План урока по теме "ЗИМНЯЯ СКАЗКА» 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Гогу Марина Александровна

ТЕМА УРОКА «ЗИМНЯЯ СКАЗКА»

5 КЛАСС

 

Цель: развитие эстетического восприятия природы и её отображение

  в произведениях различных видов искусства;

 

           Задачи:

 

Образовательная – учить выполнять пейзаж .

 

Развивающая - формирование навыков посильного создания художественного образа природы; развитие воображения и ассоциативного мышления учащихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников и различных видов искусства;

 

Воспитательная – воспитание бережного отношения к природе, воспитание эстетического отношения к действительности.

 

 

Оборудование: презентация  « Зимняя сказка»

 

План – конспект урока.

 

1. Организационный момент.

 

2. Беседа по теме урока.

 

    

 

     - Времена года – любимейшая тема в искусстве поэтов, художников, музыкантов.

 

Иван Захарович Суриков в своем стихотворении «Зима» писал:

                    Белый снег пушистый

                    В воздухе кружится

                    И на землю тихо

                    Падает, ложится.

                    И под утро снегом

                    Поле забелело

                    Точно пеленою

                    Все его одело.

                   

     - А кого вы знаете еще из поэтов, кто писал о Зиме.

 

Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»:

                  Мороз и солнце: день чудесный!

                  Еще ты дремлешь, друг прелестный,-

                  Пора, красавица, проснись:

                  Открой сомкнуты негой взоры.

                  Навстречу северной Авроры

                  Звездою севера явись!

 

Михаил Юрьевич Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

                 На севере диком стоит одиноко

                 На голой вершине сосна

                 И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

                 Одета, как ризой, она…

 

Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Вьюга злится за окном…»

                 Вьюга злится за окном,

                 Белая береза

                 Вся окутана кругом

                 Инеем мороза…

 

    - Ребята, а художники писали картины про Зиму.

Какие вы знаете картины, написанные о зиме.

 

Юрий Клевер « Зимний пейзаж с избушкой»

 

Игорь Гробарь «Зимнее утро»

«Иней-1905г.»

«Зимний вечер»

 

Коровин Константин А. «Зимой»

 

Василий Д. «Ранний снег»

 

 

Какое время года изображено в произведениях?

 

Мы видим начало  или конец зимы?  (неглубокий, чистый , рыхлый, почти нетронутый снег, говорит о начале зимы)

 

Какое здесь состояние природы? ( спокойное, тихое, умиротворенное)

 

Какие цвета преобладают в картинах? (белый, синий, черный)

 

Какие вы знаете выразительные средства живописи? (перспектива, светотень, линия, силуэт)

 

Какими средства художники  используют в названных картинах ?

 

Вывод: На картинах мы видим удивительное свойство живописи . Художники создают иллюзию жизни, передают зримые образы действительности, и в тоже время отмечают неподвижность живописного изображения, передающего один момент, одно состояние.

. Тема урока. Цели урока.

 

      - Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с образом времени года в искусстве. Тема урока «Зимняя сказка». На уроке мы будем совершенствовать умения и навыки отражать природные явления, а именно при написании пейзажа «Зимние причуды», выполнять данную работу будем в технике монотипии.

Повторим что такое пейзаж, живопись, монотипия, последовательность изображения пейзажа. Я хочу, чтобы при написании пейзажа вы проявили творчество и чтобы одинаковых работ у нас не было.

 

3. Повторение знаний.

 

Что такое пейзаж? (жанр, посвященный воспроизведению естественной или измененной человеком  природы)

 

Что такое живопись?(вид изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, познания явлений и предметов действительности решаются цветом. Произведения живописи создаются красками.)

 

Что такое монотипия? (техника выполнения рисунка, когда на стекло наносится кистью, палочкой рисунок гуашевой краской, затем прикладывается бумага и делается оттиск.)

