Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках ИЗО 7класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Тема урока: Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках изобразительного искусства.
(программа - Т.Я. Шпикалова – 7 класс)
Цель: Способствовать развитию творческого потенциала учащихся при выполнении геометрического
орнамента в мезенской росписи.
Задачи: Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам росписи народов Русского Севера.
Способствовать развитию эстетического вкуса, творческой и познавательной активности.
Тип урока Комбинированный
Планируемые результаты: учащиеся должны знать: основы изобразительной грамоты при построении геометрического орнамента
мезенской росписи (симметрия, цвет, тон, ритм, композиция)
учащиеся должны уметь: анализировать содержание, образный язык произведений ДПИ и определять средства
выразительности (семантику)
Личностные (ЛР)
-уважительно относится к культуре народного творчества;
-понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- иметь эстетическую потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции
творческих задач данной темы;
УУД Метапредметные (МПР)
Познавательные УУД
-овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-стремиться к освоению новых знаний и умений к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
- умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Коммуникативные УУД;
-овладеть умением вести диалог;
-владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством учителя;
- умение осуществлять поиск и выделение существенной информации из различных информационных источников.
Регулятивные УУД;
-уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-находить варианты решения различных художественно - творческих задач;
-уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
Уметь организовать своё рабочее место.
Основное содержание темы, понятия, термины.
Построение геометрического орнамента в мезенской росписи, цветовое отношение в росписи,
семантика прочтения росписи на основе традиций Русского Севера
Образовательные ресурсы
Для учителя: иллюстрации с изображением орнамента мезенской росписи на предметах быта народов Севера.
Презентация.
Для учащихся: Мезенские прописи для обучения геометрического орнамента; красный фломастер, чёрная гелевая ручка.
Ход урока
Взаимодействие в образовательном процессе
Этап урока учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Действия педагога | Действия обучающихся |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. ( Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка) | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/ самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, - правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки; -настрой на урок |
2. Актуализация знаний, Мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний | Определения границ знания и незнания | Беседа о геометрическом орнаменте мезенской росписи, его назначении и необходимости, истории возникновения и развития. Орнамент в изделиях, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (прялка, уточки и лебеди, кони и олени, цветы и деревья. Материалы изделия: роспись по дереву) Презентация | Объясняют смысл понятия « орнамент» Называют предметы, в которых применяется мезенская роспись и материалы ДПИ. |
3. Постановка учебной задачи | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока | -Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке, какова тема урока? Каких знаний нам не хватает для изображения мезенской росписи? | Проговаривают тему, отделяя знания от незнания. Формируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи | Новое знание: роспись по дереву - мезенская роспись, принципы построения, ритм, цветовое решение, семантика прочтения и её применение в дизайне человека. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Беседа о мезенской росписи и её использовании в изделиях ДПИ. Анализ выполненных работ в прописях. Выделение раппорта и ритма, схем построения и цветовых решений, семантика значений. | Участвуют в диалоге, Анализируют новые сведения о мезенской росписи. Рассуждают о назначении орнамента в быту и жизни человека.
|
5.Самостоятельная работа с проверкой в классе | Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий | Нашу жизнь можно представить серой и скучной или яркой и радостной, благодаря орнаменту, который украшает все уголки нашего проживания. Помните, при создания рисунка необходимо сохранять симметрию изображения и ритмическое чередование элементов, правильно используйте цвета. | Для работы: красная гуашь, чёрная тушь, кисть беличья №3, ученическая перьевая ручка, палитра , баночка для туши. |
6. Оценка | Умение определять уровень овладения знанием, способы деятельности. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | -Организует просмотр работ -Предлагает оценить результаты своей работы, способы их достижений ( с комментариями) | Выставка рисунков. Самооценивание и взаимооценивание. |
7. Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Рефлексия: -Что такое орнамент? -Что такое раппорт? -Что означает «семантика прочтения? - Как в современной жизни мы можем применить владение мезенской росписью? | Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8.Домашнее задание | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее изученных знаний. | Подобрать иллюстрации изображений мезенской росписи | Запись в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с мезенской росписью
Образовательная программа - основногообщего образования (наименование образовательной программы) Учебные классы_______6_________(номер учебного класса) Место проведения...
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"
Раздел -Декоративно-прикладное искусство. Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образова...
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...
План- конспект занятия Знакомство с Мезенской росписью
Знакомство с Мезенской росписью. Рисование элементов Мезенской росписи....
Мастер-класс по изготовлению сувенира «Солнышко» в Мезенской росписи.
Целью данного мастер-класса является формирование у обочающихся интереса к художественным промыслам России.В процессе создания сувенира учащиеся знакомятся с элементами Мезенской росписи по дереву....
Методическая разработка по проведению мастер-класса "Кулон именной" (в стиле мезенской росписи)
Мезенская роспись прекрасно подходит для использования в творческих занятиях с детьми. Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с ...
Образовательная практика - исследовательский проект "Элементы мезенской росписи в керамике"
Основная задача преподавания декоративно-прикладного творчества – развитие творческого потенциала личности, эмоциональности, духовности, приобщение к искусству через теоретические знания и практическу...