Знакомство с мезенской росписью
методическая разработка (изобразительное искусство, 6 класс) по теме

Синяева Светлана Алексеевна

Образовательная программа - основногообщего образования

 (наименование образовательной программы)

 

 

Учебные классы

_______6_________

(номер учебного класса)

 

 

Место проведения

 

______________________

(номер аудитории,

классного помещения)

 

 

Дата проведения

 

_________________________

 

 

 

 

П Л А Н

 

проведения  _________________________урока____________________________

               (вид учебного занятия)

по дисциплине ________Изобразительное искусство________________________

                     (наименование учебной дисциплины)

по теме :          _________Мезенская роспись________________________________

                     (наименование темы)

 

 

Тема занятия (урока): «Знакомство с мезенской росписью»

 

 

Цель урока (занятия):

  1. Углубление представлений о народном искусстве, языке, символике декоративно-прикладного искусства.

 

 

Задачи урока (занятия):

  1. Дать понятие "народная роспись Мезени", обобщив знания учащихся, полученные на уроках истории искусства.
  2. Познакомить с типовыми приемами рисования элементов мезенской росписи.
  3. Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
  4. Создать условия для развития  коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
  5. Содействовать   эстетическому воспитанию учащихся.

 

 

Тип урока:     комбинированный (освоение новых знаний, практических умений).

 

Вид урока:    урок учебно-творческой деятельности.

 

Метод проведения: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстра-ционный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

 

 

 

 

 

 

Плановая таблица проведения занятия

 

№ п/п

Содержание занятия

Отводимое время, мин

Примечание

I

Вводная часть:

5

 

 

1.

Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие учащихся, соблюдение ими внешнего вида, наличие ТСО и их готовность к занятию).

 

 

 

2.

Контрольный опрос и проверка уровня знаний учащихся по теме занятия

 

 

 

3.

Вступление (объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и общего порядка проведения занятия)

 

 

 

4

Введение (актуальность темы, основная идея занятия, роль и место данной темы в учебной дисциплине, связь с другими дисциплинами и с будущей деятельностью)

 

 

II

Основная часть — учебные вопросы:

 

 

 

1.

Беседа об истории мезенской росписи с показом видеоряда предметов, украшенных мезенской росписью.

8

 

 

2.

Зарисовывание семантического словаря Мезени.

12

 

 

3.

Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных.

15

 

III

Заключительная часть:

5

 

 

1.

Заключение по занятию

 

 

 

2.

Выдача задания учащимся на самостоятельную работу (при необходимости)

 

 

 

3.

Ответы на вопросы учащихся

 

 

  

Оборудование и дидактические материалы (пособия), используемые на занятии:

  • проектор, видеоряд предметов, украшенных мезенской росписью;
    • разделочная доска мезенской росписи;
    • фотография старинной прялки;
    • плакаты с изображением символов мезенской росписи;
    • плакаты этапов рисования стилизованных животных и птиц;
    • раздаточный материал – семантика мезенской живописи;
    • магнитофон с записью русских народных песен;
    • основные понятия по словарю Ожегова;
    • инструкция по безопасности работы;
    • тетрадь, альбом для рисования;
    • гуашь красного и черного цвета;
    • кисти № 0,2, палитра, ветошь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_mezenskoy_rospisyu.doc749.5 КБ
Office presentation icon znakomstvo_s_mezenskoy_rospisyu.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа - основного общего образования

 (наименование образовательной программы)

Учебные классы

_______6_________

(номер учебного класса)

Место проведения

______________________

(номер аудитории,

классного помещения)

Дата проведения

_________________________

 

П Л А Н

проведения  _________________________урока____________________________

               (вид учебного занятия)

по дисциплине ________Изобразительное искусство________________________

                     (наименование учебной дисциплины)

по теме :         _________Мезенская роспись________________________________

                     (наименование темы)

Тема занятия (урока): «Знакомство с мезенской росписью»

Цель урока (занятия):

  1. Углубление представлений о народном искусстве, языке, символике декоративно-прикладного искусства.

