Конструкция и декор предметов народного быта (ИЗО, 5 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Петропавловская Дарья Дмитриевна

Материал содержит план-конспект урока с изображениями для проведения занятия (ИЗО, 5 класс) по теме:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_klass_konstruktsiya_i_dekor_predmetov_narodnogo_byta.docx542.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Конструкция и декор предметов  народного быта».

Педагогическая цель:

Задачи урока:

Создать условия для формирования  навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка)

  • Способствовать формированию  умения передавать единство формы и декора.
  • Способствовать формированию навыков работы с художественной росписью, навыков работы в стиле русских народных промыслов, практических навыков работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).
  • способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного
  • Способствовать воспитанию любви к различным видам народного творчества

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты (предметные ПР)

Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Личностные (ЛР)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

УУД   Метапредметные (МПР)

Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Основное содержание темы, понятия, термины.

Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности утвари и разнохарактерности украшений

Образовательные ресурсы.

В/ф «Народные промыслы» Презентация «Конструкция и декор предметов  народного быта».

 Иллюстрации с изображениями русских народных бытовых предметов Формы и типы росписей предметов народного быта.  Бумага, цветные карандаши

Ход урока:

                I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге  мы заглянули  в крестьянскую избу.

Картинки по запросу крестьянская изба

Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.

-Вспомните, ребята, как называется передний угол избы?

(Красный)

- Почему он так называется?

Красный - значит красивый, главный, светлый. Красный угол считался главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол.

Картинки по запросу красный угол рисунок

-Потолок был подобен небесному своду. Пол подобен земле.

-А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была печь.

Картинки по запросу русская печь рисунок

- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?

Печь кормила, спасала от холода. Печь считали семейным очагом. На ней сушили одежду. Дети, забравшись на печь, слушали сказки.

-Ребята какие вы знаете сказки, где печка является действующим персонажем?

(Гуси-лебеди, По щучьему велению)

-Что еще из мебели мы видим?

Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали.

Детская колыбель, подвешенная к потолку, люлька.

Картинки по запросу люлька старинная

- Чем изба украшалась?

Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)

-Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы?

Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда не похожа на современную, имеет интересную форму и узоры. Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.

В различных областях прялки отличались по конструкции и форме, украшались резьбой, росписью или их сочетанием.

Форму прялки украшали выступами-«городками», снизу - «серьгами», «ожерельями».

Декоративное оформление прялки часто напоминало празднично одетую женскую фигуру, украшенную нитями бус.

 (436x600, 96Kb)

И.М.Прянишников Пряха 1878

Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание.

Картинки по запросу ковш - скопкарь

Ковш – скопкарь

Особое место на столе занимали хлеб и соль. Соль стоила дорого. К ней относились бережно.  

Солонки вырезались из дерева в форме уточек, украшенных тончайшей резьбой.

http://egmuseum.ru/uploaded/image/solonica_master_v.jpg

Солоница. Мастер В.Т. Савинов. Кон. XIX-нач. XX вв.

Хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия.

хлебница

Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома Луб, дерево. Белофонная роспись.

На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. Предметы были удобными и красивыми.

VI.   Физминутка

Отгадайте загадку.

«Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто к доске привязали».

                                                (Прялка)

http://festival.1september.ru/articles/597639/img6.gif

VII. Постановка художественной задачи.

Нам предстоит накрыть стол предметами народного быта (на доске фрагмент стола в русской избе)   

Придумайте форму и узор предметов.

Какими узорами, символами вы будете украшать предметы? Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.

VIII.  Практическая работа.

Продумайте и сконструируйте предметы, а затем нанесите простым карандашом солярные   знаки и  узоры, потом обведите их фломастерами, красками.

Какие цвета мы будем использовать?

Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.

Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.

Работаем быстро и качественно.

IX.  Просмотр и анализ работ.

X. Подведение итогов.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.

Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, выполняя предметы народного быта. Вы конструировали и создавали декор предметов народного быта, вкладывая частичку своей души.

На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции  и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням.

Наш урок способствовал формированию любви и понимания к национальному российскому искусству. А это и были главные цели нашего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему"Конструкция и декор предметов народного быта"

План урока ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".                                 ...

"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс

Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1.      Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта"....

Урок по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока:« Конструкция и декор предметов народного быта ».

На уроке учащиеся знакомяться с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком , помогали в быту , труде и были участниками праздников.  ...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Презентация к уроку "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка." 5 класс

Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки....