пейзаж большой мир. виды пейзажа
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Виды пейзажа. Превращение пустоты в прострвнство. Организация перспективного пространства в картине. Поэтапное выполнение пейзажа гуашью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh_bolshoy_mir.docx | 26.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства. 6 класс
Тема: «Пейзаж – большой мир». Виды пейзажа. (2 часа)
Цель: расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; формирование умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.
Краткое содержание: Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Знакомство учащихся с видами пейзажа. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Поэтапное рисование пейзажа гуашью.
Основные понятия: Пейзаж, виды пейзажа, ближний и дальний планы, колорит, композиция, светотень, цвет, контраст, линия горизонта, точка схода, линейная и воздушная перспектива.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, репродукции картин, презентация к уроку «Виды Пейзажа», кисти, гуашь, баночка для воды, листы формата - А4, палитра.
Планируемые результаты :
Предметные:
- знать отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства; - уметь выделять произведения пейзажного жанра от других произведений искусства;
- узнать имена крупнейших русских художников-пейзажистов;
- научиться изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением;
- научиться рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Метапредметные:
-умения добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебник и информацию, полученную на уроке;
-умение выбирать и использовать различные художественные материалы для выполнения изображения;
-умение отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на
чувства зрителя.
Личностные:
-основы гражданской идентичности
-чувство гордости за свою Родину, любви к родному краю;
-любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
-ориентация на учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Технологическая карта урока
«Пейзаж – большой мир». Виды пейзажа.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап | ||
Организация местоположения каждого ученика | Занимают свои места, приветствуют присутствующих. | |
2. Этап мотивации и актуализации знаний | ||
Учитель предлагает найти содержание темы урока. На сегодняшнем уроке продолжим изучение раздела «Человек и пространство в ИЗО» Учитель читает стихотворение: В очаровании русского пейзажа На нас неочарованных людей… Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку, на котором мы должны приобрести новые знания об этом жанре изобразительного искусства. Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении? Как вы думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж”, или какой смысл имеет это слово? В стихотворении говорится о лесах, полях. Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется. “В очаровании русской природы - А сейчас я обращусь к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Пейзаж – общий вид какой–нибудь местности. Рисунок, картина изображающая виды природы, а так же описания природы в литературном произведении. (С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.) - Послушаем еще одно определение этого слова. А вот как дает определение в кратком словаре художественных терминов Н.М.Сокольникова, ( стр. 56.) Пейзаж – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. (Н.М.Сокольникова) -Ребята, опираясь на наши выводы , лирику поэтов, словари, кто услышал тему нашего урока? | Ученики формулируют содержание темы урока Предполагаемый ответ: пейзаж. Предполагаемый ответ. Природа. Пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу «Пейзаж – большой мир.» | |
3. Постановка и формулировка учебной проблемы. | ||
Трудно поверить что пейзажная живопись до 18 века совершенно не ценилась и была лишь фоном в бытовом и портретном жанрах. Но усилия мастеров сделали этот жанр значительным и востребованным. Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. - Посмотрите на представленные пейзажи. - Что на них изображено? - Одинакова ли тематика этих пейзажей? - Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания? - Вы можете предположить, какова будет тема урока? | Ответы учащихся При рисовании пейзажей | |
4. «Открытие» обучающимися нового знания. | ||
Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразными. Существует несколько видов пейзажа. Сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой. К сельскому пейзажу прибегали многие художники – Васильев, Саврасов, Левитан, Коровин и др. Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Морской пейзаж. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря. Архитектурный пейзаж. Близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. Пейзаж – настроение. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения. (показ презентации). | ||
5. Первичное применение новых знаний | ||
Сравните картины - Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины? - Какие картины вам больше всего запомнилась? - Почему? - Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? - Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста? Как художник изображает предметы, находящиеся на переднем плане картины и на заднем? Почему? | учащиеся отвечают на вопросы. | |
| ||
Учитель организует деятельность по применению новых знаний. На уроке вам предстоит выполнить работу над живописным изображением пейзажа (по памяти и впечатлению). Можно изобразить любое время года в одном из состояний природы. Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции, с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта. Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж. Третий этап: Прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа. В работе особое внимание необходимо уделить таким понятиям как: линия горизонта; точка схода;воздушная перспектива. Ученики пишут пейзажи. Учитель показывает приемы работы на листе бумаги , а так же делает целевые обходы: - оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; - контроль объема и качества выполняемой работы. | ||
| ||
Выставка работ. Оценивание. Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Задает вопросы: - Что видим на 1 плане? - Что видим вдалеке? - Как соблюдена воздушная перспектива? Предлагает проанализировать собственные работы. Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разноообразна и прекрасна изображенна на них осень! Каждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит. Видно, что в рисунки вы вложили свои чувства и выразили свою любовь к родному краю. “В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. Констаннин Григорьевич Паустовский. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Делают вывод, что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения. | |
8 Д.З | Подобрать иллюстрации на тему “Пейзаж – настроение” (природа в разных состояниях, изменчивость явлений природы). | Учащиеся записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж -большой мир"
Методическая разработка на тему "Пейзаж-большой мир"...
План - конспект урока ИЗО в 6 классе "Пейзаж - большой мир"
Данный урок раскрывает суть понятия "Пейзаж". Освещает историю его возникновения. Раскрывает секреты его изображения....
«ПЕЙЗАЖ – БОЛЬШОЙ МИР»
Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искувсстве....
Презентация для урока ИЗО в 6 классе по теме "Пейзаж - большой мир"
Демонстрационный материал для урока в 6 классе по теме "Пейзаж - большой мир" (зарисовки деревьев)...
Аттестационная работа на тему: "Пейзаж - большой мир для творчества".
В данной работе я постаралась показать важность пейзажа как жанра изобразительного искусства в практической деятельности учащихся. Именно пейзаж, на мой взгляд, способен эмоционально воздействовать на...
Конспект урока изо 6 кл. "Пейзаж - большой мир"
На уроке учащиеся знакомятся с видами пейзажа, художниками пейзажистами....
Пособие для учащихся "Пейзаж-большой мир"
Пособие предназначено для учащихся 6 классов...