Задачи урока (занятия):

  1. Дать понятие "народная роспись Мезени", обобщив знания учащихся, полученные на уроках истории искусства.
  2. Познакомить с типовыми приемами рисования элементов мезенской росписи.
  3. Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
  4. Создать условия для развития  коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
  5. Содействовать   эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока:         комбинированный (освоение новых знаний, практических умений).

Вид урока:         урок учебно-творческой деятельности.

Метод проведения: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстра-ционный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

Плановая таблица проведения занятия

№ п/п

Содержание занятия

Отводимое время, мин

Примечание

I

Вводная часть:

5

1.

Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие учащихся, соблюдение ими внешнего вида, наличие ТСО и их готовность к занятию).

2.

Контрольный опрос и проверка уровня знаний учащихся по теме занятия

3.

Вступление (объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и общего порядка проведения занятия)

4

Введение (актуальность темы, основная идея занятия, роль и место данной темы в учебной дисциплине, связь с другими дисциплинами и с будущей деятельностью)

II

Основная часть — учебные вопросы:

1.

Беседа об истории мезенской росписи с показом видеоряда предметов, украшенных мезенской росписью.

8

2.

Зарисовывание семантического словаря Мезени.

12

3.

Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных.

15

III

Заключительная часть:

5

1.

Заключение по занятию

2.

Выдача задания учащимся на самостоятельную работу (при необходимости)

3.

Ответы на вопросы учащихся

Оборудование и дидактические материалы (пособия), используемые на занятии:

  1. проектор, видеоряд предметов, украшенных мезенской росписью;
  1. разделочная доска мезенской росписи;
  2. фотография старинной прялки;
  3. плакаты с изображением символов мезенской росписи;
  4. плакаты этапов рисования стилизованных животных и птиц;
  5. раздаточный материал – семантика мезенской живописи;
  6. магнитофон с записью русских народных песен;
  7. основные понятия по словарю Ожегова;
  8. инструкция по безопасности работы;
  9. тетрадь, альбом для рисования;
  10. гуашь красного и черного цвета;
  11. кисти № 0,2, палитра, ветошь.

Разработал    ___Учитель изобразительного искусства________________

__________________________________________С. Синяева

(должность, подпись, фамилия)

"____" ______________ 2011 г.


Сценарий проведения урока «Знакомство с мезенской росписью»

Этап проведения занятия

Содержание занятия

Вид (метод) деятельности

формы и методы обучения

способы контроля

используемые ТСО и ДМ

примечание

Вводная часть

Приветствие, организация рабочего места.

Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие учащихся, соблюдение ими внешнего вида, наличие ТСО и их готовность к занятию).

Инструкция по технике безопасности.

Организация начала занятия

непосредственная проверка

Контрольный опрос и проверка уровня знаний учащихся по теме занятия

Контрольные вопросы:

  1. Что такое декоративно-прикладное искусство?
  2. Какие древние промыслы, связанные с уникальными видами росписи вы знаете?
  3. Чем особенным отличаются изделия упомянутых вами народных промыслов?

Проверка знаний по теме урока (контроль)

контрольный опрос

Вступление (Объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и общего порядка проведения занятия)

Тема урока:

«Знакомство с мезенской росписью»

Цель урока:

  1. Углубление представлений о народном искусстве, языке, символике декоративно-прикладного искусства.

Задачи урока (для учащихся):

  1. Получить представление о "народной росписи Мезени", обобщив знания учащихся, полученные на уроках истории искусства.
  2. Ознакомиться с типовыми приемами рисования элементов мезенской росписи.
  3. Освоить практические приемы рисования семантических элементов мезенской росписи

Постановка задач

устное изложение

проектор,

слайды  - тема, цели и задачи урока

Введение (создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания)

Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими.

Наверное, в каждом доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков.

Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредствен-ностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного…

Вот и мы с вами попытаемся увидеть и понять сущность мезенской росписи, а затем и сами распишем «мезенскую» доску, приобщившись к плеяде народных мастеров….  

