Конструкция и декор предметов народного быта (ИЗО, 5 класс).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Материал содержит план-конспект урока с изображениями для проведения занятия (ИЗО, 5 класс) по теме:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass_konstruktsiya_i_dekor_predmetov_narodnogo_byta.docx | 542.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | «Конструкция и декор предметов народного быта». |
Педагогическая цель: Задачи урока: | Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка)
|
Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности утвари и разнохарактерности украшений |
Образовательные ресурсы. | В/ф «Народные промыслы» Презентация «Конструкция и декор предметов народного быта». Иллюстрации с изображениями русских народных бытовых предметов Формы и типы росписей предметов народного быта. Бумага, цветные карандаши |
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Ребята, давайте представим, что мы с вами, путешественники и устав в дороге мы заглянули в крестьянскую избу.
Здесь все как в природе – гармонично и совершенно.
-Вспомните, ребята, как называется передний угол избы?
(Красный)
- Почему он так называется?
Красный - значит красивый, главный, светлый. Красный угол считался главным местом в доме. Это духовный центр дома. Самых почетных, дорогих гостей сажали в красный угол, на лавку за стол.
-Потолок был подобен небесному своду. Пол подобен земле.
-А своеобразным материальным центром крестьянского жилища, символом тепла, главным оберегом семьи была печь.
- Какую роль играла печь в жизни крестьянской семьи?
Печь кормила, спасала от холода. Печь считали семейным очагом. На ней сушили одежду. Дети, забравшись на печь, слушали сказки.
-Ребята какие вы знаете сказки, где печка является действующим персонажем?
(Гуси-лебеди, По щучьему велению)
-Что еще из мебели мы видим?
Широкие лавки, которые прибивались к стенам и полу, на них и сидели и спали.
Детская колыбель, подвешенная к потолку, люлька.
- Чем изба украшалась?
Вышитыми полотенцами, скатертью, занавесками, самоткаными половиками.)
-Что еще привлекает ваше внимание в интерьере избы?
Хозяйка в русской народной одежде прядет пряжу, посуда не похожа на современную, имеет интересную форму и узоры. Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению.
В различных областях прялки отличались по конструкции и форме, украшались резьбой, росписью или их сочетанием.
Форму прялки украшали выступами-«городками», снизу - «серьгами», «ожерельями».
Декоративное оформление прялки часто напоминало празднично одетую женскую фигуру, украшенную нитями бус.
И.М.Прянишников Пряха 1878
Ковши имели образы ладьи, коней, птицы, солнца. Их пластическая форма плавно перетекала от чаши в изящную голову и изогнутый хвост. Форма сосуда и нарядная роспись создавали единое образное звучание.
Ковш – скопкарь
Особое место на столе занимали хлеб и соль. Соль стоила дорого. К ней относились бережно.
Солонки вырезались из дерева в форме уточек, украшенных тончайшей резьбой.
Солоница. Мастер В.Т. Савинов. Кон. XIX-нач. XX вв.
Хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании достатка и благополучия.
Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома Луб, дерево. Белофонная роспись.
На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые обеспечивали его жизнь и его быт. Предметы были удобными и красивыми.
VI. Физминутка
Отгадайте загадку.
«Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто к доске привязали».
(Прялка)
VII. Постановка художественной задачи.
Нам предстоит накрыть стол предметами народного быта (на доске фрагмент стола в русской избе)
Придумайте форму и узор предметов.
Какими узорами, символами вы будете украшать предметы? Символами солнца, земли, воды, т.е. солярными знаками. Можно изобразить птицу счастья или коня.
VIII. Практическая работа.
Продумайте и сконструируйте предметы, а затем нанесите простым карандашом солярные знаки и узоры, потом обведите их фломастерами, красками.
Какие цвета мы будем использовать?
Красный, желтый, коричневый, изредка зеленый, синий, черный.
Красота росписи достигается вовсе не обилием цвета, а согласованностью ограниченных цветов.
Работаем быстро и качественно.
IX. Просмотр и анализ работ.
X. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, выполняя предметы народного быта. Вы конструировали и создавали декор предметов народного быта, вкладывая частичку своей души.
На уроке мы не только пытались создавать единство конструкции и декора предметов народного быта, но и прикоснулись к нашим древним корням.
Наш урок способствовал формированию любви и понимания к национальному российскому искусству. А это и были главные цели нашего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему"Конструкция и декор предметов народного быта"
План урока ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта". ...
"Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка", 5 класс
Урок изо 5 класс.Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта. Прялка". 1. Учить учащихся создавать форму прялки по законам красоты, симметрии, утилитарного назнач...
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта".
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе на тему "Конструкция и декор предметов народного быта"....
Урок по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока:« Конструкция и декор предметов народного быта ».
На уроке учащиеся знакомяться с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком , помогали в быту , труде и были участниками праздников. ...
Разработка урока ИЗО 5 класс "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка."
Знакомство с русской прялкой, её видами....
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Презентация к уроку "Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка." 5 класс
Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки....