-промышленное производство в культуре России
Учащийся научится:
Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Понимать связь всех изображаемых элементов в сюжетной композиции. Выполнять эскиз декоративной решётки для дворцовой, усадебной архитектуры.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать эскиз изделия по мотивам народного промысла. Сохранять мотив и колорит композиции, характерный для изучаемого промысла. Использовать в работе декоративные элементы платков конкретного региона России.
Книга как произведение искусства
Учащийся научится:
Понимать особенности и специфику искусства создания книги. Элементы оформления книги: форзац, заставка, концовка, иллюстрации, обложка, суперобложка.
Учащийся получит возможность научиться:
Понимать взаимосвязь иллюстрации и текста, зависимость выбора шрифта и оформления книги от её содержания.
Малые формы в графике
Учащийся научится:
Умению создавать экслибрис для своей библиотеки. Плоскости. Создавать серию марок, посвящённых какому-либо событию. Решать формат марки для каждого из архитектурных памятников.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать единство композиционного решения марки, с учётом связи изобразительной и текстовой частей, как единое целое.
Проекты
Учащийся научится:
Представлять, что такое архитектурный проект. Понимать и передавать в композиции единство функционального и эстетического в архитектуре. Уметь передавать в архитектурном проекте соотношение архитектурных форм, деталей, декоративных элементов. Использовать в работе готовые оригинальные формы.
Учащийся получит возможность научиться:
Уметь объяснять функциональность и значимость используемых архитектурных форм.
Великие имена в искусстве
Учащийся научится:
Создавать композиции, подражая графическим техникам, манере работы известного художника.
- УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЭФУ Изобразительное искусство. Учебник для 5-6 класса. Савенкова Л.Г. /М.: Русское слово, 2016
Изобразительное искусство: интегрированная программа:5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская., Е.С. Медкова/М.: Вентана-Граф, 2014
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ТСО:
- Проектор
- Экран
- Компьютер
- Таблицы:
- Хохлома
- Гжель
- Дымковская игрушка
- Жостово
- Введение в цветоведение.
- Декоративно-прикладное искусство.
- Методический фонд:
- Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
- Репродукции картин разных художников.
- Муляжи для рисования
- Серии фотографий и иллюстраций природы.
- Фотографии и иллюстрации животных.
- Тела геометрические
- Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
- Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
- Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
- Презентации по темам.
- ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внёсшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.
Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс по программе Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»
Данная рабочая программа по изобразительному искусству в 7 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство" ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству на ступень 5-7 классы. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден...
рабочая программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой.
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8(9) классов под ред. Л.Г.Савенковой, Е.А.Ермолинской, Е.С.Медковой....
Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»
Рабочей программы по изобразительному искусству«Изобразительное искусство. 1-4 кл.» Б.М. Неменский «Просвещение»...