Мотивация учебной деятельности детей (объяснительно-иллюстративный)

устное изложение, показ

контроль реакций обратной связи

проектор,

слайд-шоу предметов быта с мезенской росписью

Основная часть

1. Беседа об истории мезенской росписи с показом видеоряда предметов, украшенных мезенской росписью.

Большое место в оформлении изб русского Севера занимала роспись. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту.

Как и большинство народных промыслов, свое название мезенская роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень протекает на границе тайги и тундры.

Мезенская роспись – одна из наиболее древних художественных росписей.

Тематика мезенских росписей, их лаконичность и выразительность сближают эту роспись с древними наскальными рисунками.

В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнамент имеет скупую, условную форму.

Мезень писалась сажей и глиной, которую растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой или пером тетерева.

Художник выстраивал узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

Ознакомление с истоками и историей мезенской росписи (демонстрационный)

устное изложение, показ

контроль реакций обратной связи

- проектор,

- слайд-шоу предметов быта с мезенской росписью

см. Приложение 1

2. Зарисовыва-ние семанти-ческого словаря Мезени.

Мини-игра «Угадай значение символа»

Учитель рисует на доске несколько символов и просит детей угадать их значение, дав при этом мотивированное обоснование своего мнения.

Разгадывание детьми смыслового значения отдельных символов мезенской росписи (проблемно-развивающий)

показ,

обсуждение

опрос

- проектор,

- изображение основных  элементов семантического ряда мезенской росписи

см. Приложение 2

Зарисовывание семантического словаря Мезени

Геометрические фигуры орнаментов являются не только и не столько элементами украшения бытовых вещей, сколько оберегами, долженствующими защищать их владельцев от гнева божеств, природных стихий и дурного глаза врагов.

Информация, заложенная в этих фигурах-символах настолько разнообразна, что - при знании их смысла – можно по росписи составить рассказ.

Цвета – красный, терракотовый, черный.

Красный цвет олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль.

Ученики зарисовывают в альбомы основные знаки семантической символики мезенской живописи, пользуясь изображениями на плакатах (слайдах) и раздаточным материалом.

Семантика мезенской росписи

  

Разъяснение смыслового значения отдельных символов мезенской росписи (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающий)

устное изложение, показ

непосредственный контроль работы учащихся по зарисовыванию символов

- проектор,

- слайд-шоу элементов семантического ряда мезенской росписи,

- плакаты и раздаточный материал (семантика мезенской росписи)

- музыкальное сопровожде-ние – проигрывание русских народных песен

см. Приложение  3,

Приложение 7 (аудиофайлы русских народных песен)

3. Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных.

В мезенской росписи часто используют стилизованные изображения птиц и животных, которые имеют дополнительные значения в бытовой магии.

Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ).

Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро.

Образ птицы в фольклоре имеет особое значение.

Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка.

Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей.

Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Разъяснение смыслового значения изображений животных и птиц в мезенской росписи (объяснительно-иллюстративный)

устное изложение, показ

контроль реакций обратной связи

- проектор,

- слайд-шоу изображений животных и птиц на изделиях мезенской росписи,

см. Приложение 4

Работа учащихся по плакатам стилизации животных.

Два основных этапа стилизации:

а). Выявление основного в изображении той или иной формы.

б). Освобождение от несущественных признаков.

Такая художественная переработка формы образца ради подчинения его украшаемому предмету называется стилизацией натуры.

Дикие животные изображаются без глаз и ушей, чтобы они не увидали и не услыхали охотников.

Последователь-ный показ и объяснение порядка рисования стилизованных изображений животных и птиц

(демонстра-ционный, проблемно-развивающий, алгоритмичес-кий)

устное изложение, показ

непосредственный контроль работы учащихся по рисованию стилизованных животных и птиц в соответствии с образцовым алгоритмом

- проектор,

- слайды (плакаты) поэтапного рисования  изображений животных на изделиях мезенской росписи

см. Приложение 4

Заключитель-ная часть

Заключение по занятию

Подведение итогов урока. Демонстрация лучших работ детей (объяснительно-иллюстративный)

устное изложение, показ

контроль реакций обратной связи

рисунки детей

Выдача задания учащимся на самостоятельную работу (при необходимости)

Ответы на вопросы учащихся


Приложение 1

Из истории мезенской росписи

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.

Ареал Мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке - бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.

Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.

Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Происхождение Мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского района возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки Мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как "таинственную и любопытную", указав на ее связи с древними греческими стилями.

 

             

На берегах Белого моря и Онежского озера найдены наскальные изображения, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции...

В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем - птицы.

Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.

Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.

Кони и птицы очень просты в изображении, схематичны, такой способ изображения очень древний, почти детский и вполне доступный для освоения в Детской художественной школе.

В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).

Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом.

Олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных. Кони мезенских росписей отстоят от реального прототипа. Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение.

Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок.

Нередко кони   изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.  

В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.

Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли сажей.

Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.

Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.

   

Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году. Хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах, выполненных в мезенском регионе в 18 в. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в.

Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.

В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С. Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии "Беломорские узоры" выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.

В последние годы, изучение Мезенского письма получило большое распространение в школах, студиях. И сегодня мы с вами начнем изучение темы “Мезенская роспись”.


Приложение 2

Семантика мезенской росписи

 (материал для мини-игры «Угадай значение символа»

Учитель рисует на доске несколько символов и просит детей угадать их значение, дав при этом мотивированное обоснование своего мнения.

Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов – стихии земли, воды, воздуха и огня – занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.

   

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх – низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного – вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

 

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры – в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

 

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами – скорее всего означают воздух, ветер – один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.

Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира. Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила.

Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (”Пойманный ветер”, – говорят дети).

   

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, – сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается – признаки, позволяющие предположить, что огонь – земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику.

В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль – один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное.

Сжатая спиральная пружина – символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (”коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль – мужской знак, нисходящая – женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара – это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах – пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.

Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.

Панно - “Гимн жизни”

Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя – земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест – совмещение небесного и земного.

Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц – человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки – олицетворение мужской силы.

В основании “Плодородия” – вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками – родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки – души предков.

Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир.

В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни.

В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу.

Тут же помещен орнамент вспаханной земли.

Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.


Приложение 3

Семантика мезенской росписи

 (раздаточный материал для учащихся)

символ

значение

-  Твердь земная или небесная (вне зависимости от цвета)

-  Земля со спящим в ней зерном

-  Зерна спящие

-  Зерна набухшие

-  Вода

-  Благодатная вода

-  Бурная вода

-  Земля (кочки + холмики)

-  Зимняя ель

-  Ивовый куст

-  Водоросли

-  Пашня

-  Дикая пашня

-  Засеянная пашня

-  Три стихии (воздух, вода, огонь) весной или летом

-  Три стихии (воздух, вода, огонь) осенью или зимой

-  Три стихии (воздух, вода, огонь) + земля

-  Солнце не яркое

-  Солнце яркое

-  Мужской свадебный знак

-  Просьба о помощи от сил неба и земли (и прибавления ума)

-  Девочка

-  Девушка

-  Женщина (вышла замуж)

-  Вдова

-  Знак стабильности

-  Пожелание блага летом

-  Пожелание блага зимой

-  Знак семейной гармонии

-  Перья

 

-  Весенние насекомые

-  Растения

-  Корешки

 

-  Лужок

-  Стихийка

-  Знак-оберег для того, чтобы все пожелания добра сбылись.

элемент орнамента

значение

  1. мать-сыра земля

  1. много воды

  1. пожелание добра

  1. твердь, наполненная водой

  1. летняя земля

  1. дождь с каплями

  1. зима

  1. весна

  1. мороз и солнце

  1. январь

  1. луна

  1. горки, ёлки, вода

  1. прогретая пашня с корешками


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Мезенская роспись Синяева Светлана Алексеевна Урок 1 «Знакомство с мезенской росписью» ГОУ СОШ № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Цель урока Углубление представлений о народном искусстве, языке, символике декоративно-прикладного искусства

Слайд 3

Задачи урока: Дать понятие "народная роспись Мезени", обобщив знания учащихся, полученные на уроках истории искусства. Познакомить с типовыми приемами рисования элементов мезенской росписи. Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности. Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

Слайд 4

Оборудоване: проектор, видеоряд предметов, украшенных мезенской росписью; разделочная доска мезенской росписи; фотография старинной прялки; плакаты с изображением символов мезенской росписи; плакаты этапов рисования стилизованных животных и птиц; раздаточный материал – семантика мезенской живописи; магнитофон с записью русских народных песен; основные понятия по словарю Ожегова; инструкция по безопасности работы; тетрадь, альбом для рисования; гуашь красного и черного цвета; кисти № 0,2, палитра, ветошь.

Слайд 5

План урока 1. Беседа об истории мезенской росписи. 2. Зарисовывание семантического словаря Мезени. 3. Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных.

Слайд 6

1. Беседа об истории мезенской росписи.

Слайд 8

Большое место в оформлении изб русского Севера занимала роспись. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Как и большинство народных промыслов, свое название мезенская роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень протекает на границе тайги и тундры. Мезенская роспись – одна из наиболее древних художественных росписей. Тематика мезенских росписей, их лаконичность и выразительность сближают эту роспись с древними наскальными рисунками. В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнамент имеет скупую, условную форму. Мезень писалась сажей и глиной, которую растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой или пером тетерева. Художник выстраивал узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.

Слайд 9

2. Зарисовывание семантического словаря Мезени

Слайд 13

Семантические узоры, повторяясь, образуют орнамент, который, в свою очередь, тоже имеет смысловое значение. Геометрические фигуры орнаментов являются не только и не столько элементами украшения бытовых вещей, сколько оберегами, долженствующими защищать их владельцев от гнева божеств, природных стихий и дурного глаза врагов. Информация, заложенная в этих фигурах-символах настолько разнообразна, что - при знании их смысла – можно по росписи составить рассказ. Цвета семантических символов – красный, терракотовый, черный

Слайд 17

Два основных этапа стилизации: а). Выявление основного в изображении той или иной формы. б). Освобождение от несущественных признаков. Такая художественная переработка формы образца ради подчинения его украшаемому предмету называется стилизацией натуры. Дикие животные изображаются без глаз и ушей, чтобы они не увидали и не услыхали охотников. Работа по плакатам стилизации животных 3. Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных

Слайд 20

Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.

Слайд 21

4. Подведение итогов урока

Слайд 22

Электронные ресурсы по теме урока http ://www.mezenart.ru/ http://www.perunica.ru/rukodelie/1562-mezenskaya-rospisistoriya-i-tradicii.html http://podelkidoma.ru/node/155 http://gorod.tomsk.ru/index-1284626619.php http:// www.kefa.ru/article/xple/mezen/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"

Раздел -Декоративно-прикладное искусство. Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образова...

Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...

План- конспект занятия Знакомство с Мезенской росписью

Знакомство с Мезенской росписью. Рисование элементов Мезенской росписи....

Мастер-класс по изготовлению сувенира «Солнышко» в Мезенской росписи.

Целью данного мастер-класса является формирование у обочающихся интереса к художественным промыслам России.В процессе создания сувенира учащиеся знакомятся с элементами Мезенской росписи по дереву....

Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках ИЗО 7класс

Технологическая карта урока составлена согласно требованиям   ФГОС...

Методическая разработка по проведению мастер-класса "Кулон именной" (в стиле мезенской росписи)

Мезенская роспись  прекрасно подходит для  использования в творческих занятиях с детьми. Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с ...

Образовательная практика - исследовательский проект "Элементы мезенской росписи в керамике"

Основная задача преподавания декоративно-прикладного творчества – развитие творческого потенциала личности, эмоциональности, духовности, приобщение к искусству через теоретические знания и практическу...