Рабочая программа 5-6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6 класс) на тему

Ивченко Елена Михайловна

Рабочая программа 5-6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._progr._5-6_klass_2016-17g.docx36.46 КБ
Файл ktp_5-6_klass_2016-17.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 Манинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрена»

Руководителем ШМО

_______/________________./

                              ФИО

Протокол заседания ШМО

№__ от «__  » ______ 20__ г.

«Согласована»

Заместителем директора по УВР МКОУ Манинская СОШ

__________/ О.И.Чепуркова/

Протокол №  ___

от «__»   ________20__г.

                                 

 

«Утверждена»

Приказом по МКОУ Манинская СОШ № ___

от «___»_________ 20__ г.

Директор  

_________/С.И.Кущева /

                         

                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству 5-6 класс

предмет, класс (параллель)

Ивченко Елены Михайловны

Ф.И.О. учителя,

учителя искусства, IКК

должность, категория

                                                                                                   Принято на заседании

педагогического совета

протокол № __

от «___» _________ 20___ г.

2016 – 2017  учебный год

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

5 класс

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания  жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо-ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху-дожественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра-женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по-нимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными матери-алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран-ственных искусств, в специфических формах художественной дея-тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

6 класс

Предметные:

  • понимать место и значения современного декоративного искусства в жизни человека и общества, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, материалов, техник (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
  • осознавать богатые возможности современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства;
  • выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией (панно) в конкретном материале;
  • приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
  • научатся  принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
  • смогут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в коллективе, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
  • уважение и интерес к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству — сокровищнице мировой цивилизации;
  • социальное видение предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
  • активное и заинтересованное отношение к познанию, а также готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
  • осознание мира через освоение художественного наследия народов мира и практическую художественно-творческую деятельность;

Содержание учебного предмета 

5 класс

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

I четверть. Древние корни народного искусства

  • Древние образы  в народном искусстве
  • Внутренний мир русской избы
  • Конструкция, декор предметов народного быта и труда
  • Образы  и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

II четверть. Связь времен в народном искусстве

  • Древние образы  в современных народных игрушках
  • Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
  • Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
  • Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
  • Роль   народных   художественных   промыслов   в   современной жизни (обобщение темы)

III четверть. Декор — человек, общество, время

  • Зачем людям украшения
  • Декор и положение человека в обществе
  • Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают гербы и эмблемы
  • Роль декоративного искусства в жизни человека и обществ (обобщение темы)

IV четверть. Декоративное искусство в современном мире

  • Современное выставочное искусство
  • Ты  сам — мастер декоративно-прикладного  искусства.  Создание декоративной работы в материале.

   

Тема года:  Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

Раздел 1 : Древние корни народного искусства

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо,  пол — земля,  подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды. Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Раздел 2 :Связь времен в народном искусстве.

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде — городской, и совершенно иной жизнью. Задача — дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслов.

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь — главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись — свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Раздел 3 Декор – человек, общество, время

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они  и являются особым знаком — знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпоха барокко).

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

Раздел 4 Декоративное искусство в современном мире (10 ч)

Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале и может осуществляться силами одного класса или параллелью классов, работающих по данной теме. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника.

Тема. Современное выставочное искусство

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Создание декоративной работы в материале( творческий проект)

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

• воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников, интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;

• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;

• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);

• развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе осуществления коллективных форм деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.

6 класс:

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Рисунок — основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения.

Объемные изображения в скульптуре.

Мир наших вещей. Натюрморт

Изображение предметного мира — натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта.

         Вглядываясь в человека. Портрет

Образ человека — главная тема в искусстве.

Конструкция головы человека и ее основные пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Графический портретный рисунок.

Сатирические образы человека.

Человек и пространство. Пейзаж

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Пейзаж — большой мир.

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Пейзаж в графике. Городской пейзаж

.

Учебно-методический комплект

Рабочая программа для 5,6 классов составлена в соответствии с  Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, с учётом примерной программы среднего (полного) общего образования по искусству (изобразительное искусство) авторы Н.А.Горяева, О.В.Островская. Данная программа принадлежит к завершённой авторской линии, содержит полное программно-методическое обеспечение.

     УМК  соответствует требованиям государственного стандарта среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников на 2016-2017 учебный год.

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

  • Н.А.Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство.Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.5 класс» под редакцией Б.М.Неменского М. Просвещение 2015г; 
  • Н. А. Горяева, О.В.Островская «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. М. Просвещение 2015г;  
  • Л.А.Неменская «Искусство в жизни человека» под редакцией Б.М.Неменского М. Просвещение 2015г; 
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  • Примерная программа по изобразительному искусству.
  • Рабочие программы по изобразительному искусству.
  • Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства).
  • Учебно-наглядные пособия.
  • Энциклопедии по искусству, справочные издания.
  • Книги о художника

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

ТСО (средства ИКТ)

  • Проектор
  • Компьютер
  • Портреты русских и зарубежных художников.
  • Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента, стилям архитектуры, одежды, предметов быта.
  • Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
  • Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
  • DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи.
  • Презентации на CD или DVD-дисках: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников.
  • Краски акварельные, гуашевые; тушь, ручки с перьями; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры;; пастель; кисти беличьи; емкость для воды; пластилин; клей; ножницы; подставки для натуры.
  • Муляжи фруктов, овощей; изделия декоративно-прикладного искусства; гипсовые геометрические тела; гипсовые орнаменты; керамические изделия (вазы, кринки и др.), драпировки; предметы быта;



Предварительный просмотр:

VII. Тематическое планирование и основные виды

деятельности учащихся

5 класс

№ п/п

Тема  урока

Количество часов

Дата

Примечания

по плану

по факту

1

Древние образы в народном искусстве.

14.09.16

2

Внутренний мир русской избы

28.09.16

3

Конструкция и декор предметов народного быта

12.10.16

4

Русская народная вышивка

26.10.16

5

Древние образы в современных

народных игрушках

16.11.16

6

Искусство Гжели. Истоки и

современное развитие промысла

30.11.16

7

Искусство Гжели.

14.12.16

8

Городецкая роспись

28.12.16

9

Хохлома

25.01.17

10

Жостово. Роспись по металлу                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

08.02.17

11

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

22.02.17

12

Зачем людям украшения

08.03.17

13

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

22.03.17

14

Одежда говорит о человеке (работа в карандаше)

12.04.17

15

О чем рассказывают гербы и эмблемы

26.04.17

16

Современное выставочное искусство

Витраж. Мозаика.

10.05.17

17

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

24.05.17

6 класс

№ п/п

Тема  урока

Количество часов

Дата

Примечания

по плану

по факту

1

Рисунок-основа изобразительного творчества.

12.09.16

2

Ритм линий. Ритм пятен.

26.09.16

3

Цвет. Основы цветоведения.

10.10.16

4

Объемные изображения в скульптуре

24.10.16

5

Изображение предметного мира – натюрморт.

07.11.16

6

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

21.11.16

7

Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике.

05.12.16

8

Цвет в натюрморте.

19.12.16

9

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

16.01.17

10

Изображение головы человека в пространстве.

30.01.17

11

Графический портретный рисунок.

13.02.17

12

Сатирические образы

27.02.17

13

Роль цвета в портрете.

13.03.17

14

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж - большой мир.

03.04.17

15

Пейзаж настроения. Природа и художник.

17.04.17

16

Пейзаж в графике. Городской пейзаж.

01.05.17

17

Обобщающий урок

15.05.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...