 

Какие вы знаете виды пейзажного жанра? –

 

Сельский пейзаж                      Городской пейзаж

 

Парковый пейзаж                        Морской пейзаж

 

Архитектурный пейзаж                   Индустриальный пейзаж

 

Героический пейзаж                          Декоративный пейзаж

 

Эпический пейзаж                  Исторический пейзаж

 

Романтический пейзаж      Космический пейзаж           Пейзаж настроения

 

Повторим последовательность изображения пейзажа:

 

Изображение пейзажного мотива:

Определение формата и положения листа бумаги.

Проведение линии горизонта, определяющей соотношение земли и неба.

Рисование на земле основных элементов пейзажа (самые важные и большие)

Отмечают обобщенную пространственную форму

по внешним контурам светл. линиями по законам линейной перспективы.

Намеченное в обобщенном виде прорисовывается и детализируется

по законам воздушной перспективы

 

Тонирование рисунка:

-установление тоновых отношений между землей и небом;

-передаем тоновые различия между элементами первого плана и землей;

-потом между элементами первого плана и небом;

-переходим к тоновым отношениям между всеми планами и частями

 каждого плана.

Живописное изображение пейзажа:

-представляем себе цветовой строй пейзажа;

-цветовой строй пейзажа задается освещением (солнцем, луной, небом)

 и состоянием атмосферы;

-фиксируем основные цветовые отношения земли и неба и связанных

 с ними компонентов с учетом изменения цвета от плана к плану.

Моделировка формы:

-передаем объем каждого элемента пейзажа;

-передаем объем обусловленными цветовыми оттенками, возникшими

 в результате взаимодействия всех элементов данного плана;

-устанавливаем цветовую связь между всеми планами пейзажа.

 

4. Рефлексия.  Музыка П.И. Чайковского   «Времена года».

 

Ребята попрошу вас расслабиться, сесть как вам удобно, закрыть глаза, представьте что вы на природе, у каждого из вас появляется своя картинка, попробуйте войти в эту картинку и почувствовать себя в образе какого-то элемента на картинке.(дерева, сугроба, веточки, тучки, тени…)

Оставайтесь в этом же состоянии только откройте глаза, возьмите кисти в руки, краски и попробуйте написать на стекле свою увиденную картинку.

(техника безопасности при работе со стеклом)

 

5 Самостоятельная работа учащихся.

6 Итог урока.

 

-На этом этапе работу заканчиваем. На следующем уроке мы с вами продолжим эту работу. Нам остался последним этап изображения пейзажа - моделировка формы. Это мы будем делать с помощью фломастеров или гелевых ручек. Что вам и надо будет принести на следующий урок. 

Ребята  что нового вы узнали  на уроке?  Что на ваш взгляд было интересн.?  Что ты хотел изобразить? Получилось ли у тебя, что ты задумал?

 

В начале нашего урока мы говорили о том что времена года- это любимейшая тема в творчестве поэтов, художников, еще это любимейшая тема в творчестве композиторов.

Во время выполнения работы вас сопровождала музыка П.И. Чайковского.

Очень много песен народных сложено о зиме.

Я хочу закончить наш урок песней, кто знает подпевайте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnyaya_skazka.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зимняя сказка Презентация выполнена Гогу Мариной Александровной, учителем ИЗО высшей квалификационной категории МБОУ лицея №5 .

Слайд 5

Поэтапное рисование зимнего пейзажа

Слайд 13

Источники и ресурсы: (Музыка П. И. Чайковского: январь. У камелька, из цикла «Времена года» « Снежная песенка» муз. Д. Львова- Компанейца, сл. С. Богомазова) http://www.best-animation.ru/zima14.html http : //www.pnarisuem.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА (Экономическая социализация 10 класс) Тема урока: Умение вести переговоры

Курс преподавание "Экономической социализации" в основной школе -интегрированный курс, информационно насыщенный мультипредметными связями,включающими и жизненный опыт старших школьников и ранее приобр...

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...

План урока биологии для 6 класса "Царство Грибы".(Викторов В.П., А.И. Никишов А.И. «Растения. Бактерии. Грибы и лишайники», 6 класс)

Урок для повторения темы "Царство Грибы" с использованием игротехнических приемов....

Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.

В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...