Знакомство с мезенской росписью
методическая разработка (изобразительное искусство, 6 класс) по теме
Образовательная программа - основногообщего образования
(наименование образовательной программы)
Учебные классы | _______6_________ (номер учебного класса) |
|
|
Место проведения |
______________________ (номер аудитории, классного помещения) |
|
|
Дата проведения |
_________________________ |
|
|
П Л А Н
проведения _________________________урока____________________________
(вид учебного занятия)
по дисциплине ________Изобразительное искусство________________________
(наименование учебной дисциплины)
по теме : _________Мезенская роспись________________________________
(наименование темы)
Тема занятия (урока): «Знакомство с мезенской росписью»
Цель урока (занятия):
- Углубление представлений о народном искусстве, языке, символике декоративно-прикладного искусства.
Задачи урока (занятия):
- Дать понятие "народная роспись Мезени", обобщив знания учащихся, полученные на уроках истории искусства.
- Познакомить с типовыми приемами рисования элементов мезенской росписи.
- Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
- Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
- Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, практических умений).
Вид урока: урок учебно-творческой деятельности.
Метод проведения: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстра-ционный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Плановая таблица проведения занятия
№ п/п | Содержание занятия | Отводимое время, мин | Примечание | |
---|---|---|---|---|
I | Вводная часть: | 5 |
| |
| 1. | Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие учащихся, соблюдение ими внешнего вида, наличие ТСО и их готовность к занятию). |
|
|
| 2. | Контрольный опрос и проверка уровня знаний учащихся по теме занятия |
|
|
| 3. | Вступление (объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и общего порядка проведения занятия) |
|
|
| 4 | Введение (актуальность темы, основная идея занятия, роль и место данной темы в учебной дисциплине, связь с другими дисциплинами и с будущей деятельностью) |
|
|
II | Основная часть — учебные вопросы: |
|
| |
| 1. | Беседа об истории мезенской росписи с показом видеоряда предметов, украшенных мезенской росписью. | 8 |
|
| 2. | Зарисовывание семантического словаря Мезени. | 12 |
|
| 3. | Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных. | 15 |
|
III | Заключительная часть: | 5 |
| |
| 1. | Заключение по занятию |
|
|
| 2. | Выдача задания учащимся на самостоятельную работу (при необходимости) |
|
|
| 3. | Ответы на вопросы учащихся |
|
|
Оборудование и дидактические материалы (пособия), используемые на занятии:
- проектор, видеоряд предметов, украшенных мезенской росписью;
- разделочная доска мезенской росписи;
- фотография старинной прялки;
- плакаты с изображением символов мезенской росписи;
- плакаты этапов рисования стилизованных животных и птиц;
- раздаточный материал – семантика мезенской живописи;
- магнитофон с записью русских народных песен;
- основные понятия по словарю Ожегова;
- инструкция по безопасности работы;
- тетрадь, альбом для рисования;
- гуашь красного и черного цвета;
- кисти № 0,2, палитра, ветошь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_mezenskoy_rospisyu.doc | 749.5 КБ |
znakomstvo_s_mezenskoy_rospisyu.ppt | 1.77 МБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа - основного общего образования
(наименование образовательной программы)
Учебные классы | _______6_________ (номер учебного класса) | ||
Место проведения | ______________________ (номер аудитории, классного помещения) | ||
Дата проведения | _________________________ |
П Л А Н
проведения _________________________урока____________________________
(вид учебного занятия)
по дисциплине ________Изобразительное искусство________________________
(наименование учебной дисциплины)
по теме : _________Мезенская роспись________________________________
(наименование темы)
Тема занятия (урока): «Знакомство с мезенской росписью»
Цель урока (занятия):
- Углубление представлений о народном искусстве, языке, символике декоративно-прикладного искусства.
Задачи урока (занятия):
- Дать понятие "народная роспись Мезени", обобщив знания учащихся, полученные на уроках истории искусства.
- Познакомить с типовыми приемами рисования элементов мезенской росписи.
- Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности.
- Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук.
- Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, практических умений).
Вид урока: урок учебно-творческой деятельности.
Метод проведения: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстра-ционный, проблемно-развивающий, алгоритмический).
Плановая таблица проведения занятия
№ п/п | Содержание занятия | Отводимое время, мин | Примечание | |
I | Вводная часть: | 5 | ||
1. | Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие учащихся, соблюдение ими внешнего вида, наличие ТСО и их готовность к занятию). | |||
2. | Контрольный опрос и проверка уровня знаний учащихся по теме занятия | |||
3. | Вступление (объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и общего порядка проведения занятия) | |||
4 | Введение (актуальность темы, основная идея занятия, роль и место данной темы в учебной дисциплине, связь с другими дисциплинами и с будущей деятельностью) | |||
II | Основная часть — учебные вопросы: | |||
1. | Беседа об истории мезенской росписи с показом видеоряда предметов, украшенных мезенской росписью. | 8 | ||
2. | Зарисовывание семантического словаря Мезени. | 12 | ||
3. | Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных. | 15 | ||
III | Заключительная часть: | 5 | ||
1. | Заключение по занятию | |||
2. | Выдача задания учащимся на самостоятельную работу (при необходимости) | |||
3. | Ответы на вопросы учащихся |
Оборудование и дидактические материалы (пособия), используемые на занятии:
- проектор, видеоряд предметов, украшенных мезенской росписью;
- разделочная доска мезенской росписи;
- фотография старинной прялки;
- плакаты с изображением символов мезенской росписи;
- плакаты этапов рисования стилизованных животных и птиц;
- раздаточный материал – семантика мезенской живописи;
- магнитофон с записью русских народных песен;
- основные понятия по словарю Ожегова;
- инструкция по безопасности работы;
- тетрадь, альбом для рисования;
- гуашь красного и черного цвета;
- кисти № 0,2, палитра, ветошь.
Разработал ___Учитель изобразительного искусства________________
__________________________________________С. Синяева
(должность, подпись, фамилия)
"____" ______________ 2011 г.
Сценарий проведения урока «Знакомство с мезенской росписью»
Этап проведения занятия | Содержание занятия | Вид (метод) деятельности | формы и методы обучения | способы контроля | используемые ТСО и ДМ | примечание | |||||||||
Вводная часть | Приветствие, организация рабочего места. Проверка готовности обучаемых к занятию (наличие учащихся, соблюдение ими внешнего вида, наличие ТСО и их готовность к занятию). Инструкция по технике безопасности. | Организация начала занятия | непосредственная проверка | ||||||||||||
Контрольный опрос и проверка уровня знаний учащихся по теме занятия | Контрольные вопросы:
| Проверка знаний по теме урока (контроль) | контрольный опрос | ||||||||||||
Вступление (Объявление темы, цели занятия, учебных вопросов и общего порядка проведения занятия) | Тема урока: «Знакомство с мезенской росписью» Цель урока:
Задачи урока (для учащихся):
| Постановка задач | устное изложение | проектор, слайды - тема, цели и задачи урока | |||||||||||
Введение (создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания) | Очень часто окружающие нас вещи кажутся нам вполне естественными, мы воспринимаем их как должное. Хотя на самом деле они являются очень древними, и мы по праву можем гордиться ими. Наверное, в каждом доме на кухне найдется дощечка или ложки, расписанные мезенской росписью. И мы даже не задумываемся, что эти незамысловатые изображения пришли к нам из далеких-далеких веков. Мезенская роспись никого не оставляет равнодушным. Увидев ее впервые, одни удивляются необычным орнаментам и странным персонажам, другие восхищаются непосредствен-ностью и четкостью графического рисунка; в душе третьих звучит музыка — ритмичная, торжественная, светлая; некоторых раздражает непонимание увиденного… Вот и мы с вами попытаемся увидеть и понять сущность мезенской росписи, а затем и сами распишем «мезенскую» доску, приобщившись к плеяде народных мастеров…. | Мотивация учебной деятельности детей (объяснительно-иллюстративный) | устное изложение, показ | контроль реакций обратной связи | проектор, слайд-шоу предметов быта с мезенской росписью | ||||||||||
Основная часть | |||||||||||||||
1. Беседа об истории мезенской росписи с показом видеоряда предметов, украшенных мезенской росписью. | Большое место в оформлении изб русского Севера занимала роспись. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Как и большинство народных промыслов, свое название мезенская роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень протекает на границе тайги и тундры. Мезенская роспись – одна из наиболее древних художественных росписей. Тематика мезенских росписей, их лаконичность и выразительность сближают эту роспись с древними наскальными рисунками. В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнамент имеет скупую, условную форму. Мезень писалась сажей и глиной, которую растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой или пером тетерева. Художник выстраивал узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов. | Ознакомление с истоками и историей мезенской росписи (демонстрационный) | устное изложение, показ | контроль реакций обратной связи | - проектор, - слайд-шоу предметов быта с мезенской росписью | см. Приложение 1 | |||||||||
2. Зарисовыва-ние семанти-ческого словаря Мезени. | Мини-игра «Угадай значение символа» Учитель рисует на доске несколько символов и просит детей угадать их значение, дав при этом мотивированное обоснование своего мнения. | Разгадывание детьми смыслового значения отдельных символов мезенской росписи (проблемно-развивающий) | показ, обсуждение | опрос | - проектор, - изображение основных элементов семантического ряда мезенской росписи | см. Приложение 2 | |||||||||
Зарисовывание семантического словаря Мезени Геометрические фигуры орнаментов являются не только и не столько элементами украшения бытовых вещей, сколько оберегами, долженствующими защищать их владельцев от гнева божеств, природных стихий и дурного глаза врагов. Информация, заложенная в этих фигурах-символах настолько разнообразна, что - при знании их смысла – можно по росписи составить рассказ. Цвета – красный, терракотовый, черный. Красный цвет олицетворяет жизнь, огонь, кровь, радость. Черный — земля, космос, смерть, печаль. Ученики зарисовывают в альбомы основные знаки семантической символики мезенской живописи, пользуясь изображениями на плакатах (слайдах) и раздаточным материалом. Семантика мезенской росписи
| Разъяснение смыслового значения отдельных символов мезенской росписи (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающий) | устное изложение, показ | непосредственный контроль работы учащихся по зарисовыванию символов | - проектор, - слайд-шоу элементов семантического ряда мезенской росписи, - плакаты и раздаточный материал (семантика мезенской росписи) - музыкальное сопровожде-ние – проигрывание русских народных песен | см. Приложение 3, Приложение 7 (аудиофайлы русских народных песен) | ||||||||||
3. Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных. | В мезенской росписи часто используют стилизованные изображения птиц и животных, которые имеют дополнительные значения в бытовой магии. Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство. | Разъяснение смыслового значения изображений животных и птиц в мезенской росписи (объяснительно-иллюстративный) | устное изложение, показ | контроль реакций обратной связи | - проектор, - слайд-шоу изображений животных и птиц на изделиях мезенской росписи, | см. Приложение 4 | |||||||||
Работа учащихся по плакатам стилизации животных. Два основных этапа стилизации: а). Выявление основного в изображении той или иной формы. б). Освобождение от несущественных признаков. Такая художественная переработка формы образца ради подчинения его украшаемому предмету называется стилизацией натуры. Дикие животные изображаются без глаз и ушей, чтобы они не увидали и не услыхали охотников. | Последователь-ный показ и объяснение порядка рисования стилизованных изображений животных и птиц (демонстра-ционный, проблемно-развивающий, алгоритмичес-кий) | устное изложение, показ | непосредственный контроль работы учащихся по рисованию стилизованных животных и птиц в соответствии с образцовым алгоритмом | - проектор, - слайды (плакаты) поэтапного рисования изображений животных на изделиях мезенской росписи | см. Приложение 4 | ||||||||||
Заключитель-ная часть | Заключение по занятию | Подведение итогов урока. Демонстрация лучших работ детей (объяснительно-иллюстративный) | устное изложение, показ | контроль реакций обратной связи | рисунки детей | ||||||||||
Выдача задания учащимся на самостоятельную работу (при необходимости) | |||||||||||||||
Ответы на вопросы учащихся |
Приложение 1
Из истории мезенской росписи
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени, которое как центр росписи по дереву впервые упоминается в 1906. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи – Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Ареал Мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке - бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень.
Как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В.С. Воронов говорил: “Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов”.
Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше.
Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Происхождение Мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Хотя промысел в с. Палащелье Лешуконского района возник довольно поздно, древность сюжетов и самой техники росписи на прялках и других деревянных изделиях несомненна. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки Мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. В.С. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как "таинственную и любопытную", указав на ее связи с древними греческими стилями.
На берегах Белого моря и Онежского озера найдены наскальные изображения, которые перекликаются с рисунками в Мезенской росписи. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, невольно напоминает палеолитические пещерные росписи Франции...
В Мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму. Художник выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее, подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
На мезенских прялках дерево чаще всего изображается с большой птицей на вершине. Бывает несколько деревьев. Можно увидеть на прялках лодки и корабли. Многое из декоративных росписей уничтожило время и до нас дошли только отдельные узоры. Часто они похожи по стилю, манере, колориту, но нет и двух точно повторяющихся. Характерной чертой росписи является наличие полос или ярусов. Можно выделить три яруса как бы подземный, земной и небесный миры. Часто можно выявить семь ярусов, что связывают с семеричным строением мира. Конструкция прялок уподоблялась древу жизни, расчлененному на несколько ярусов-миров. В нижнем и среднем главными фигурами являются кони или олени, а в верхнем - птицы.
Вероятно, ярусы соответствовали трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира. Ярусы разделены горизонтальными полосами, заполненными геометрическим узором.
Исследователи трактуют сюжеты мезенской росписи не как бытовые, а скорее как религиозные и языческие в своей основе.
Кони и птицы очень просты в изображении, схематичны, такой способ изображения очень древний, почти детский и вполне доступный для освоения в Детской художественной школе.
В росписи преобладают зооморфные изображения - знаменитые бегущие кони, олени, птицы. На внутренней стороне каждой мезенской прялки имеется сюжетный рисунок (дерево с птицей, охотник с ружьем, пароход с матросами).
Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.
Самый распространенный сюжет прялок - это кони. Окрашенные, одни в черный, другие в красный цвет, лошади, нередко, следуют друг за другом.
Олицетворяя, по всей видимости, загробный и сущий миры. О том, что изображаемые на прялках кони неземного происхождения, свидетельствуют также многочисленные солярные знаки, помещенные рисовальщиками над гривами, между ног и под ногами коней, а также особенности изображений самих фигур животных. Кони мезенских росписей отстоят от реального прототипа. Большинство их имеет красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Туловища черных коней покрывались нередко сплошным решетчатым узором, еще больше подчеркивающим их необычное происхождение.
Противоестественно длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобно тем, как рисовались на птицах тех же прялок.
Нередко кони изображались не следующими друг за другом, а противостоящими друг другу. Иногда на вздыбленных лошадях нарисованы борющиеся друг с другом всадники.
В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесенные одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика или датой изготовления.
Традиционно в мезенской росписи использовались только два цвета – красный и черный. Может быть, именно потому, что эти цвета достаточно просто было получить. К примеру, для того, чтобы сделать красную краску, требовалось смешать растертый мергель, красный камень с берегов реки в настое смолы лиственницы, затем эту смесь клали в горшочек и ставили в печь, в тепле смола растягивалась, и получалась красная краска. Способ приготовления черной краски был еще более незамысловат. Принцип производства оставался тем же, только мергель заменяли сажей.
Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна была три раза укладываться в ее длине. Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче. Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв. Внутреннее содержание символов, точное их происхождение, взаимная связь уже практически утрачены.
Основные мотивы геометрического орнамента - солярные диски, ромбы, кресты - напоминают аналогичные элементы трехгранно-выемчатой резьбы. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815 году. Хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах, выполненных в мезенском регионе в 18 в. По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в.
Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.
В середине 1960-х гг. мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф. М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С. Фатьяновыми в селе Селище. В Архангельске на экспериментальном предприятии "Беломорские узоры" выпускаются сувенирные изделия с традиционной мезенской росписью.
В последние годы, изучение Мезенского письма получило большое распространение в школах, студиях. И сегодня мы с вами начнем изучение темы “Мезенская роспись”.
Приложение 2
Семантика мезенской росписи
(материал для мини-игры «Угадай значение символа»
Учитель рисует на доске несколько символов и просит детей угадать их значение, дав при этом мотивированное обоснование своего мнения.
Рассмотрим сначала семантику самых простейших знаков, которые в дальнейшем помогут расшифровать нам любые мезенские орнаменты. Не вызывает сомнения, что знаки первоэлементов – стихии земли, воды, воздуха и огня – занимают очень большое место в мезенских орнаментах: прялки сверху донизу испещрены горизонтальными прямыми и волнистыми линиями, многочисленными штрихами и спиралевидными завитками.
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх – низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного – вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
В фольклоре многих народов реки и моря разделяют миры живых и мертвых, естественный и сверхъестественный миры – в этом проявляется символизм воды как переходного состояния. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, значит, вода являлась для наших предков источником самой жизни. Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами – скорее всего означают воздух, ветер – один из первооэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым.
Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира. Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила.
Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (”Пойманный ветер”, – говорят дети).
Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, – сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается – признаки, позволяющие предположить, что огонь – земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику.
В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль – один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное.
Сжатая спиральная пружина – символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (”коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль – мужской знак, нисходящая – женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара – это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах – пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери.
Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.
Панно - “Гимн жизни”
Панно условно делится на две части: верхняя олицетворяет небесный мир, а нижняя – земной. В центре композиции изображен знак “Плодородие”, объединяющий небесный и земной миры. В основе “Плодородия” красный крест – совмещение небесного и земного.
Многократно повторяется круговая охрана этого важного символа в виде летящих птиц – человеческих душ. По сторонам четким строем вытянулись елочки – олицетворение мужской силы.
В основании “Плодородия” – вечное Древо Жизни, заполненное бесчисленными ромбиками – родами. Четыре стороны света обозначены солярными знаками различной конфигурации. Вокруг них вьются уточки – души предков.
Венчает знак “Плодородия” “окно” в небесный мир.
В небесном мире царят оленихи-роженицы, подательницы жизни.
В земном мире вереница красных коней означает движение солнца по небу.
Тут же помещен орнамент вспаханной земли.
Вся композиция заключена в орнаментальную рамку, означающую понятие “белого света”.
Приложение 3
Семантика мезенской росписи
(раздаточный материал для учащихся)
символ | значение |
- Твердь земная или небесная (вне зависимости от цвета) | |
- Земля со спящим в ней зерном | |
- Зерна спящие | |
- Зерна набухшие | |
- Вода | |
- Благодатная вода | |
- Бурная вода | |
- Земля (кочки + холмики) | |
- Зимняя ель | |
- Ивовый куст | |
- Водоросли | |
- Пашня | |
- Дикая пашня | |
- Засеянная пашня | |
- Три стихии (воздух, вода, огонь) весной или летом | |
- Три стихии (воздух, вода, огонь) осенью или зимой | |
- Три стихии (воздух, вода, огонь) + земля | |
- Солнце не яркое | |
- Солнце яркое | |
- Мужской свадебный знак | |
- Просьба о помощи от сил неба и земли (и прибавления ума) | |
- Девочка | |
- Девушка | |
- Женщина (вышла замуж) | |
- Вдова | |
- Знак стабильности | |
- Пожелание блага летом | |
- Пожелание блага зимой | |
- Знак семейной гармонии | |
- Перья | |
| - Весенние насекомые |
- Растения | |
- Корешки | |
| - Лужок |
- Стихийка | |
- Знак-оберег для того, чтобы все пожелания добра сбылись. |
элемент орнамента | значение |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока Углубление представлений о народном искусстве, языке, символике декоративно-прикладного искусства
Задачи урока: Дать понятие "народная роспись Мезени", обобщив знания учащихся, полученные на уроках истории искусства. Познакомить с типовыми приемами рисования элементов мезенской росписи. Способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности. Создать условия для развития коммуникативно-творческой способности, креативного мышления, моторики рук. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудоване: проектор, видеоряд предметов, украшенных мезенской росписью; разделочная доска мезенской росписи; фотография старинной прялки; плакаты с изображением символов мезенской росписи; плакаты этапов рисования стилизованных животных и птиц; раздаточный материал – семантика мезенской живописи; магнитофон с записью русских народных песен; основные понятия по словарю Ожегова; инструкция по безопасности работы; тетрадь, альбом для рисования; гуашь красного и черного цвета; кисти № 0,2, палитра, ветошь.
План урока 1. Беседа об истории мезенской росписи. 2. Зарисовывание семантического словаря Мезени. 3. Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных.
1. Беседа об истории мезенской росписи.
Большое место в оформлении изб русского Севера занимала роспись. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Как и большинство народных промыслов, свое название мезенская роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень протекает на границе тайги и тундры. Мезенская роспись – одна из наиболее древних художественных росписей. Тематика мезенских росписей, их лаконичность и выразительность сближают эту роспись с древними наскальными рисунками. В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнамент имеет скупую, условную форму. Мезень писалась сажей и глиной, которую растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой или пером тетерева. Художник выстраивал узор сообразно внутреннему настрою и отношению к предмету или его будущим владельцам, тем не менее подчиняясь строгим правилам построения орнамента и каноническим значениям символов.
2. Зарисовывание семантического словаря Мезени
Семантические узоры, повторяясь, образуют орнамент, который, в свою очередь, тоже имеет смысловое значение. Геометрические фигуры орнаментов являются не только и не столько элементами украшения бытовых вещей, сколько оберегами, долженствующими защищать их владельцев от гнева божеств, природных стихий и дурного глаза врагов. Информация, заложенная в этих фигурах-символах настолько разнообразна, что - при знании их смысла – можно по росписи составить рассказ. Цвета семантических символов – красный, терракотовый, черный
Два основных этапа стилизации: а). Выявление основного в изображении той или иной формы. б). Освобождение от несущественных признаков. Такая художественная переработка формы образца ради подчинения его украшаемому предмету называется стилизацией натуры. Дикие животные изображаются без глаз и ушей, чтобы они не увидали и не услыхали охотников. Работа по плакатам стилизации животных 3. Упражнения по поэтапному рисованию стилизованных животных
Олень приносит счастье, веселье, связан с праздником громовика Ильи-пророка (древний аграрно-охотничий культ). Конь дополнительно несет солнечное значение. По верованию древних он возносит Солнце на небо каждое утро. Образ птицы в фольклоре имеет особое значение. Наиболее часто изображаемыми были лебедь и утка. Утка особая птица - она уносит Солнце каждый вечер в подземный мир, сохраняя порядок вещей. Лебедь связан со стихиями неба и воды, сулит урожай, свет, богатство.
4. Подведение итогов урока
Электронные ресурсы по теме урока http ://www.mezenart.ru/ http://www.perunica.ru/rukodelie/1562-mezenskaya-rospisistoriya-i-tradicii.html http://podelkidoma.ru/node/155 http://gorod.tomsk.ru/index-1284626619.php http:// www.kefa.ru/article/xple/mezen/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Поэтапное выполнение основного элемента Мезенской росписи-коня"
Раздел -Декоративно-прикладное искусство. Место учебного занятия в образовательном процессе: обобщающее занятие в разделе программы «Изучение элементов Мезенской росписи» дополнительного образова...
Методическая разработка открытого занятия на тему: «Роспись салфетки в стиле Мезенской росписи»
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКАПРЕДМЕТ: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО...
План- конспект занятия Знакомство с Мезенской росписью
Знакомство с Мезенской росписью. Рисование элементов Мезенской росписи....
Мастер-класс по изготовлению сувенира «Солнышко» в Мезенской росписи.
Целью данного мастер-класса является формирование у обочающихся интереса к художественным промыслам России.В процессе создания сувенира учащиеся знакомятся с элементами Мезенской росписи по дереву....
Семантика геометрического орнамента в мезенской росписи на уроках ИЗО 7класс
Технологическая карта урока составлена согласно требованиям ФГОС...
Методическая разработка по проведению мастер-класса "Кулон именной" (в стиле мезенской росписи)
Мезенская роспись прекрасно подходит для использования в творческих занятиях с детьми. Данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с ...
Образовательная практика - исследовательский проект "Элементы мезенской росписи в керамике"
Основная задача преподавания декоративно-прикладного творчества – развитие творческого потенциала личности, эмоциональности, духовности, приобщение к искусству через теоретические знания и практическу...